Научная статья на тему 'Разработка рекомендаций по повышению эффективности эксплуатации битумоплавильни непрерывного действия'

Разработка рекомендаций по повышению эффективности эксплуатации битумоплавильни непрерывного действия Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лапшин А. В., Лукиенко Л. В.

В работе описаны результаты экспериментальных исследований энергосберегающей присадки к смазочным материалам SXL-06 на полупромышленной установке. Предложено использовать эту присадку для повышения эффективности использования битумоплавильни непрерывного действия. Разработаны рекомендации по повышению безопасности производственного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of experimental researches энергосберегающей additives to lubricants SXL-06 on semiindustrial installation in-process circumscribed. It is offered to use this additive for raise of efficiency of use bitumen-melting plant continuous-control. Recommendations on raise of safety of production are developed.

Текст научной работы на тему «Разработка рекомендаций по повышению эффективности эксплуатации битумоплавильни непрерывного действия»

После вычисления Сспл по формуле, определяли относительное значение индекса

Сотн

ст , делением Сспл на наименьшее значение индекса стоимости для сплавов в ГОСТе5632. Наименьший индекс стоимости имеет сталь 08Х13 С40Х13= 3,37. Таким образом, был получен диапазон относительной стоимости ССт," и ширины стоимостного ряда Я (таблица 2) по 18 группам специальных сталей и сплавов 1.1-6.3.

Анализ ширины стоимостного ряда для функциональных групп высоколегированных сплавов показывает, что для ряда групп сплавов представляются широкие возможности повышения эффективности применяемых материалов. Так в функциональных группах 1,1, 2.1, 2.2, 2.3, 3.2, 3.3, 6.1 и 6.3 возможно кратное снижение стоимости материала за счет рационального выбора марки сплава.

На рисунке представлены гистограммы индексов стоимости для железоникеле-вых сплавов по ГОСТ5632 (группы 6.1-6.3 в таблице 2).

Список литературы

1. Гуляев, А.П. Металловедение. М.: Металлургия, 1977.

2. Лахтин, Ю.М. Леонтьева В.П. Материаловедение/ Ю.М.Лахтин, В.П.Леонтьева.- М.: Машиностроение, 1980.

УДК 621.891

А.В. Лапшин, Л.В. Лукиенко

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БИТУМОПЛАВИЛЬНИ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ

Results of experimental researches энергосберегающей additives to lubricants SXL-06 on semiindustrial installation in-process circumscribed. It is offered to use this additive for raise of efficiency of use bitumen-melting plant continuous-control. Recommendations on raise of safety of production are developed.

В работе описаны результаты экспериментальных исследований энергосберегающей присадки к смазочным материалам SXL-06 на полупромышленной установке. Предложено использовать эту присадку для повышения эффективности использования битумоплавильни непрерывного действия. Разработаны рекомендации по повышению безопасности производственного процесса.

Имеющиеся тенденции развития производства в России предъявляют повышенные требования прежде всего к безопасности, в частности, экологической, эксплуатируемого оборудования. При этом, в качестве важнейшего показателя должен быть использован ресурс и разработчикам и эксплуатационникам необходимо стремиться к его повышению.

Объектом исследования является битумоплавильня непрерывного действия Д506 предназначенная для выпаривания влаги из предварительно разогретых в хранилище до жидкотекучего состояния чёрных вяжущих материалов - битумов и дёгтей, нагрева их до рабочей температуры и выдачи потребителю. Битумоплавильня состоит из следующих основных узлов и имеет технические характеристики:

Производительность при подаче сырого битума с температурой 900 С при влажности 1% - 5 т/ч; геометрическая ёмкость жаротрубного, теплоизолированного котла - 14

3 3 «-»

м ; максимальная рабочая ёмкость котла - 8,5 м ; вид топлива - мазут топочный 40; общая установленная мощность двигателей - 15,6 кВт; насос топливный шестерёнчатый, производительностью 2,6 л/мин; мощность двигателя к топливному насосу - 0,6 кВт; частота вращения - 1500 об/мин; насос битумный шестерёнчатый (модель -Д171А, подача битума за один оборот - 1,8 л, число оборотов в минуту - 280 об/мин); редуктор шестерёнчатый одноступенчатый.

Проведённый анализ производственного процесса показал, что для обеспечения его безопасности необходима разработка ряда мероприятий: контроль температуры продукта, расчёт необходимого и достаточного избыточного давления. Представляется целесообразным для повышения ресурса редуктора использовать смазку с использованием присадки, разработанной на кафедре «Техническая механика» НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Испытания проведены на установке (рисунок 1). Испытуемый подшипник скольжения представляет собой обойму с бронзовым вкладышем I, устанавливаемую кон-сольно на конце шпинделя 3 вращающегося в двух шарикоподшипниковых опорах от двигателя через ременную передачу. Нагружение подшипника радиальной силой осуществляется путем поворота рукоятки 9. Лента 5 тянет обойму 4 вверх, которая прижимается к вращающемуся против часовой стрелки шпинделю.З. Усилие натяжения ленты определяется по показанию стрелки индикатора 8, установленного на динамометре 7. Измерительное устройство для момента трения состоит из укрепленного на обойме 4 рычага 10 и установленных на стойке 6 неподвижного кронштейна 11 с индикатором 12, и качающегося кронштейна 14 с силовой пластинчатой пружиной 13. На кронштейне I4 устанавливается индикатор 15. Ножка верхнего индикатора 12 упирается в рычаг 10, а ножка нижнего индикатора 15 в силовую пружину 13. Качающийся кронштейн закреплен на стойке 6 и может поворачиваться винтом 16 вокруг оси 17. Для уравновешивания рычага 10 служит груз 2, перемещающийся по резьбе по штанге, укрепленной с противоположной стороны рычага 10 на обойме 4. Смазка подшипника скольжения осуществляется из бачка, расположенного в верхней части корпуса шпинделя. Подача масла происходит по гибкому трубопроводу и регулируется во время работы краном. Вначале эксперимента включается мотор и измеряется деформация пружины без нагрузки, затем увеличивается на обойму шпинделя нагрузка ступенями 100, 200, 300, 400, 500 кг. и при каждом нагружении изменяется деформация пружины, значение которой снимаются с индикатора 15. Не останавливая мотора, снимают по ступеням нагрузки до нуля. Опыт повторяется два-три раза. Чтобы исключить появление дополнительного момента, обусловленного изгибом ленты 5, рычаг 10 необходимо установить в первоначальное положение. Для чего вращением винта 16 качающийся кронштейн 14 с пружиной поднимается вверх до тех пор, пока стрелка верхнего индикатора 12 не установится на нуль. В этом положении отсчитываются показания нижнего индикатора 15 и переводятся в усилие или момент.

