/32 "Civil SecurityTechnology", Vol. 18, 2021, No. 1 (67) УДК 338.26:614.8
Safety in emergencies
Разработка региональной стратегии минимизации техногенных рисков в горно-металлургическом кластере
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2021
В.А. Воронов, С.И. Двоеглазов Аннотация
Обоснована необходимость разработки региональной стратегии минимизации техногенных рисков в горно-металлургическом кластере на примере Белгородской области. Уделено внимание теоретико-методологическим аспектам разработки стратегии в регионе.
Ключевые слова: региональная стратегия; горно-металлургический кластер; техногенные риски; риск-менеджмент.
Development of the Regional Strategy for Man-made Risks Minimizing in the Mining and Smelting Cluster
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2021
V. Voronov, S. Dvoeglazov
Abstract
The necessity of developing the regional strategy for minimizing man-made risks in the mining and smelting cluster is justified on the example of the Belgorod region. Attention is paid to the theoretical and methodological aspects of the strategy development in the region.
Key words: regional strategy; mining and smelting cluster; man-made risks; risk management.
19.01.2021
Региональная политика в отношении развития горно-металлургических кластеров чаще всего строится на платформе социально-экономических показателей. Однако в регионах с развитой горнодобывающей промышленностью часто возникают риск-факторы, требующие адекватных мероприятий по их устранению. Существуют различные виды рисков, свойственные данной отрасли. По источникам, факторам
или причинам выделяют природные (геологические, метеорологические и т.д.) и антропогенные риски. В свою очередь среди антропогенных рисков выделяют: социогенные и техногенные (промышленные, энергетические, транспортные и т.д.) риски. Последние, как правило, связаны с последствиями функционирования технических систем и/или их нарушениями (пожары, изменение технологии, ухудшение качества
и производительности производства, специфические риски технологии, ошибки в проектно-сметной документации). В практике зачастую реализуются комбинированные риски: природно-антропогенные, антропогенно-природные, природно-техногенные и т.д.
Подробнее остановимся на минимизации рисков, связанных с обеспечением безопасности труда, и формировании управленческой стратегии минимизации техногенных рисков в горно-металлургическом кластере на уровне региона.
Рассмотрим методологические аспекты исследования и обоснования стратегии минимизации техногенных рисков в горно-металлургическом кластере на примере Белгородской области.
Горно-металлургический кластер объединяет субъекты, деятельность которых направлена на выполнение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых, металлургическое производство, а также на других опосредованных участников. Теоретическое осмысление управления кластерами изложено в трудах К. Кетелса, Е. Лимера, В. Фельдмана и др. Среди отечественных ученых отметим работы Л. С. Маркова, И. В. Павлова, П. Г. Щедровицкого и др.
Исследование условий, факторов и рисков функционирования горно-металлургических кластеров является необходимым в целях обеспечения как эффективной деятельности горнодобывающих предприятий, так и устойчивого сбалансированного развития региональных систем.
Ученые чаще всего определяют риск как неопределенность, измеримую либо объективизированную. Так, В. М. Заернюк и Н. О. Снитко отмечают, что до настоящего времени единого согласия среди ученых по поводу толкования техногенного риска нет. Исследователи обозначают две ключевые составляющие техногенного риска: составляющую, связанную с вероятностью возникновения нежелательного события, и составляющую, связанную с ущербом, обусловленным нежелательным событием. Сам техногенный риск в данном контексте рассматривается как опасность нанесения ущерба со стороны той или иной технической системы или процесса людям, окружающей среде, материальным и иным ценностям [1, С. 73-78].
Примерами таких рисков в горно-металлургическом кластере могут служить: риски, связанные с пожарной безопасностью; риски, связанные с эксплуатацией производственных объектов в горнодобывающей отрасли; риски возникновения аварийных ситуаций и пр.
В. И. Евдокимов указывает, что основу анализа техногенного риска составляет разработка мероприятий по техногенной безопасности, основанной на оценке опасности объектов техносферы [2, С. 6].
