_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 331
Вирановская Елена Викторовна
канд.пед.наук, доцент магистр 1 курсаэкономического факультета ОГТИ (филиал) ОГУ, г. Орск, РФ E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОЕКЦИЙ КЛИЕНТОВ И ВНУТРЕННИХ ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация
В статье раскрываются особенности проектирования системы сбалансированных показателей для общеобразовательного учреждения, учитываются каскадированные показатели на уровне заместителей директоров и педагогов
Ключевые слова
Сбалансированная система показателей, общеобразовательное учреждение, проекции клиентов
и внутренних процессов
Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед организациями, является разработка стратегии развития. Большинство общеобразовательных учреждений в настоящее время становятся автономными, что означает их большую финансовую независимость и возможность выстраивания системы мотивации персонала в тренде стратегии развития учреждения. Однако не всегда финансовые показатели являются определяющими направления в развитии, особенно если дело касается муниципальных учреждений и бюджетных организаций, где заработная плата фактически оговорена и зависит от нефинансовых показателей работника. Возрастание роли нефинансовых показателей в развитии фирмы подчеркивается разными инструментами стратегического управления.
Одной из актуальных концепций достижения стратегических целей, не связанных только с финансовыми показателями, является система сбалансированных показателей (ССП) или так называемая система ключевых показателей эффективности KPI (KeyPerformancelndicators). Она направлена на приведение в систему всех структур и подразделений в организации, ориентируя их на решение стратегических задач.
Система сбалансированных показателей (ССП) разрабатывается для четырёх проекций: финансы, рынок, процессы, персонал. Разработанная для бизнеса, система сбалансированных показателей успешно применяется и в государственных учреждениях, обоснование этому убедительно дает Пол Нивен. [3] В практических и теоретических исследованиях имеет подтверждение применение ССП в различных областях государственных учреждений[4], в том числе в образовании[1]. Разработке сбалансированных показателей для проекции персонала общеобразовательных учреждений посвящена статья Вирановской Е.В. [1] В данной статье рассмотрим применение ССП для двух проекций клиентов и процессов.
Рассмотрим проекцию клиентов. Ориентируясь на деятельность общеобразовательного учреждения, его функции, можно выделить следующую цель: повышение привлекательности бюджетных и дополнительных услуг школы в микрорайоне. Зарплата учителей и администрации общеобразовательного учреждения зависит от наполняемости школы и среднего количества человек в классах комплектах. Для каждого общеобразовательного учреждения важно, чтобы обучающиеся прилежащего микрорайона в подавляющем большинстве выбирали их. На предпочтение общеобразовательного учреждения оказывают влияние многие факторы, которые и положены в основу проектирования показателей клиентской проекции. Рассмотрим их подробно.
Ежегодно после начала учебного года общеобразовательные учреждения проводят рейд по микрорайону, целью которого является выполнение закона о всеобуче. На основе этой информации был
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
выявлен показатель предпочтения родителями микрорайона данного общеобразовательного учреждения, который выражен в процентном показателе. Второй и третий показатели это показатели удовлетворенности родителей образовательными услугами и внеурочной деятельностью.
Таблица 1
Проекция клиенты: корпоративный уровень
Цель Показатель Норма
Повышение привлекательности бюджетных и дополнительных услуг школы в микрорайоне Предпочтение образовательного учреждения в микрорайоне 90%
Показатель удовлетворенности родителей организацией образовательной деятельности 85%
Показатель удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности 85%
Относительный показатель роста дополнительных платных услуг неотрицательный
В процессе каскадирования можно раскрыть содержание второго и третьего показателей, спроектировав их на уровень заместителя директора по научно-методической работе, далее на уровень педагогов, заместителя директора по административно-хозяйственной части.
