УДК 070
Larina N.A., Doctor of Sciences (Philology), senior lecturer, Institute of International Law and Economics n.a. A.S. Griboedova (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Gereikhanova K.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Institute of International Law and Economics n.a. A.S. Griboedova (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE DIGITAL JOURNALIST MASTERS PROGRAM WITHIN THE UNIVERSITY MANAGEMENT. The article is dedicated to the problem of the content of the professional educational program of the master's program "Digital Journalism". The article emphasizes the need to appeal (in the context of the implementation of the requirements of modern FSES3++) to professional standards when developing a university's professional educational programs. The authors focus on determining the list of disciplines of the master's curriculum, allowing to form the professional competencies necessary for the journalist of the digital era. Formulating the tasks and objectives of individual academic disciplines, the authors convincingly demonstrate their systemic and complementary character, which allows optimizing the process of formation of professional competencies of undergraduates during their studies in the magistracy.
Key words: digital journalism, professional competencies, media, FSES 3++.
Н.А. Ларина, д-р филол. наук, доц., Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, г. Москва, E-mail: [email protected]
К.Ф. Герейханова, канд. филол. наук, доц., Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, г. Москва,
E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ «ЦИФРОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» В РАМКАХ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА
Статья посвящена проблеме содержания профессиональной образовательной программы магистратуры «Цифровая журналистика». В статье подчеркивается необходимость обращения (в контексте реализации требований современных ФГОС 3++) к профессиональным стандартам при разработке вузом профессиональных образовательных программ. Авторы акцентируют внимание на определении перечня дисциплин учебного плана магистратуры, позволяющих сформировать профессиональные компетенции, необходимые журналисту цифровой эпохи. Формулируя цели и задачи отдельных учебных дисциплин, авторы убедительно демонстрируют их системный и взаимодополняющий характер, позволяющий оптимизировать процесс формирования профессиональных компетенций магистрантов в ходе обучения в магистратуре.
Ключевые слова: Цифровая журналистика, профессиональные компетенции, СМИ, ФГОС 3++.
Вопрос содержания профессиональных образовательных программ, реализуемых вузом, является сегодня исключительно значимым в связи с принятием в 2017 году актуализированных Федеральных государственных образовательных стандартов, в частности Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 - Журналистика [1].
Обновление ФГОС до уровня ФГОС 3++ вызывает интерес у российских исследователей системы образования, акцентирующих внимание на вопросе сближения сферы образования и сферы трудовой деятельности будущих выпускников.
Так, Е.С. Сахарчук отмечает, что «проектирование основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП) на основе принятых в 2017 - 2018 годах Федеральных государственных образовательных стандартов (...) ведёт к трансформации системы взаимодействующих субъектов проектирования, реализации и оценки образовательной деятельности» [2, с. 165]. Ряд исследователей справедливо подчеркивают, что «ФГОС 3++ и соответствующие им ПООП ., сохраняя требования к обеспечению единства, преемственности и качества высшего образования, . приобретают более рамочный характер по сравнению с ФГОС 3+ и расширяют академические свободы вузов, обеспечивая сближение образования со сферой труда» [3, с. 8].
Другой исследователь - Гурарий А.Д., развивая мысль о сближении высшего образования и будущей профессиональной деятельности выпускников, приходит к выводу, что введение ФГОС 3++ способствует «движению в сторону пластичности, насыщению учебного плана востребованными дисциплинами и, как следствие, более активному включению вуза в экономическую повестку и преодолению разрыва «вуз-работодатель» на локальном уровне» [4, с. 874]. В аналогичном ключе высказывается и Мишин И.Н., уточняя, что «ФГОС ВО 3++ на основе относительно свободного формирования профессиональных компетенций (ПК) с учётом профстандартов и требований рынка труда - это более прогрессивная форма организации обучения по сравнению с жёстким перечнем ПК в ФГОС ВО 3+» [5, с. 66].
Новый подход к формированию профессиональных компетенций, сформулированный ФГОС 3++, и введение ФГОС ВО 3++ по направлению магистратуры «Журналистика» потребовали обращения разработчиков новых ПООП к профессиональным стандартам.
В частности, в ИМПЭ имени А.С. Грибоедова разработчики программы магистратуры «Цифровая журналистика» ориентировались на профессиональный стандарт «Редактор средств массовой информации» [6] как наиболее тесно сопряженный с профессиональной деятельностью будущих выпускников.
Определение профессиональных компетенций, соответствующих профилю образовательной программы и профессиональной деятельности будущих магистров, стало основанием для включения в учебный план магистратуры ряда дисциплин, формирующих у обучающихся данные компетенции.
