Научная статья на тему 'Разработка системы мониторинга и диагностики реализации программ развития территорий'

Разработка системы мониторинга и диагностики реализации программ развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / ДИАГНОСТИКА / REGION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / SOFTWARE-ORIENTED MANAGEMENT / MONITORING / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Озеров П. В., Еремин Р. В.

В статье раскрывается сущность научно-методической идеи формирования и использования системы мониторинга и диагностики реализации программ развития территорий на основе мультипараметрической оценки основных стадий программно-целевого управления с использованием экспертных заключений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT SYSTEM OF MONITORING AND DIAGNOSTICS OF REALIZATION OF DEVELOPMENTAL PROGRAMS OF TERRITORIES

The article reveals the basics of the scientific and methodological ideas of formation and use of monitoring and diagnostics of programs for development of territories based of multiparametric assessment of the main stages of program-oriented management with the use of expert''s reports.

Текст научной работы на тему «Разработка системы мониторинга и диагностики реализации программ развития территорий»

дение налогоплательщиками действующего налогового законодательства. Это способствует развитию теневого сектора экономики, уменьшению объема налоговых поступлений в бюджет, и, как следствие, снижению уровня жизни граждан. В налоговом администрировании широко используются методы планирования и прогнозирования. Они не только помогают в реализации фискальной функции налогов, но и обеспечивают возможность оптимизировать тактику и стратегию регулирования налоговых правоотношений.

Помимо планирования и прогнозирования, в осуществлении эффективного налогового администрирования помогают методы регулирования и налогового контроля. Налоговое регулирование предполагает своевременное внесение поправок в налоговую политику страны с целью достижения прозрачности, ясности и открытости действующего правового механизма. Сущность налогового контроля, как метода налогового администрирования, выражается в контроле налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками нормативных актов о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой их уплаты (перечисления) в консолидированный бюджет.

Существенным недостатком в организации работы налоговых органов на сегодняшний день является отсутствие такой концепции, которая бы объединила методологию налогообложения с автоматизированной системой и организационной структурой налоговых органов. С каждым годом на налоговый учет становятся все больше физических и юридических лиц, но действующая система электронного документооборота, не способна обеспечивать оперативное взаимодействие инспекций между субъектами страны.

В настоящее время для повышения эффективности налогового администрирования требуются следующие условия: максимальная автоматизация процесса сбора, обработки и хранения бухгалтерской и налоговой отчетности; создание централизованного информационного пространства с возможностью оперативного получения необходимых данных для проведения контрольных мероприятий; стандартизация функциональности налогового администрирования; унификация программно-технических комплексов. Важным направлением в совершенствовании налогового администрирования является перераспределение всех функций в области налогообложения между компетентными государственными органами. Интеграция полномочий позволит налоговым органам осуществлять деятельность только в рамках налоговых правоотношений и освободит от излишнего документооборота.

Среди приоритетных направлений налоговой политики РФ остается совершенствование налогового администрирования. В частности, особое внимание уделяется противодействию уклонения от уплаты налогов путем размещения средств в оффшорных зонах. Планируется разработка документа, в соответствии с которым будет разрешен обмен налоговой информацией с оффшорными и низконалоговыми юрисдикциями. С учетом

Библиографический список

того, что одним из обязательных положений вышеупомянутого документа будет возможность российских налоговых органов участвовать в налоговых проверках на территории стран-оффшоров, аналогичная возможность на взаимной основе будет предоставлена представителям налоговых органов таких стран. Поскольку подобные положения не соответствуют положениям законодательства РФ, во избежание необходимости ратифицировать каждое соглашение об обмене налоговой информацией с оффшорными и низконалоговыми юрисдикциями, планируется внесение изменений в статью 87 НК РФ о возможности участия представителей иностранных налоговых органов в налоговых проверках в РФ, когда это предусмотрено соответствующим международным соглашением [2].

