УДК 336.02
Фундаментальные научные исследования: современная модель финансирования
В статье исследуются теоретические основы формирования модели финансового обеспечения фундаментальных научных исследований и предлагается системное использование инструментов финансового обеспечения - грантов, программного и контрактного финансирования. В рамках идеологии проводимой бюджетной реформы обосновывается целесообразность разработки на государственном уровне научных программ, а также программ государственной финансовой поддержки научных фондов и инновационных предприятий.
Ключевые слова: модель финансового обеспечения; фундаментальные научные исследования; бюджет; научные программы; гранты; контрактное финансирование.
The article reviews theoretical foundations of forming a model of financing fundamental scientific research and proposes a systematic usage of financing instruments - grants, programs and contract finance. Within the current budgetary ideological framework it provides support for the development of funding for scientific programs on the government level as well as funding of scientific groups and innovation enterprises.
Key words: models of financing; fundamental scientific research; budget; scientific programs; grants; contract finance.
Аландаров
Роман
Алексеевич
аспирант кафедры
«Государственные
и муниципальные
финансы»
Финансового
университета при
Правительстве
Российской
Федерации
E-mail:
Социально-экономическое развитие в Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу предполагает активное внедрение инновационных методов и механизмов ведения хозяйства. При упоминании инновационной экономической модели речь обычно заходит о необходимости введения в употребление нового или значительно улучшенного продукта (товара, услуги) или процесса, нового метода продаж или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [1, с. 55]. Учитывая огромное влияние, которое оказывают фундаментальные исследования на развитие всей науки в целом, можно утверждать, что эффективная организация их финансового обеспечения является приоритетным направлением государственной научно-технической и бюджетной политики при переходе к инновационному пути развития.
Содержательные характеристики финансового обеспечения фундаментальных исследований
Под финансовым обеспечением (финансированием) фундаментальных научных исследований понимается обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами фундаментальной исследовательской деятельности в целом, отдельных направлений фундаментальных исследований, а также субъектов научной деятельности — юридических и физических лиц, выполняющих фундаментальные исследования: научноисследовательских институтов, научных лабораторий, образовательных учреждений, научных коллективов, отдельных ученых [2, С 454]. При этом финансовыми ресурсами субъектов научной деятельности являются денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в собственности или рас-
Таблица 1
Источники финансового обеспечения фундаментальных научных исследований в Российской Федерации в 2009-2012 гг. (млн руб.)
Источники финансового обеспечения фундаментальных научных исследований 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Бюджетные средства в форме субсидий научным организациям различных видов, образовательным учреждениям на проведение фундаментальных исследований 74 315,0 74 373,6 83 891,4 77 093,4
Внебюджетные источники финансирования, в т. ч. 22 494,1 21 507,8 21 598,8 23 767,9
- средства фондов финансовой поддержки фундаментальных исследований (гранты) 8883,0 7798,3 7793,1 9529,8
- иные внебюджетные источники финансового обеспечения (контрактное финансирование исследований коммерческими организациями) 13 611,1 13 709,4 13 805,7 14 238,1
Итого 96 809,1 95 881,4 105 490,2 100 861,3
Источник: таблица составлена автором по данным федеральных законов об исполнении федерального бюджета за 2009-2011 годы, отчета Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета за 2012 год, данным Центра исследований и статистики науки
поряжении субъектов и используемые ими для проведения фундаментальных научных исследований [2, с. 456].
Особенности финансового обеспечения фундаментальных научных исследований обусловлены неотъемлемыми свойствами данного вида научной деятельности, к которым относятся долгосрочность фундаментальных исследовательских проектов, сложность проводимых работ, необходимость приобретения современного оборудования и привлечения лучших умов, трудность учета и оценки результатов фундаментальных исследований.
Сложность фундаментальных исследований обусловливает привлечение широкого круга исполнителей как из научных организаций (НИИ), так и образовательных учреждений, научных лабораторий и технологических подразделений предприятий, научнопроизводственных комплексов. Кроме того, в проведении фундаментальных исследований участвуют ведущие ученые, научные коллективы и научные школы. Таким образом, спектр полу-
чателей финансовых ресурсов на проведение фундаментальных исследований велик, что предполагает наличие различных инструментов финансового обеспечения фундаментальных исследований.
Трудозатратность фундаментальных исследований, необходимость приобретения современного оборудования и материалов, а также широкий перечень исполнителей работ обусловливают множественность источников финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, к которым относятся как бюджетные, так и внебюджетные средства. Преобладающим источником финансирования являются средства бюджета.