Рассмотрим детальнее специфику дисциплин, в ходе освоения которых у магистрантов формируются профессиональные компетенции в области цифро-
вой журналистики. Так, курс «Журналистика в условиях медиатрансформации» должен сформировать у обучающихся представление об актуальном состоянии и направлениях развития медиаиндустрии в нашей стране и за рубежом. Ключевыми задачами освоения курса являются знакомство магистрантов с базовыми теоретическими трудами отечественных исследователей и зарубежных специалистов, а также рассмотрение новых организационных форм медиаиндустрии и моделей СМИ.
Дисциплина «Этика деловых отношений в информационном обществе» направлена на формирование у будущих магистров знаний, умений и практических навыков в сфере профессиональной этики журналиста. Под профессиональной этикой журналиста в данном курсе понимается совокупность ценностей, норм и правил, включенных в состав основных регуляторов профессиональной деятельности журналиста.
Основными задачами дисциплины «Этика деловых отношений в информационном обществе» разработчиками программы видится изучение становления журналистской этики, разработка и принятие профессионального этического кодекса журналиста; осмысление места профессиональной этики в повседневной профессиональной деятельности, освоение приемов этического анализа собственного поведения в сложных жизненных ситуациях.
Преподавание дисциплины «Цифровая лингвистика: русский язык в меди-аобщении» нацелено на формирование системного представления об использовании грамотного и правильного построения предложений, согласовании слов и выборе стилистических вариантов в деятельности журналиста в современных реалиях конвергентной редакции и цифрового медиапространства. В ходе освоения курса предполагается развитие лингвистической, языковой и коммуникативной компетентности обучающихся, а именно формирование «лингвистической догадки», повышение общей культуры речи и обогащение словарного и фразеологического запаса, актуального в контексте цифровой реальности. Овладение основами лингвистического анализа слова и текста в цифровом медиапростран-стве; обретение навыков инициативного и творческого использования теоретических знаний в практической деятельности журналиста; способность самостоятельно писать и редактировать тексты в двух вариантах: для традиционных СМИ и для цифровой реальности (сайт СМИ, блоги, социальные сети и пр.) - вот основные задачи, на решение которых направлен данный курс.
Целью изучения дисциплины «Типология средств массовой коммуникации» является понимание принципов формирования системы средств массовой коммуникации (СМК). Обучающиеся изучают современное состояние системы средств массовой коммуникации, ее инфраструктуры, а также основные организационные формы медиаиндустрии. Помимо этого они овладевают навыками профессиональной деятельности с учетом специфики СМК.
Освоение дисциплины «Иностранный язык делового общения и коммуникаций в цифровой журналистике» позволяет магистрантам повысить исходный уровень владения иностранным языком, достигнутый на предыдущей ступени образования, и овладеть необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных
областях профессиональной деятельности. В ходе обучения магистры обучаются практическому владению иностранным языком для активного применения в профессиональном деловом и межличностном общении, а также приобретают навыки самостоятельной работы со специальной литературой на иностранном языке с целью получения профессиональной информации.
Элективная дисциплина «Проектирование и управление Интернет- и ме-диапроектами» призвана подготовить магистрантов к разработке авторских проектов в Интернет-СМИ. Учебным планом предусмотрена альтернативная элективная дисциплина, формирующая аналогичные профессиональные компетенции. Так, развить навыки разработки медиасред, позволяющих группам лиц и отдельным сообществам действовать сообща благодаря наличию необходимого электронного окружения, научить обучающихся разработке проектов медиапро-странств в соответствии с потребностями организации, должно освоение курса «Проектирование и развитие медиапространства».
Дисциплина по выбору студента «Управление персоналом конвергентной редакции» знакомит магистрантов с эволюцией науки управления персоналом и формирует у будущих журналистов целостную систему знаний в области Human Resource Management. Основа курса - знания из области менеджмента, социологии, конфликтологии, этики и делового этикета, а также коммуникационных теорий. В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи: научить приемам и способам воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов; познакомить с проблемами формирования кадровой политики организации; привить навыки по эффективному использованию современных подходов и методов управления персоналом, а также по применению современных концепций управления в создании конкурентных преимуществ организации посредством оптимизации человеческих ресурсов; развить у будущих журналистов уверенные практические навыки по использованию и обработке информации при решении проблем управления персоналом современной редакции.
