SCIENCE TIME
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Соловьева Яна Александровна, Чувашова Алиса Александровна, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрена актуальная тема управления лояльностью персонала организации; представлены основные положения разработки системы управления лояльностью персонала организации; определены основные компоненты системы управления лояльностью персонала организации
Ключевые слова: лояльность персонала организации, система управления лояльностью персонала организации
Современные условия ведения бизнес-деятельности определяют актуальность рассмотрения проблемы формирования лояльного коллектива организации.
Посредством более эффективного управления лояльностью можно продлить заинтересованность коллектива и работников к высокопроизводительной и мотивированной трудовой деятельности в организации и тем самым обеспечить устойчивость и успешность работы организации на рынке не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе ее развития.
В современной научной литературе дается множество определений понятия лояльности персонала. Под лояльностью персонала организации понимается:
- доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное отношение к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к организации, в целом;
- осознанное выполнение сотрудниками своей работы в соответствии с целями и задачами организации, а так же соблюдение формальных и неформальных норм, правил и обязательств, в отношении к организации, руководству, сотрудникам и иным субъектам социального взаимодействия;
SCIENCE TIME
- желание и стремление сотрудников и коллектива организации работать лучшим образом, соответствовать корпоративной культуре организации, безоговорочно содействовать достижению ее целей, степень принятия компании сотрудником и терпимость к ней [2, 3, 4].
Лояльность персонала организации проявляется на различных уровнях. Начальный уровень лояльносг и заключается во внешней атрибутике, которая свидетельствует о принадлежности к компании. Это формальный, материальный уровень. Лояльность на уровне поведения подразумевает выполнение определенных норм, правил, связанных с корпоративной культурой организации и принятием сотрудниками ее принципов. Лояльность на уровне способности подразумевает более выраженную приверженность организации и подразумевает, что человек обладает соответствующими целям и требованиям организации навыками и умениями, придерживается определенных принципов и поэтому может воспроизводить ожидаемое и требуемое поведение. Лояльность на уровне убеждений подразумевает полное принятие убеждений и принципов организации. Ценности организации становятся личными ценностями работника, поэтому устойчивость этих позиций наиболее высока. Лояльность на уровне иденпичноспи является самым высоким уровнем лояльности, именно такую лояльность называют преданностью, верностью. В этом случае человек максимально отождествляет себя с объектом лояльности, связывает свою жизнь с организацией [1].
Метафорически лояльность можно представить в виде трехуровневой пирамиды: удовлетворенность, вовлеченность и приверженность (рис.1).
Рис. 1 Трёхуровневая пирамида лояльности
Лояльность персонала оказывает влияние как отдельно на каждого сотрудника, на группы формальные и неформальные внутри организации, подразделения, так и на эффективность работы организации в целом (рис.2). Лояльность индивида (сотрудника) влияет на:
- мотивацию отдельного сотрудника;
- отношения в коллективе;
- показатели работы сотрудника. Лояльность подразделения (группы) влияет на:
а) мотивацию коллектива;
б) продуктивность работы подразделения;
в) социально-психологический климат в подразделении. Лояльность всего коллектива организации влияет на:
- показатели уровня мотивации всего коллектива организации;
- успешность деятельности руководителя организации;
- эффективность работы всей организации;
- имидж (внутренний и внешний) организации;
- устойчивость развития организации.
Рис. 2 Влияние лояльности персонала на организацию
Преимущества лояльного поведения персонала очевидны. Сотрудники с высоким уровнем лояльности к своей организации обладают большей сознательностью, работоспособностью, они показывают большую эффективность и производительность своего труда. Такие сотрудники более инициативны, имеют высокий уровень энтузиазма, они готовы пойти на
определенные жертвы ради своей организации, они более надежны. Лояльный персонал будет стремиться снизить расходы организации и повысить её доходы, что соответственно скажется на успешности деятельности организации.
