УДК 66.011 Майлин Максим Викторович,
кафедра химической технологии топлива и химической кибернетики, Институт природных ресурсов, Томский политехнический университет, тел. 8-(3822)-56-34-43, e-mail: [email protected] Киргина Мария Владимировна, аспирант, ассистент кафедры химической технологии топлива, Институт природных ресурсов, Томский политехнический университет, тел. 8-(3822)-56-34-43, e-mail: [email protected] Иванчина Эмилия Дмитриевна, д. т. н., профессор кафедры химической технологии топлива, Институт природных ресурсов, Томский политехнический университет,
тел. 8-(3822)-56-34-43, e-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА РЕЦЕПТУР СМЕШЕНИЯ БЕНЗИНОВ
НА ОАО «АНПЗ ВНК» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
M. V. Mailin, M. V. Kirgina, E.D. Ivanchina
DEVELOPMENT OF ACHINSK REFINERY GASOLINE BLENDING RECIPES WITH THE USE OF COMPUTER
MODELING SYSTEM
Аннотация. В работе изложен новый метод расчета рецептур приготовления товарных бензинов, с учетом неаддитивности октановых чисел смешения и состава вовлекаемых компонентов с использованием компьютерной моделирующей системы «Compounding». Разработанные рецептуры смешения товарных бензинов для ОАО «АНПЗ ВНК» отвечают всем требованиям современных экологических и технических стандартов.
Ключевые слова: нефтеперерабатывающий завод, компаундирование, октановое число, бензин, риформат, МТБЭ.
Abstract. The authors described a new approach to calculation of gasoline blending recipes taking into account the nonadditivity of octane numbers and composition of the involved components using computer modeling system «Compounding». Calculated Achinsk Refinery trade gasoline blending recipes meet the requirements of modern environmental and technical standards.
Keywords: refinery, compounding, octane number, gasoline, reformate, MTBE.
На сегодняшний день потребление автомобильных бензинов в мире достигает порядка 980 млн тонн в год, вместе с тем все большее внимание уделяется качеству данного нефтепродукта [1]. В связи с этим необходим поиск путей усовершенствования не только эксплуатационных, но, в первую очередь, и экологических свойств бензинов.
В состав бензинов входит более 200 индивидуальных компонентов, а сам процесс получения бензина представляет собой комплексную, много-
ступенчатую технологию, включающую в себя различные процессы, начиная с простой перегонки нефти и заканчивая сложными каталитическими процессами, такими как риформинг, изомеризация, алкилирование.
Наибольшее внимание при приготовлении бензинов уделяется процессу компаундирования -процессу смешения различных углеводородных потоков и антидетонационных присадок с целью получения высокооктановых товарных бензинов -так как данный процесс является завершающим и наиболее ответственным этапом при формировании качества продукции. Таким образом, вопрос разработки рецептур смешения потоков с целью получения бензинов определенных марок и требуемого качества является актуальным для любого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ).
В настоящее время при производстве бензинов делается акцент на улучшение основного эксплуатационного свойства топлива - детонационной стойкости, численным эквивалентом которой является октановое число. Как было указано ранее, в состав бензинов входит большое число углеводородов различного строения, что усложняет оптимизацию данного процесса. Кроме того, значительной трудностью при расчете процесса компаундирования является то, что детонационная стойкость не является аддитивным свойством. То есть сумма октановых чисел (ОЧ) отдельных компонентов, входящих в состав бензина, значительно отличается от результирующего октанового числа смешения (ОЧС) потока. Разница между ОЧ и ОЧС может быть существенной и достигать 20
пунктов.
Было установлено, что причиной отклонений является наличие межмолекулярных взаимодействий между углеводородами, входящими в состав бензина, которые зависят от полярности молекул компонентов. Таким образом, неаддитивность октановых чисел и многокомпонентность состава являются основными трудностями, возникающими при расчете рецептур смешения бензинов.
