УДК 371
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ И ПРОЕКТОВ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА ЕГО УЧАСТНИКОВ
© Юрий Петрович ПРОКУДИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, член совета Международной Ассоциации исследователей детского движения, e-mail: [email protected]
Содержание статьи раскрывает актуальную проблему деятельности детского сообщества Тамбовской области по формированию лидерских качеств школьников. Обосновывается особая значимость вариативно-программного подхода как в трудах известных ученых-педагогов, так и в практической реализации через различные формы взаимодействия. Глубоко и всесторонне анализируется сложившийся банк социально-педагогических программ и проектов.
Ключевые слова: детское сообщество; Союз детских организаций; проектирование и программирование деятельности; содержание программы или проекта; стратегия направленности; эффективность взаимодействия; формирование лидерских качеств; школьник и социум; Ассамблея детских организаций.
Как показала практика, возможности детского сообщества, объединенного в Союз детских организаций Тамбовской области, в формировании лидерских качеств школьников во многом определяют проектирование его деятельности и обеспечение программными материалами на перспективу. Под программированием подразумевается конкретная направленность деятельности, предполагающая составление ее определенного алгоритма, плана реализации содержания, форм и методов. Как отмечают в своих исследованиях С.В. Тетерский, С.И. Панченко, М.И. Рожков, И.И. Фришман, программное обеспечение есть интегрирование социально-педагогических средств для повышения показателей развития ребенка в той или иной сфере общественно-полезной деятельности [1].
Специфика программного обеспечения организации жизнедеятельности детского сообщества - Союза детских организаций -заключается в возможности создания условий для формирования активной жизненной позиции ребенка с учетом его жизненного опыта и обогащения этого опыта через предоставление возможности выбора собственных средств для саморазвития и самоутверждения.
Особенность программного обеспечения деятельности заключается в оперативной социальной ориентации, отражении в ней национальных, экономических, культурных особенностей региона, привносимых участниками процесса.
Результаты многолетних исследований и наблюдений свидетельствуют, что програм-
мирование деятельности детского сообщества способствует решению функциональных задач, в которых:
- концентрируются научные идеи и проверяется их практическая ценность, выявляется положительное в массовым опыте;
- обеспечивается целенаправленная деятельность по интеграции целей организаторов и участников программ деятельности детского сообщества;
- создается возможность для вариативного выбора участниками детского сообщества форм деятельности;
- осуществляется направленность на конкретный результат деятельности;
- выстраивается целостность методического обеспечения проводимой работы [2-3].
Программа - это документ, отражающий последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогических целей. Программы деятельности Союза детских организаций Тамбовской области, как специфического детского сообщества, в отличие от учебных (обязательных и стабильных), более демократичны, динамичны, подвижны. Главное в их содержании - не столько конкретные знания и умения, а сущностные компоненты развивающейся личности: направленность интересов, мотивы
школьника; опыт общения и анализа отношений к миру, обществу, природе, труду, людям, к себе; познания себя, самореализация, ведущие потребности, индивидуальные проявления.
При этом необходимо отметить, что многообразие программ объясняется разносторонностью интересов и потребностей школьников, возможностью выбора ими сферы деятельности. Именно вариативнопрограммный подход предполагает наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности и адекватными ему формами и методами работы, учитывая при этом диапазон интересов, потребностей школьников и методологически обеспечивая эффективность процесса их социализации в детском сообществе.
Исключительную значимость приобретает позиция заместителя председателя Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) А.В. Волохова в том, что вариа-
тивно-программный подход - это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения; объединений, организаций и групп, в которых создаются необходимые условия для формирования личности, ее социализации [4, с. 43].
Содержание в контексте вариативнопрограммного подхода выполняет познавательную и ценностно-ориентационную функцию. Программирование - функцию организующую.
Стратегия вариативно-программного
подхода ориентирует различные детские общественные организации, входящие в детское сообщество - Союз детских организаций, на предоставление каждому школьнику реальной возможности выбора различных социальных ролей и вида деятельности в соответствии со своими потребностями в общественном развитии и опытом принятия жизненно важных решений. Проектирование деятельности детского сообщества способствует ценностной ориентации взрослых на поддержку различных программ отдельных детских общественных организаций, гибкости в отношении перспектив их развития, учету социально-экономических и политических изменений окружающей действительности.
