Научная статья на тему 'Разработка системы имитационного моделирования экономических объектов на основе объектно-ориентированного подхода'

Разработка системы имитационного моделирования экономических объектов на основе объектно-ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
936
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мицель А. А., Грибанова Е. Б.

Рассматривается объектно-ориентированная архитектура системы имитационного моделирования экономических объектов. Приведен пример решения задачи моделирования с помощью реализованной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Мицель А. А., Грибанова Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of system of simulation modeling of economic objects with object-oriented approach

The object-oriented architecture of simulation system of economic objects is considered. The article includes the example of modeling task solution with implementation program.

Текст научной работы на тему «Разработка системы имитационного моделирования экономических объектов на основе объектно-ориентированного подхода»

УДК 681.51.015.26:330.43

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

А.А. Мицель, Е,Б. Грибанова

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники Е-таУ: [email protected]

Рассматривается объектно-ориентированная архитектура системы имитационного моделирования экономических объектов. Приведен пример решения задачи моделирования с помощью реализованной программы.

Введение

Согласно определению Г. Буча [1] под объект-но-ориентированным подходом понимается технология создания программного обеспечения, основанная на представлении программы в виде совокупности программных объектов, каждый из которых является экземпляром определенного типа (класса), а классы образуют иерархию с наследованием свойств. Как правило, полученные решения являются простыми для модификации и обслуживания и более пригодны для повторного использования, поэтому данный подход используется для реализации сложных систем.

В настоящее время объектно-ориентированная технология все чаще применяется и для разработки систем имитационного моделирования. При этом предпринимаются попытки создания как универсального средства, таки предметно-ориентирован-ных систем (для имитации системы массового обслуживания, цепей поставок и т. д.). Наибольшее количество работ посвящено рассмотрению дискретных имитационных моделей, состояния которых меняются в определенные моменты времени.

Их построение может быть выполнено с использованием трех подходов: событийного (в основе лежит список упорядоченных по времени событий, наступление которых определенным образом планируется), сканирования активностей (планирования наступления событий не происходит, а действия совершаются по мере выполнения определенных условий), процессно-ориентированного (с точки зрения «жизненного цикла» объекта) [2].

Обзор объектно -ориентированных

систем имитационного моделирования

К сожалению, большинство разработчиков программного обеспечения имитационного моделирования экономических систем не приводят описание своих архитектурных решений. В данном разделе будут рассмотрены некоторые известные шаблоны, а также программы, разработанные на основе объектно-ориентированной технологии, предназначенные для решения задач в различных областях экономики.

Система Pilgrim (МЭСИ), реализованная на C++, является результатом работы, направленной

Управляющие

команды:

Старт/Стоп

Имитационная модель Выполнение / 3 / 2 / i 1#

ф •••

Отсортированный по времени список событий

Управляющие

команды:

Старт/Стоп

Да

Выполняется

уел obi ie?

Имитационная модель

Выполнение

Список действий

а и

События Поступление Начало Завершение Выход объекта в обслуживания обслуживания объекта из систему _______ системы

-+

Действия

Обслуживание

объекта

(продвижение модельного времени)

В

Рис. 1. Подходы: а) событийный ~ 1 ~ планирование события; 2 б) сканирования активностей; в) процессный

получение события из списка; 3 - выполнение события;

на создание универсального инструмента имитационного моделирования [3]. Данный пакет позволяет создавать дискретно-непрерывные модели и включает CASE-оболочку. Концепция моделирующей системы базируется на шести основных понятиях: граф модели, транзакт (формальный запрос на какое-либо обслуживание), узел графа сети (т. е. центры обслуживания транзактов), событие, ресурс, пространство (узлы, транзакты и ресурсы могут быть привязаны к точкам пространства и мигрировать в нем). Всего в системе Pilgrim 17 типов узлов, и некоторые из них предоставляют следующие средства: возможность работы с непрерывными процессами; моделирование пространственной динамики; работа с ресурсами, представляющими собой деньги и материальные ценности, счета бухгалтерского учета, банковские счета.

Рассмотрим также объектно-ориентированную архитектуру SIMFONE [4]. Данная разработка может быть использована в качестве базиса для создания библиотек и полезна для понимания концепций имитационного моделирования. Так, реализация архитектуры выполнена авторами в виде библиотеки классов Java Simulation Library (JSL) для поддержки имитации на Java.

