Научная статья на тему 'Разработка раздела «Безопасность жизнедеятельности» выпускных квалификационных работ'

Разработка раздела «Безопасность жизнедеятельности» выпускных квалификационных работ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2223
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / НОКСОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / SAFETY OF OUR LIVES / THE FINAL QUALIFYING DISSERTATION / NOXOLOGY MODEL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Салахов М. Н.

Представлены новые методы подготовки выпускной квалификационной работы. Показано множество нетривиальных способов для осуществления в различных областях безопасности жизнедеятельности, таких как: экология, пожарная безопасность, гражданская оборона, безопасность дорожного движения. Представлена уникальная авторская методика синтеза инноваций посредством алгоритмизации идентификации опасностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Салахов М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка раздела «Безопасность жизнедеятельности» выпускных квалификационных работ»

УДК 378.4

М. Н. Салахов

РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ВЫПУСКНЫХ

КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, квалификационная работа, ноксологическая модель.

Представлены новые методы подготовки выпускной квалификационной работы. Показано множество нетривиальных способов для осуществления в различных областях безопасности жизнедеятельности, таких как: экология, пожарная безопасность, гражданская оборона, безопасность дорожного движения. Представлена уникальная авторская методика синтеза инноваций посредством алгоритмизации идентификации опасностей.

Keywords: safety of our lives, the final qualifying dissertation, noxology model.

The search for new methods of preparation of the final qualifying dissertation shows many unusual methods for realization ofproject in different sections of safety of our lives, such as: ecology, fire safety, civil safety, road safety. We represent a unique method of synthesis of innovation due to an algorithmization of identification of danger.

Венцом обучения в высшем учебном заведении является подготовка и защита выпускной квалификационной работы (ВКР). Помимо того, что этот этап характеризует формальное завершение обучения, он обладает определенным потенциалом, касающимся реализации идей и обоснования гипотез, которые могут лечь в основу будущей профессиональной деятельности. Дипломный проект выступает в роли визитной карточки, которая для потенциальных работодателей может стать основным аргументом при принятии решения о приглашении на работу и, что немаловажно, определении первоначального статуса работника.

Наиболее выигрышно выглядит работа, в которой помимо обязательных элементов представлена неординарность подхода к решению тривиальных задач. До недавнего времени раздел безопасности жизнедеятельности был обязательным элементом ВКР. И это позволяло расширить спектр решаемых задач, увеличивало весомость работы и снижало вероятность сговора на предмет купли-продажи, а иногда кражи интеллектуальной собственности. Сейчас во многих вузах этот элемент исключен из перечня требований и значит, кривая качества и глубины компетенций еще отвесней пойдет вниз. Как отмечает профессор Осипов П.Н., имеет место крайний утилитаризм студенческой молодёжи (стремление добиться всего, в том числе получить диплом о высшем образовании, без особых усилий, "легким путем", не исключая и куплю) [1]. А мы только подливаем масла в огонь деградации, упрощая процедуру итоговой аттестации.

Опыт разработки раздела безопасности жизнедеятельности

История разработки разделов БЖД выпускных квалификационных работ знает случаи, когда для снижения тяжести и напряженности труда работников предприятия было предложено и подкреплено расчетами дифференцировать трудовой распорядок в части, касающейся начала и соответственно окончания рабочего дня. Впоследствии данное предложение было внедрено

на крупных зеленодольских предприятиях и позволило снизить автомобильный трафик в часы пик.

В ходе идентификации опасностей в гальваническом цехе Производственного объединения «Завод имени Серго» для снижения концентрации паров кислот было предложено использовать поверхностные гранулы. Это не только существенно обезопасило условия труда в рабочей зоне, но и привело к экономии электролита на сумму более 700 тысяч рублей в год.

Имеется достаточно много резонансных инноваций в области безопасности дорожного движения. В частности, участок автодороги М7 между Новой Турой и Айшой поэтапно разработчиками разделов БЖД предлагалось оснастить сначала уширениями для обгона тихоходного транспорта, затем параллельно построить платный участок. Как контрмеры автомобильным «антирадарам» установить камеры фиксации автомобилей в начале и в конце маршрута для последующего расчета средней скорости. Кроме того, именно наши студенты обращались в БМ-радиостанцию с предложением организовать добровольную службу информирования о дорожной ситуации. Эти инициативы по мере поступления доводились до муниципального исполкома и государственных служб. Они стали не столько решающим импульсом, сколько каплей, переполнившей чашу терпения, и мы видим результат - построена современная магистраль, внедрены альтернативные средства контроля скорости, широко используются БМ-сервисы.