Эффективной реализации вариативнопрограммного подхода способствуют:
- проведение диагностики ценностных ориентаций школьников, учет ее данных для корректировки деятельности детского сообщества;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, их адаптация к реальной жизни в процессе взаимодействия с окружающим миром, через поиск и ошибки;
- разумная педагогическая тактика поддержки социальных норм взаимоотношений, адекватных общечеловеческим ценностям;
- правовая ответственность взрослых за вовлечение детей в антиобщественные действия;
- совершенствование стимулов нравственного и правового поведения школьников в общественных организациях.
Сложившийся банк социально-педагогических программ Союза детских организаций как особой формы жизнедеятельности детского сообщества включает совокупность
формирующихся потенциальных и существующих программ, ориентированных на реализацию нужд, потребностей и интересов школьников, их родителей, взрослого сообщества, социальных институтов воспитания.
В табл. 1 представлены основные программы деятельности Союза детских организаций Тамбовской области как путь реализации его целей и функций в контексте формирования лидерских качеств школьников.
Вариативно-программный подход, широко использующийся в деятельности Союза, позволяет участникам программ и проектов решать наиболее актуальные для школьников проблемы:
- профессиональной ориентации (программы «Я - лидер», «Хочу быть вожатым», «Профи», проекты «Новый курс организации», «Новые технологии актива» и др.);
- социальной и правовой защищенности (программы «Дети ради детей», «Мир моего права», проекты «Право быть правым», «Хочу сказать», «100 вопросов взрослым» и др.);
- развития общих и специальных высших интеллектуальных способностей, основанных на пользовании речью и логикой, теоретическими, практическими, учебными, творческими, предметными и межличностными умениями и навыками (программы «Мир красотой спасется», «Игра - дело серьезное», «Древо жизни», «Территория творчества», проекты «Творческая вершина», «Мир игры - игра без границ», «Аллея звезд», «Детская организация глазами детей», проект одного дня и др.);
Таблица 1
Программы Союза детских организаций: направленность, цели и функции
Программы СДО (детского сообщества) Создание условий для реализации интересов школьников Реализация социально-педагогических функций Союза детских организаций
«Детский орден милосердия» В умении оказать необходимую помощь нуждающимся в ней. В овладении основами социально-педагогической работы Социальная адаптация и интеграция в общество депривированных категорий детей, защита их прав
«Древо жизни» В постижении истории семьи, законов и традиций семейной жизни Защита прав детей в семье от произвола родителей, взрослых
«Здоровым быть модно» В приобщении к здоровому образу жизни, к занятиям спортом Защита здоровья детей. Создание необходимых стартовых возможностей физического развития
«Игра - дело серьезное» В организации системы свободных, не организуемых жестко игровых пространств Создание благоприятного психологического климата через игру
«Мир красотой спасется» В приобщении к прекрасному, культуре, искусству; активном участие в культурной жизни Направленность на реализацию интеллектуальной собственности, творчества
«Мир моего права» Учиться отстаивать свои права в семье, школе и т. д. Овладение нормативноправовыми актами, знаниями юриспруденции Представление интересов школьников во властных структурах. Участие в законотворческой деятельности
«Наследники Великой Победы» В познании истории Отечества, ее героических страниц, активной работе с ветеранами Великой Отечественной войны Налаживание единой связи поколений
«Свой голос» В приобщении к СМИ; работе в детских и юношеских изданиях, радио и телевидении Реализация права на свободу слова. Защита интересов детей через средства массовой информации
«Экология и дети» В умении защищать природу и окружающую среду Создание детских экологических объединений. Деятельность по охране экологически чистой среды вокруг детей и взрослых
«Я - лидер» В овладении организаторскими способностями, коммуникативными качествами, искусством общения, знаниями пси-холого-педагогических аспектов воздействия Формирование лидерского ядра в детских общественных объединениях, способного предоставлять и защищать права своего объединения
- формирования гражданских качеств подрастающей личности (программы «Я -гражданин», «Наследники Великой Победы», проекты «Полотно Победы», «Азбука Победы» и др.);
- организации культурно-досуговой деятельности (программы «Каникулы», «Экология и дети», проекты «Зеленый мир», «Самая модная информация», «Здоровым быть модно», «Мы вместе», конкурсы социальной рекламы, ярмарки проектов и др.);
- оказания помощи младшим школьникам, в т. ч. в выборе и формировании активной жизненной позиции (программа «Рост», «Детский фонд», проекты «Тик-так», «Детские новости» и др.); детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях (программа «Детский орден милосердия»);
- влияния на подготовку и принятие различных законодательных, правовых актов и решений в интересах детства (программы «Свой голос», «Детская Дума» и др.) [5].