SIMFONE разделен на 6 главных пакетов:

• управление имитацией;

• выполнение имитации;

• процессы;

• ресурсы и очереди;

• генерирование случайных чисел;

• статистика.

Каждый из перечисленных пакетов предназначен для создания определенной организации набора классов, которая выполняет важные функции.

Приведем теперь некоторые предметно-ориен-тированные разработки.

В работе [5] описана архитектура системы, предназначенной для имитации цепей поставок. Ее реализация была выполнена на языке Java с применением распределенной системы D-SOL, использующей событийный подход [6]. Архитектура содержит три слоя: первый формируется набором «актеров», которые могут обмениваться сообщениями. Второй слой содержит наборы «актеров», характерных для цепей поставок (таких как покупатель, поставщик и т. д.) и обменивающихся специфическими сообщениями (заказ, оплата). Третий слой расширяет библиотеку для реализации определенного режима работы с системой: демонстрационного, интерактивного либо игрового, когда часть «актеров» контролируется компьютерами, а часть - студентами.

SISCO [7] - инструмент имитационного моделирования цепей поставок, который позволяет пользователю графически строить структуру цепи, и определять соответствующую информацию. Основная структура системы включает три модуля:

• The Visual Supply Chain Editor (используется для определения структуры цепи, которая затем сохраняется в файл на специальном языке описания, основанном на XML);

• The Experiment Designer (служит для определения специфической информации имитационного моделирования: число случайных реализаций, выходная статистика и т. д.)

• The Model Builder (осуществляет автоматическую генерацию модели на основе графической структуры, и инициализирует ее выполнение с помощью Silk - набора Java классов, предназначенного для имитационного моделирования). Используемый в SISCO подход (процессный)

предполагает осуществление моделирования с точки зрения жизненного цикла заказа, который проходит следующие стадии: создание, размещение транспортировка, обработка, получение.

В статье [8] приводится описание объектно-ори-ентированной архитектуры имитационной системы управления запасами, для реализации которой была использована библиотека JSL. Свою разработку автор назвал «мостом», который (благодаря открытой архитектуре) связывает коммерческие системы общего назначения и специфические имитационные модели.

Программа имитационного моделирования систем массового обслуживания ObjectSim [9] (язык реализации - Delphi, событийный подход) позволяет без изучения синтаксиса конкретного, специализированного языка имитационного моделирования строить имитационные модели, комбинируя визуальные компоненты с написанием собственных обработчиков (используя скриптовые языки) для различных событий.

В сети Интернет бесплатно распространяется программа JASA [10] (реализована на Java). Ее функциональность позволяет осуществлять моделирование двойного аукциона, в котором участвует множество покупателей и продавцов одной единицы предмета аукциона. Также данная программа дает возможность использовать при имитации поведения участников различные стратегии. Целью моделирования с помощью JASA является исследование рынков, где одновременно взаимодействуют поставщики и потребители, например, фондовые рынки.

Рассмотрев некоторые из существующих работ, можно прийти к выводу, что объектно-ориентированный подход успешно применяется для разработки систем имитационного моделирования, используемых в различных областях экономики. При этом реализованные имитационные модели могут иметь различное назначение: оценка вариантов предполагаемых изменений, игровое обучение сотрудников, визуальное представление функционирования рассматриваемого объекта во времени и т. д.

Постановка задачи

Авторами данной работы были реализованы экономические имитационные модели, часть из

которых является классическими (и их описание приводится в работах [11, 12]), а остальные разработаны путем использования существующих алгоритмов в других областях экономики либо модификации самих моделей. В настоящий момент всего имеется 17 моделей в том числе: экскурсионной фирмы, грузоперевозок, кредитного отдела, вычислительного центра, производственной фирмы, мониторинга рынка, управления запасами с периодической стратегией подачи заявок и др. (описание некоторых из перечисленных имитационных моделей содержится в публикациях [13, 14]). Данные модели описывают различные системы: массового обслуживания, управления запасами и т. д.