На кафедре химической технологии топлива и химической кибернетики Томского политехнического университета была разработана математическая модель для расчета детонационных характеристик бензинов, учитывающая вклад межмолекулярных взаимодействий в неаддитивность октановых чисел смешения. На основе разработанной математической модели была создана компьютерная моделирующая система расчета процесса компаундирования высокооктановых бензинов «Compounding» [2, 3].
Компьютерная моделирующая система позволяет рассчитывать октановые числа по моторному и исследовательскому методам, а также давление насыщенных паров, как отдельных потоков, так и их смеси с присадками и добавками.
С использованием разработанной моделирующей системы был осуществлен ряд расчетов для предприятия ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод».
Ачинский нефтеперерабатывающий завод (ОАО «АНПЗ ВНК») - одно из ведущих предприятий топливно-энергетического комплекса Красноярского края и одно из крупнейших в Западной Сибири. Мощность НПЗ составляет 7,0 млн тонн (51,2 млн баррелей) нефти в год. Вторичные перерабатывающие мощности завода включают установки каталитического риформинга, гидрокрекинга, замедленного коксования, изомеризации, гидроочистки реактивного и дизельного топлива, битумную и газофракционную установки. В 2010
Результаты расчета октановых чисел легких
году на заводе было произведено 7,14 млн т товарной продукции, а глубина переработки составила 62,4 %. Объем производимых в 2010 году бензинов (в том числе прямогонных) на данном предприятии составил 1,58 млн тонн [4]. На заводе осуществляется выпуск бензинов марок АИ-92, АИ-95 и АИ-98. В процесс производства бензинов на Ачинском НПЗ вовлекаются следующие потоки:
- продукты процесса каталитического ри-форминга бензинов со стационарным слоем катализатора - тяжелые риформаты, а также боковой погон данного процесса - легкие риформаты;
- продукты процесса каталитической изомеризации пентан-гексановой фракции;
- легкие углеводородные потоки (бутан, изобутан, изопентан);
- антидетонационные присадки добавки-оксигенаты.
С помощью программы «Compounding» были рассчитаны октановые числа риформатов, производимых на Ачинском НПЗ. Расчеты проводились для риформатов, получаемых в период работы установки каталитического риформинга с 2011 по 2012 год. Результаты расчета октановых чисел по моторному (ОЧМ) и исследовательскому методам (ОЧИ) и давления насыщенных паров (ДНП) с использованием моделирующей системы, а также октановые числа, рассчитанные по аддиитвным формулам (ОЧМад, ОЧИад) для легких и тяжелых риформатов, производимых на Ачинском НПЗ, приведены в табл. 1, 2.
Как видно из табл. 1, 2, наблюдается значительное отклонение октановых чисел от правила аддитивности. Так, для легких риформатов отклонение составляет 1,5-2 пункта, для тяжелых - 22,5 пункта, что является существенной разностью и позволяет сделать вывод о том, что учет межмолекулярных взаимодействий между углеводородами позволяет наиболее точно прогнозировать октановые числа бензинов при компаундировании.