Таблица 2
Проекция клиенты: уровень заместителей директоров по учебно-воспитательной и научно-методической работе
Цель Показатель Норма
Повышение привлекательности бюджетных и дополнительных услуг школы в микрорайоне Удовлетворенность профессиональной подготовкой педагогов 80%
Удовлетворенность качеством знаний учеников 80%
Удовлетворенность методами обучения 90%
Удовлетворенность контролирующей функцией 85%
Удовлетворенность развитием личности обучающихся 85%
Учет индивидуальных особенностей 80%
Удовлетворенность количеством выпускников, поступающих в вузы 90%
Удовлетворенность предложением внеурочных услуг 85%
Удовлетворенность сотрудничеством с другими организациями дополнительного образования 85%
Таблица 3
Проекция клиенты: уровень педагогов
Цель Показатель Норма
Повышение привлекательности бюджетных и дополнительных услуг школы в микрорайоне Удовлетворенность психологическим климатом на уроках 95%
Применение различных технологий обучения 80%
Эффективная система контроля знаний 80%
Удовлетворенность методами обучения 90%
Применение индивидуального и дифференцированного подходов в обучении 85%
Таблица 4
Проекция клиенты: уровень заместителя директора по административно-хозяйственной части
Цель Показатель Норма
Повышение привлекательности бюджетных и дополнительных услуг школы в микрорайоне Удовлетворенность качеством материально-технической и учебно-методической базы школы 90%
Рассмотрим внутренние процессы общеобразовательного учреждения. Показателями являются характеристики различных видов деятельности учителей. Для определенности рассмотрим также инновационные процессы, которые учитывались при расшифровке цели.Каскадируя корпоративные цели на уровни заместителей директоров и педагогов, получаем показатели в таблицах 6, 7.
Таблица 5
Проекция внутренние процессы: корпоративный уровень
Цель Показатель Норма
Управление образовательным процессом, анализ новых программ Включенность в инновационную деятельность 100%
Увеличение количества программ интеллектуально-творческого развития учащихся для дополнительных услуг и внеурочной деятельности Увеличение относительного показателя на 5%
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№11/2015
ISSN 2410-700Х
Таблица 6
Проекция внутренние процессы: уровень заместителей директоров по учебно-воспитательной
и научно-методической работе
Цель Показатель Норма
Управление образовательным процессом, анализ новых программ Участие школьников в научно-практических конференциях Увеличение относительного показателя на 10%
Увеличение числа занятий с педагогами по обучению методике организации инновационной деятельности Увеличение относительного показателя на 10%
Открытые уроки и семинары для педагогов по новым технологиям обучения Увеличить количество на 15%о
Таблица 7
Проекция внутренние процессы: уровень педагогов
Цель Показатель Норма
Управление образовательным процессом, анализ новых программ Включенность в руководство проектной деятельностью 100%
Использование ИКТ технологий на уроке Увеличить количество уроков с исп. ИКТ на 5%
Использование новых технологий, обоснованно эффективных в конкретных случаях Увеличить количество на 15%о
Индивидуальное развитие учащихся с использованием индивидуальных программ, траекторий обучения Увеличение относительного показателя на 5%
Приведенная система сбалансированных показателей построена с учетом реального педагогического процесса и может быть дополнена показателями проекций персонала [2]. Выстроенная ССП может быть апробирована на практике. Список использованной литературы:
1. Акмаева Р. И. и др. Сбалансированная система показателей для кафедр университета как инструмент успешной реализации стратегии его развития / Р.И. Акмаева, А.П. Лунев, О.К. Минева, Л.В. Усачева // Вестник Саратовского государственного университета. - №1 (72), том 3. - 2013.
2. Вирановская Е. В. Разработка сбалансированной системы показателей для персонала на примере общеобразовательного учреждения // Новая наука : стратегии и вектор развития : Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (19 октября 2015 г, г. Стерлитамак). - Стерлитамак : РИЦ АМИ, 2015. - 202 с.
3. Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций / Пер. с англ., под ред. О. Б. Максимовой. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. - 336 с.
4. Ржехин В. М. Разработка показателей эффективности подразделений отделов, персонала. Пошаговая инструкция / В. М. Ржехин, Д. А. Александ, Н В. Коваленко. - М.: Вершина, 2007. - 224 с.
© Вирановская Е.В., 2015
УДК 330
Воронова Ирина Владимировна
канд.экон.наук, доцент СПбГЭУ г. Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
ВЫБОР АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация
В статье проанализированы проблемы внедрения программных продуктов учету и управлению в строительной отрасли и предложены основные этапы при выборе необходимой программы для организации.