Научная статья на тему 'Разработка стратегии регионального развития (пример Дальнего Востока России)'

Разработка стратегии регионального развития (пример Дальнего Востока России) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1148
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY / DEVELOPMENT OF THE FAR EAST / INNOVATIVE STRATEGIES / NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонов С. Н.

В статье рассматривается концепция стратегии развития Дальнего Востока России. При этом стратегия регионального развития понимается исследователями как способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение цели регионального развития, определенной на национальном уровне, и учитывающий условия изменения как внешней, так и внутренней региональной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонов С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elaboration of regional development strategy (by the example of the Far East of Russia)

The article examines the conception of regional development strategy for the Far East of Russia. The strategy of regional development is considered by the researches as a way to use resources directed at the achievement of the regional development goals. It should be defi ned at the federal level. The conditions for change of external and internal regional environment should be taken into account as well.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии регионального развития (пример Дальнего Востока России)»

Вопросы методологии

Разработка стратегии регионального развития (пример Дальнего Востока России)

С.Н. Леонов

В настоящее время в Институте экономических исследований ДВО РАН ведется разработка концепции стратегии развития Дальнего Востока России. При этом стратегия регионального развития понимается исследователями как способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение цели регионального развития, определенной на национальном уровне, и учитывающий условия изменения как внешней, так и внутренней региональной среды.

Логика разработки стратегии регионального развития предусматривает последовательность действий1:

- учет неопределенности и степени влияния внешних факторов (условий), не зависящих от действия региональных органов власти и коммерческих организаций, на тенденции долгосрочного регионального развития;

- формирование сценариев развития региона под воздействием изменения внешних условий в будущем;

- стратегическое целеполагание, базирующееся на выявленных приоритетах перспективного регионального развития;

- выбор конкретной стратегии регионального развития или формирование комбинированной стратегии, реализующей элементы стратегий различного вида;

- детализация стратегических мероприятий развития в рамках основных секторов региональной экономики.

Одним из главных вопросов разработки региональной стратегии является необходимость учета неопределенности изменения внешней среды при значительной открытости региональной системы.

Проблему неопределенности в развитии внешней среды устранить невозможно, но можно структурировать информацию о развитии внешней для региона среды:

- по иерархии внешних факторов (условий развития);

1 Стратегии макрорегионов России: Методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. академика А.Г. Гранберга. — М.: Наука, 2004. С. 22-24.

- по степени неопределенности (уровню идентификации) формирующихся тенденций;

- по глубине прогнозного периода (5, 10, 15, 20 лет).

Структуризация по иерархии внешних условий учитывает влияние на изменение внешней для Дальнего Востока ситуации на международном и национальном уровнях.

Так, влияние изменения паритета силы мировых экономических центров (США, ЕС и азиатской части АТЭС) определяет изменения на основных направлениях экономической интеграции России в мировое хозяйство — европейском, южноазиатском или дальневосточном. Дальневосточное направление сейчас в поле зрения федерального центра.

На макропараметры российской экономики в перспективе влияют и другие факторы, которые будут опосредованно воздействовать на тренд развития Дальнего Востока:

- эволюция экспортно-сырьевой модели экономики России в условиях сохранения или ухудшения благоприятной внешней конъюнктуры на мировых рынках нефтегазовых, минерально-сырьевых ресурсов и капиталов. Мы эти тенденции оценить пока не можем;

- ухудшение ресурсной и факторной баз российской экономики, включая проблему трудовых ресурсов. Здесь тоже прокол — ясность только с демографическими процессами.

Можно прогнозировать для РФ в перспективе возникновение точек перелома трендов («узловых точек») как реакции хозяйственной системы страны на изменение параметров факторов внешнего воздействия. Часть «узловых точек» будет инициироваться внутри национальной системы, часть — вовне, как отклик на изменение внешних воздействий.