Т а б л и ц а 1
Риформаты ОЧИ ОЧИад ОЧМ ОЧМад ДНП, кПа Содержание, мас. %
бензол ароматика
1 72,7 70,8 70,7 68,8 68,17 5,44 14,2
2 71,2 69,4 68,7 66,9 57,26 4,79 16,22
3 72,4 70,4 70,4 68,4 65,11 5,76 14,37
4 71,2 69,5 68,5 66,8 58,44 4,32 16,59
5 72,8 70,9 70,7 68,8 68,15 5,14 13,89
6 72,8 70,9 70,7 68,8 68,15 5,14 13,89
7 70,3 68,6 67,6 65,9 53,93 4,17 16,54
8 72,1 70,1 70 68,1 65,03 5,49 14,35
9 71,7 69,9 69,2 67,4 60,79 4,65 16,27
10 71,9 70 69,7 67,8 62,33 5,44 15,03
Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_
ш
Т а б л и ц а 2
Результаты расчета октановых чисел тяжелых
Риформаты ОЧИ ОЧИад ОЧМ ОЧМад ДНП, кПа Содержание, мас. %
бензол бензол
1 99,3 101,7 84,7 87,1 3,02 0,11 68,78
2 100,2 102,3 84,7 86,8 2,49 0,03 68,48
3 98 100,4 83,7 86,1 3,12 0,11 67,51
4 99,4 101,4 83,9 86 2,53 0,03 67,35
5 98,4 100,8 83,8 86,2 2,98 0,08 67,66
6 100,7 103 85,5 87,8 2,74 0,06 69,85
7 97,6 99,7 82,4 84,5 2,61 0,02 65,38
8 99 101,3 84,1 86,5 2,88 0,07 67,87
9 100 102,1 84,7 86,7 2,57 0,04 68,39
10 99,5 101,8 84,3 86,7 2,83 0,06 68,11
Как видно из табл. 1, 2, содержание ароматических углеводородов оказывает решающее влияние на значение октановых чисел риформа-тов, так, с увеличением содержания в риформатах бензола и ароматики октановое число увеличивается. Также в легких риформатах преобладают парафины, тогда как в тяжелых - ароматические углеводороды. Все это указывает на то, что октановое число в значительной степени зависит от состава потока. С изменением состава наблюдается и изменение ОЧ, поэтому, при разработке рецептур смешения необходимо учитывать состав сырья, что и позволяет сделать программа. Кроме того, невозможным представляется выработать единую и универсальную рецептуру смешения, так как одни и те же потоки достаточно отличаются друг от друга по составу.
На Ачинском НПЗ осуществляется выпуск товарной продукции по утвержденным рецептурам для каждой марки бензина. С использованием разработанной моделирующей системы «Compounding» были осуществлены расчеты свойств бензинов, смешиваемых по каждой из рецептур.
Расчет осуществлялся для риформатов, отличающихся наибольшим (риформат № 6 из табл. 1, 2) и наименьшим (риформат № 8 из табл. 1, 2) октановыми числами. Состав риформата 1 соответствует риформату № 6, а состав риформата 2 - ри-формату № 7. В табл. 3 приведены результаты расчета свойств бензинов, смешиваемых по шести утвержденным на заводе рецептурам для производства бензина марки АИ-92.
Как видно из табл. 3, для рецептур смешения № 1, 2, 4 и 6 при использовании риформата 1 наблюдается завышенное октановое число, что нецелесообразно, так как происходит перерасход
материалов. Также для рецептуры № 6 превышено предельно допустимое содержание ароматических углеводородов - 35,29 мас. % (согласно техническому регламенту «О требованиях к бензинам автомобильному и авиационному, дизельному и судовому топливам, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» максимально допустимое содержание ароматических углеводородов составляет 35 мас. %).
Для рецептур смешения № 3, 4 и 5 при использовании риформата 2 наблюдается недостаточное октановое число, т. е. осуществляется выпуск бензина, не соответствующего заданной марке, обладающего более низким качеством.
Таким образом, из результатов, приведенных в табл. 3 , можно сделать вывод о том, что, существующие рецептуры приготовления бензина марки АИ-92 на Ачинском НПЗ не являются оптимальными, не позволяют получать бензин заданной марки, отвечающий современным экологическим требованиям, и, соответственно, нуждаются в корректировке.
С использованием моделирующей системы были скорректированы те рецептуры смешения, для которых наблюдается либо перерасход материала, либо недостаточное октановое число.
Рецептуры, приведенные в табл. 4, позволяют получить бензины требуемого качества, отвечающие всем экологическим и техническим стандартам. Также в процессе расчета рецептур было снижено содержание в бензинах изомеризата в пользу содержания риформатов, так как изомери-зат является более дорогим потоком, чем рифор-мат. Таким образом, с помощью программы были скорректированы рецептуры смешения бензина марки АИ-92, а также учтена экономическая составляю-
щая, влияющая на конечную себестоимость продукции, что, в конечном итоге, позволит повысить конкурентоспособность отечественного рынка.
