В. И. Сопин
(Санкт-Петербурге)
Разработка программ профессиональной переподготовки
педагогических работников с учетом требований образовательных стандартов
В статье раскрыты научные подходы и даны рекомендации по разработке дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки педагогических работников, не имеющих педагогического образования, на основе нового профессионального и образовательного стандартов педагога профессионального образования.
Важное место в системе непрерывного педагогического образования занимает подсистема дополнительного профессионального образования (ДПО] педагогических работников, осуществляемая посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки] педагогических кадров, разрабатываемых образовательной организацией дополнительного профессионального образования.
В связи с подготовкой к внедрению с 1 января 2017 года в профессиональных образовательных организациях профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и применением в системе высшего педагогического образования новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО] по уровням бакалавриата и магистратуры одной из актуальных и востребованных проблем стала разработка дополнительных профессиональных программ (ДПП) повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников с учетом требований этих документов.
Применение профессиональных стандартов в сфере образования, в том числе при разработке дополнительных профессиональных программ, предусмотрено утвержденными Правительством РФ «Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [1], что предполагает их использование:
а] разработчиками при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации
работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б] образовательными организациями при разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ;
в] при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Особенностью системы дополнительного профессионального педагогического образования является то, что к освоению дополнительных профессиональных программ (ДПП] допускаются не только лица, имеющие среднее профессиональное и (или] высшее педагогическое образование или его получающие, но и лица, не имеющие педагогического образования, но принятые в образовательные организации и работающие в них.
Лица без профессионального педагогического образования - это действующие педагоги, имеющие высшее, среднее или профессиональное образование (техническое, экономическое, математическое и др.] и работающие в образовательных организациях разного типа, уровня и профиля.
Преподаватели и мастера производственного обучения составляют основной кадровый потенциал профессиональных образовательных организаций. И именно среди них имеется еще значительное число лиц, которые трудоустроены на преподавательскую работу, но при этом не имеют педагогического образования.
Требования к уровню профессионального образования и обучения, к практическому опыту педагога, представленные в утвержденном и вводимом в действие с 1 января 2017 года профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее профстандарт), указывают на то, что при отсутствии педагогического (среднего или высшего) образования преподаватели и мастера производственного обучения должны получить его в системе дополнительного профессионального образования в области профессионального образования и (или) профессионального обучения на курсах профессиональной переподготовки [2].
При этом могут пройти обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и получить базовое педагогическое образование в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) лица, не имеющие педагогического образования, если они имеют не только среднее или высшее (непедагогическое) образование, а также лица, имеющие начальное профессиональное образование, поскольку согласно части 1 статьи 108 Федерального закона № 273-Ф3 образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного закона, приравниваются к уровням образования, установленным ФЗ № 273, в том числе начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих [3].
Поэтому профессиональная образовательная организация, привлекая на работу лицо с начальным профессиональным образованием, средним или высшим непедагогическим образованием, имеет право и обязана отправить его на обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки.
Педагогические работники профессиональных образовательных организаций имеют право на дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в три года (ранее было 1 раз в 5 лет).
Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-Ф3 установлено, что создание условий и организация ДПО работников от-
носится к компетенции образовательной организации, то есть организация и оплата обучения по ДПП педагогических работников входит в компетенцию работодателя (директора образовательной организации).
Кроме того, в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО для собственных нужд также определяет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников осуществляется работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором [3].
Поскольку базовой основой высшего педагогического профессионального образования является уровень бакалавриата, то для его получения в соответствии с утвержденным новым федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (далее - ФГОС ВО) в очной форме требуется 4 года, а в очно-заочной или заочной формах - 4 г. 6 мес. - 5 лет.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, как известно, срок освоения дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки установлен не менее 250 часов [4]. Изучить весь объем содержания высшего педагогического образования в условиях ДПО, конечно, не представляется возможным ни в очной, ни в заочной формах. При этом надо учитывать тот факт, что педагогические работники без педагогического образования - это действующие, работающие в образовательной организации педагоги, и они не могут быть направлены на длительные по времени курсы переподготовки, то есть освобождены от образовательного процесса на длительный период.
В этом и заключается основное противоречие между тем, что установлено выше названным приказом Минобрнауки России, предусматривающим, что содержание программы профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов, то есть профстандарта, и требований соответствующих федеральных государственных образова-
тельных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ, то есть адекватных ФГОС ВО по направлению 44.03.04, а результаты обучения по программе профессиональной переподготовки также должны определяться на основе профессиональных компетенций, соответствующих этому же ФГОС ВО, и между ограниченным объемом учебного времени на профессиональную переподготовку лиц, не имеющих педагогического образования.