Внебюджетные источники финансового обеспечения фундаментальных исследований занимают значительно меньшую долю (табл. 1), но они важны как источник дополнительного финансирования индивидуальных фундаментальных исследовательских проектов, осуществляемых отдельными учеными и коллективами ученых.
В последнее время
усилилась роль
ориентированных
фундаментальных
исследований,
резко возросли
требования
к социальной
направленности
результатов
фундаментальных
исследований
К внебюджетным источникам финансирования относятся собственные средства исполнителей научных работ, например поступления научных и образовательных организаций от приносящей доход деятельности. Кроме того, важнейшим внебюджетным источником финансирования фундаментальных научных исследований являются средства фондов финансовой поддержки фундаментальных исследований (государственных и негосударственных научных фондов), выплачиваемые в виде грантов на проведение отдельных научных проектов. В качестве внебюджетных источников финансирования фундаментальных исследований в некоторых случаях выступают средства крупных коммерческих организаций, участвующих в реализации государственных научных программ в рамках государственно-частного партнерства.
Таким образом, особенности механизма финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, представляющего собой совокупность инструментов финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, видов и форм организации финансовых отношений, а также методов формирования и использования финансовых ресурсов субъектов научной деятельности, определяются содержательными характеристиками фундаментальных исследований как вида научной деятельности.
Проблемы финансового обеспечения фундаментальных исследований
К числу основных проблем формирования механизма финансового обеспечения фундаментальных научных исследований относятся:
— проблема определения оптимального соотношения между инструментами финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, порядка их применения, необходимости совершенствования инстру-
ментов под влиянием экономических факторов, изменений в бюджетном законодательстве страны;
— проблема выбора наиболее эффективных форм предоставления финансовых ресурсов, которые обеспечивали бы возможность учета результатов фундаментальных научных исследований и соотнесения результатов с затратами с целью оценки эффективности осуществленных расходов на фундаментальную науку;
— проблема установления пропорции между бюджетными и внебюджетными источниками финансирования, включающая определение возможности и уместности привлечения внебюджетных источников при финансировании отдельных фундаментальных проектов, а также степени и характера государственной поддержки фундаментальных исследований в каждой стране;
— проблема организации качественного долгосрочного финансового планирования расходов на проведение фундаментальных научных исследований, обеспечивающего последовательность и преемственность мероприятий в области финансового обеспечения научных работ, а также выстраивании иерархичной системы целей и задач в области фундаментальных научных исследований, увязанных между собой по срокам, исполнителям и финансовыми ресурсам.
Как показывает мировой опыт, в различных странах обозначенные проблемы финансового обеспечения фундаментальных исследований решаются по-разному. В целом можно говорить о том, что последнее время усилилась роль ориентированных фундаментальных исследований, резко возросли требования к социальной направленности результатов фундаментальных исследований. Именно по этой причине мы предлагаем в качестве концептуальной основы при формировании современной модели финансового обеспечения фундаментальных научных исследо-
Государство в лице Коммерческие
органов органи ню ни (включая Глі'уіарп-лрннтнтр іт
государственной государственные негосударственные
власти. ведущих унитарные научные фонды
научных учреждении предприятия)
Супсвзни ЕЯ л:-:; пне мероп^няген
ЖЭ^-'ЧНЫХ
программ
Ошшта хонтразсгов за в за пм.тагнее фун и азе ешя. пъ Егкг?;
ЕССЛ-ЕіЗОЕаШН
I
I
ПрЩЮЕГЗВЛЕНИЕ гравгои ва Егр-гвезЕШЕ ф>вдаиеяіапьнЕс; ічл’.-чньлї нссябзовалин
к
Научно- Подразделения Научные
исследовательские Высшие учебные коммерческих коллективы,
институты заведения организации по отдельные
НИОКР ученые
Рис. 1. Финансовые отношения между заказчиками и исполнителями фундаментальных научных
исследований
ваний в Российской Федерации использовать джефферсонский подход [3, с. 20-21].
В рамках указанного подхода к финансовому обеспечению фундаментальных научных исследований целесообразно выделить три инструмента финансового обеспечения фундаментальных исследований, на которых строится современная модель финансирования:
— программное финансирование фундаментальных научных исследований (деятельности субъектов научной деятельности);
— гранты на проведение фундаментальных научных исследований;
— контрактное финансирование фундаментальных научных исследований.
Программное финансирование фундаментальных исследований
В связи с отсутствием в российском законодательстве определения научной программы предлагаем ее следующую
формулировку: научная программа представляет собой комплекс мероприятий по проведению научных исследований, направленных на реализацию стратегии инновационного и научнотехнического развития России, планированию объемов финансовых ресурсов, необходимых для проведения этих исследований, а также представлению обществу непосредственных и конечных результатов исследований.