Индуцированные национальной экономикой точки перелома тренда будут базироваться на следующих посылках:

- исчерпание источников роста, в частности возможностей увеличения темпов сырьевого экспорта более 10% в год (как только темпы экономического роста снизятся до 3-4% в год, что может произойти уже к 2010 г., неизбежно проявятся накопленные в экономике дисбалансы, маскируемые сегодня высокими мировыми ценами на нефть);

- старение населения, сокращение трудоспособного населения на 8-10% за каждое пятилетие после 2010 г. (для компенсации потребуется темп роста производительности труда 3-4% в год);

- вероятное усиление наметившихся негативных социальных процессов.

Индуцированные внешним миром точки перелома российского тренда

учесть сложнее, ввиду роста неопределенности, вызванного:

- масштабной реструктуризацией мирового хозяйства (укреплением новых центров силы в Азии — Китая, Индии);

- новыми технологическими прорывами 1990-х гг., которые могут изменить в перспективе как спрос на ресурсы, так и спрос на факторы производства;

- неустойчивостью политического и социально-экономического развития приграничных стран, которые могут стать как ареной борьбы веду-

щих «центров силы» за контроль над экономическими ресурсами, так и новыми составляющими «дуги нестабильности», охватывающей ЮгоВосточную и Центральную Азию, Ближний Восток.

Несомненно одно: траектория развития Дальнего Востока России на ближайшие 15-20 лет будет жестко определяться динамикой развития национальной экономики и общемировых тенденций.

Для количественной оценки влияния внешних факторов и построения сценариев развития Дальнего Востока надо учитывать, что степень неопределенности изменения внешней среды различна для разных социальноэкономических процессов.

Во-первых, всегда можно идентифицировать явные тенденции. Например, демографические, что позволяет прогнозировать естественный прирост населения в регионе. Во-вторых, существуют факторы, влияние которых оцениваемо при квалифицированном анализе. Так, параметры предлагаемых к размещению на Дальнем Востоке отраслевых проектов, эластичность спроса на некоторые устойчивые экспортные региональные товары часто неизвестны исследователю, но их можно установить.

Наиболее сложно оценить остаточную неопределенность2, сохраняющуюся после использования аналитических методов. Но ее можно классифицировать по четырем уровням.

Первый уровень неопределенности позволяет выработать один прогноз будущего (оценка демографических тенденций). Люфт ошибки в прогнозе узок и позволяет задать единственное стратегическое направление.

На втором уровне остаточной неопределенности будущее можно представить в виде нескольких альтернативных вариантов развития событий. Анализ не позволяет определить, какой из сценариев будет реализован, но помогает обозначить возможные варианты. Причем если бы вероятность варианта была предсказуема, то ряд (если не все) элементов стратегии изменились бы.

Ситуация второго уровня возникает, когда региональные власти сталкиваются с серьезными нормативными или законодательными изменениями. Так, вопрос о вступлении России в ВТО можно считать решенным, и в целом ясны последствия для России, но для дальневосточных субъектов Федерации ситуация далека от определенности... Еще одна ситуация, характерная для второго уровня неопределенности, — оценка степени реализуемости федеральных инвестиционных намерений в части поддержки регионального развития. Их трудно предсказать, а оценить вообще возможно только в ретроспективе.

Для неопределенности второго уровня возможные варианты изменения ситуации конкретны, трудно лишь предсказать, какой из сценариев будущего реализуется. Но именно ставка на реализующийся сценарий и определит фактически лучшую стратегию регионального развития.

На третьем уровне неопределенности дискретных сценариев нет, но можно выделить диапазон потенциальных возможностей (вариантов будущего). Так, темпы регионального развития зависят от уровня инновационности применяемых в регионе отраслевых решений, но, принимая решение об инвести-

2 Кортни Х., Керкленд Дж., Вигери П. Стратегия в условиях неопределенности // Управление в условиях неопределенности. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 13.

циях в новые технологии на длительную перспективу, проектировщики часто могут оценить только условный диапазон изменения затрат и эффективности для новых технологий. Вопросы капитало- и трудоемкости стратегических проектов зачастую просто не определены.