Всего в методической копилке детского сообщества более 70 программ и проектов различной тематической направленности. Главное в их содержании - помочь школьникам жить в обществе на демократических основах, развивать собственный лидерский потенциал, сочетать добро и справедливость, гуманность и милосердие. Исключительная воспитательная значимость состоит в том, что в разработке и реализации этих программ и проектов активное участие принимают непосредственно сами школьники.
Результаты исследования показали, что динамика процессов формирования лидерских качеств в детском сообществе всегда направлена на поиск наилучших путей развития личностного потенциала школьников в среде сверстников для самоутверждения собственного «Я» как участника социума.
Соответственно в рамках вариативнопрограммного подхода центрообразующей и регулирующей является программа Союза детских организаций Тамбовской области «Я - лидер». Также в ежегодных программах деятельности СДО данное направление получает освещение с помощью различных как традиционных, так и инновационных проектов.
Программа «Я - лидер», в отличие от остальных программ, более индивидуальна, имеет специфические особенности. Задача, определенная в программе, - помочь каждо-
му участнику детского сообщества или детской общественной организации, персонально или коллективно пробудить стимул к активным общественно-полезным действиям, самосовершенствованию и прогнозированию своего будущего. Соответствующая программа работы активно применяется и в масштабах Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций».
Разработанная с учетом региональных особенностей программа «Я - лидер» направлена на формирование у школьников навыков общения, умения понимать и учитывать интересы других людей, владения основами управления и самоуправления, но особенно важный аспект ее содержания - это выявление, стимулирование и подготовка самих лидеров.
Обозначенная программа включает основные модули формирования лидерских качеств школьников: систематическая работа школы актива, деятельность детской Думы, организация заочной школы лидеров, проведение конкурсов лидеров, организация постоянной шефской работы, показательные мастер-классы, создание и систематическое пополнение информационной базы лидера, социальное проектирование, а также организация и проведение два раза в году (традиционно в феврале и августе) детских Ассамблей (рис. 1, табл. 2).
В целях формирования лидерских качеств школьников, разработки программ и проектов деятельности, обмена накопленным опытом, определения перспектив развития, сохранения и преумножения традиций, начиная с 1993 г., Союз детских организаций дважды в год организует и проводит Ассамблеи - общие сборы делегированных представителей детских организаций области. По нашему мнению, именно благодаря этим сборам сложилась определенная система подготовки кадров детского актива Тамбовской области. Ассамблеи детских организаций проводятся в форме ситуационно-ролевых игр и ориентированы на отработку технологий и механизмов формирования лидерских качеств их участников.
Установлено, что благодаря систематическим сборам детское движение на Тамбовщине имеет свою индивидуальность, сложившийся кадровый потенциал, что позволя-
ет от Ассамблеи к Ассамблее продолжать активную работу, создавать новые программы, определять направления деятельности.
По своей значимости Ассамблея - это, прежде всего, возможность использования кадрового и интеллектуального ресурса для реализации государственной молодежной политики, развития местного детского сообщества, разработки и реализации различных программ, идеальная среда для формирования лидерских качеств школьников.
Теоретической основой для разработки программ Ассамблей являются труды
Н.В. Булдаковой, М.В. Богуславского.
В.П. Бедерхановой, Е.О. Галицких, А.Г. Кирпичника, Е.Н. Сорочинской, Т.В. Трухачевой и других известных ученых-исследователей в области психолого-педагогических наук.
Программа Союза детских организаций «Ассамблея детских организаций» стала лауреатом Всероссийского конкурса, проводимого Министерством образования и науки РФ в номинации вариативных проектов и программ по летнему отдыху детей. Высо-
кую оценку получила деятельность председателя Комитета по делам молодежи Администрации г. Тамбова и Союза детских организаций Тамбовской области кандидата педагогических наук Галины Владимировны Старковой.
История Союза детских организаций (детского сообщества) насчитывает 36 Ассамблей. Обязательным условием проекта является его проведение на базе оздоровительных лагерей, что позволяет организаторам успешно сочетать формы и методы интерактивного обучения ребят и их оздоровления. Например, XXXVI Ассамблея детских общественных организаций (август 2011 г.) была посвящена реализации проекта «Мир без опасности» и проводилась на базе детского оздоровительного лагеря «Юность» (Тулиновка). Создание возможности равноправного сотрудничества и условий, благоприятных для развития лидерских качеств школьника - традиционная задача каждой Ассамблеи, которая достигается посредством смены ролей «взрослый - ребенок».
