Topical Problems of Professional Pedagogics
3. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. - Липецк, 2009.
4. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. - М.: Высшая школа, 1998.
5. Сысоев П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранный язык в школе. - 2004. - № 4.
6. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2005.
УДК / UDC 377.5
Я. В. Бурдакова Y. Burdakova
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DEVELOPMENT OF A SYSTEM FOR MONITORING THE LEVEL OF COMPETENCES FORMATION IN KEMEROVO PEDAGOGICAL COLLEGE
В статье представлен обобщенный опыт ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж» по разработке автоматизированной информационной системы мониторинга, ориентированного на оценку уровня сформированности компетенций. Описаны педагогические условия реализации компетентностно-ориентированного мониторинга. Значительное внимание уделяется необходимости разработки структурного состава оцениваемых компетенций как совокупности знаний, умений, значимых качеств личности и мотивации к деятельности в созданных условиях.
The article presents the experience of Kemerovo Teachers College to develop an automated information system for monitoring, which is focused on assessing the level of formation of competencies. Described the pedagogical conditions for the implementation of competency-based monitoring. Considerable attention is paid to the need to develop the structural composition of competence is assessed as a combination of knowledge, skills, important personal qualities and motivation to work in the created conditions.
Ключевые слова: мониторинг, компе-тентностный подход, оценка сформированности компетенций, автоматизированная информационная система, структура компетенции.
Keywords: monitoring, competence-based approach, evaluation of competences formation, automated information system, structure of competence.
Новое понимание качества профессионального образования, традиционно оценива-
емого по уровню сформированных знаний и умений выпускников, с введением новых образовательных стандартов привнесло в педагогическую практику учреждений среднего профессионального образования проблему оценки формируемых компетенций, которая остается важной и нерешенной.
Значимым представляется построение системы, способной применять данные, отражающие уровень сформированности компетенций для анализа качества работы образовательного учреждения в направлении реализации ФГОС. Для этого необходимо ввести понятие мониторинга как процесса наблюдения и регистрации данных на неразрывных интервалах времени, способных использоваться для анализа и прогноза качественных изменений.
Кемеровский педагогический колледж внедряет адаптированную систему компетент-ностно-ориентированного мониторинга (КОМ), в основе которой лежит сочетание традиционно сложившихся в педагогической практике технологий оценивания и применение принципиально новых механизмов оценивания, позволяющих получить наиболее объективную характеристику сформированного уровня подготовки выпускника.
КОМ представляет собой систему сбора, хранения, систематизации информации о состоянии и основных показателях сформирован-ности общих и профессиональных компетенций и функционирования учебного процесса с целью прогнозирования и принятия обоснованных управленческих решений, обеспечивающих качественное профессиональное образование [1].
Основанием для внедрения системы послужили следующие положения.
Компетентностный подход формирует основу для взаимодействия работодателей и образовательного учреждения, однако такое взаимодействие должно быть выражено в необходимом единстве требований и результатов обучения (в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, его компетентность).
Мониторинг в процессе подготовки выпускника в учреждении среднего профессионального образования может быть реализован только в том случае, если категория компетентности теоретически обоснована с позиций профессиональной культуры и представлена как совокупность знаний и умений, значимых качеств личности, а также мотивации к деятельности в условиях, формируемых в ходе освоения практического опыта.
Для реализации компетентностно-ориен-тированного мониторинга требуется создать ряд педагогических условий:
- разработка структуры формируемых компетенций, включающих знания, умения, практический опыт, ценностные установки;
- реализация мотивационной направленности студентов в процессе обучения на овладение компетенциями;
- сотрудничество педагогов и работодателей с целью получения объективных результатов;
- применение традиционных методов контроля уровня знаний и умений в сочетании с новыми контрольно-оценочными методами для оценки результатов учебной деятельности, профессиональных достижений студентов, а также общественно-социальных результатов;
- использование ИКТ для осуществления процесса компетентностно-ориентированного мониторинга образовательного процесса.
Научно-методический отдел Кемеровского педагогического колледжа разрабатывает систему комплексной оценки результативности реализации ФГОС, целью которой является выявление и разработка механизмов взаимосвязи результатов деятельности студентов (образовательной, творческой, общественной и др.)
На начальном этапе в процессе работы в творческих группах были выделены структурные единицы каждой из компетенций, указанных в стандарте. Целью данной деятельности являлось теоретическое обоснование категории компетентности с позиций профессиональной культуры и представление каждой компетенции как совокупности знаний и уме-
ний, значимых качеств личности, а также мотивации к деятельности в условиях, формируемых в ходе освоения практического опыта. Результаты были обсуждены на педагогическом совете с участием работодателей.
Далее был разработан алгоритм использования структурного состава компетенций в процессе создания компонентов УМК, в частности нормативно-программного обеспечения и контрольно-оценочных средств. В результате применения алгоритма создаются условия для формирования компетенций, заявленных в стандарте, в ходе освоения каждой учебной дисциплины, профессиональных модулей и производственной практики.