На четвертом уровне параметры неопределенности образуют среду, в которой невозможно делать прогнозы. Подобная ситуация была свойственна для 1990-х гг., когда менялась нормативно-законодательная система, система управления и уклад хозяйственной жизни в РФ. Столь высокий уровень неопределенности имеет преходящий характер.

Величина остаточной неопределенности зависит и от глубины прогнозного периода. Это возможно учесть в «матрицах оценки внешнего воздействия», описывающих изменение неопределенности влияния внешних для региона факторов в зависимости от глубины прогноза (5-20 лет) (рис. 1).

Повышение политической и правовой стабильности в стране свело неопределенности региональных стратегических решений к 1-3-му уровням.

Наибольший интерес представляет учет неопределенностей 2-го и 3-го уровней. Проблема в том, что если для неопределенности 2-го уровня можно четко сформулировать несколько сценариев развития ситуации, то на уровне 3 формирование альтернативных сценариев сродни искусству.

Для повышения дискретности сценариев, разрабатываемых при третьем уровне неопределенности, выделяемый набор сценариев должен охватывать набор вероятных, а не всех возможных результатов развития; целесообразно работать с ограниченным числом сценариев для облегчения принятия решения.

Следует учитывать, что существующие проектные и программные документы федерального уровня (федеральные и ведомственные стратегии на 15-20 лет,

целевые долгосрочные программы) на региональном уровне могут рассматриваться как фактор, снижающий остаточную неопределенность регионального развития. Особенно для Дальнего Востока, т. к. закладываемые среднероссийские тенденции можно рассматривать как минимальные для региона, ведь он должен развиваться с темпами, превышающими российские показатели.

Возможные сценарии развития Дальнего Востока России исходят из общепринятого определения сценария как описания возможных вариантов развития исследуемого объекта управления при различных вариантах изменения внешней среды.

Структуризация внешних воздействий на региональное развитие с учетом остаточной неопределенности позволила сформировать ряд сценариев развития Дальнего Востока.

Сценарий 1 (ориентация на внутренний спрос)

Предусматривает развитие российского Дальнего Востока в условиях ориентации на национальный спрос в дальневосточной продукции без существенной государственной поддержки (сохранение тенденций, сложившихся в 1990-е гг.).

Ограниченность внутреннего спроса и слабость государственной поддержки усилят отставание региона от континентальной России. Об интеграции в АТР придется забыть. Произойдет практическая трансформация экономики региона в сырьевую провинцию. Особый удар это нанесет по северу, где будут «закрыты» многие города и поселки. Неизбежным результатом явится экспансия зарубежных предпринимателей с целью незаконной эксплуатации природных ресурсов региона и «тихая аннексия» Дальнего Востока ближайшими соседями.

Поэтому были рассмотрены альтернативные сценарии, обеспечивающие различные формы и степень государственного регулирования и поддержки развития региона.

Сценарий 2 (федеральный приоритет в создании высокоэффективного диверсифицированного хозяйственного комплекса на ДВ)

Основные предпосылки сценария:

- Дальний Восток сохраняет роль крупнейшей природно-ресурсной базы России, обеспечивающей потребности страны и значительные поступления от экспорта;

- высокотехнологичный оборонно-промышленный комплекс, локализованный в Хабаровском и Приморском краях, создает реальное ядро для ускорения инновационного развития региона в целом;

- равная открытость региона в восточном и западном направлениях для эффективного взаимодействия с внешним и внутренним рынками.

Особенность — государственная поддержка на этапе структурной перестройки для стимулирования инновационного развития на принципах самофинансирования в будущем.