Поэтому ключевым вопросом в профессиональной переподготовке лиц без педагогического образования является вопрос о содержании такой переподготовки.
В соответствии с утвержденным «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», являющимся обязательным для всех образовательных организаций дополнительного профессионального образования, установлены следующие основные требования к структуре и содержанию разрабатываемых дополнительных профессиональных программ [4]:
1] структура дополнительной профессиональной программы должна включать цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей], организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей], иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации;
2] в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. А в структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или] уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или] перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы;
3] содержание реализуемой дополнительной программы и (или] отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей], практик, стажировок] должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения;
4] содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
При этом программа профессиональной переподготовки должна учитывать не только требования профессиональных стандартов, но и требования соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или] высшего образования к результатам освоения образовательных программ. А результаты обучения по программе профессиональной переподготовки должны определяться на основе профессиональных компетенций соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов.
Утвержденные ранее приказом Минобр-науки России федеральные государственные требования определяют цели, структуру дополнительных профессиональных программ, а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.
Структура дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки, например, должна предусматривать наличие и изучение следующих частей и учебных разделов [5]:
I. Базовая часть.
1. Учебный раздел Р1. «Нормативно-правовой».
1.1. Обязательная (базовая] составляющая.
1.2. Вариативная составляющая.
2. Учебный раздел Р2. «Психолого-педагогический».
2.1. Обязательная (базовая] составляю-
щая.
2.2. Вариативная составляющая.
II. Профильная часть.
3. Учебный раздел Р3. «Предметная деятельность».
3.1. Обязательная (базовая] составляющая.
3.2. Вариативная составляющая.
III. Государственная (итоговая) аттестация.
Как видно из этой структуры, каждый раздел базовой и профильной частей дополнительной профессиональной образовательной программы должен включать в себя обязательную (базовую] и вариативную составляющие. Вариативная составляющая учебного раздела устанавливается образовательной организацией ДПО в целях расширения и (или] углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием обязательной части учебного раздела.
Каждый учебный раздел (блок] ДПП профессиональной переподготовки может состоять из образовательных дисциплин и их модулей, адекватных формируемым трудовым функциям и трудовым действиям профессионального стандарта. Модуль, в свою очередь, состоит из модульных элементов, которые представляют собой тематику (темы] изучаемого содержательного модуля. А модульные элементы включают в себя модульные единицы, являющиеся содержательными единицами изучаемых тем, в процессе освоения которых формируются теоретические знания и практические умения и соответствующие им общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Освоение дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки педагогических работников завершается обязательной государственной (итоговой] аттестацией, форма и требования к которой установлены методическими рекомендациями Минобрнау-ки России [6].
К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, завершивших освоение дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки, установлены следующие общие требования, а именно: они должны обладать следующими профессиональными компетенциями [5]:
1] следовать в организации образователь-
ного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;
3) организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;
4) проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятель-ностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, средств и технологий;
5) планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.
При разработке дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки педагогических работников, не имеющих педагогического образования, необходимо установить соответствие базовой (обязательной) и вариативной составляющих отобранного содержания профессиональной переподготовки с учетом требований профессионального стандарта и ФГОС ВО, и прежде всего общепрофессиональных и профессиональных компетенций ФГОС ВО.
В профессиональном стандарте, например, у преподавателя профессиональной образовательной организации выделена следующая основная, специфическая только для него обобщенная функция и составляющие ее три основные трудовые функции:
1. Обобщенная трудовая функция - «Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО), ориентированным на соответствующий уровень квалификации» и ее трудовые функции:
1.1. Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО.
1.2. Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации.
1.3. Разработка программно-методическо-
го обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей] программ профессионального обучения, СПО.
Кроме этого в профессиональном стандарте обозначены еще две обобщенные трудовые функции и их трудовые функции, которые являются общими для профессиональной деятельности как преподавателя, так и мастера производственного обучения, а именно:
2. Обобщенная трудовая функция (ОТФ2] -«Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса] обучающихся по программам СПО» и ее трудовые функции:
2.1. Содержание педагогических условий для развития группы (курса] обучающихся по программам СПО.
2.2. Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии.
3. Обобщенная трудовая функция (ОТФ3] -«Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями]» и ее трудовые функции:
3.1. Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей] по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора.
3.2. Проведение практикоориентирован-ных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями].