Важным аспектом в совершенствовании налогового администрирования является также борьба с «фирмами-однодневками». Для реализации данного направления налоговым органам будут предоставлены дополнительные полномочия в части камеральных проверок, истребования необходимых для проведения мер по контролю документов, установлении фактов участия бе-нефициариев в схемах уклонения от уплаты налоговых платежей. Среди прочих мер по улучшению механизма налогового администрирования хотелось бы выделить следующие: расширение использования института банковской гарантии в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), в том числе в случаях изменения сроков уплаты налогов (сборов); увеличение до одного месяца срока для подготовки лицами, в отношении которых проводились проверки, возражений по актам соответствующих проверок; уточнение положений Кодекса об учете в налоговых органах организаций (в частности, управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов, организаций - ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков); уточнение обязанностей органов, осуществляющих регистрацию и миграционный учет физических лиц по месту жительства, а также регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, информировать налоговые органы о фактах такой регистрации или постановке на учет, либо о фактах рождения и смерти физических лиц; установление обязанности налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей информировать налоговые органы о заключении и прекращении договоров простого товарищества, а также об участниках таких договоров [2].

Направления совершенствования налогового администрирования призваны повысить собираемость налоговых платежей в консолидированный бюджет. Становление администрирования в нашей стране занимает длительный период времени, так как специфика экономики России не позволяет в полной мере использовать опыт зарубежных стран. Попытки компенсировать недостающие в бюджет налоговые платежи путем повышения ставок налогов, приводят к развитию теневого сектора экономики и, как следствие, еще меньшей налоговой доходности. Поэтому налоговое администрирование было и остается главным инструментом налоговой политики любого государства.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 25 января 2013 г. - М., 2013.

2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2013) [Э/р] «КонстультантПлюс».

Bibliography

1. Nalogovihyj kodeks Rossiyjskoyj Federacii. Chasti pervaya i vtoraya: tekst s izm. i dop. na 25 yanvarya 2013 g. - M., 2013.

2. Osnovnihe napravleniya nalogovoyj politiki Rossiyjskoyj Federacii na 2014 god i na planovihyj period 2015 i 2016 godov (odobreno Praviteljstvom RF 30.05.2013) [Eh/r] «KonstuljtantPlyus».

Статья поступила в редакцию 04.04.14

УДК 332.1: 330

Ozerov P. V,, Yeryomin R. V. DEVELOPMENT SYSTEM OF MONITORING AND DIAGNOSTICS OF REALIZATION OF DEVELOPMENTAL PROGRAMS OF TERRITORIES. The article reveals the basics of the scientific and methodological ideas of formation and use of monitoring and diagnostics of programs for development of territories based of multiparametric assessment of the main stages of program-oriented management with the use of expert's reports.

Key words: region, socio-economic development, software-oriented management, monitoring, diagnostics.

П.В. Озеров, канд. эконом. наук, доц. каф. отраслевой и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Донской гос. аграрный университет», п. Персиановский, Е-mail: [email protected]; Р.В. Еремин, канд. эконом. наук, доц. каф. отраслевой и мировой экономики ФГБОУ ВПО «Донской гос. аграрный университет», п. Персиановский, Е-mail: [email protected]

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ДИАГНОСТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

В статье раскрывается сущность научно-методической идеи формирования и использования системы мониторинга и диагностики реализации программ развития территорий на основе мультипараметрической оценки основных стадий программно-целевого управления с использованием экспертных заключений.

Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, программно-целевое управление, мониторинг, диагностика.

Наиболее действенным инструментом социально-экономических преобразований в регионе является реализация тактических и стратегических документов программно-целевого характера. Среди них можно рассматривать целевые программы, планы мероприятий, стратегии и концепции развития [1]. Отмечая несомненные достоинства программно-целевого подхода, все же отметим, что он не может дать желаемого эффекта без действенной системы мониторинга за реализацией мероприятий, а также без сверки их вектора со стратегическими приоритетами развития региона.

Таким образом, в данном исследовании мы предпримем поисково-эвристическую попытку разработки методических подходов по формированию системы мониторинга и диагностики реализации программ развития территорий, которая предполагает смысловой анализ мероприятий, запланированных в программах регионального развития и оперативно-тактических планов деятельности органов региональной и муниципальной власти.