Центральная задача — структурная перестройка хозяйства, предполагающая:

- запуск механизма «инновационного мультипликатора», позволяющего получить системный эффект от вовлечения в реализацию инноваций

максимального числа хозяйствующих субъектов для максимизации глубины внедрения и распространения технологий в регионе;

- диверсификацию экономики путем развития комплексирующих и инфраструктурных производств. Инфраструктура ресурсно-добывающих производств должна быть дооснащена инфраструктурой инновационной, базирующейся на технологически интенсивных проектах перерабатывающей промышленности и связанных с ними услугах технического и технологического сервиса, сопровождения и обслуживания;

- перепрофилирование и создание машиностроительных производств, ориентированных на потребности региона в оборудовании для горнодобывающей, лесной и рыбоперерабатывающей промышленности;

- формирование сектора производств по углубленной переработке минерального сырья и биологических ресурсов;

- развитие комплекса океанических отраслей, в первую очередь морской нефтегазодобычи, марикультуры, получения физиологически активных веществ из морских организмов, добыча твердых минеральных ресурсов шельфа.

Специализация на минерально-сырьевых ресурсах сохраняется, но добывающие отрасли нацелены на инновационные технологии максимальной переработки сырья.

Модернизация и создание инфраструктуры и системы жизнеобеспечения потребуют централизованных бюджетных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства.

Сценарий 3 (ориентация на рост внешнего спроса)

Исходит из предпосылки, что Дальний Восток обладает потенциальным сравнительным преимуществом в области разработки и эксплуатации природных ресурсов (традиционная экспортная ресурсная специализация), а в качестве основы роста выделяется еще и третичный сектор экономики (туризм и услуги).

Сценарий строится на создании преимущественных условий для операций, связанных с международным рынком. Потребуется создать условия для свободного движения капиталов, людей и технологий между российским Дальним Востоком и зарубежными партнерами, что, в свою очередь, явится стимулом для привлечения в регион российских инвестиций.

Реализация сценария предусматривает:

- введение на территории правил регулирования и гарантий, общепринятых в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР); интернационализацию собственности как основу интеграции на рынке капиталов и технологий;

- либерализацию режима передвижения людей, организацию контроля и поддержание безопасности;

- введение эффективного и гибкого экспортно-импортного регулирования;

- создание реально функционирующих особых экономических зон при наличии возможностей эффективного развития локальных территориальных узлов на этой основе.

В качестве конкретных шагов по реализации данного сценария следует предусматривать формирование упрощенного пограничного и таможенного

режима в ряде зон (городов) вдоль российско-китайской границы, создание здесь в конечном счете зоны свободной торговли.

Сценарный подход к анализу вариантов развития Дальнего Востока на перспективу показывает, что рост неопределенности и совокупность внешних и внутренних условий долгосрочного развития региона создают качественно новый формат социально-экономического развития региона в ближайшие 15-20 лет, отличающийся и от 1990-х и от начала 2000-х гг. Возникает новый спектр вариантов долгосрочного развития, от реализации возможного негативного сценария — своеобразного «нового изоляционизма региона», сопровождаемого технологическим отставанием, экономической и социальной деградацией и усилением территориальной и социальной дифференциации, до варианта широкомасштабной интеграции со странами АТР на основе мощной государственной поддержки регионального развития, базирующейся на внедрении инновационных разработок.

Следует отдавать себе отчет, что в действительности ни один из рассмотренных сценариев в чистом виде не может быть реализован. Наиболее разумной явится некоторая комбинация основных элементов описанных сценариев, ориентирующаяся на реализацию совокупности стратегических приоритетов развития региона.

Общая стратегическая цель развития Дальнего Востока, соответствующая универсальной цели России в целом, может быть сформулирована как «обеспечение благосостояния и комфортности проживания граждан на основе стабильного роста экономики и обеспечения национальной безопасности».

Сценарный анализ перспектив развития ДВ показал, что реальным механизмом, гарантирующим рост и процветание экономики региона для обеспечения благосостояния и комфортности проживания дальневосточников, может явиться интегрирование российского Дальнего Востока в СВА при сохранении и повышении культурной и социально-экономической общности региона с Российской Федерацией.