Исходя из классификации, предложенной ученым, в горно-металлургическом кластере опасные техногенные явления можно разделить на следующие виды [2, С. 6]:
транспортные аварии (катастрофы);
пожары, взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов,
в зданиях и сооружениях социально-бытового, культурного и жилого назначения;
аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;
аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ);
аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ;
внезапное обрушение зданий, сооружений различного назначения, пород;
аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;
аварии на очистных сооружениях; гидродинамические аварии. На территории Белгородской области существует высокий уровень угроз техногенного характера. Так, в регионе размещено 3 взрывоопасных объекта: склады взрывчатых веществ Лебединского и Стойленского горно-обогатительных комбинатов, Яковлевского рудника. Отметим, что согласно Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» субъекты горно-металлургического кластера относятся к потенциально опасным объектам [3].
Как отмечает М. З. Брода, своевременно выбрать превентивные меры или свести к минимуму последствия и эффекты рисков возможно при помощи управления рисками. Это позволит детально оценить характер и масштаб потенциального риска [4].
В регионе до прошлого года действовала государственная программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Белгородской области на 2014-2020 годы» [5]. Главной ее целью являлось повышение уровня безопасности жизнедеятельности населения и территории Белгородской области. Одной из подпрограмм указанного нормативного акта была подпрограмма «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарная безопасность и защита населения». Анализ этой подпрограммы показывает, что, несмотря на предложенную систему мероприятий, минимизации техногенных рисков уделено недостаточно внимания, отсутствует целостная система мониторинга и прогнозирования угроз в горно-металлургическом кластере.
Итак, предприятиям горно-металлургического кластера в силу стохастических и детерминированных деструктивных факторов свойственны техногенные и иные риски. Региональная система управления рисками, их минимизации в горно-металлургическом кластере требует детального анализа. В нормативном правовом плане такую задачу возможно решить посредством разработки соответствующей стратегии.
Институциональная система Белгородской области содержит необходимые политико-правовые условия для формирования такой стратегии. Во-первых, в области сформирована достаточная нормативная правовая база в сфере региональной безопасности. Во-вторых, на предприятиях горно-металлургического кластера региона действует эффективная система социального партнерства с основными региональными субъектами.
/34 "Civil SecurityTechnology", Vol. 18, 2021, No. 1 (67)
Safety in emergencies
В то же время определенными барьерами для реализации стратегических решений могут служить нежелание и неготовность к сотрудничеству основных предприятий.
Региональное стратегическое управление рисками в горно-металлургическом кластере является перспективным направлением теоретико-методологических исследований. Основой минимизации рисков с точки зрения управления являются положения риск-менеджмента. Отметим труды зарубежных ученых, таких как Р. Баззел, Б. Бухвальд, Р. Галлахер, Д. Рикардо и др. В отечественной науке широкое распространение получили исследования С. Н. Воробьева, А. А. Кудрявцева, В. В. Царева и других ученых. Классические положения стратегического управления на уровне региона базируются на трудах М. Портера, П. Друкера, И. Ансоффа, Г. Минсберга, Л. И. Абалкина, А. Г. Гран-берга, Д. С. Львова и др.
В соответствии со стандартами разработки региональных нормативных правовых документов структура содержания предлагаемой стратегии такова:
вводная часть, включающая аналитический блок; приоритеты, цели и задачи стратегии; основные направления анализа техногенных рисков в горно-металлургическом кластере;
основные направления управления техногенными рисками в горно-металлургическом кластере;
основные направления минимизации техногенных рисков в горно-металлургическом кластере; кадровое обеспечение стратегии; финансовое обеспечение стратегии; заключительная часть, приложения. Основными задачами разработки региональной стратегии минимизации техногенных рисков в горнометаллургическом кластере являются: снижение техногенных рисков и иных опасных техногенных явлений на территории региона; достижение стратегических целей техногенной безопасности региона.