Таким образом, предрассудки о разделе БЖД, как об узкоориентированной части, содержащей расчеты зоны заражения или пределов устойчивости зданий, должны быть преодолены. Здесь, помимо традиционных актуальности, теоретических основ могут быть правовые, исторические и психологические аспекты, экономическое обоснование. А главное имеется большой потенциал для творчества и инноваций при соблюдении предлагаемых нами рекомендаций.

Большое значение имеет не только содержание, новизна и перспективность проекта, но и умение воздействовать на лиц, от которых зависит будущее выпускника вуза. Обдуманное позиционирование своего детища поможет соискателю избежать формального подхода к рецензированию со стороны заинтересованных лиц.

Учитывая, что по некоторым направлениям дипломных работ раздел носит автономный характер и призван показать более широкий круг компетенций соискателя, он должен строится по той же структуре, что и сама работа. Он содержит:

1) Вводную часть (1-2 с.), в которой характеризуется актуальность вопроса, приводятся статистические данные, уточняются в рамках раздела объект работы (рабочее место, рабочая зона или цех, участок), предмет работы (например, регулирование параметров микроклимата рабочей зоны), цель раздела (например, расчет затрат на совершенствование источников опасности или экономическое обоснование предлагаемой методики).

2) Теоретическую часть (5-6 с.), в которой излагаются основные термины БЖД по соответствующей тематике, аксиомы, существующая нормативная методика работы со ссылкой на ведомственные и локальные акты. В отдельный параграф можно выделить правовые основы, включающие положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов в части касающейся обязанностей, а также ответственности работодателя и работников.

3) Практическую часть (4-5 с.), в которой выявляются слабые звенья системы «человек -машина - среда» (ЧМС), приводится отраслевой опыт разрешения проблемы, экономические расчеты, делаются выводы о соответствии, например, заявленного класса опасности существующим условиям, и предлагаются пути снижения класса опасности.

4) Заключение (1 с.) должно быть связано с введением и отвечать на поставленные цели; здесь необходимо сделать обобщающие выводы, сформулировать свои взгляды, предложения.

Описание ноксологической модели

В параграфе, посвященном описанию теоретических основ исследования, излагаются основные термины БЖД по соответствующей тематике. Считаем целесообразным использовать графический вариант системы предмета «Безопасность жизнедеятельности». Изучение любой учебной дисциплины сопряжено с определенными трудностями. Говоря о не так давно сформировавшейся науке Безопасность

жизнедеятельности, нельзя не упомянуть о дополнительных трудностях, связанных с тем, что разные авторы по-разному трактуют предмет БЖД. Поэтому в определении исходного уровня знаний с учетом того, что основным понятием БЖД является среда обитания, мы считаем возможным опираться на методологические основы физики, под которыми понимаются в частности четырехмерный континуум

с его неотъемлемыми элементами - материя, энергия, время и пространство. В целях создания наиболее яркого образа сложного предмета БЖД, необходимо представить совокупность изучаемых областей в виде телескопической модели (см. рис.1), которая позволяет обучающимся и соискателям дифференцировать процесс достижения исследовательской цели до уровня задач и систематизировать представление о предстоящей работе.

Данная модель является универсальной, поскольку представляет собой совокупность дифференцированных по качественному признаку пространственных отношений - сферы того или иного производства, учебной дисциплины, предмета - в нашем случае безопасности. На вертикальном уровне могут быть представлены

дифференцированные по количественному признаку материальные объекты или носители ценностей -здесь социальные субъекты. И, наконец, наиболее востребованная энерготаймовая составляющая, которая позволяет проводить горизонтальный анализ. В нашем случае - динамика безопасности.