Для решения этой задачи Россия должна закрепиться в Азиатско-Тихоокеанском регионе в качестве не только полноправного, но и влиятельного субъекта, что возможно только при условии проведения долговременной политики, направленной на создание устойчивой и динамичной, интегрированной с международным рынком экономической системы именно на Дальнем Востоке.

Для Дальнего Востока достижение формулируемой целевой установки наиболее вероятно в рамках реализации второго из рассмотренных сценариев долгосрочного развития, суть которого состоит в создании высокоэффективного диверсифицированного хозяйственного комплекса на ДВ в рамках реальной федеральной поддержки (приоритета).

С точки зрения реализации имеющихся региональных сравнительных преимуществ общая цель развития Дальнего Востока трансформируется в создание условий для эффективного развития конкурентоспособных в рыночных условиях секторов регионального хозяйства (секторов, имеющих сравнительные преимущества) и обеспечение на этой основе стабильного развития экономической системы региона в рамках международного и внутрироссийского разделения труда для формирования комфортных стандартов жизни населения.

При этом сама по себе близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона не означает для Дальнего Востока России наличия решающего преимущества в экономическом смысле. Проблема заключается в выработке стратегии долгосрочного развития, которая позволяла бы Дальнему Востоку реализовать заявленную цель.

Достижение цели создания комфортных условий для проживания населения на Дальнем Востоке, как было показано выше, наиболее реально в рамках вхождения страны в Азиатско-Тихоокеанское экономическое и политическое сообщество.

При этом переход на инновационный путь развития особо актуален. Инновационные изменения позволят повысить эффективность обрабатывающих отраслей, увеличить объемы производимой в регионе валовой добавленной стоимости и нарастить валовой региональный продукт.

Сформированный в Институте экономических исследований ДВО РАН методический подход к разработке региональных таблиц «затраты - выпуск» и оценке системы таблиц «затраты — выпуск» в формате СНС3 позволил построить межотраслевую модель на основе этих таблиц.

Реализуемая в ИЭИ ДВО РАН модель экономики Дальнего Востока выполнена в разрезе 23 отраслей (10 отраслей экономики, при этом промышленность представлена 14 отраслями), что для межотраслевой модели является достаточно высоким уровнем дезагрегации.

Производство и распределение продукции в постоянных ценах на каждом шаге модели вычислялось с помощью статической межотраслевой модели. При согласовании результатов осуществлялась их верификация с отраслевыми прогнозами валовых выпусков системообразующих отраслей экономики региона4 исходя из пакета имеющихся инвестиционных проектов и оценок перспективы.

Валовой выпуск в отраслях рассчитывался как сумма двух компонент - постоянной и инвестиционной. Постоянная компонента представляла пролонгацию действующих параметров и рассчитывалась с использованием факторных моделей. Инвестиционная компонента учитывала данные об инвестиционных проектах, намеченных к реализации, и зависела от оцениваемой стратегии, поскольку выбор стратегии менял список проектов и ситуации в отраслях.

Модель дополнялась ограничениями по трудовым ресурсам и объемам капиталовложений на весь прогнозный период.

В рамках долгосрочных подходов были выделены и количественно оценивались два вида стратегии развития ресурсно-ориентированной экономики российского Дальнего Востока, условно идентифицируемые как ресурснотранзитная и инновационно-освоенческая стратегия.

При этом предполагалось, что реально экономическое развитие Дальнего Востока может осуществляться по некоторому промежуточному варианту, концентрирующему в себе отдельные особенности обоих вышеназванных стратегий.

3 Михеева Н.Н. Статистическая оценка таблиц «затраты - выпуск» для российского Дальнего Востока // Пространственная экономка, 2005. № 2. С. 61-79; ВласюкЛ.И. Исследование экономики Дальнего Востока России на основе таблиц «затраты - выпуск» // Пространственная экономка, 2006. № 2. С. 79-90.