Следовательно, для определения требований, которым должен соответствовать педагогический работник, не имеющий педагогического образования, после завершения курса профессиональной переподготовки в системе ДПО, надо выделить и сопоставить трудовые функции, которые заданы в профессиональном стандарте с профессиональными компетенциями во ФГОС ВО, которые должны быть сформированы в рамках этих трудовых функций.
Во ФГОС ВО по направлению 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям], установлено, что у будущих педагогов, усвоивших основную образовательную программу высшего образования по уровню бакалавриата, должны быть сформированы общекультурные (ОК-1 - ОК-9], общепрофессиональные (ОПК-1 - ОПК-10] и профессиональные (ПК-1
- ПК-36] компетенции по соответствующим видам профессиональной деятельности, на которые (который] ориентирована программа, в частности:
1] в учебно-профессиональной деятельности (ПК-1 - ПК-10];
2] в научно-исследовательской деятельности (ПК-11 - ПК-14];
3] в образовательно-проектировочной деятельности (ПК-15 - ПК-23];
4] в информационно-технологической деятельности (ПК-24 - ПК-30];
5] в обучении по профессии (ПК-31 -ПК-36].
Содержание обучения должно определяться совокупностью предусмотренных во ФГОС ВО формируемых в процессе учебы общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, выражаемых в получаемых знаниях и умениях.
Таким образом, при разработке ДПП необходимо соотнести выделенные во ФГОС ВО и предусмотренные для формирования компетенции педагога с предметным содержанием рабочей программы, сумев выделить, какие компетенции формируются в рамках трудовых функций и действий того или иного модуля рабочей программы с конкретными темами и их содержанием теоретического и практического обучения.
Одним из возможных путей устранения указанного выше противоречия может быть интеграция содержания ДПП профессиональной переподготовки и интенсификация процесса обучения, то есть разработка интегра-тивной ДПП профессиональной переподготовки педагогических кадров без педагогического образования и использование интенсивных технологий обучения, позволяющих сократить объем содержания и соответственно срок освоения программы профессиональной переподготовки.
Поэтому важными принципами разработки дополнительных профессиональных программ и реализации профессиональной переподготовки педагогических работников профессиональных образовательных организаций, не имеющих педагогического образования, являются принципы интеграции содержания профессиональной переподготовки, модульности построения ДПП и интенсификации образовательного процесса.
Проектирование и структурирование содержания образования на интегративной ос-
нове слушателей ДПО, не имеющих педагогического образования, позволяет сократить объем содержания образования и сделать его более емким и информативным, что очень необходимо при профессиональной переподготовке лиц, не имеющих педагогического образования.
Интегрированная ДПП профессиональной переподготовки педагогических работников без педагогического образования - это программа профессиональной переподготовки, направленная на получение указанными лицами базового профессионального педагогического образования, которая по содержанию и результатам ее освоения в значительной мере соответствует требованиям профессионального стандарта и ФГОС ВО по уровню бакалавриата.
По результатам успешного освоения такой интегрированной ДПП слушателям будет выдан диплом о профессиональной переподготовке.
Построение такой интегрированной ДПП при этом должно быть вариативно-модульным.
Вариативно-модульное построение ДПП позволит оперативно отбирать, заменять и создавать конкретные модули и рабочие программы с учетом предшествующего и достигнутого уровня образования путем зачета основных учебных модулей, индивидуализировать и интенсифицировать образовательный процесс слушателей.
В основе отбора и интеграции содержания ДПП профессиональной переподготовки лежат трудовые функции и необходимые для их реализации знания и умения, излагаемые в профессиональном стандарте, и профессиональные компетенции, прописанные в ФГОС ВО бакалавров, как результаты освоения интегрированной ДПП.
При разработке ДПП профессиональной переподготовки возникает необходимость сопоставить соответствующие ФГОС ВО и профессиональный стандарт на предмет соответствия зафиксированных в нём требований к результатам переподготовки в виде сформированных у слушателей компетенций, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных, с описанием квалификации в профессиональном стандарте в виде выбранных для освоения обобщенных трудовых функций (ОТФ), трудовых функций (ТФ) по каждой ОТФ и их трудовых действий.
Интегрированная ДПП профессиональной переподготовки должна иметь практикоори-ентированный, деятельностный характер, то есть в ней соотношение теоретического и практического обучения будет увеличено в сторону практики. Однако это не исключает наличия в ней базовой фундаментальной составляющей психолого-педагогического, ди-дактико-методического и нормативно-правового содержания педагогического профессионального образования, что установлено также нормативно-правовыми требованиями.
