СТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 338.45:69 С. Б. ПОЗМОГОВА
РАЗРАБОТКА РАЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ, АДАПТИРОВАННОЙ К УСЛОВИЯМ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Рассмотрены вопросы эффективности использования мощностей всех предприятий строительной отрасли и необходимости реформирования системы управления территориальным строительным комплексом.
Ключевые слова: система управления, территориальный строительный комплекс, инвестиционная активность, государственное регулирование, модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей, мотивация деятельности комплекса, стимулирование развития комплекса.
В основе реформирования системы управления территориальным строительным комплексом лежит концепция объединения всех этапов жизненного цикла строительного проекта с момента его инициирования до полного ввода в эксплуатацию и послереализационного обслуживания.
В условиях рыночной экономики появилась диспропорция между использованием производственных мощностей предприя тий (добывающих и перерабатывающих неметаллические полезные ископаемые, производящих строительные материалы) - их загрузка составляет 30-50%, и производственных мощностей строительных организаций - 60-80%.
В этой ситуации возникает необходимость решения вопроса эффективного (сбалансированного) использования мощностей всех предприятий строительного комплекса. При этом необходимо учитывать все существующие факторы рыночной экономики:
1) саморегулирование - предполагает наличие свободного рынка в российской экономике, которое способствует росту деловой активности;
2) собственность - в основном приватизиро-вана, производственные отношения находятся в зависимости от субъектов собственности;
3) источники инвестиций - основная часть находится в руках предприятий, государство инвестирует только пятую часть всех капитальных вложений.
В данной ситуации ставится под сомнение не только развитие, но и существование строитель-
© Позмогова С. Б., 2011
ного комплекса, так как происходит спад инвестиционной активности, растут цены на строительно-монтажные работы, перебои в загрузке производственных мощностей, длительная задержка платежей за выполненные работы приводят к значительным издержкам производства, нестабильности функционирования рыночного механизма. Этот факт свидетельствует о необходимости участия государства в инвестиционном, регулирующем процессе и процессе управления строительным комплексом.
Изучив опыт зарубежных стран, проанализировав их положение в отношении роста цен, можно отметить, что в развитых странах цены растут в среднем за год на 2-4 %, а не на 15-100% как в России. В данной ситуации необходимы государственные рычаги централизованного регулирования цен на основные строительные материалы. Сегодня во всех регионах страны присутствует свой (неоправданно высокий) ценовой диапазон на строительные материалы, вне зависимости от наличия собственной производственной и сырьевой базы. Это приводит к удорожанию возводимых объектов и снижению конкурентоспособности строительных предприятий и региона в целом.
Государственное регулирование строительного комплекса должно вестись с учётом интересов государства (экономическая стабильность государства, защита окружающей среды), предприятий (получение прибыли), работников (социальная защита, удовлетворение моральных и материальных потребностей), инвесторов (возвратность, окупаемость и приращение капитала), поставщиков товарно-материальных ценностей (зависимость загрузки мощностей от основного производства-строительства).
Факторами, препятствующими управлению строительным комплексом, по мнению автора, являются:
- дублирование управленческих функций отраслевыми органами управления, региональными органами государственного управления, что приводит к принятию неэффективных управленческих решений;
- отсутствие на региональном уровне стратегического планирования в управлении строительным комплексом.
- несовершенство законодательства в строи-тел ьстве
- неэффективное использование/ игнорирование государственного заказа как инструмента государственного регулирования строительного комплекса;
- зарегулированность и чрезмерная продолжительность процесса согласования проектносметной документации.
Злоупотребление властными полномочиями, ухудшение качества строительства, отсутствие единой чётко сформулированной строительной политики, увеличение продолжительности инвестиционных процессов негативно сказываются на работе строительного комплекса в целом.
Проведённое изучение всех перечисленных факторов позволяет сделать вывод о необходимости:
- усиления контрольных функций органов управления строительным комплексом;
- внедрения рациональной структуры управления на региональном уровне;
- прямого регламентирования деятельности хозяйствующих субъектов в строительном комплексе;
- подчинения территориальных органов управления строительным комплексом федеральным органам власти;
- создания финансово-строительных групп;
- стабилизации инвестиционных процессов <• строительного комплекса.
Основными задачами государственного регулирования строительного комплекса на федеральном уровне, являются: модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей; стимулирование развития инновационных процессов в строительном комплексе; реновация строительных машин; ускорение инвестиционного процесса; максимальное использование производственного потенциала; организация контроля за использованием и расходованием инвестиционных ресурсов.
В данной работе подчеркивается, что доминирующее значение имеет региональная политика, поскольку каждый субъект Федерации представляет собой производственную подсистему России со специализированным потенциалом.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что рациональной является та модель государственного регулирования экономикой строительного комплекса, которая предусматривает следующие мероприятия:
1. Формирование государственного фонда накопления на инвестиции и наращивание инвестиционных источников на строительство.
2. Совершенствование связей между всеми элементами строительного комплекса: инвесторами, подрядчиками и субподрядчиками, поставщиками и потребителями строительной продукции, федеральными и территориальными органами управления.
3. Аудит всех действующих промышленных и производственных мощностей с изучением их технических возможностей, неиспользуемого потенциала и необходимости переоснащения.