Ранее на Ачинском НПЗ для производства высокооктановых бензинов марок АИ-95 и АИ-98 использовались антидетонационные металлосо-держащие присадки, однако на сегодняшний день требованиями Технического регламента применение подобных присадок запрещено. В табл. 5 приведены результаты расчета свойств бензинов, смешиваемых по восьми утвержденным на заводе рецептурам для производства бензина марки АИ-95.
Как видно из табл. 5, только рецептура смешения № 4 при использовании риформата 1 дает желаемый результат: октановое число бензина со-
ответствует марке, содержания бензола и ароматических углеводородов не превышают предельно допустимых норм. Остальные рецептуры смешения не позволяют получить бензин, соответствующий по детонационным характеристикам марке АИ-95, что в первую очередь связано с невозможностью применения металлосодержащих антидетонационных присадок.
В связи с этим нами были скорректированы все рецептуры смешения с целью получения бензина соответствующего качества. В качестве окта-ноповышающей добавки была выбрана разрешенная и наиболее эффективная на сегодняшний день добавка-оксигенат - метилтретбутиловый эфир (МТБЭ).
Т а б л и ц а 3
Расчет существующих рецептур приготовления бензина АИ-92
Поток Рецептура приготовления бензина, мас. %
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6
Изомеризат 51,7 53 43,1 55,4 47,4 43,1
Тяжелый риформат 45,4 45,1 44,4 44,6 44 44
Легкий риформат - - 7,1 - 5,6 -
н-С4 3 - 5,4 - 2,9 -
ь04 - 1,9 - - - -
Характеристики бензина
Состав риформата 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
ОЧИ 93,7 92,2 93,7 92,3 92,5 90,9 93,4 91,9 92,6 91 94,1 92,5
ОЧМ 85,7 84,3 85,8 84,4 84,7 83 85,6 84,2 84,8 83,2 85,6 83,9
ДНП, кПа 63,19 63,13 63,31 63,25 68,05 66,98 56,24 56,18 62,46 61,61 50,52 50,46
бензол, мас. % 0,03 0,01 0,03 0,01 0,39 0,3 0,03 0,01 0,31 0,24 0,03 0,01
ароматика, мас. % 31,68 29,65 31,5 29,49 32 30,2 31,15 29,16 31,54 29,72 35,29 33,03
Т а б л и ц а 4
Скорректированные рецептуры приготовления бензина АИ-92
Поток Рецептура приготовления бензина, мас. %
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6
Изомеризат 42,6 43 41 45 47 41 44
Тяжелый риформат 45,4 45,1 52 47 51 52 47
Легкий риформат 9 10 4 8 2 4 9
н-С4 3 - 3 - - 3 -
ь04 - 1,9 - - - - -
Характеристики бензина
Состав риформата 1 1 2 1 2 2 1
ОЧИ 92,2 92,1 92,1 92,3 92,2 92,1 92,2
ОЧМ 84,2 84,1 83,2 84,2 83,5 83,2 84
ДНП, кПа 60,34 60,19 54,89 51,43 49,08 54,89 51,12
бензол, мас. % 0,49 0,54 0,18 0,44 0,1 0,18 0,49
ароматика, мас. % 32,96 32,89 34,67 33,94 33,07 34,67 34,08
Т а б л и ц а 5
Расчет существующих рецептур приготовления бензина АИ-95_
Поток Рецептура приготовления бензина, мас. %