Разработка и реализация интегрированных вариативно-модульных ДПП профессиональной переподготовки позволит осуществить для лиц, не имеющих педагогического образования, принцип непрерывности повышения их профессионального уровня путем соединения формальных форм ДПО - профессиональной переподготовки и дальнейшего повышения своей квалификации и неформальных форм, реализуемых в профессиональной образовательной организации, то есть создать и осуществить индивидуальную траекторию (маршрут) развития своего профессионализма педагогической деятельности.
Исходя из установленных и перечисленных выше требований, можно сформулировать следующие основные положения совершенствования содержания и разработки дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки педагогических работников, не имеющих педагогического образования, в системе дополнительного профессионального образования с учетом требований новых профессионального стандарта и ФГОС ВО.
1. В основу отбора содержания и разработки ДПП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников должен быть положен про-фессиолого-компетентностный подход, предусматривающий формулировку основных образовательных дисциплин (модулей) программы, исходя и на основе обобщенных трудовых и трудовых функций и видов трудовых действий, описанных в профессиональном стандарте, а результаты освоения программы - на основе сформулированных общепрофессиональных и профессиональных компетенций в ФГОС ВО, адекватных соответствующим трудовым функциям и трудовым действиям.
2. При разработке ДПП профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников без педагогического образования должен быть использован и реализован также интегративно-модуль-ный подход, заключающийся в необходимости интеграции содержания профессиональной переподготовки (знаний и умений], представленных в профессиональном стандарте, выделении из них базовых (инвариантных] и вариативных модулей образовательной программы, установлении как общих, так и специфических модулей для переподготовки преподавателей и (или] мастеров производственного обучения.
3. При разработке и реализации ДПП профессиональной переподготовки и повышения квалификации должен быть использован еще и персонифицированный, личностно-дея-тельностный подход, предусматривающий адресную направленность образовательного процесса на конкретного слушателя, его потребности, ориентирующий на учет личностных особенностей и профессиональных интересов контингента слушателей, на создание для них индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий, определяющий и усиливающий практикоориентированную направленность содержания образовательных программ путем выделения в нём не только блока теоретического, но и практического обучения, направленного на решение профес-
сиональных задач и формирование профессиональных умений, характерных для соответствующих видов трудовых действий, изложенных в профессиональном стандарте, и получения образовательных результатов в виде профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВО.
Особенностью ДПП профессиональной переподготовки лиц без педагогического образования является ее практикоориентирован-ная направленность.
Деятельностный аспект содержания ДПП выражается в том, что образовательные модули имеют не только теоретическую, но и практическую составляющую, направленную на освоение тех или иных трудовых функций профессиональной практической деятельности путем решения практико-направленных задач, включающих освоение видов трудовых действий, из которых состоит данная трудовая функция.
Особенность деятельностного подхода при разработке ДПП заключается в том, что предметом (содержанием] обучения являются трудовые функции и трудовые действия, то есть соблюдение трудовой функциональ-но-деятельностной направленности образовательного процесса, а результатом их формирования - профессиональные компетенции, адекватные этим видам трудовых функций и действий, то есть в логике педагогической деятельности.
Литература
1. Постановление Правительства Российской федерации от 22 января 2013 г. № 23 в ред. от 23 сентября 2014 г. «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/...
2. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 8 октября 2015 г. № 608н) [Электронный ресурс]. URL: http://www. spbgik.ru/...
3. Разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования (письмо зам. министра Минобрнау-ки России А.А. Климова от 25.08.2015 № АК-2453/06) [Электронный ресурс]. URL: http://www.urfu.ru/...
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс]. URL: http://dogm.mos.ru/...
5. Приказ Минобрнауки России № 10 от 15 января 2013 г. «Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников» [Электронный ресурс]. URL: httpy/минобрнауки.рф/...
6. Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ : письмо Минобрнауки России «О направлении методических рекомендаций по итоговой аттестации слушателей» от 30 марта 2015 г. № АК-821/06 [Электронный ресурс]. URL: http://www.dop-edu.ru/...
7. Читаева О. Б. Интеграция профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования. - М., 2006. - 151 с.
8. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. министром образования и науки РФ Д.В. Ливановым 22 января 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gasu.ru/univer/science/UMU/metod_sovet/DL-1/
9. Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов : письмо заместителя министра Минобр-науки России В.Ш. Каганова от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipdpo.ru/...
10. Методические рекомендации по актуализации действующих Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым 22 января 2015 г. № ДЛ-2/05вн) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/...