Источники опасности

Воздействие опасности

У2

Меры защиты

УЗ

Безопасность

У4

Рис. 1 - Модель предмета науки Безопасность жизнедеятельности

Наименования секторов: Х1 - Охрана труда и техника безопасности, Х2 - Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, Х3 - Экологический, Х4 -Антропологический

Модель отражает четыре области науки БЖД (Х1...Х4) в их четырех динамических проявлениях (У1...У4) на четырех уровнях (21.24). Представив конкретное явление или процесс БЖД в виде одного из 64 сегментов цилиндра с координатами, соответствующими значениям конкретных секторов, а также конкретных вертикальных и горизонтальных уровней, можно провести анализ причинно-следственных связей, что важно при использовании проблемно-модульных методов обучения и полезно при проведении поискового исследования.

Ради спортивного интереса или от безысходности можно подобно герою Сервантеса бороться с ветряными мельницами, но из экономических и компетентностных соображений лучше, используя метод горизонтального анализа вычленить сегмент, содержащий угрозу. Далее с помощью аксиом безопасности определить варианты адресной локализации с последующей разработкой оперативных или инновационных предложений.

В ходе горизонтального и других (вертикального, матричного, радиального) видов анализа важно правильно сформулировать вопросы, опираясь на уже упомянутые аксиомы БЖД. Однако практика показывает, что очень уместными оказываются и философские закономерности диалектического материализма (переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания). Правда, чаще положительный результат дает использование авторской интерпретации высказывания Гете: «Истина лежит между двумя безумиями». Иными словами подобно математическим пределам мы определяем идеальное, а значит недостижимое состояние безопасности объекта защиты (-®), и фантастически усовершенствованный источник опасности (+®). Затем условно соединяем две бесконечности прямой насколько это возможно и пытаемся в этом множестве точек найти искомое положение.

Можно усмотреть в представленной модели аналог методики SWOT-анализа. Однако, принципиальным отличием является возможность формулировать насущные вопросы, в то время как в известной методике необходимо владеть перечнем готовых клише. Кроме того, нет необходимости привлекать несколько экспертов, имеется более насыщенная вариативность, да и целью анализа с помощью ноксологической модели является не выработка стратегии, а синтез инноваций. Но главное отличие заключается в том, что SWOT-анализ дает алгоритм действий, что снижает творческую активность пользователей, а это пагубно сказывается на компетентности выпускников вузов. Наша модель дает алгоритм создания алгоритма. Другими словами мы даем исследователю не «рыбу», а «удочку», что на фоне снижения качества образования обретает дополнительный потенциал.

Проблема исследования с экологической иллюстрацией

Описанная модель позволяет выполнять и традиционные элементы в ходе разработки пояснительной записки. Речь идет о формулировании проблемы исследования. В._Высоцкий в своем творчестве не раз обращался к ментальным особенностям: «А мы хотим найти ответ, не ведая вопроса...». Действительно, определить отправную точку, или по военной терминологии «сектор обстрела» не всегда удается даже опытным исследователям, не говоря уже о студентах, пусть даже выпускниках.

Профессиональная деятельность и жизнедеятельность в целом в настоящее время характеризуется обилием проблем, большинство из которых так или иначе связаны с вопросами безопасности. Умение обозначить, описать и представить проблему в виде модели, схемы или графика способствует ее решению. А реализация этого умения приводит к тому, что специалист ясно представляя материал для анализа, оформленного в графическом виде, во-первых, избавляется от

негативных эмоций, что порождает условия для нормализации психического состояния, которые в свою очередь позволяют трезво оценить ситуацию. Во-вторых, в ряде случаев выясняется, что препятствия, которые на первый взгляд, казались непреодолимыми, на самом деле не стоят серьезного внимания ввиду их малозначительности.

Описывая проблему в рамках раздела БЖД, необходимо дать ответ на вопрос «Что препятствует достижению (улучшению) состояния безопасности (экологичности)?» или «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?». Выявление слабого звена в цепи Человек - Машина - Среда (другими словами - решение проблемы по поиску проблемы) будет проходить без затруднений, если соискатель, используя навыки, полученные на занятиях по БЖД, построит дерево причин (последствий), что само по себе укрепит позиции его работы по параметрам расчетной части.