Стратегические цели техногенной безопасности региона заключаются в состоянии защищенности населения территории горно-металлургического кластера (жизни и здоровья людей, их имущества), объектов производственного и социального назначения и окружающей природной среды от поражающих факторов и воздействия техногенных катастроф либо источников техногенных чрезвычайных ситуаций на горнометаллургических предприятиях [6].
Стратегия должна определять этапы проведения анализа техногенных рисков регионального горнометаллургического кластера. В общем случае они включают идентификацию рисков, их описание, классификацию, оценку и ранжирование.
Процесс управления техногенными рисками в горно-металлургическом кластере охватывает аспекты оценки допустимости и определения потенциальных возможностей снижения рисков посредством выбора, реализации и контроля соответствующих управляющих действий [7]. Основные направления управления рисками заключаются в использовании всей доступной информации для идентификации опасностей и оценки
возможных нежелательных событий на рассматриваемой территории.
Результатами управления техногенными рисками в горно-металлургическом кластере являются: декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов; экспертиза и оценка воздействия хозяйственной деятельности предприятий на окружающую природную среду; обеспечение комплексной безопасности населения территории кластера и пр.
Количественным выражением конечных результатов стратегии в разрезе управления техногенными рисками может являться вероятная величина экономического ущерба за определенный промежуток времени от: опасных процессов и явлений, техногенных аварий и катастроф; ухудшения окружающей среды, вызванного выбросами загрязняющих веществ в процессе хозяйственной деятельности предприятий регионального горно-металлургического кластера.
Основные направления минимизации техногенных рисков в горно-металлургическом кластере заключаются в разработке действий по их нейтрализации или устранению зависимости от степени их возникновения и действия во избежание нежелательных деструктивных процессов на территории региона. В отличие от управляющих воздействий направления минимизации должны включать прогностическую и предупреждающую функции. Таким образом, основные мероприятия стратегии в этом направлении включают: заблаговременное предвидение неблагоприятных факторов; формирование комплекса эффективных превентивных мероприятий по снижению их негативного влияния и целенаправленного изменения [8].
Кадровое обеспечение стратегии должно включать порядок обучения, переподготовки сотрудников и руководителей, формирования экспертов по управлению рисками. Стратегия должна определять: основания и порядок для принятия управленческих решений; уровни ответственности и полномочий субъектов рисков; соответствие процессов управления рисками законодательным требованиям и целям социально-экономического развития региона.
Раздел финансового обеспечения стратегии определяет источники финансирования исполнения мер, мониторинга и контроля рисков, порядок планирования мер управления рисками и др.
Таким образом, решение вопросов безопасности и минимизации техногенных рисков должно осуществляться не только на общегосударственном, но и на региональном уровне. Устойчивый научный и практический интерес к вопросам минимизации техногенных рисков в горно-металлургическом кластере региона детерминирован целым комплексом факторов. В качестве механизма решения проблемы предложены направления разработки региональной стратегии, включающей: аналитико-целевой блок; блок направлений анализа техногенных рисков в горно-металлургическом кластере; блок управления техногенными рисками; блок мероприятий по минимизации рисков; кадровое и финансовое обеспечение мероприятий стратегии.
Сведения об авторах
Воронов Виктор Александрович: к. соц. н., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. института.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
e-mail: [email protected]
SPIN-код — 4658-3750.
Двоеглазов Семен Иванович: к. э. н., Старооскольский филиал Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (СОФ МГРИ), директор.
309530, Белгородская обл., г. Старый Оскол, ул. Ленина, 14/13.
е-mail: [email protected] SPIN-код — 9504-4493.
Information about authors
Voronov Victor A.: Candidate of Sociological Sciences, All-
Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies,
Leading Researcher of the Institute.
7, Davydkovskaya st., Moscow, 121352, Russia.
e-mail: [email protected]
SPIN-scientific — 4658-3750.