Лояльностью работников и коллектива организации необходимо управлять, причем, на каждом этапе формирования, обеспечения и поддержания лояльности персонала организации и с учетом влияния различных факторов: личностного и организационного, социального и культурального характера.
Система управления лояльностью персонала - это механизм, посредством функционирования которого формируется лояльность работников и коллектива организации на уровне, требуемом с учетом направленности и содержания стратегии и тактики достижения поставленных целей и развития организации.
Конечной целью создания системы управления лояльностью персонала является формирование лояльности персонала организации на уровне лояльности приверженного персонала, идентифицирующего себя с организацией. Достижение данной цели требует решения ряда задач. К ним можно отнести:
- определение объективных системных и несистемных факторов, влияющих на повышение лояльности персонала организации;
- определение субъективных факторов, влияющих на лояльность персонала организации и ее изменение;
- разработку научно-методического обеспечения системы управления лояльностью персонала организации;
- разработку программного обеспечения системы управления лояльностью персонала организации.
Система управления лояльностью персонала организации включает в себя следующие компоненты: концепция и стратегия управления лояльностью персонала организации, научно-методическое обеспечение системы управления лояльностью персонала организации, технология управления лояльностью персонала организации, программа повышения лояльности персонала организации.
1. Концепция и стратегия управления лояльностью персонала организации. Концепция (от лат. сопсерйо — понимание, система) -руководящая идея понимания, трактовки какого-либо явления. Концепция определяет стратегию действий. Стратегия - видение пути реализации идеи, прообраз действий и подходов, используемых для реализации идеи задач, целей и задач организации.
Концепция управления лояльностью персонала - идея, отражающая понимание того, с какой целью и каким образом организация сможет решить задачу повышения лояльности персонала до уровня его приверженности организации, идентичности с организацией.
SCIENCE TIME
Стратегия управления лояльностью персонала организации - видение пути достижения цели формирования лояльного персонала на требуемом для организации уровне. По максимуму: на уровне приверженного персонала, идентифицирующего себя с организацией.
2. Научно-методическое обеспечение системы управления лояльностью персонала организации. Одной из важнейших компонент современных систем управления является научно-методическое обеспечение. Управленческие решения, связанные управлением лояльностью персонала, должны основываться на использовании разнообразного научно-методического арсенала, способствующего повышению качества и эффективности аналитической работы по выявлению и оценке уровня лояльности и управленческих решений, направленных на формирование и развитие высокого уровня лояльности сотрудников и коллектива организации.
Компонент научно-методического обеспечения можно представить в виде системы, включающей в себя такие элементы как: выявление уровня лояльности сотрудников и коллектива организации, оценка и анализ уровня лояльности сотрудников и коллектива организации, повышение лояльности сотрудников и коллектива организации (рис.3).
Выявление
Оценка и анализ
Повышение
Рис. 3 Научно-методическое обеспечение системы управления лояльностью
персонала и его элементы
Рассмотрим более подробно каждый из элементов.
1. Методы выявление уровня лояльности сотрудников и коллектива организации. Для выявления уровня лояльности можно использовать социологические методы исследования:
- анкетирование;
- интервьюирование;
- тестирование;
- эксперимент;
- наблюдение;
- анализ документов.
2. Методы оценки и анализа уровня лояльности сотрудников и коллектива организации. Для оценки и анализа уровня лояльности сотрудников и коллектива организации можно использовать следующие методы:
а) метод экспертных оценок. Основное содержание метода экспертных оценок заключается в организации работы коллектива экспертов по обсуждению наиболее существенных сторон изучаемого явления или процесса, анализе существующих проблем, приведении экспертных мнений к консенсусу, составлении единого социального прогноза;
б) метод анализ данных. Анализ данных - основной вид работ социологического исследования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции изучаемого объекта; включает выделение и расчет показателей, обоснование и доказательство гипотез, построение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.
3. Методы повышения лояльности сотрудников и коллектива организации. Лояльность сотрудников можно обеспечить и повысить путем мотивации и стимулирования их деятельности, посредством применения как материальных, так и нематериальных методов.