Следует отличать проблему бытового характера от проблемы исследования. Последняя возникает на стыке между желаемым и действительным, т.е. когда существует определенное противоречие, например, между стремлением избежать несчастного случая и высоким риском получить производственную травму. Причем речь не всегда идет о свершившемся факте, а о данных диагностики и прогнозирования, которые позволяют принять превентивные меры, разумеется, после теоретического обоснования, выбора или разработки методики решения проблемы, соответствующих расчетов и внедрения.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с состоянием окружающей среды и конкретно атмосферного воздуха (Х3). Противоречие здесь возникает между невозможностью производства (У1) без причинения вреда (У2) окружающей среде и нежеланием ухудшать состояние здоровья нынешнего и будущих поколений жителей крупных городов (Х4). Отсюда проблема - какие условия могут способствовать снижению вредных веществ в зоне дыхания людей на производстве (У4)?

Источниками загрязнения воздуха являются в основном теплоэнергетические объекты промышленных предприятий и автотранспорт, на долю которого приходится до 60% выбросов, загрязняющих атмосферу современного города. Здесь решение проблемы по сокращению вредных выбросов можно рассмотреть по нескольким направлениям: непрерывное обслуживание дорожного покрытия, механический аккумулятор энергии торможения, оптимизация проезда перекрестков,

альтернативный транспорт. Подробнее

рассмотрим последнее из упомянутых направлений.

Электротранспорт как альтернатива маршрутным автобусам. Данное направление предполагает сокращение выбросов продуктов сгорания, образуемых при работе двигателей за счет использования вместо автобусов других

средств - либо троллейбусов, либо альтернативного транспорта. Причем для одной дипломной работы достаточно будет обосновать экономическую целесообразность (или нецелесообразность для конкретных условий) строительства традиционной троллейбусной линии на примере наиболее загруженного маршрута города с учетом затрат на приобретение машин, расходов на электроэнергию и привести расчет срока окупаемости. Для отдельной работы с большей степенью креативности, возможно рассмотрение вопросов, связанных с перспективными разработками в области альтернативного транспорта. Имеются в виду электроавтобусы беспроводного питания четырех типов: с подзарядкой от маломощного бензинового генератора, с автоматической заменой аккумуляторных батарей на остановочных площадках, с ручной заменой батарей на конечных пунктах маршрута и вариант с быстрой подзарядкой конденсаторных накопителей энергии на остановочных площадках.

Теоретические аспекты на примере инноваций в области пожарной безопасности

Любой материальный объект имеет энергетические, таймовые, пространственные и собственно материальные характеристики. Если говорить о разделе БЖД как о материальном объекте, обладающим высоко интеллектуальным потенциалом, актуальность работы будет выступать в роли пространственной характеристики, отвечающей на вопрос «Почему это важно?» или «Почему эту проблему необходимо решить именно сегодня?». И наиболее убедительными аргументами здесь будут выступать количественные показатели, отражающие в контексте работы состояние безопасности на уровне предприятия, отрасли или в целом экономики государства, республики. Речь идет о статистических данных, отражающих материальный ущерб, уровень травматизма и заболеваемости, о количестве пострадавших (погибших), количестве чрезвычайных ситуаций, повлекших серьезное нарушение условий жизнедеятельности людей (уничтожение элементов природной среды, порчу природных ресурсов). Если по статистическим данным актуальность проблемы в каком-то конкретном случае будет выглядеть неубедительно, можно взять описание аварии, катастрофы или несчастного случая из хроники происшествий, публикуемой на официальном сайте МЧС России. Кстати, ссылки на источники должны быть указаны не только при использовании литературы, но и электронных средств информации.

В качестве примера можно рассмотреть состояние пожарной безопасности. Статистика пожаров удручает. В сто и более раз превышены значения допустимого риска по этому показателю в Российской Федерации. Можно привести конкретные цифры за истекший год. Далее указать, что не все организационные и технические ресурсы исчерпаны.

Важно в полной мере использовать понятийный аппарат, аксиомы безопасности. Определения терминов лучше использовать не из учебных материалов, а из законодательных актов. Поскольку нормативно-правовые документы перед изданием проходят более тщательную проверку, чем учебники.

Рассмотрим пожарно-технические решения для иллюстрации возможностей раздела БЖД с позиций теоретических основ.

