РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. В. Васина, заведующая лабораторией развития здоровьесберегающей деятельности в системе профессионального образования ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
Одним из разделов Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) является Программа коррекционной работы в образовательном учреждении.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), оказание им помощи в освоении основной образовательной программы посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Данная программа является совершенно новым для образовательных организаций направлением, и в соответствии с требованиями к модернизации системы образования с позиции инклюзивного подхода такая программа должна быть разработана во всех образовательных учреждениях, так как практически в каждом из них есть обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с ОВЗ могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ. Следует отметить, что статус обучающегося с ОВЗ должен быть подтвержден заключением психолого-медико-педагогической комиссии (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Практически во всех ПОО в настоящее время возникают затруднения при составлении программы коррекционной работы. Подобного рода документы педагогические коллективы раньше не составляли, а следовательно, примерная программа, подготовленная членами творческой группы, куда вошли педагогические работники пилотных ПОО Кемеров-
ской области для реализации ФГОС СОО, будет востребованной и необходимой.
Программа должна носить комплексный характер и обеспечивать оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому обучающемуся с ОВЗ и инвалиду комплексного, индивидуально ориентированного сопровождения в условиях образовательной деятельности, интеграцию этой категории обучающихся в социокультурное пространство образовательной организации, создание для них специальных условий обучения, в том числе доступной, безбарьерной среды в ПОО. Доступность среды для лиц с ОВЗ и инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. В статье 2 Конвенции ООН о правах инвалидов разумное приспособление определяется как внесение в конкретном случае необходимых и подходящих модификаций и корректив, не становящихся несоразмерными, то есть меры по приспособлению среды должны соответствовать возможностям организации.
При составлении программы коррекцион-ной работы в образовательной организации необходимо учитывать специфику каждой отдельно взятой ПОО, ее особенности, профессии и специальности, по которым ведется подготовка, контингент обучающихся, педагогических работников, наличие специалистов по вопросам здоровьесбережения и обучения лиц с ОВЗ.
В зависимости от контингента обучающихся, кадровых и материальных ресурсов, устава ПОО и т. п. степень участия специалистов в сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидов, а также организационные формы работы с ними могут варьироваться. Одной из основных задач инклюзивного образования явля-
ется социализация данной группы обучающихся путем включения их во все сферы деятельности ПОО, активное вовлечение во внеурочную деятельность, культурно-массовые мероприятия.
Программа коррекционной работы ПОО как структурный элемент входит в ОПОП СПО, а также соотносится с другими разделами программы, такими как «Пояснительная записка», «Учебный план с пояснительной запиской», в котором определяются направления внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ; «Планируемые результаты»; «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования».
Особое внимание при составлении программы необходимо уделить наличию в ней всех элементов и пунктов, указанных в ФГОС СОО.
Программа должна содержать:
1) описание целей и задач коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами при получении среднего общего образования;
2) перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекцион-ных мероприятий, индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов;
3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
4) механизм взаимодействия специалистов;
5) планируемые результаты работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Основными направлениями коррекционной работы в ПОО должны стать:
— диагностическая работа, которая включает проведение комплексной диагностики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе изучение развития эмо-циональноволевой сферы, личностных особенностей, адаптивных возможностей и уровня социализации обучающихся с ОВЗ, сбор сведений об обучающемся от специалистов разного профиля, системный разносторонний контроль специалистов за обучающимся, анализ успешности коррекционно-развивающей работы;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организа-
ции, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ОВЗ, консультирование специалистами педагогов и родителей по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ;
— информационно-просветительская работа предусматривает различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с сопровождением обучающихся с ОВЗ, проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Основными механизмами реализации кор-рекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов ПОО, обеспечивающих системное сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательном процессе, социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы обучающегося. Среди требований к условиям реализации данной программы можно выделить психолого-педагогическое, кадровое, программно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение.
Коррекционная работа в образовательном учреждении, предполагаемая в рамках программы, будет призвана повысить профессиональный уровень педагогов в области психо -логии и педагогики, специальной (коррекцион-ной) педагогики, а также сплотить усилия коллектива для совместной деятельности по освоению всеми обучающимися с ОВЗ и инвалидами выбранной профессии и специализации.
Нормативно-правовую и методическую основу разработки программы коррекционной
работы в образовательном учреждении составляют:
— Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии/специальности;
— Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;
— Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Департамента
подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. № 06-281);
— Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утв. Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ 20 апреля 2015 г. № 06-830 вн);
— Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р. Н. Жаворонков, Н. В. Путило, О. Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. В 2 ч. — М., 2015. — 555 с.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
О. И. Малороссиянова, заведующая лабораторией мониторинга развития системы профессионального образования ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
В условиях ускоряющегося темпа научно-технического прогресса, непрерывного изменения условий производства в большинстве отраслей народного хозяйства, быстрого обновления производственных технологий, оборудования, расходных материалов, внедрения новых организационных решений рынок труда предъявляет повышенные требования к качеству профессиональной подготовки кадров. Работодатели заинтересованы в таких работниках, которые с первого дня не только способны выполнять трудовые функции на рабочем месте в полном объеме, готовы к освоению новых видов профессиональной деятельности, но и обладают определенными личностными характеристиками. При прочих равных условиях предпочтение отдается соискателям рабочего места, не имеющим вредных привычек, дисциплинированным и исполнительным, умеющим бесконфликтно об-
щаться при выполнении служебных обязанностей и т. п. Организуя образовательный процесс, обеспечивающий подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, конкурентоспособных на рынке труда, профессиональные образовательные организации традиционно уделяют большое внимание воспитательной работе с обучающимися.
Предстоящий переход профессиональных образовательных организаций на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) ставит перед ними