№ 1 № 2 № 3 № 4
Изомеризат 39,9 49,9 49,2 34
Тяжелый риформат 46,6 45,7 45,8 47,2
н-С4 3,5 4,4 - 3,8
ьС4 - - 5 -
Изопентан 10 - - 15
Характеристики бензина
Состав риформата 1 2 1 2 1 2 1 2
ОЧИ 94,7 93,2 93,8 92,4 94,3 92,8 95,2 93,7
ОЧМ 86,5 85 85,8 84,3 86,2 84,7 86,9 85,4
ДНП, кПа 67,7 67,64 66,45 66,38 74,96 74,9 70,1 70,04
бензол, мас. % 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01
ароматика, мас. % 32,55 30,47 31,92 29,88 31,99 29,94 32,97 30,86
Поток Рецептура приготовления бензина, мас. %
№ 5 № 6 № 7 № 8
Изомеризат 50,3 46,7 42,6 38,8
Тяжелый риформат 45,3 45,8 45,8 46,2
н-С4 - 2,5 - -
ьС4 2 - - -
Изопентан 2,4 5 11,5 15
Характеристики бензина
Состав риформата 1 2 1 2 1 2 1 2
ОЧИ 94 92,5 94,1 92,6 94,5 93 94,8 93,3
ОЧМ 86 84,6 86,1 84,6 86,4 85 86,7 85,2
ДНП, кПа 64,58 64,52 63,7 63,64 60,13 60,07 61,33 61,27
бензол, мас. % 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01
ароматика, мас. % 31,64 29,62 31,99 29,94 32,02 29,97 32,27 30,21
Т а б л и ц а 6
Скорректированные рецептуры приготовления бензина АИ-95_
Поток Рецептура приготовления бензина, мас. %
№ 1 № 2 № 3 № 4
Изомеризат 30,9 24,9 40,9 35,9 40,2 37,2 28,5 23,4
Тяжелый риформат 49,6 52,6 48,7 52,7 49,8 52,8 49,7 52,8
н-С4 4,5 4,5 6,4 6,4 - - 4,8 3,8
ьС4 - - - - 8 6 - -
Изопентан 15 15 - - - - 17 18
МТБЭ - 3 3 5 2 4 - 2
П р о д о л ж е н и е т а б л и ц ы 6
Характеристики бензина
Состав риформата 1 2 1 2 1 2 1 2
ОЧИ 95,5 95,4 95,6 95,1 95,4 95,2 95,7 95,2
ОЧМ 86,9 86 86,7 85,5 86,5 85,6 87,1 85,9
ДНП, кПа 69,58 63,63 65,36 59,78 69,72 68,14 71,13 63,97
бензол, мас. % 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01
ароматика, мас. % 34,65 34,39 34,36 34,46 34,79 34,52 34,72 34,52
Поток Рецептура приготовления бензина, мас. %
№ 5 № 6 № 7 № 8
Изомеризат 38,3 26,2 40,9 29,7 33,3 31,7 33,3 26,2
Тяжелый риформат 49,7 52,8 48,7 52,8 49,7 52,8 49,7 52,8
Н-С4 - - 6,4 8,5 - - - -
i-C4 2 4 - - - - - -
Изопентан 10 15 - 5 17 11,5 17 19
МТБЭ - 2 3 4 - 4 - 2
Характеристики бензина
Состав риформата 1 2 1 2 1 2 1 2
ОЧИ 95,1 95,3 95,6 95,3 95,4 95,2 95,4 95,1
ОЧМ 86,5 86 86,7 85,7 86,8 85,7 86,8 85,8
ДНП, кПа 63,69 68,81 65,36 68,27 58,84 49,37 58,84 54,68
бензол, мас. % 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01
ароматика, мас. % 34,72 34,52 34,36 34,52 34,72 34,52 34,72 34,52
Рецептуры, приведенные в табл. 6, позволяют получить бензин марки АИ-95, отвечающий всем экологическим и техническим стандартам (содержание ароматических углеводородов не более 35 мас. %, содержание бензола не более 1 мас. %). В скорректированных рецептурах также было снижено содержание изомеризата, как более дорогостоящего компонента.