Эвакуация персонала в случае пожара является основным способом защиты. Обеспечение своевременного открывания запасных выходов силами дежурной смены зачастую бывает невыполнимой задачей из-за их большой удаленности от поста, слабого здоровья вахтеров, затруднений в виде встречных потоков. Особенно большую опасность представляют эвакуационное несовершенство и таймовые организационные потери в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей. Конструкционные решения типа «Разбей стекло при пожаре и возьми ключ от выхода», неприемлемо, поскольку в штатном режиме порождает интерес у детей к альтернативному (экстремальному)

времяпрепровождению. Мы предлагаем

конструктивно совместить а) устройство для хранения ключа от запасного выхода и б) пожарный извещатель централизованной сигнализации. Если поместить это универсальное устройство над запасным выходом, то будет выполняться функция управления потоками: эвакуируемые, ориентируясь на звук, будут двигаться в правильном направлении. И если устройство оснастить полостью для хранения ключа на нити или сигнальной ленте и лючком, открывающимся при включении сигнала пожарной тревоги, то таймовые затраты на открывание сокращается до нескольких секунд. Сам процесс исключает риск ошибки персонала при этом обеспечивается недоступность ключа в штатном режиме.

Оба пожарно-технических решения были представлены для рассмотрения опытным офицерам Федерального отряда пожарной службы, которые подтвердили отсутствие подобной методики в отечественной и зарубежной практике.

Правовые основы в контексте гражданской обороны

В зависимости от избранной темы в качестве объекта работы может выступать рабочее место, цех, участок, а также в целом предприятие. Описывая данный элемент, можно попытаться дать ответ на вопрос «Где находятся источники опасности (на что направлено воздействие опасных и вредных факторов)?». Предмет работы отражает аспекты воздействия источников опасности. Другими словами, описывая предмет работы необходимо дать ответ на вопрос: «Какой из негативных факторов техносферы будет рассматриваться в исследовании?»

Хорошим подспорьем в работе с законодательством являются информационные

справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс». Кстати, наличие на рынке информационных услуг двух мощных конкурирующих структур позволяет сделать вывод о том, что взаимный контроль качества этих услуг является непрерывным, что в свою очередь гарантирует высокий уровень надежности, полноты и достоверности юридической информации, приведенных в обеих системах, включая комментарии, обзор судебной практики, формы документов.

Описание правовых аспектов целесообразно начать со ссылки на основной закон - Конституцию Российской Федерации, в которой гарантируются естественные права человека. Понятно, что исходя из контекста выбранной проблематики, статьи данного нормативно-правового акта и в особенности комментарии к ним будут иметь большие различия. Поэтому не надо пытаться заимствовать информацию у коллег и черпать ее в сомнительных источниках.

После краткого анализа соответствия проблемы исследования конституционным положениям, в зависимости от специфики работы, можно перейти к законодательным актам федерального значения. Если говорить о проблемах предупреждения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, то это федеральные законы «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Здесь не указаны полные реквизиты законодательных актов, но в работе соискателя они должны быть обязательно (во всяком случае, при первом упоминании). В области охраны труда и техники безопасности основным законодательным актом является Трудовой кодекс Российской Федерации. Причем ссылки на недействующий закон «Об основах охраны труда» без ретроспективных оговорок могут рассматриваться как грубая ошибка [2]. Базовым законом в области экологии является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», а в области антропологии - несколько источников: Федеральный закон «Об образовании», комплекс законов о социальной защите различных категорий граждан и, кроме того, в зависимости от контекста -кодифицированные документы из области гражданского, трудового, административного, уголовного права.

Далее необходимо рассмотреть подзаконные акты - постановления Правительства РФ, указы Президента России, ГОСТы, СНИПы, СанПиНы, ведомственные и локальные приказы, положения, правила, инструкции.

Если, по мнению исследователя, решение проблем безопасности производства кроется в более полном использовании правовых рычагов и это ему удастся доказать, то необходимости в дополнительных расчетах не будет. Другими словами в ходе анализа нормативно-правовых документов могут быть обнаружены неиспользуемые в настоящее время резервы юридического характера. Ведь не всегда

законодательство, исполняя функцию защиты прав граждан (чаще интересов государства), препятствует развитию экономических отношений. В законах часть норм прямо указывает на наличие возможностей для безболезненного обеспечения отдельных аспектов безопасности. Но ответственные лица на предприятиях не всегда имеют возможность обнаружить эти правовые резервы в силу специфики работы

Из содержания дисциплины

«Правоведение» студенты уясняют не только необходимость соблюдения законов, дабы не создавать поводов для претензий, но и, памятуя о задачах законодательства по защите прав граждан и субъектов предпринимательства, возможность улучшить свое положение за счет грамотного использования предусмотренных нормативно-правовыми актами льгот в частности в области налогов и сборов.