4 К системообразующим отраслям были отнесены: электроэнергетика, нефтедобыча, нефтепереработка, газовая промышленность, угольная, черная и цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Ресурсно-транзитная стратегия отражает пролонгацию действующих в настоящий период тенденций в ключевых отраслях экономики с сохранением сырьевой модели экономики Дальнего Востока, преобладания экспорта сырья, инерционности всех социально-экономических процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структура федеральных финансовых ресурсов, предполагаемых к освоению в регионе, согласно Федеральной целевой программе «Дальний Восток и Забайкалье - 2013»(«ДВиЗ-2013»), усиливает инерционность регионального развития (из 418,5 млрд руб., предусмотренных программой, 33% будет направлено в проекты топливно-энергетического комплекса, 52,3% — транспорта и 8,2% — в проекты связи и инженерной инфраструктуры).

Жесткость федеральных финансовых ограничений и повышенные риски для частных инвесторов предопределят выборочный характер реализации на территории региона крупных инвестиционных проектов, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе и цветной металлургии.

Улучшение транспортной инфраструктуры ДВ, заложенное в ФЦП «ДВиЗ-2013», приведет к завершению строительства железнодорожной ветки Берка-кит — Томмот — Якутск и ряда магистральных автодорог, усилит конкурентные позиции основных предприятий региона и улучшит состояние регионального потребительского рынка.

При этом возможности развития высокотехнологичных производств и секторов экономики, а также развития различных направлений малого бизнеса весьма ограничены. Инновационные тенденции будут наблюдаться лишь в добывающем секторе региона, где транснациональные корпорации будут ориентироваться на выборочное использование новейших технологий извлечения сырьевых ресурсов с целью получения сверхприбылей.

Инновационно-освоенческая стратегия ориентируется на последовательную реализацию существующих конкурентных преимуществ Дальнего Востока на базе рационального использования богатейшего природно-ресурсного потенциала в соединении с новым качеством экономического роста, основанным на активизации использования новых технологий в различных отраслях хозяйства и ускоренном развитии инновационного комплекса региона, позволяющего перейти к рациональному освоению территории региона.

В контексте обсуждения инновационных условий и характеристик обеих рассматриваемых стратегий развития экономики Дальнего Востока принципиальное значение имеет вопрос не столько о размерах и показателях развития сектора высокотехнологичных отраслей или технологического обновления всех секторов экономики, сколько содержание характера трансферов технологий5 в регионе, их «воспроизводственного» потенциала.

Различие между стратегиями проходит по степени задействования регионального инновационного потенциала.

В рамках ресурсно-транзитной стратегии формируются инновационные условия и эффекты экономического роста в регионе за счет реализации капиталоемких, высокопроизводительных проектов по освоению ресурсов, крупномас-

5 Трансфер технологий — передача и освоение технологий в другом месте экономического пространства. Включает материальный трансфер — машины и оборудование; нематериальный трансфер — патенты, лицензии, франшизы, идеи, проекты, торговые марки.

штабному экспорту электроэнергии, развитию инфраструктуры транспорта, энергоснабжения. По сути, это будут трансферы материальных технологий, замкнутые (высокоспециализированные) по характеру использования, внешне масштабные, но не обладающие достаточной силой «инновационного мультипликатора».

Ключевая основа инновационно-освоенческой стратегии — формирование региональной инновационной системы посредством стимулирования нематериальных форм трансфера и повышения уровня технологической сложности материальных форм трансфера технологий. В этой ситуации материальный трансфер технологий, в целом неизбежный для ресурсно-транзитных условий экономического развития Дальнего Востока, усиливается системой продуцирования и распределения научных и инновационных знаний за счет поддержки и развития наукоемких производств (в том числе на основе технологий двойного назначения), формирования в регионе сосредоточенных зон инновационного предпринимательства (кластеров), интегрированных с восточноазиатским рынком инновационных продуктов.