Dvoeglazov Semyon I.: Candidate of Economic Sciences, Stary Oskol Branch of the Russian State Geological Prospecting University named after Sergo Ordzhonikidze, Director. 14/13, Lenin st., StaryOskol, Belgorod region, 309530, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific 9504-4493.
Литература
1. Заернюк В. М., Снитко Н. О. Подходы к оценке техногенных рисков в золотодобывающей отрасли // Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. 2016. № 5. С. 73-78.
2. Евдокимов В. И. Анализ рисков в чрезвычайных ситуациях в России в 2004-2013 гг.: Моногр. / Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А. М. Никифорова МЧС России. СПб.: Политехника сервис, 2015. 95 с.
3. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 08.12.2020). [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: правовой информационный ресурс. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_15234/6e24082b0e98e57a0d005f9 c20016b1393e16380 (дата обращения: 06.01.2021).
4. Broda M. Z. Zarz^dzanie ryzykiem [Электронный ресурс] // ryzyko.pl: информационный ресурс. URL: http://stare.ryzyko.pl/ (дата обращения: 06.01.2021).
5. Об утверждении государственной программы Белгородской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и территории Белгородской области на 2014-2020 годы»: постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 г. № 442-пп. [Электронный ресурс] // Информационный портал МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода». URL: http:// www.belsoc.narod.ru/pravo/28102013_442_obl.pdf (дата обращения: 05.01.2021).
6. Черничко Б. И., Владимирский В. К. Концепция природно-техногенной безопасности Российской Федерации // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования.
2012. Т. 1. № 1 (2). [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека elibrary.ru. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=17649714 (дата обращения: 11.01.2021).
7. Сурова Л. В., Юскевич О. И. Методы анализа и оценки техногенного риска // Вестник КГЭУ. 2010. № 1 (4). [Электронный ресурс] // КиберЛенинка: научная электронная библиотека. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/metody-analiza-i-otsenki-tehnogennogo-riska (дата обращения: 12.01.2021).
8. Мурзин А. Д., Килафян Е. А. Управление природно-техногенными рисками инвестиционно-строительных проектов комплексного развития городских территорий. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека elibrary.ru. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21452280 (дата обращения: 10.01.2021).
9. Сильвестров С. Н. Концептуальные основы формирования федеральной системы управления рисками. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Финансового университета при Правительстве РФ. URL: http://www.fa.ru/org/science/epipeb/ Documents/СБОРНИК%20МАТЕРИАЛОВ%206-05-18_BIG.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
10. Фомичев Е. С. Риски в сфере основной деятельности горнодобывающих предприятий. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт ж-ла «Горная промышленность». URL: https://mining-media.ru/ ru/article/ekonomic/1469-riski-v-sfere-%c2%ADosnovnoj- (дата обращения: 11.12.2020).
11. Чернов Г. В., Кудрявцев А. А. Управление рисками: Учеб. пособ. [Электронный ресурс] // «СтудМед»: информационный ресурс по учебно-методической литературе для учащихся и студентов. URL: https://www.studmed.ru/chernova-gv-kudryavcev-aa-upravlenie-riskami_d6d55060bab.html (дата обращения: 11.12.2020).
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Пучков В.А. и др. Мы первыми приходим на помощь: литературно-художественный публицистический сборник https://elibrary.ru/item.asp?id=29281817
Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Монография. В 2-х т., т. I. https://elibrary.ru/item.asp?id=29741180
Акимов В.А. и др. Стандартизация в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций: Монография. В 2-х т., т. II. https://elibrary.ru/item.asp?id=29919459
Пучков В.А. и др. Огнеборцы: литературно-художественный публицистический сборник https://elibrary.ru/item.asp?id=29281821
Афлятунов Т.И. и др. Сборник примерных программ курсового обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций http://elibrary. ru/item.asp?id=29013219
Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2016 году» https://elibrary.ru/item.asp?id=29313622
Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2016 году https://elibrary.ru/item.asp?id=29110822