В рамках представленной Минфином России программной структуры расходов бюджета [4] научные программы следует считать подпрограммами соответствующих государственных программ. На основе программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук [5] целесообразно разработать и принять новые по своему виду научные программы, которые будут ориентированы на выполнение фундаментальных научных исследований в различных областях наук.
Считаем целесообразным разработать несколько научных программ, соответствующих основным областям
Научная программа представляет собой комплекс мероприятий по проведению научных исследований, направленных на реализацию стратегии инновационного и научнотехнического развития России, планированию объемов финансовых ресурсов, необходимых для проведения этих исследований
Рис. 2. Программная структура расходов федерального бюджета на фундаментальные научные
исследования(пример 1)
Рис. 3. Программная структура расходов федерального бюджета на фундаментальные научные
исследования (пример 2)
знаний и направлениям научных работ ведущих научных организаций России. Например, программы фундаментальных исследований в области математических, физических наук, химии и наук о материалах должны считаться, по нашему мнению, подпрограммами
государственной программы «Развитие науки и технологий» (рис. 2), а программы фундаментальных исследований в области здравоохранения — в качестве подпрограммы государственной программы «Развитие здравоохранения» и т. д. (рис. 3).
Рис. 4. Планирование программных объемов расходов на реализацию программ фундаментальных
научных исследований (научных программ)
Разрабатываемые научные программы должны быть объективными и реалистичными с учетом экономических возможностей страны, имеющихся финансовых ресурсов и прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Важно, чтобы программные мероприятия подкреплялись адекватным по объему финансовым обеспечением. В этой связи должно улучшиться качество бюджетного планирования на среднесрочную перспективу объемов ассигнований на реализацию научных программ.
Планирование бюджетных ассигнований на реализацию научных программ, по нашему мнению, должно осуществляться исходя из стоимости каждого конкретного научного проекта. Для определения общего объема ассигнований каждому направлению исследований необходимо просуммировать стоимость реализации каждого конкретного научного проекта. Наконец, для установления финансового обеспечения программы в целом нужно просуммировать ассигнования
по всем направлениям исследований (рис. 4).
Расчет стоимости каждого научного проекта, лежащий в основе планирования расходов на реализацию программы на этапе ее формирования, должен осуществляться научными организациями, поскольку они обладают всей необходимой информацией о примерных затратах на реализацию каждого проекта. В эти затраты включаются оплата труда научных работников, стоимость приобретаемого оборудования и материалов, оплата коммунальных, транспортных услуг, иные виды расходов по проекту. При осуществления расчета необходимых затрат по каждому проекту следует также учитывать изменение цен и инфляцию, поскольку фундаментальные исследовательские проекты носят долгосрочный характер.
Закрепление объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований в научных программах позволит гарантировать исполнителям научных проектов предоставление необходимых финансовых ресурсов
Расчет стоимости каждого научного проекта, лежащий в основе планирования расходов на реализацию программы на этапе ее формирования, должен
осуществляться
научными
организациями
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Опенка финансовых
Совокупные затраты возможностей
на научную бюджета по
программу, ■—г финансовому
утвержденные обеспечению
в программе ■фундаментальных
исследовании
+
Утверждение программных объемов затрат н федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Корректировка программных объемов затрат Минфином России совместно с научным сообществом и утверждение скорректированных объемов затрат в бюджете
Рис 5. Планирование объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию программ фундаментальных научных исследований
Финансовое
обеспечение
фундаментальных
научных
исследований
за счет грантов
является важным
направлением
финансовой
поддержки
фундаментальной
науки, а грант -
важнейшим
инструментом
финансового
обеспечения
на осуществление программных мероприятий в соответствии с планом фундаментальных исследований.
Только в случае невозможности обеспечить выполнение иных расходных обязательств Российской Федерации утвержденные ассигнования по научным программам могут быть скорректированы в сторону уменьшения (рис. 5). В этом случае план фундаментальных исследований должен быть скорректирован с учетом складывающейся ситуации с целью обеспечения выполнения поставленных программных целей и задач. Например, возможно перенесение определенных научных мероприятий на более поздний срок или, в крайнем случае, возможен отказ от реализации определенных научных проектов. Такая работа должна проводиться в рамках взаимодействия Минфина России с научным сообществом и с учетом потребностей различных научных организаций в финансовых ресурсах.