Главным структурным приоритетом развития экономики Дальнего Востока при реализации инновационно-освоенческой стратегии останется природноресурсный сектор, в максимальной степени адаптированный к формированию и поддержанию внешнего спроса на региональный продукт.

Главной задачей при этом явится стимулирование перехода к производству и экспорту продукции на основе переработки сырья и переработанного сырья самого по себе, т. к. ориентация природно-ресурсного сектора на экспорт необработанного сырья чревата усилением нестабильности внешнего спроса и ведет к нестабильности экономического развития региона.

Предполагается обеспечение структурной модернизации экономики, развитие инновационного комплекса в регионе, в первую очередь за счет развития и модернизации оборонного комплекса и конверсии военного машиностроения, модернизации природно-ресурсного сектора экономики (особенно лесного, минерально-сырьевого и рыбохозяйственного комплексов).

Подобный подход позволит сформировать хозяйственный комплекс, отличающийся повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на сырье и энергоресурсы, а также к общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов.

Благодаря опережающему росту сферы услуг, а также развитию различных сетевых структур значительно повысится степень интегрированности внутреннего пространства ДВ, произойдет заметное смягчение межрегиональных различий в уровне социально-экономического развития.

Традиционные ограничения регионального развития по величине трудовых ресурсов потребуют изменить подходы к освоению территории и размещению населения и производства.

В северной зоне предусматривается возможность перехода к вахтовому освоению и эксплуатации природных ресурсов и самой территории. Это позволит реально снизить социальную нагрузку на наиболее уязвимую северную зону региона.

Переход к вахтовому способу развития природно-ресурсного сектора предполагает формирование на Дальнем Востоке системы опорных городов с выведением коммунальных, культурных, образовательных, медицинских, эко-

логических условий проживания в них на уровень лучших международных стандартов. Первая очередь опорных городов будет представлена городами Владивостоком, Хабаровском, Биробиджаном. Вторая очередь может включать города Благовещенск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Магадан, Находка.

Фактически речь идет о начале реализации давней концептуальной идеи создания на тихоокеанском побережье России экономической «контактной зоны» с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии. Будут созданы мощные промышленно-логистические и сервисные узлы, в роли которых выступят многие опорные города региона (Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Владивосток, Находка).

Мультиплицирующий эффект для инновационного развития региона может обеспечить мобилизация внешнеэкономических связей Дальнего Востока в части формирования производственно-кооперационных и инвестиционных зон приграничного сотрудничества в форме технопарков, зон свободной торговли, специальных экономических зон (в увязке с концепцией Амурской промышленно-сервисной дуги6) (рис. 2).

Рис. 2. Система промышленно-логистических и сервисных узлов, формирующихся на юге Дальнего Востока при реализации концепции «Амурская промышленно-сервисная дуга»

Реализация названной концепции учитывает, что фактически именно юг Дальнего Востока обладает всеми основными элементами механизма генерации инноваций: вузовская система; фундаментальная и прикладная наука; иссле-

6 Минакир П.А. Экономика регионов. Дальний Восток / П.А. Минакир; отв. ред. А.Г. Гранберг; Рос. акад. наук, Дальневост. отд-ие, ин-т экон. исследований. — М.: Экономика, 2006. С. 661-665.

дования и разработки (экспериментальная база); инфраструктура (патентная служба и т. п.). Существующие потенциальные инновационные центры юга ДВ (Хабаровск, Комсомольск, Владивосток) — это «старые» центры, созданные до кризиса 1990-х гг., в советское время. Здесь же сосредоточены основные центры подготовки кадров. Специализация научных центров близка к отраслевой структуре высокотехнологического оборонно-промышленного комплекса. Именно в них или рядом с ними будет продолжено создание особых экономических зон технико-внедренческого типа, технопарков, бизнес-инкубаторов.

Инновационно-освоенческая стратегия рассматривается в качестве основной для экономического развития Дальнего Востока, т. к. только она в полной мере позволяет реализовать долгосрочные социально-экономические ориентиры развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.