4. Создание условий для функционирования государственных лизинговых компаний.
5. Использование инновационных проектных решений, технологий и техники для производства работ на объектах и в строительном комплексе в целом.
6. Рациональное использование трудовых и материальных ресурсов, основных производственных фондов.
7. Загрузка в полном объёме всех действующих в строительстве производственных мощностей (подрядные, субподрядные организации, предприятия по добыче сырья и производству строительных материалов и конструкций).
8. Регулирование системы ценообразования на строительную продукцию, с целью устранения противоречий между подрядчиками, заказчиками, поставщиками и потребителями.
9. Разработка перспективных и текущих программ по развитию строительного комплекса с целью привлечения инвестиций и стабилизации ситуации в строительстве. Систематический контроль использования инвестиционных ресурсов.
В связи с предложенной концепцией возникает необходимость в разработке рациональной структуры управления строительным комплексом. Оптимальным вариантом является разработка такой структуры для каждого региона в отдельности, с учётом сложившихся рыночных отношений и специфических особенностей субъекта Федерации.
Принципами функционирования системы управления будут выступать системность, комплексность, динамичность, устойчивость, эффективность, обязательная взаимосвязь с интересами участников, оперативная обратная связь, конкретность, непрерывность.
Функции управления: а) планирование и прогнозирование; б) организация деятельности; в) координация и регулирование системы управления; г) мотивация деятельности комплекса;
д) стимулирование развития комплекса; е) учёт, анализ и контроль деятельности.
При управлении территориальным строительным комплексом необходимо добиваться максимального соответствия объекта и субъекта управления и, как следствие, повышения эффективности строительного производства, увеличения ввода в эксплуатацию строительных объектов и мощностей, следовательно, улучшения социального положения и роста благосостояния населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Явлинский, Г. А. Социально-экономическая система России и проблема её модернизации. Дисс. ... д-ра эконом, наук. Автореферат http://www.yavlinsky.ru/said/articles/index.phtmI7i d=2073).
2. Ушвицкий, Л. И. Конкурентоспособность региона как новая реалия: сущность, методы
оценки, современное состояние/Л. И. Ушвицкий,
B. Н. Парахина // Сборник научных трудов Сев-КавГ’ТУ. Экономика. - Владикавказ : Северо-Кавказский гос. техн. ун-т. - 2005. - № 1. —
C. 1120.
3. Туменова, С. А. Структурная модель региональной экономики и проблемы конкурентоспособности региона / С. А. Туменова // Менеджмент качества и формирование стратегии развития экономических систем: сборник трудов. — СПб.: Изд-во политехи, ун-та, 2008. -616 с.
Позмогова Светлана Борисовна, аспирант, старший преподаватель кафедры «Строительное производство и материалы» УлГТУ).
УДК 624.139 В. С. ИВКИН, С. В. МАКСИМОВ, А. С. ТИМОФЕЕВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗОНЫ РАЗРУШЕНИЯ МЁРЗЛОГО ГРУНТА В ЗАБОЙ ГАЗОИМПУЛЬСНЫМ РЫХЛИТЕЛЕМ
Для рыхления мёрзлого грунта газоимпульсным рыхлителем чаще всего применяется технологическая схема, когда рабочее оборудование располагается, параллельно одной из двух обнажённых поверхностей массива грунта (рыхление в забой). Деформация рыхления происходит в одной плоскости (плоская деформация). Призма рыхления имеет треугольное очертание.
Предельные нагрузки для полуплоскости, ослабленной отверстием, находящимся под равномерным давлением, были использованы нами для определения предельного угла раскрытия призмы грунта разрушения, длины большей грани призмы рыхления.
Ключевые слова: мёрзлый грунт, газовый импульс,
В общем объёме строительных работ земляные работы занимают значительный удельный вес. Причём до 20% общего объёма земляных работ, производимых за год, приходится на разработку мёрзлых грунтов.
Из-за высокой прочности и абразивности мёрзлых грунтов стоимость их рыхления в не-
#
сколько раз выше, чем стоимость производства земляных работ, выполняемых на немёрзлых грунтах.
Например, для копания траншеи большой протяжённости в мёрзлых грунтах наиболее эффективными продолжают оставаться роторные и цепные многорезцовые экскаваторы. Высокая проч-
© Ивкин В. С., Максимов С. В., Тимофеев А. С., 2011
рабочий орган, призма рыхления.
ность и абразивность (изнашивающая способность) мёрзлых грунтов приводят к тому, что если в немёрзлых грунтах режущие зубья многорезцовых экскаваторов выдерживают отрывку 12-45 километров траншеи, то даже в конструкции роторного экскаватора ЭТР-253, специально запроектированного для работы в условиях Севера России, работоспособность режущих зубьев не превышает 800+ 1000 метров, то есть 3+4 часа работы экскаватора. Важной характеристикой замёрзших грунтов является их отрицательная температура.
Твёрдые минеральные частицы грунта, слабо свзанные между собой в немёрзлом состоянии, вследствие отрицательной температуры цементируются льдом. Грунт превращается в сплошной и прочный монолит. Мёрзлые грунты из-за наличия в них льдоцементных связей и при