Задача заключается в разработке архитектуры, предоставляющей возможности гибкой модификации и расширения системы, например, добавления новых моделей. При этом для каждой модели необходимо иметь возможность выполнять дополнительные подзадачи:

• расчет статистических характеристик, который включает получение следующих оценок выходной величины: тип распределения, среднее значение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, медиана, коэффициент вариации, асимметрия;

• оценка рисков: расчет вероятности того, что выходная величина будет не меньше некоторого заданного значения, а также вероятность и средний ожидаемый размер убытков;

• построение графиков, описывающих изменение различных величин по реализациям и на протяжении рассматриваемого периода, а также гистограммы и функции распределения;

• проведение экспериментов: имитация системы с различными значениями некоторой исходной величины для определения поведения выходного параметра.

Полученные таким образом данные должны пересчитываться при изменении входных параметров модели, а сами подзадачи создаваться и удаляться по желанию пользователя в связи со значительными затратами времени на их реализацию (особенно, при большом числе прогонов).

Описание архитектуры программы

При разработке архитектуры системы за основу был взят шаблон, описание которого приводится в источнике [15]. Согласно выбранной концепции алгоритм решения задачи разбивается на этапы, на каждом из которых на основании данных введенных пользователем, а также рассчитанных на других этапах происходит решение какой-либо подзадачи выбранным методом.

Представление описанной задачи для отдельной модели в виде дерева показано на рис. 2.

Для реализации этапов было использовано представление в виде многосвязного списка, каждый элемент которого является объектом класса «Узел». Можно выделить два типа таких объектов. К первому типу относятся объекты, создаваемые при загрузке системы, т.е. все используемые модели (список доступных пользователю моделей указывается в файле). Объекты класса «Узел» второго типа (показаны на рис. 2 на нижнем уровне) создаются и удаляются пользователем динамически.

Структура основных классов показана на рис. 3. Рассмотрим отличие архитектуры нашей системы от предложенной в работе [15]:

• наличие классов «ГенераторСлучайныхВели-чинСобытий» (предназначен для генерирования случайных величин и событий, поскольку данные действия необходимо выполнять для каждой имитационной модели) и «Статистика» (содержит методы для обработки результатов моделирования);

• для реализации экспериментов применяются «циклические» узлы, вызывающие своих предков заданное число раз.

Так, на рис. 4 показана диаграмма последовательности для случая, когда пользователь изменил исходные данные модели управления запасами и действия, выполняемые при этом: имитация системы с новыми данными; проведение экспериментов. Т. е. сначала происходит вызов первого узла (с помощью метода «вызовПотомков»), который не является «циклическим», и вызывается метод «решение» соответствующего ему класса «Расчет». Далее

Рис. 2. Дерево решения задачи

Статистика

медиана()

асимметрия()

дисперсия()

Узел

циклический: Boolean рассчитан: Boolean номер: Integer

ГенераторСлучайныхВеличинСобытий

Расчет

вызовПотомков()

вызовПредков()

получитьПредка()

получитьМетод()

решение()

моделированиеПростогоСобытия()

моделированиеСВПоказательныйЗакон()

моделированиеСВРавномерныйЗакон()

моделированиеСВНормальныйЗакон()

моделированиеСВДискретныйЗакон()

МодельГ рузоперевозок

решение()

МодельКредитногоОтдела

решение()

МодельБензоколонки

решение()

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

----------------------Съ*.

.и т.д. (все имеющиеся модели)

ФинансоваяМодель

решение()

Рис. 3. Структура классов

вызывается «циклический» потомок текущего узла, и поэтому прежде, чем выполнить свою задачу, он осуществляет многократный вызов метода «решение» соответствующего его предку класса «Расчет».

С помощью метода «вызовПредков» рекурсивно просматриваются все предки вызванного узла (пока не будет достигнута начальная вершина) и автоматически рассчитываются, если данная операция еще не была выполнена.

Рис. 4. Диаграмма последовательности

Рис. 5. Взаимодействие вычислительной подсистемы с графическим интерфейсом пользователя

ОценкаРисков

решение()

РасчетСтатистики

решение()

Г рафик

решение()

Взаимодействие вычислительной подсистемы с графическим интерфейсом пользователя (ГИП) приведено на рис. 5. Обмен информацией здесь происходит с помощью текстового файла, содержащего выгруженные данные. Можно отметить, что интерфейс и вычислительная часть программы являются независимыми подсистемами и, следовательно, изменения в одной из них не могут непосредственно повлиять на другую.

Реализация описанной архитектуры выполнена с помощью языка программирования Java.