Рис. 1. Модули программы «Я - лидер»
Таблица 2
Содержание модулей программы «Я - лидер»
Формы работы Краткое описание Методы и средства реализации
Школа актива Обучение настоящих и будущих лидеров основам планирования и организации деятельности детской организации посредством тренингов личностного и командного роста с целью формирования и развития лидерских качеств школьников Тренинги, ситуационно-ролевые, деловые, интеллектуальные игры, система мотивации, коллективнотворческие дела, методическое обеспечение и т. п.
Детская городская Дума Высший орган детского самоуправления Тамбовской городской детской общественной организации «Юные россы», выполняющий представительские, организаторские, обучающие, контрольные функции, а также осуществляющий сотруднические взаимосвязи с детскими общественными организациями через школьни-ков-депутатов детской городской Думы Социальное проектирование, фандрайзинг, РЯ-технологии, общественно-полезная деятельность, самоуправление, коллективнотворческие дела, система мотивации, аудио-визуальные средства и т. п.
Конкурсы лидеров Организация конкурсов лидеров с целью обмена опытом и создания здоровой конкуренции. Конкурсы, как правило, включают несколько направлений, в которых лидеры проявляют свои способности и умения, защищают авторские проекты и программы, демонстрируют организаторские и лидерские качества Публичные выступления, командообразование, агитационные кампании, экспромт, межличностные коммуникации, социальное проектирование, обобщение опыта, стили взаимодействия при конфликтной ситуации, система мотивации и т. п.
Шефская работа Эта работа организуется для развития и становления детских общественных организаций; приобретенные знания и умения должны составлять основу преемственности актива, а также совершенствоваться и развиваться в новых условиях Передача опыта, коллективнотворческие дела, фандрайзинг, стимулирование, система мотивации, социальные акции и т. п.
Мастер-классы Организация мастер-классов для лидеров квалифицированными специалистами и самими лидерами для детей более младшего возраста, чтобы доказать эффективность практической деятельности, способствующей становлению личности лидера. Теоретический материал должен иметь практический результат и выражаться в достижениях реальных людей Тренинги, групповые и межличностные коммуникации, дневник «Мои достижения», аудиовизуальные средства, общественнополезная деятельность, публичные выступления и т. п.
Информационная база лидера Развитие личности невозможно без постижения нового, потому что каждому лидеру необходима новая информация, рекомендации, методические материалы, практические тренинги и упражнения. Материал оформляется в виде буклетов, методических пособий или же в форме альбома или папки, которая является доступной для каждого активиста, а также размещается на сайте СДО Методическая литература, публикации, взаимодействие со СМИ, РЯ-технологии, социальные сети и информационные порталы всемирной сети Интернет, сайт СДО
Социальное проектирование Способности и умения должны быть направлены на совершенствование личности, лидерских качеств и убеждений. Очень важно не только создание авторской программы, но ее презентация и реализация. Социальные проекты актива представляют собой как индивидуальные, так и коллективные проекты и затрагивают различные сферы жизни школьника Социальные проекты различной тематической направленности, самоуправление, фандрайзинг, коллективно-творческие дела и т. п.
Заочная школа лидеров Предоставление возможности лидерам детских организаций территориально отдаленных городов и районов Тамбовской области для развития лидерских качеств, участия в социально-значимых делах, получения новых знаний, рекомендаций и консультаций педагогами Дистанционное обучение, методическая литература, информационные материалы, осуществление обратной связи, обобщение успешного опыта, система мотивации и т. п.
Ассамблея Общий сбор делегированных представителей детских общественных организаций области с целью развития лидерских качеств детей, разработки программ деятельности, обмена успешным опытом, определения перспектив развития, сохранения и преумножения традиций Союза детских организаций Используется большинство методов и средств педагогического воздействия
Исходя из возрастных особенностей, при разработке программ каждой Ассамблеи выбираются ситуационно-ролевые модели,
включающие в себя многофункциональный тренинг. При этом учитывается, что создаваемая среда отношений участников Ассамблеи должна быть гуманной и способствовать формированию лидерских качеств и организаторских способностей школьников через их включение в различные ситуации и игры.
За 18 лет реализации проекта школьники, состоящие в детских общественных организациях Тамбовской области, побывали в «Олимпийской деревне», на «Рождественской зимовке», в «Звездной галактике», в «Университете детских организаций», на «Марафоне игр», в «Изумрудной стране», «Империи детских организаций», «Разных мирах», на «Фабрике успеха», заявили «Свой голос», построили «Город лидеров - город возможностей», составили «Юбилейную коллекцию», поучаствовали в «Параде времен», «Политике сердца» и многих других мероприятиях, которые позволили им проявить незаурядные способности: оценивать ситуацию, влиять на процесс, моделировать и организовывать мероприятия по собственным проектам.