К материальным методам повышения лояльности можно отнести премии, проценты, участие в прибыли компании, оплату подоходных налогов, опционы, предоставление займов, льготное кредитование, корпоративное пенсионное обеспечение, накопительную премию по результатам работы за год, частичную или полную оплату обучения, тренингов, социальный пакет, в том числе медицинское страхование, оплату услуг мобильной связи и фитнес центров, поездки за границу и многое другое. К нематериальным, - продвижение по служебной лестнице, обучение, комфортная рабочая среда, право на самоопределение, корректное отношение к персоналу со стороны руководства организации, доверие работодателя, чувство значимости занимаемой должности, похвала, поддержка, гордость за компанию-работодателя, ощущение общего, сплоченного коллектива, льготы, связанные с графиком работы, общеорганизационные мероприятия [3].
3. Технология управления лояльностью персонала организации - как третий компонент системы управления лояльностью персонала организации, представляет собой совокупность подходов, приёмов, способов и методов, в рамках которых реализуется действие механизма управления лояльностью персонала организации. Схематично технология и ее компоненты представлены на рис.4.
4. Программа повышения лояльности персонала организации. Вся
работа по управлению лояльностью персонала организации, как правило, прописывается и реализуется в рамках программы, включающей следующие элементы: концепция, цель, задачи, стратегия управления лояльностью персонала организации, ответственные лица и исполнители, сроки исполнения, бюджет программы.
Программа повышения лояльности персонала разрабатывается чаще всего специалистами отдела управления персоналом совместно с руководящим составом организации, должна быть определена во времени и направлена либо на определенную категорию персонала, либо на весь персонал организации, опираться на стратегию развития организации, учитывать цели и задачи, которые ставит перед собой организация.
Постановка целей, задач и целевых ориентиров в стратегии развития персонала
Моделирование, организация, координация, регулирование, контроль, корректировка процессов формирования, развития и повышения лояльности персонала организации
ль
Определение концепции и стратегии формирования, развития и повышения лояльности
Определение целевых аудиторий (категорий персонала) формирования, развития и повыше-
Разработка методической базы по выявлению, оценке и анализу уровня лояльности персонала
Выявление, оценка, анализ лояльности персонала организации
Разработка научно-методического комплекса повышения лояльности персонала
Внедрение научно-методического комплекса повышения лояльности персонала
Обратная связь
Рис. 4 Технология управления лояльностью персонала организации
SCIENCE TIME
В настоящее время, в условиях кадрового голода, ситуация складывается таким образом, что организации гораздо более заинтересованы в профессиональном и лояльном работнике, чем работник в организации. Человек работает в организации до тех пор, пока вознаграждение, содержание самой работы, отношения с коллегами, условия профессионального роста, имидж и репутация организации как работодателя удовлетворяют его, представляют для коллектива и работника ценность. Как только эта заинтересованность пропадает, работник уходит из организации, находя другое место работы, организацию, где он может реализовать свой профессиональный, мотивационный и социальный потенциал, коллектив распадается. Лояльные сотрудники - золотой запас любой организации. Необходимо приложить массу усилий для возникновения и укрепления лояльности персонала. Это тяжелая работа, которая требует специфических знаний, но ее результаты невозможно переоценить.
Литература:
1. Харский, Благонадежность и лояльность персонала - СПб.: Питер, 2003. - 496 с.
2. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. - М.: Вершина, 2006. - 224с.
3. Либерова Т. В. Лояльный персонал: Мотивация, удержание. // Персональный подход. - 2010. № 5, С.18-23.
4. Чернышова Л.И. Манипуляции и способы защиты от них // Навыки деятельности: Некоммерческое партнерство Центр дистанционного образования «Элитариум» (Санкт-Петербург), 2013 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.elitarium.ru/2011/07/21/manipuljacii_sposoby_zashhity.html