Однако не только учебная деятельность способствует формированию компетенций. Наиболее результативными подходами к оценке уровня сформированности компетенций являются те, которые сопоставляют оценку компетентности с оценкой общей культуры человека, его воспитанности [2]. Необходимость реализации компе-тентностного подхода к воспитательной работе поставила проблему выбора механизмов, с помощью которых можно отслеживать приращение компетенций в системе воспитательной работы.
Определение структуры компетенций стало основой для формирования фонда оценочных средств по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, а способность к расширению компонентов структуры компетенции послужила толчком к пониманию действительно компетентностного подхода к организации учебных занятий, системы самостоятельной работы и даже проектированию социокультурной среды. Ведь компетентностный формат является системообразующим фактором в построении процесса подготовки специалиста. Это позволит не только определить содержание и технологию подготовки специалиста, но и создать систему оценки, адекватной задачам профессиональной деятельности выпускника. С этой точки зрения целесообразно связать систему контроля качества подготовки выпускника со всей системой его подготовки и обеспечить процесс формирования ключевых компетенций рабочим средством сбора и анализа результатов в автоматизированном формате.
В результате был разработан дневник сформированности компетенций для студентов специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» (далее - Дневник).
Мотивационная направленность на овладение компетенциями была обозначена включением в Дневник блока самодиагностики, содержание которого влияет на оценку итогового
68
Профессиональное образование в России и за рубежом 2 (10) 2013
Topical Problems of Professional Pedagogics
уровня сформированности компетенции за отчетный период. Однако в процессе практического применения Дневника была выявлена проблема: большие объемы материалов и данных, доказывающих сформированность компетенций, а также сложная система взаимодействия между педагогическими работниками (в том числе межкафедральная интеграция) не позволяют использовать накопленные объективные данные об уровне сформированно-сти компетенций для принятия педагогических и управленческих решений и оценки качества компетентностного режима воспитательно-образовательного процесса. Очевидно, такая задача может быть реализована с помощью автоматизированной информационной системы (далее - АИС). В инновационной практике современной вузовской педагогики существуют примеры использования автоматизированных информационных систем, построенных на основе интеграции тестовой, ситуационной, рейтинговой и мониторинговой моделей, позволяющих проследить траекторию формирования профессиональных компетенций, оценивать уровень их сформированности и выявлять пути преодоления возникших затруднений [3].
Информационная модель такой компетент-ностно-ориентированной автоматизированной системы управления в настоящее время оформляется в виде технического задания. Основу АИС представляет «клиент-серверная» архитектура. Основные методы, отвечающие за функционал системы: метод формирования матрицы компетенций; метод визуального представления результатов (табличная и графическая форма) и др.
Система будет представлять собой нечто среднее между электронным журналом и электронным студенческим портфолио с аналитиче-
ским функционалом для управления процессом приращения компетенций в рамках подготовки специалистов как по конкретному студенту, так и по группе, специальности.
В конечном итоге система мониторинга уровня сформированности компетенций позволит управлять качеством подготовки выпускника как на уровне руководителя, так и на уровне сотрудников образовательного учреждения. Управлять качеством образования - значит уметь анализировать, прогнозировать результаты, контролировать сам процесс и вносить свои коррективы, чтобы перейти на новый виток развития [4]. Управлять качеством образования необходимо научиться на каждом уровне: не только управленцу, но и отдельному педагогическому работнику, чей труд направлен на развитие профессиональных качеств личности выпускника - будущего профессионала.
1. Голяева Н. В. О формировании компетентност-но-ориентированного мониторинга в учреждении СПО // Современные проблемы науки и образования. -2011. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/ pdf/2011/6/64.pdf (дата обращения: 05.03.2013).
2. Дудина И. П., Кузнецова А. Н. Автоматизированная информационная система оценки компетентностной модели выпускника вуза // Информационные технологии в образовании : IV Всерос. науч.-практ. конф. (Саратов, 9-10 ноября 2012 г.). - URL: http://saratov.ito.edu.ru/2012/ section/179/94116/ (дата обращения: 05.03.2013).
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
4. Соколова М. Н. Компетентностный подход в управлении качеством образования в условиях вуза // Управление качеством: формирование компетенций выпускников вуза: мат-лы Первой регион. науч.-практ. конф. (г. Ульяновск, 1 декабря 2011 г.). - Ульяновск, 2011. - C. 53-55. - URL: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2012/Wapovalov. pdf (дата обращения: 05.03.2013).
УДК / UDC 37.047 Р. С. Фомичев
R. Fomichev
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
THE ORGANIZATION OF RESEARCHING PRACTICES OF STUDENTS IN THE COURSE OF PROFILE TRAINING
В статье исследуются приоритетные задачи современного образования, анализируются возможности проведения исследовательских практик обучающихся в процессе профильно-
го обучения, актуальные проблемы проведения подобных практик и пути их решения.
In article investigates the problems of modern education, and as one of ways of their decision,