Риформаты являются главным компонентом бензинов, производимых на Ачинском НПЗ, однако их вовлечение в производство товарной продукции ограничивается требованиями, предъявляемыми Техническим регламентом к максимальному содержанию ароматических углеводородов в бензинах (35 мас. %). В ходе работы было установлено, что максимально возможное количество вовлекаемого риформата 1 - 49,9 %, риформата 2 - 53 %.
Как видно из табл. 6, риформат 1 всегда вовлекается в меньшем количестве, чем риформат 2, это связано с предельно допустимым содержанием ароматики, т.е. при добавлении риформата 1 в количестве больше, чем 49,9 %, наблюдается превышение допустимого Техническим регламентом содержания ароматики - более 35 %.
Как видно из табл. 6, более высокие октановые характеристики риформата 2 (меньшее содержание ароматики по сравнению с риформатом 1) позволяют вовлекать меньшее количество изоме-ризата. К примеру, для рецептуры № 5 при использовании риформата 1 вовлекается 38,3 % изомеризата, тогда как при использовании риформата 2 -26,2 % изомеризата. Соответственно, применение риформата 2 является более предпочтительным, так как имеется возможность экономии дорогостоящего потока.
В табл. 7 приведены результаты расчета свойств бензинов, смешиваемых по пяти утвержденным на заводе рецептурам для производства бензина марки АИ-98.
Как видно из табл. 7, как и в случае с бензином АИ-95, только одна рецептура (рецептура смешения № 3) при использовании риформата 1 позволяет получить бензин желаемой марки, что также связано с невозможностью применения ме-таллосодержащих антидетонационных присадок. Кроме того, для всех рецептур значительно завышено значение такого важного показателя качества бензина, как ДНП.
Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_
ш
С использованием моделирующей системы рецептуры, приведенные в табл. 7, были скорректированы. В качестве октаноповышающей добавки также использовался МТБЭ.
Рецептуры, приведенные в табл. 8, позволяют получить бензин марки АИ-98, отвечающий всем экологическим и техническим стандартам. В скорректированных рецептурах также отмечается уменьшение массового содержания изопентана.
Как видно из рис. 1, 2, по скорректированным рецептурам, для приготовления бензина АИ-98 при использовании риформата 1, по сравнению с риформатом 2, требуется меньшее количество МТБЭ, однако большее количество изопентана, что связано, с тем, что октановое число риформата 1 больше, чем риформата 2. Себестоимость изо-
пентана значительно ниже себестоимости МТБЭ, т.е. при использовании риформата 1 мы экономим дорогостоящую добавку, что отражается, в конечном итоге, на стоимости товарного бензина.
Приведенные выше расчеты подтверждают необходимость и целесообразность учета состава сырья и неаддитвности октановых чисел смешения при разработке рецептур смешения бензинов. С использованием разработанной моделирующей системы каждый НПЗ может выбирать для себя нужную ему рецептуру приготовления бензина с учетом состава и перечня имеющихся потоков, уменьшая себестоимость бензина и тем самым, делая свою продукцию более конкурентоспособной.