Гранты на фундаментальные научные исследования
Финансовое обеспечение фундаментальных научных исследований за счет грантов является вторым важным на-
правлением финансовой поддержки фундаментальной науки, а грант — важнейшим инструментом финансового обеспечения. Приведенное в законодательстве [6] определение гранта, под которым понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно на осуществление конкретных научных программ и проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях грантодателей, отражает основные признаки данного инструмента финансирования, в том числе целеваую направленность гранта как инструмента финансирования конкретного научного проекта.
Вместе с тем целесообразным представляется рассмотрение особенностей планирования расходов на проведение фундаментальных научных исследований за счет грантов. По нашему мнению, в настоящее время возникла необходимость разработки на федеральном уровне отдельных программ финансовой поддержки государственных фондов, осуществляющих выплату грантов (государственных научных фондов, см. рис. 6).
Программы поддержки государственных научных фондов могут включать цели и задачи деятельности фон-
Рис. 6. Распределение бюджетных ассигнований на проведение отдельных фундаментальных научных
исследований
дов, перечень приоритетных направлений фундаментальных научных исследований, финансируемых за счет грантов, объемы ежегодно выделяемых финансовых ресурсов фондам на проведение конкурсов, выплату грантов, содержание аппаратов фондов, наконец, показатели результативности деятельности фондов, а также требования к показателям результативности фундаментальных исследований, проводимых за счет грантов. Срок принятия программ поддержки фондов — по аналогии с научными программами 5-10 лет.
Контрактное финансирование фундаментальных научных исследований
Третьим важным инструментом финансового обеспечения фундаментальных исследований в модели является контрактное финансирование, осуществляемое коммерческими организациями и государственными заказчиками в рамках программ их инновационного развития. Порядок планирования и использования финансовых ресурсов, направляемых на фундаментальные исследования, определяется заказчиками фундаментальных исследовательских
Г осудэрственнля программа «Развитие науки п технологию»
Программа иодіер^ки научной ЛЄЯТЄЛЬНОСТП в коммерческих оргшпашіяі
Распределение суосіипґі коммерческим организациям на софннанснрованне расходов на проведенні фундаментальных научных исследований
Рис. 7. Расходы федерального бюджета на оказание поддержки организациям, выступающим заказчиками фундаментальных научных исследований
Рис 8. Распределение ассигнований федерального бюджета на фундаментальные научные исследования
работ, которые формируют предполагаемый спектр проводимых исследований, устанавливают перечень исполнителей и в договорном порядке определяют условия оплаты выполненных научных работ.
Считаем оправданными разработку и принятие специальной программы поддержки научной деятельности организаций, осуществляющих инновационное развитие бизнеса. Данная программа может быть включена в состав государственной программы «Развитие науки и технологий» в качестве подпрограммы. Ее целью будет являться оказание финансовой помощи коммерческим организациям на начальных этапах инновационного процесса, прежде всего на проведение фундаментальных научных исследований. Основной формой предоставления финансовых ресурсов в рамках данной программы следует считать субсидии коммерческим организациям из федерального бюджета на проведение фундаментальных исследований (рис. 7).
Внедрение инструментов финансового обеспечения фундаментальных научных исследований в рамках предлагаемой модели будет способствовать как модернизации системы финансовой поддержки отечественной науки, так и практической реализации проводимой в настоящее время бюджетной реформы в части перехода к программному формату бюджета в сфере научных исследований. Предлагаемая общая схема распределения бюджетных ассигнований на фундаментальные исследования (рис. 8) предполагает увеличение прозрачности расходов на научные исследования и повышение открытости информации для внешних пользователей и населения.
Структура расходов бюджета на фундаментальные исследования
Реализация современной модели финансирования фундаментальных исследований позволит не только повы-
сить объемы финансового обеспечения научных исследований, но и направить бюджетные ассигнования на реализацию наиболее эффективных и перспективных проектов.
Формирование современной модели финансового обеспечения фундаментальных исследований позволит перейти к инновационной экономике, созданию условий для интенсивного экономического развития, снижения зависимости от внешней экономической конъюнктуры, повышения качества и уровня жизни граждан, роста конкурентоспособности отечественной продукции и укрепления статуса Российской Федерации как научной державы.
Литература
1. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. М.: ЦИСН, 2006. 192 с.
2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь — 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. 512 с.
3. Аландаров Р. А. Анализ теоретических подходов к финансированию фундаментальных научных исследований и их применение в российской практике // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 43 (85). С.17-22.
4. Материалы официального сайта Минфина России. URL: http:// www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 14.03.2013).
5. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2012 № 2237-р.
6. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Формирование
современной
модели
финансового
обеспечения
фундаментальных
исследований
позволит перейти
к инновационной
экономике