Альтернативной выступает дисциплина «Управление имиджем организации». Расширение границ современного гуманитарного знания, усиление их подвижности и динамичности побуждают специалистов рассматривать отдельные проблемы лишь на стыке разнообразных дисциплин. Проблема имиджа, безусловно, относится к числу таких проблем. Именно поэтому основой курса, предлагаемого обучающимся магистратуры факультета журналистики среди других дисциплин, являются знания из области психологии и теории журналистики, связей с общественностью и риторики. Целью лекционных и семинарских занятий, составляющих ядро дисциплины «Управление имиджем организации», является знакомство будущих журналистов с азами имиджелогии - историей имиджа, технологиями его построения, разновидностями имиджа, его спецификой в различных сферах деятельности и другими гранями существования этого универсального феномена культуры. В процессе овладения курсом решаются следующие задачи: вооружить будущих магистров практическими навыками имиджмейкинга и научить их использованию в процессе практической деятельности в области связей с общественностью, познакомить с системами оценки качества имиджа; привить им навыки по созданию имиджевых характеристик для различных объектов PR-воздействия.
Дисциплина «Планирование рекламной и PR-деятельности конвергентной редакции» предполагает овладение обучающимися необходимыми теоретическими познаниями и навыками профессиональной работы в области современной рекламы и Public Relations как науки, средства политики и отрасли бизнеса, формируя научные представления о рекламе и связях с общественностью; давая представление о методах и техниках рекламы и PR, а также основных видах и практиках рекламы и связей с общественностью.
Курс «Медиапланирование» направлен на изучение процесса создания, размещения и продвижения медиапродукта через классические СМИ и альтернативные каналы распространения; формирование у магистров практических
Библиографический список
навыков и системного подхода к организации многоплановой деятельности редакции. В ходе освоения курса рассматриваются актуальные вопросы информационного общества. Курс выстроен так, чтобы сформировать у обучающихся теоретическую базу и выработать умение применять полученные знания в решении прикладных задач системного планирования, разработки и внедрения рекламной кампании; взаимодействия с различными типами СМИ; анализа осуществленного проекта.
Изучение факультативных дисциплин также содействует формированию ряда профессиональных компетенций. Так, дисциплина «Особенности научного анализа СМИ центрального региона» в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся по направлению «Журналистика» предоставляет необходимые для будущих магистров знания о научном анализе региональных средств массовой информации с учетом их особенностей. Цель дисциплины - ознакомить обучающихся с основами научного анализа средств массовой информации с учетом их региональных особенностей. В ходе освоения дисциплины решаются такие задачи, как ознакомление магистрантов с особенностями средств массовой информации центрального региона России и выявление типологии региональных СМИ.
Освоение лекционного материала, изучение основной и дополнительной литературы, анализ текстов современной российской прессы, работа над собственными произведениями, а также написание рефератов по теме курса должны привести к формированию у магистрантов способности самостоятельно работать в различных журналистских жанрах, используя их коммуникативные и выразительные возможности.
Вторая факультативная дисциплина «Литературная работа журналиста» предоставляет необходимые для будущих журналистов знания об особенностях литературной работы в периодическом издании. Ставя своей целью ознакомление обучающихся с основами профессии, обучение их приемам и методам работы с фактами, источниками сведений, приучение к профессиональному взгляду на творчество действующих журналистов, помощь в освоении приемов и методов подачи информации, используемых при подготовке текстов в литературных формах, а также формирование представления об особенностях, стилях и направлениях литературной работы журналиста, курс «Литературная работа журналиста» содействует формированию необходимых профессиональных компетенций будущих магистров.
Непосредственно отследить векторы формирования профессиональных компетенций в рамках данной дисциплины позволяет рассмотрение частных задач: ознакомить магистрантов с особенностями литературного творчества журналиста, жанровыми разновидностями журналистских произведений; выявить типологию журналистских текстов; ознакомить с основными элементами концепции журналистского произведения (тема, замысел, проблема, идея); сформировать навыки создания журналистских текстов в различных композиционных моделях; привить практические навыки литературного мастерства.
Важнейшим промежуточным этапом развития профессиональных компетенций является успешное прохождение предусмотренных учебным планом практик, направленных на формирование у обучающихся навыков применения, полученных теоретических знаний в сфере будущей профессиональной деятельности.
Государственная итоговая аттестация, завершающая освоение основной образовательной программы «Цифровая журналистика», представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы магистратуры и являет собой комплексный контроль сформированности компетенций.
В целом разработанная в ИМПЭ имени А.С. Грибоедова программа магистратуры «Цифровая журналистика» направлена на повышение практической направленности образовательной траектории обучающихся в соответствии с новыми условиями реализации образовательной деятельности.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 - Журналистика. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 8 июня 2017 г № 529. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/115
2. Сахарчук Е.С. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в контексте требований профессиональных стандартов: социокультурный аспект. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019; № 1 (87): 164 - 172.
3. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В. Гармонизация квалификаций в системе высшего образования и в сфере труда. Высшее образование в России. 2017; № 11 (217): 5 - 11. Available at: https://cyberleninka.rU/article/v/garmonizatsiya-kvalifikatsiy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-i-v-sfere-truda
4. Гурарий А.Д. Образовательные стандарты как индикатор гибкости образовательной системы: сравнительный анализ. Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XXI-й Международной конференции памяти проф. Л.Н. Когана. Екатеринбург, 2018: 866 - 875.
5. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++. Высшее образование в России. 2018; № 4: 66 - 75. Available at: https://cyberleninka. ru/article/v/kriticheskaya-otsenka-formirovaniya-perechnya-kompetentsiy-v-fgos-vo-3
6. Профстандарт «Редактор средств массовой информации». Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 538н. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 11.006.pdf
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 42.04.02 - Zhurnalistika. Utverzhden Prikazom Minobrnauki Rossii ot 8 iyunya 2017 g. № 529. Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/115
2. Saharchuk E.S. Realizaciya Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya v kontekste trebovanij professional'nyh standartov: sociokul'turnyj aspekt. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2019; № 1 (87): 164 - 172.
3. Shehonin A.A., Tarlykov V.A., Voznesenskaya A.O., Baholdin A.V. Garmonizaciya kvalifikacij v sisteme vysshego obrazovaniya i v sfere truda. Vyssheeobrazovanie vRossii. 2017; № 11 (217): 5 - 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/garmonizatsiya-kvalifikatsiy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-i-v-sfere-truda
4. Gurarij A.D. Obrazovatel'nye standarty kak indikator gibkosti obrazovatel'noj sistemy: sravnitel'nyj analiz. Kul'tura, lichnost', obschestvo v sovremennom mire: metodologiya, opyt 'empiricheskogo issledovaniya: materialy XXI-j Mezhdunarodnoj konferencii pamyati prof. L.N. Kogana. Ekaterinburg, 2018: 866 - 875.
5. Mishin I.N. Kriticheskaya ocenka formirovaniya perechnya kompetencij v FGOS VO 3++. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; № 4: 66 - 75. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/v/kriticheskaya-otsenka-formirovaniya-perechnya-kompetentsiy-v-fgos-vo-3
6. Profstandart «Redaktor sredstv massovoj informacii». Prikaz Mintruda Rossii ot 04.08.2014 N 538n. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/11.006.pdf
Статья поступила в редакцию 10.01.20
УДК 81-23
Larionova M.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow State Institute of International Relations (University),
MFA of the Russian Federation (MGIMO) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Tsareva N.I., senior lecturer, Moscow State Institute of International Relations (University), MFA of the Russian Federation (MGIMO) (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
SPANISH IN MULTI-ETHNIC SPACE: POLITICAL DIMENSION. The article explores the actual role of the Spanish language in the multi-ethnic space. It is justified that the notion of Spanish as a common language and as one for all states where it is official, including Spain itself, is very much criticized by academic philologists, politicians and ordinary citizens, both in Latin America and Spain, and the reasons behind these processes are analysed. The content of the current public image of Spanish is determined, and the trends and conditions related to the situation of its discrimination in the multi-ethnic space are considered. The main focus of the study is aimed at the political dimension of the problem under study. The authors conclude that defining role of Spanish plays in shaping national cultural identity in current circumstances, it can be assumed that nationalist circles will inevitably resort to language as an instrument to defend and promote their own ideas, using it as a catalyst for political processes. It is possible to successfully resist such actions, according to the authors, by pursuing a language policy based on the principle of panhispanism.
Key words: Spanish, linguistics, multi-ethnic space, polycentrical language norm, public image of Spanish, political dimension, discrimination of Spanish.
М.В. Ларионова, канд. филол. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений (Университет),
МИД Российской Федерации (МГИМО), г. Москва, E-mail: [email protected]
Н.И. Царева, доц., Московский государственный институт международных отношений (Университет), МИД Российской Федерации (МГИМО),
г. Москва, E-mail: [email protected]
ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В статье изучается современная роль и положение испанского языка в текущем полиэтническом пространстве. Обоснован тот факт, что представление об испанском языке как об общем и едином для всех государств, где он является официальным, включая и саму Испанию, вызывает весьма серьезную критику со стороны ученых-филологов, политиков, а также простых граждан как в Латинской Америке, так и в Испании, и анализируются лежащие в основе данных процессов причины. Определяется содержание текущего публичного образа испанского языка, рассматриваются тенденции и условия, связанные с ситуацией его дискриминации в полиэтническом пространстве. Основной акцент исследования при этом направлен на политическое измерение исследуемой проблемы. Авторы приходят к выводу о том, что c учетом определяющей роли, которую испанский язык играет в формировании национально-культурной идентичности в текущих условиях, можно предположить, что националистически настроенные круги неизбежно будут прибегать к языку как к орудию для защиты и пропаганды собственных идей, используя его в качестве катализатора политических процессов. Успешно противостоять подобным действиям, по мнению авторов, возможно, проводя языковую политику, основанную на принципе паниспанизма.