Пример

В качестве примера рассмотрим классическую модель управления запасами, взяв данные из источника [12]. На рис. 6 представлены результаты имитации, в том числе экспериментов, проводимых целью решения задачи моделирования - определение оптимального объема заказываемой партии товара (полученное значение составляет 300 шт.).

Заключение

Реализована программа, включающая имитационные модели различных экономических объектов, в том числе классических. Разработка выполнена с использованием объектно-ориентированного подхода, что упрощает модификацию и расширение системы. Программа содержит средства для статистической обработки результатов моделирования, оценки рисков, построения графиков, проведения экспериментов, которые могут быть динамически привязаны к конкретной модели. В качестве примера приведены результаты имитации системы управления запасами.

Программа предназначена для использования в учебном процессе, а также исследования экономических объектов.

@ Классическая модель управления запасами

Исходные данные

Среднее время поставки |3 j Начальный уровень запаса |юоо

U I Стоимость хранения ед. товара I2

партии товара СКО времени поставки

Средний спрос СКО спроса Штраф за дефицит

Минимальный уровень запаса 50

Стоимость поставки ед. товара |l |

Период моделирования [зо

Объем партии товара Число сл^айных реализаций

100

2000

Максимальные гарантированные расходы |24б9б.

I г

¥ Н

шт

033

в г

Рис. 6. Результаты имитации: а) форма модели с исходными данными и результатом моделирования; 6) изменениеуровня запаса на складе в 1-й реализации; в) гистограмма распределения общих затрат; г) эксперименты с различными значениями (100, 200, 300,400, 500 шт.) заказываемого объема партии товара

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++. - СПб.: Невский диалект,

1999. - 560 с.

2. Кельтон В.. ,!оу А. Имитационное моделирование. - СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2004. - 847 с.

3. Емельянов АА., Власова Е А., Дума Р.В. Имитационное моделирование экономических процессов. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

4. Rossetti M.D., Aylor В., Jacoby R., Prorock A., White A. SIM FONE-: Ail Object-Oriented Simulation Framework// Proc. of the 2000 Winter Simulation Conference. - Orlando, 10^13 December

2000. - P. 1855-1864.

5. VerbraeckA., HoutenS. From Simulation to Gaming: An Object-Ori-ented Supply Chain Training Library// Proc. of the 2005 Winter Simulation Conference. - Orlando, 4-7 December 2005. - P. 2346-2354.

6. Jacobs P., Lang N,, VerbraeckA. D-SOL: A Distributed Java Based Discrete Event Simulation Architecture // Proc. of the 2002 Winter Simulation Conference. - San Diego, S—11 December 2002. -P. 793-800.

% Chatfield D., Harrison Т. , Hayya J. SISCO: A Supply Chain Simulation Tool Utilizing Silk and Xml // Proc. of the 2001 Winter Simulation Conference. - Arlington, 9-12 December 2001. -P. 614-622.

8. Rossetti M.D., MimanM.,VaigheseV.,Xiang Y. An Object-Orien-ted Framework For Simulating Multi-Echelon Inventory Systems //

Proc. of the 2006 Winter Simulation Conference; - Monterey, 3-6 December 1999. - P. 1452-1461.

9. Приступа A.B. Разработка программного комплекса имитационного моделирования СМО на основе объектно-ориентированной модели дискретно-событийного метода: Дне. ... канд. техн. наук. - Томск, 2006. - 160 с.

10. JASA - Java Auction Simulator API [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.csc.liv.ac.uk/~sphelps/jasa

11. Нейлор T.X. Имитационные эксперименты с моделями экономических систем. - М.: Мир, 1975. - 500 с.

12. Варфоломеев В.И. Алгоритмическое моделирование элементов экономических систем. - М.: Финансы и статистика, 2000. -203 с.

13. Мицель А.А., 1рибанова Е.Б. Компьютерное имитационное моделирование экономических объектов //Доклады ТУСУР. -

2005. № 3. - С. 49-56.

14. Грибанова Е.Б. Имитационные модели экономических объектов // Актуальные проблемы экономики в творчестве студентов: Сб. статей под ред. Б.М. Генкина и др. - СПб.: СПбГИЭУ

2006. - 2006. - С. 200-205.

15. Бойченко И.В. Программное обеспечение моделирования, обработки и анализа данных лидарного зондирования газового состава атмосферы: Дис.... канд. техн. наук. -Томск, 2002. -113 с.

Поступила 27.10.2006 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.