Не в полной мере используются возможности по улучшению состояния безопасности на малых предприятиях и структурных подразделениях крупных предприятий.

Цель здесь можно представить в виде следующего: найти способ безболезненного привлечения малых предприятий к участию в мероприятиях ГО и ЧС.

Для осуществления организационных инноваций нет каких-либо правовых, социальных или нравственных препятствий, и что давно пора реализовать данные нововведения, тем более они сулят кроме существенного роста уровня безопасности еще и определенные доходы.

Задачу с учетом существенных проблем можно было бы сформулировать следующим образом: В целях укрепления социальной защищенности спасателей и пожарных найти законное основание использования нерабочего времени спасателей, работающих в режиме «сутки-трое».

В нарушение ведомственных инструкций спасатели «де-факто» используют свое свободное время, работая в частном такси (не менее 15%), в строительстве и ремонте (20%), в охране и оказании прочих услуг (30%). Это происходит с молчаливого согласия руководителей, что создает условия для мздоимства, при этом зачастую пожарные и спасатели по второму месту работы оказываются жертвами мошенничества со стороны работодателей, оказываются на положении гастрабайтеров, что негативно сказывается на их моральном состоянии (не говоря уже о физическом) и влечет снижение боеготовности пожарных частей и поисково-спасательных отрядов.

Инновация заключается в том, чтобы «де-юре» обеспечить работой спасателей и пожарных свободной смены в рамках деятельности Общества добровольных спасателей. При этом будут востребованными, во-первых, частное такси, водители которых при обеспечении примитивными средствами радиосвязи могут выполнять функции разведки при поступлении сообщения о пожаре, что немаловажно, в частности, для сокращения убытков,

связанных с проверкой ложных сообщений. А при отсутствии сообщений им ничто не будет мешать работать в качестве бесплатного такси для членов Общества добровольных спасателей с фиксацией объема оказанных услуг по кредитным карточкам для дальнейшего расчета суммы членских взносов потребителей услуг. Здесь уместным будет взаимодействие «разведчиков» с единой дежурно-диспетчерской службой (ЕДДС), в состав которой можно будет включить и диспетчеров частных такси. Находясь на городских маршрутах добровольцам не трудно обеспечивать ЕДДС оперативной информацией о состоянии дорог и прочих коммуникаций, а если в перечень бесплатных услуг включить и доставку на дом питьевой воды и горячих блюд, то еще и о состоянии подъездов и отчасти квартир.

Большими перспективами обладает усиление взаимодействия с надзорными органами муниципального уровня по вопросам безопасности.

Здесь можно рассмотреть одно из четырех направлений:

1. Найти механизмы освоения неиспользуемых ресурсов муниципалитета в виде коммунальных неплательщиков.

2. Обеспечить условия, при которых гражданская оборона не будет почетной обязанностью и всеобщей повинностью, а станет приносить доход муниципалитету.

3. Найти необременительные формы морального стимулирования лиц, подлежащих производственному (и по месту жительства) обучению по вопросам ГО и ЧС.

4. Найти формы рационального использования существующих систем связи для эффективного управления в аварийно-спасательных и других неотложных работах (АСДНР) и оповещения населения.

Психологические аспекты исследования на примере безопасности дорожного движения

Несмотря на многообразие и многоаспектность ситуаций, возникающих в процессе производства, опираясь на психологические знания, можно вполне обоснованно прогнозировать и психические процессы.

Учитывая, что для решения вопросов безопасности нет необходимости описывать полный спектр переживаний, задача соискателя несколько упрощается и сводится к анализу психологических причин, возникновение которых в совокупности с неблагоприятным стечением обстоятельств внешней среды может привести к чрезвычайной ситуации.