Предлагаемая система мониторинга и диагностики реализации программ развития территорий - это целостный комплекс мероприятий органов регионального менеджмента, ориентированный на перманентный сбор релевантной информации, посредством частных индикаторов выполнения единой концепции, на разных стадиях ее реализации, связанных с диагностикой содержания и эффективности реализации целевых программ развития региона [2].

Предлагаемая система мониторинга и диагностики реализации программ развития территорий базируется на диагностике трех основных параметров развития региональной социально-экономической системы:

1. Диагностика параметров выполнения концепции социально-экономического развития региона.

2. Диагностика параметров выполнения концепции пространственного развития региона.

3. Диагностика параметров выполнения концепции улучшения параметров функционирования периферийных территорий.

В рамках одной статьи невозможно привести сформированные параметры для проведения мониторинга и диагностики в разрезе приведенных трех аспектов, а также основных стадий программно-целевого управления, а в большей части имеет смысл отразить результаты апробации данной системы, выполненной на эмпирико-фактологической базе Ростовской области.

Реализационный потенциал предлагаемой нами системы мониторинга и диагностики реализации программ развития территорий состоит в комплексной полиаспектной оценке различных компонентов региональной политики, выполняемой в разрезе двух центров ответственности: регионального и муниципального.

Данная система ориентирована на получение синтетических оценок деятельности органов системы регионального и муниципального менеджмента и дальнейшего использования полученных оценок в регулировании пространственного и социально-экономического развития региона [3].

В ходе использования системы мониторинга и диагностики реализации программ развития территорий органы регионального менеджмента должны оценивать уровень структурной и содержательной проработки программ и проектов и на основании оценки получаемых пороговых значений делать вывод о целесообразности дальнейшей реализации программных документов или их организационно-методической доработке. Для определения пороговых значений нами был идентифицирован максимально возможный балл по каждому подразделу системы индикаторов оценки концепции социально-экономического раз-

Нормативные пороговые значения контрольных индикаторов

Таблица 1

Параметры системы программно-целевого Разработка программ Реализация программ Оценка эффективности .0

Величина пороговых значений (баллы) <и m о

управления Доработка Реализация Доработка Реализация Доработка Реализация

1. Социально-экономическое развитие < 7 8 - 12 < 10 11 - 18 < 7 8 - 12 >s

региона X

2. Пространственное .0 с

развитие региона < 4 5 - 9 < 6 7 - 11 < 4 5 - 7 го X о S

3. Развитие периферийных территорий < 9 10 - 16 < 9 10 - 16 < 6 7 - 11 OD CL

4. Социально-экономическое развитие < 7 8 - 13 < 10 11 - 18 < 6 7 - 11 >S

региона X л

5. Пространственное развитие региона < 5 6 - 10 < 7 8 - 12 < 4 5 - 7 с ГС с S

6. Развитие периферийных территорий < 8 9 - 15 < 6 7 - 11 < 3 4 - 6 X > г

Таблица 2

Фактические пороговые значения контрольных индикаторов модельных территориальных субъектов

Параметры системы программно-целевого управления Ростовская область г. Ростов-на-Дону г. Новочеркасск

Факт. величина баллов Рекомендации Факт. величина баллов Рекомендации Факт. величина баллов Рекомендации

1. Социально-экономическое развитие региона 8 ► 10 ► 7 ■

2. Пространственное развитие региона 2 ■ 7 ► 7 ►

3. Развитие периферийных территорий б ■ б ■ 6 ■

► Высокая организационно-методическая готовность регионального (муниципального) менеджмента к реализации программно-целевых мероприятий

■ Существуют существенные ограничители к реализации программно-целевых мероприятий, требующие корректировки разработочно-рекомендационных блоков концепции

вития региона, затем исходя из принципа электоральной целесообразности определялось минимальное пороговое (проходное) значение, фактическое соответствие которому конкретного субъекта позволяет говорить о возможности реализации диагностируемого подраздела концепции. В случае? если фактически набранное количество баллов ниже порогового значения, принимается решение о организационно-методической доработке тестируемого значения. Пороговые значения контрольных индикаторов системы приведены в таблице 1.