Т а б л и ц а 7
Расчет существующих рецептур приготовления бензина АИ-98
Поток Рецептура приготовления бензина, мас. %
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Изомеризат 13,1 21 - 10,1 8,5
Тяжелый риформат 49,8 49,6 49,9 49,4 49,8
н-С4 8 8 - - 5,1
ьС4 - 5 - 3,4 -
Изопентан 29,1 16,4 50 37,1 36,5
Характеристики бензина
Состав риформата 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
ОЧИ 96,9 95,3 96,6 95,1 98 96,4 97,4 95,9 97,3 95,7
ОЧМ 88,1 86,5 87,8 86,2 89,1 87,5 88,7 87,1 88,5 86,9
ДНП, кПа 84,59 84,52 98,85 98,78 73,23 73,16 81,55 81,48 80,42 80,35
бензол, мас. % 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01
ароматика, мас. % 32,36 30,44 32,29 30,48 34,89 32,66 34,51 32,2 34,82 32,59
Т а б л и ц а 8
Скорректированные рецептуры приготовления бензина АИ-98_
Поток Рецептура приготовления бензина, мас. %
V» 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Изомеризат 13,5 10,1 21,5 21 - - 17,1 20,1 9,5 18,5
Тяжелый риформат 49,4 49,8 49,8 49,8 49,1 49,9 49,8 49,8 49,8 49,8
н-С4 6 8 8 7 - - - - 4 5,2
>С4 - - - - - - 5 5 - -
Изопентан 25,1 23,1 14,7 11,2 49,9 44,1 24,1 15,1 33,7 17,5
МТБЭ 5 9 6 11 1 6 4 10 3 11
Характеристики бензина
Состав риформата 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
ОЧИ 98,5 98,3 98,1 98,1 98,3 98,2 98,2 98,3 98,2 98,2
ОЧМ 89 88,4 88,6 88 89,3 88,6 88,9 88,2 89 88,3
ДНП, кПа 72,86 72,94 72,26 63,13 71,87 64,63 77,8 67,8 73,41 62,05
бензол, мас. % 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01 0,03 0,01
ароматика, мас. % 34,85 32,56 34,79 32,56 34,86 32,62 34,79 32,56 34,79 31,92
2. Были рассчитаны существующие рецептуры, утвержденные на Ачинском НПЗ. Было показано, что для рецептур смешения бензина марки АИ-92 наблюдается как недостаток октанового числа, так и перерасход сырья - октановое число больше 92; для марок бензина АИ-95 и АИ-98 почти все рецептуры не дали желаемого результата.
3. Исходя из несоответствия рецептур указанным маркам бензина, были скорректированы и рассчитаны рецептуры смешения бензинов марок АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Все скорректированные рецептуры отвечают экологическим требованиям согласно Техническому регламенту.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1.
2.
Рис. 2. Содержание МТБЭ Выводы
1. Были рассчитаны октановые числа легких и тяжелых риформатов с установок ОАО «АНПЗ ВНК». Установлено, что риформаты, полученные в разное время, имеют отличные друг от друга октановые числа. Также было установлено, что октановые числа тяжелых риформатов в большей степени зависят от количества ароматических углеводородов. Все указывает на необходимость учета состава сырья при разработке рецептур смешения бензинов и на то, что невозможно выработать универсальную и единую рецептуру смешения.
Бутанол и этанол - мировые перспективы -рынок топлива [Электронный журнал] // Проблемы местного самоуправления : сайт журн. URL: http://www.samoup-ravlenie.ru/40-10.php (дата обращения 15.03.2013). Моделирование процесса приготовления товарных бензинов на основе учета реакционного взаимодействия углеводородов сырья с высокооктановыми добавками / Киргина М. В. и др. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2012. № 4. С. 3-8.
3. Разработка базы данных по октановым числам для математической модели процесса компаундирования товарных бензинов / Ю. А. Смышляева и др. // Известия Томс. политехн. ун-та. 2011. Т. 318. № 9. С. 75-80. Ачинский нефтеперерабатывающий завод [Электронный сайт]. URL:
http://achnpz.ru/index.php (дата обращения 25.03.2013).
4.
УДК 629.7.658.58.004(22) Кашковский Виктор Владимирович,
к. т. н., с. н. с., доцент кафедры информационных систем, Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 8-914-94-31-230
СИНТЕЗ КЛАССОВ СИСТЕМ ТЕХНИЧЕСКОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ
W. W. Kashkovsky
SYNTHESIS OF CLASSES OF TECHNICAL OPERATION SYSTEMS
Аннотация. Показано, что эффективное и безопасное применение по назначению массовых изделий промышленности возможно только в рамках систем технической эксплуатации, примером которых являются крупные транспортные
компании. Предлагаются классификация и общий подход к созданию методик управления состоянием систем технической эксплуатации.
Ключевые слова: системы технической эксплуатации, управление состоянием систем