Анализ результатов испытаний позволяет подтвердить сделанный вывод о перспективности разработанной присадки «SXL-06». Так для масла М10Г2К (Кинематиче-

2 0 „ ская вязкость 11,18 мм /с при 100 С, массовая доля механических примесей 0,014%)

очевиден выигрыш, так как при концентрации присадки 2 и 2,5%, коэффициент трения на 35% меньше, чем у масла ESSO и Ravenol. (см. рисунок 1)

Изучение эффективной концентрации присадки позволило установить, что для масла М10Г2К эта величина составляет 2,16%. Этот вывод можно проиллюстрировать результатами представленными на рисунке 2 (коэффициент детерминации для аппрок-

^ и 2 „ и

симирующей прямой R =0,92). Уравнение аппроксимирующей кривой имеет вид:

f = 0,0009с2 - 0,0039с + 0,0068

Для определения минимального значения коэффициента трения проведём исследование функции на экстремум, для чего вычислим производную:

= 0,0018с - 0,0039 = 0,

ёс

0 0039

Откуда с = —-= 2,16%

0,0018

Рис. 1. Схема испытательной установки

-•- ЕЗЭО —ш- М8У 2% —А— Ка^по! ■■ ТАД-17 —ш— М10Г2К 2,5%

—ш- М10Г2К 2% -1- М 1 0Г2К 1 % - М10Г2К 0,5% -ТАД-1 7 1 , 3% М10Г2К 1 ,3%

Рис. 2. Зависимость коэффициента трения от тягового усилия для различных масел

Концентрация присадки в масле,%

♦ М10 Г2 К Аппроксимирующая кривая

Рис. 3. К определению рациональной концентрации присадки 8ХЬ-06

В качестве направления дальнейших работ можно отметить необходимость расширения базы экспериментальных данных по использованию разработанной присадки за счёт исследования масел других марок, например, И30, И-40, а также организацию, подготовку методики и проведение промышленных испытаний исследуемой присадки.

УДК 621.785

СВ. Шелехов, Б.П. Сафонов, А.В. Бегова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

О ПОВЫШЕНИИ НАДЕЖНОСТИ СИЛОВЫХ ДЕТАЛЕЙ МАШИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАЛЕЙ В ВЫСОКОПРОЧНОМ СОСТОЯНИИ

В статье исследовалась взаимосвязь механических свойств сталей с различной термообработкой. Предпочтительно использовать в химическом машиностроении высокопрочные стали.

Материалы, используемые для изготовления ответственных деталей машин (сварные конструкции, упругие и силовые элементы), должны удовлетворять условию надежности, т.е. способности, сохраняя свои эксплуатационные показатели, выполнять заданные функции в течение заданного срока службы. Первым критерием надежности является способность сопротивляться хрупкому разрушению, которое значительно возрастает при использовании сталей в высокопрочном состоянии (высокопрочной считается сталь, имеющая предел прочности оВ > 1700 МПа). Для обеспечения надежности материала при эксплуатации он должен иметь определенный запас пластичности и вязкости. В машиностроении принято считать металл надежным по пластичности при 5>15% и ¥>45%. Вторым критерием надежности является вязкость металла. Сталь допускается к использованию, если ее ударная вязкость составляет KCU>30 Дж/см2.

Исследовалась взаимосвязь ударной вязкости и прочности термообработанных сталей различного назначения. Для уровня ударной вязкости KCU=30 Дж/см2 имеем: диапазон изменения предела прочности составляет порядка 1000 - 2000 МПа (для закалки и низкого отпуска сталь 40 имеет аВ =932 МПа, сталь 40ХГСН3ВА имеет аВ =2000 МПа). Так для ударной вязкости на уровне KCU=30 Дж/см2 возможно повышение показателей прочности сталей до 3 -х раз, что позволяет увеличить допускаемое напряжение стали.

Было проведен анализ зависимости относительной массы передачи от предела прочности (рис. 1). Относительную массу передачи определяли по формуле:

т2

\?и, ]

КГ

где [аН1], [аН2 ] - допускаемые контактные напряжения материала колес; индекс "2" присвоен базовой стали 40, имеющая аВ =670 МПа, [аН]=447 МПа.

Трехкратное повышение допускаемого напряжения возможно при использовании конструкционных материалов в высокопрочном состоянии, например, мартенситно - стареющих сталей, легированных N1, Со, Мо и Т1, а также среднелегированных сталей типа 50ХН2МФА - Ш после рафинирующего переплава.

2

т

= 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.