Для школьников - участников Ассамблеи - ее реализация предполагает вполне определенные интересы. Это оздоровление, занятость, обучение современным технологиям межсекторного взаимодействия и управлению общественной организацией. Именно в рамках Ассамблей происходит не только формирование лидерских качеств школьников, но и их социально-психологическая адаптация, включающая в себя навыки эффективной коммуникации и самопознания, адекватной самооценки и оценки окружающей реальности. В результате этой общественной деятельности школьники на практике приобретают знания основных алгоритмов организаторской деятельности и формируют умение четко определять цели и вырабатывать наиболее эффективную стратегию их достижения. Знания, умения и практические навыки, полученные в процессе жизнедеятельности Ассамблеи, - бесценный методический багаж для дальнейшей работы в коллективах первичных детских общественных формирований [6-8].
Кульминацией каждой Ассамблеи является проведение деловой игры «Лидер» в рамках одноименного конкурса, целью которой стало моделирование организации и проведения предвыборной кампании и выборов Лидера. Основными задачами деловой игры «Лидер» являются: воспитывающая (воспитание гражданской зрелости, самостоятельного мышления, культуры дискуссии, спора, уважения к закону, чужому мнению, патриотизма, интернационализма, ответственности за принимаемые решения, умения сотрудничать и заботиться о людях), обучающая (знакомство с законодательством, касающимся проведения выборов; процедурой, методами, средствами, формами, технологиями проведения выборной кампании и выборов), развивающая (формирование оптимистического взгляда на будущее, развитие доброжелательности, коммуникабельности; адекватной и действенной самооценки).
Таким образом, возможности Союза детских организаций как значимого детского сообщества школьников основываются на актуальных теориях социализации личности школьника и на современном понимании лидерства.
Стимулирование лидерских инициатив, содействие развитию детского самоуправления и создание комфортной психологической атмосферы являются важнейшими компонентами деятельности детского сообщества, поскольку Союз детских организаций стремится воспитать инициативную, творческую, самостоятельно мыслящую личность.
Союз детских организаций является благоприятной педагогической средой для развития лидерских качеств личности старшеклассника, а его деятельность - одной из наиболее эффективных форм представительства интересов тамбовских школьников. Педагогические возможности Союза детских организаций обусловливаются открытостью и добровольностью членства в организации, возможностью выбора видов и форм социальной деятельности [9].
1. Панченко С.И. День за днем из жизни вожатого. М., 2008.
2. Прокудин Ю.П. Детская организация: какой ей быть? // Поиск. Тамбов, 1991. № 5. С. 15-17.
3. Прокудин Ю.П., Строкова Н.А., Филатье-
ва Л. В. Детские общественные организации и школа: состояние, проблемы, возможные перспективы. Тамбов, 1994.
4. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских
общественных организациях. Ярославль,
1999.
5. Прокудин Ю.П. Взрослые и дети: проблемы взаимодействия в социуме детского движения. Тамбов, 2007.
6. Прокудин Ю.П., Старкова Г.В. Ассамблея
Союза детских организаций Тамбовской области // ТИМ: теория, история, методика детского движения. М., 2009. № 9. С. 159-166.
UDC 371
DEVELOPMENT OF PROGRAMS AND PROJECTS OF CHILD SOCIETY IN FORMATION OF LEADER QUALITIES OF SCHOOLCHILDREN ON THE BASE OF SUBJECT EXPERIENCE OF ITS PARTICIPANTS
Yuri Petrovich PROKUDIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, Member of International Association of Child Movement Researchers Soviet, e-mail: [email protected]
Contents of the paper reveal the important problem of children's community of Tambov region to form a leadership school. The special significance of variably-software approach as in the works of renowned scientists and educators, as well as in the practical implementation through various forms of interaction is proved. Thoroughly and comprehensively the prevailing bank of socio-educational programs and projects is analyzed.
Key words: children's community; Union of children’s organizations; design and programming activities; content of program or project oriented strategy; effectiveness of interaction; formation of leadership; student and society; Assembly of children’s organizations.
7. Прокудин Ю.П., Старкова Г.В. Вариативнопрограммный подход в деятельности детского сообщества на основе субъектного опыта его участников // Культурно-исторические процессы и явления. Свети Николе, 2011. № 3. С. 41-46.
8. Прокудин Ю.П., Старкова Г.В. Союз детских организаций в образовательном пространстве региона // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 12 (56). С. 225-229.
Поступила в редакцию 12.Q1.2Q12 г.