Бичом безопасности жизнедеятельности граждан наряду с пожарами на сегодняшний день являются дорожно-транспортные происшествия. Можно, конечно, ссылаться на

недисциплинированность водителей, плохое дорожное покрытие, недостаточность штатной численности сотрудников ДПС и прочее [3]. Однако даже поверхностный анализ опасности, основанный

на примитивных аксиомах науки о безопасности, позволяет сделать вывод о том, что не исчерпаны все ресурсы организационного характера. Достаточно провести аналогию между двумя транспортными системами - автомобильная и железнодорожная сети - как возникает довольно любопытная картина: кадрово-техническое соотношение можно представить в виде модели диспетчер/водитель/машина (под машиной здесь подразумеваются технические средства

мониторинга и контроля). И на железной дороге количественное выражение этой модели будет выглядеть как 4/2/3. На междугородней автомобильной дороге, где происходит львиная доля аварий с трагическими последствиями, это соотношение выглядит как 0,5/500/0,5. Между тем, развитие информационных и

радиокоммуникационных технологий на сегодняшний день позволяют обеспечить если не тотальный, то приемлемый уровень контроля. Мы видим довольно перспективным создание и использование информационных световых табло на опасных участках, с указанием количества автомобилей встречного и попутного направлений на ближайшем километровом отрезке и средней скорости движения потока. Это позволит во-первых, создать у водителей ощущение заботы со стороны государственных органов, что само по себе снижает напряженность водительского труда; во-вторых, информация о дорожной ситуации даст почву для более взвешенной оценки возможностей при принятии решения о выполнении рискованного маневра водителями, склонными к нарушениям.

Та же общественная структура или штатное подразделение ДПС, укомплектованное общественными инспекторами, могло бы на опасных участках организовать дежурство с целью выявления водителей тихоходных транспортных средств, которые в нарушение ПДД двигаясь со слишком малой скоростью, не дают возможности для обгона, что приводит к образованию колонн из десятков машин. Общественный инспектор вполне может справиться с задачей остановить большегрузный автомобиль, препятствующий движению, дать возможность для других участников движения увеличить скорость до приемлемого уровня, после чего провести беседу с остановленным водителем о необходимости соблюдения Правил. Синтез данного ноу-хау стал следствием сравнения горизонтальной линейки факторов У1-У4 на уровне 23 с параллельной линейкой на уровне 22.

Перспективы использования методики

Анализ международного проекта

«Определение и отбор ключевых компетентностей», представленный Организацией экономического сотрудничества и развития и национальными институтами образовательной статистки. Швейцарии и США позволил выявить важные, характеристики ключевых компетентностей: неалгоритмичность (решать сложные

нестандартные задачи, требующие эвристических

подходов), полифункциональность (решать сложные нестандартные задачи в ситуациях повседневной жизни), универсальность и надпредметность (решать сложные нестандартные задачи из разных предметных областей человеческой деятельности), многомерность (включает в себя целый ряд интеллектуальных умений, знаний, способов деятельности, личностных качеств) [6].

В представленном материале все перечисленные характеристики нашли достойное отражение. Создавая предпосылки для повышения культуры безопасности жизнедеятельности, мы снижаем риск возникновения чрезвычайных ситуаций не только в указанных областях, но и в сфере эксплуатации воздушного, речного транспорта, гидротехнических сооружений, которые в последнее время стали ареной трагических событий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. П.Н. Осипов, Воспитание и самовоспитание конкурентоспособных специалистов как приоритет

современного образования. Вестник Казан. технол. унта, 2013, №16, С.198-204.

2. Д.А. Пинаева, Р.Р.Юнусова. Деятельность Татарской республиканской организации общества «Знание» по пропаганде научно-технических знаний в 1940-1960 гг. // Молодой ученый - № 10 - С. 444-449.

3. М.Н. Салахов, Д.А.Пинаева, Проблемы политической социализации и адаптации молодежи к реалиям современной жизни // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. -Курск, 2012. С. 203-207.

4. М.Н.Салахов, М.В. Христолюбова. Психолого-правовые аспекты эколого-экономического потенциала общества // Теория и практика управления социально-экономическими системами: Материалы Международного форума студентов, Юго-Зап. гос. ун-т., Курск, 2013 -С.161-164.

5. А.В.Хуторской. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской-М.: Изд-во МГУ, 2003 - 416 с.

6. П.Н. Осипов, И.Н. Маршалова, Формирование исследовательской компетентности будущих инженеров в проектной деятельности. Вестник Казан. технол. ун-та, 2013, №16, С.194-197.

© М. Н. Салахов - к.п.н., доц. Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиал) КНИТУ-КАИ, [email protected].

© M. N. Salahov - associate professor, Zelenodol'sk institute of machine building and of information technologies (branch), KNRTU-KAI, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.