Апробация предложенной нами системы велась с использованием оценок полученных с использованием фокус-групп диагностируемых региональный уровень в целом, а также 2 региональных полюсов роста - Ростов-на-Дону и Новочеркасск.

Мониторингу и диагностике в сложившихся условиях подлежат только разработочные аспекты, соответствующие первому этапу программно-целевого управления, так как последующие этапы предполагают фактическую реализацию ее положений, а первый состоит в оценке готовности системы регионального менеджмента к разработке и реализации целевых программ (таблица 2).

Результаты показывают, что в целом по трем оцениваемым субъектам, наибольшая степень готовности соответствует реализации социально-экономических аспектов региональной по-

Библиографический список

литики. Подобную готовность демонстрируют все три оцениваемых субъекта (Ростовская область - 8 баллов; г. Ростов-на-Дону - 10 баллов; г. Новочеркасск - 7 баллов). Обращает на себя внимание критически низкий уровень организационно-методической проработки программ пространственного развития регионального уровня - 2 балла, на фоне минимально необходимого для г. Новочеркасска и г. Ростова-на-Дону - 7 баллов. Оценка степени готовности к реализации программ и проектов в области улучшения параметров развития периферийных территорий показала практически одинаковый уровень для всех исследуемых субъектов, который в тоже время является недостаточным (Ростовская область - 5 баллов; г. Ростов-на-Дону - 5 баллов; г. Новочеркасск - 6 баллов).

Полученные оценки свидетельствуют о повторении общероссийских тенденций, когда социально-экономические аспекты развития территории превалируют в программах и планах системы регионального и муниципального менеджмента, на фоне «выпадения» пространственных аспектов развития региона [4]. Это свидетельствует о необходимости интенсификации управленческих технологий в сфере реализации пространственной региональной политики развития центральных, полупериферийных и периферийных территорий.

1. Озеров, П.В Совершенствование механизма реализации программ социально-экономического развития территории // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 22.

2. Еремин, Р.В. Мониторинг социально-экономического развития региона // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 4.

3. Бобрышев, А.Н. Концептуальные основы мониторинга социально-экономического развития региона / А.Н. Бобрышев, М.Ю. Казаков / / Kant. - 2011. - № 2.

4. Казаков, М.Ю. Пространственное развитие экономики региона: теоретические возможности и практические аспекты / М.Ю. Казаков, А.Н. Бобрышев // Russian journal of Earth Sciences - 2012. - № 12.

Bibliography

1. Ozerov, P.V Sovershenstvovanie mekhanizma realizacii programm socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya territorii // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennihyj universitet upravleniya). - 2011. - № 22.

2. Eremin, R.V. Monitoring socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennihyj universitet upravleniya). -2011. - № 4.

3. Bobrihshev, A.N. Konceptualjnihe osnovih monitoringa socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona / A.N. Bobrihshev, M.Yu. Kazakov // Kant. - 2011. - № 2.

4. Kazakov, M.Yu. Prostranstvennoe razvitie ehkonomiki regiona: teoreticheskie vozmozhnosti i prakticheskie aspektih / M.Yu. Kazakov, A.N. Bobrihshev // Russian journal of Earth Sciences - 2012. - № 12.

Статья поступила в редакцию 02.04.14

УДК 332.012.2

Ryabov V.N. INFORMATION-SYNERGETIC APPROACH IN THE MANAGEMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS. The article explains the principles, mechanisms and management skills in socioeconomic systems. The variants of analysis and forecast of development of socioeconomic systems using traditional engineering and information-mathematical methods at the level of the comparison of the obtained data with the data of the existing economic statistics have been studied.

Key words: modeling, socio-economic system, informatization, dynamics, synergetics, statistics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.