Ключевые слова: испанский язык, лингвистика, полиэтническое пространство, полицентричная языковая норма, публичный образ испанского языка, политическое измерение, дискриминация испанского языка.
Испанский язык, самый распространенный язык романской группы, на котором говорят на четырех континентах, язык, интегрирующий глубокую культурную и литературную традицию, язык международного общения, язык, завоевавший признание в Интернете, имеет весьма непростую историческую траекторию в силу целого ряда политических факторов, оказывающих влияние на его судьбу. Последние статистические данные о распространении испанского языка, опубликованные в ежегодном докладе Института Сервантеса, свидетельствуют о том, что число испаноговорящих в мире постоянно растет В качестве родного испанским владеют 480 млн. человек в более чем 20 странах, а общее количество говорящих по-испански превышает 577 млн. [1]. При этом различия в грамматике, лексике, произношении, которые неизбежно существуют на паниспанском лингвистическом пространстве в силу целого ряда исторических, культурных, социальных и собственно лингвистических причин, только подчеркивают богатство языковых форм испанского языка, уже не одно столетие сохраняющего единство, несмотря на многообразие его национальных вариантов. По мнению директора Института Сервантеса Луиса Гарсии Монтеро (Luis García Montero), испанский язык формирует единую ось идентичности для всего испаноговорящего сообщества; он обладает полицентричной языковой нормой, и никто не считает, что в какой-либо из 23 стран, где испанский является родным языком, на нем говорят лучше, чем в остальных [2].
Публичный образ испанского языка как языка, обладающего единством на огромной полиэтнической территории по обе стороны Атлантики, сформировался во многом благодаря философской, филологической и культурологической традициям, заложенным испанской королевской академией языка и великими испанскими филологами, историками культуры Рамоном Менендесом Пида-лем (Ramón Menéndez Pidal), Амадо Адонсо (Amado Alonso), Америко Кастро (Américo Castro) и Рафаэлем Лапесой (Rafael Lapesa). Они утвердили идею о культурном и языковом единстве паниспанского лингвистического пространства во всем многообразии форм его существования, которая позже легла в основу политики паниспанизма. Тем не менее, представление об испанском языке как об общем и едином - lengua de todos - для всех государств, где он является
официальным, включая и саму Испанию, вызывает весьма серьезную критику со стороны ученых-филологов, политиков, главным образом националистического толка, а также простых граждан, как в Латинской Америке, так и в Испании, что определило актуальность выбора темы нашей статьи.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках темы настоящего исследования проанализируем в данной статье, с какими трудностями сталкивается сегодня испанский язык в Латинской Америке. В иберо-американских странах причины для его дискриминации имеют под собой исторические основания, которые отразились в весьма непростых и порой напряженных политических отношениях между Испанией, бывшей когда-то метрополией, и целым рядом нынешних латиноамериканских государств.
Изначально испанский язык сформировался на основе кастильского диалекта, на котором говорили в XV - XVI вв. в Кастилии, постепенно объединившей вокруг себя другие регионы, в результате чего было образовано испанское государство. Территориальная экспансия испанского языка в Новом Свете в результате конкисты, начавшейся в 1492 г, неизбежно привела к вытеснению и угасанию большого количества местных индейских языков и диалектов. Процесс испанизации длился не одно столетие, и только в первой трети XIX века, после обретения независимости большинством стран в Центральной и Южной Америке, испанский язык утвердился в качестве основного средства общения для большинства населения на всем паниспанском пространстве, где сформировалось более двух десятков государств, население которых разговаривает на национальных вариантах испанского языка. Тем не менее исторически испанский язык, бывший инструментом политики испанизации, сохраняет в панамериканском публичном сознании политические коннотации как «национальный язык господства, язык империи» [3].
Подобные настроения проецируются в современную политическую плоскость в форме конкретных действий. Приведем в качестве примера письмо, с которым весной 2019 г президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор обратился к королю Испании Филиппу VI и папе римскому Франциску, призывая испанское государство признать свою историческую ответственность за нанесен-