Научная статья на тему 'Разработка профориентационной системы поддержки принятия решения для абитуриентов Национального исследовательского Томского политехнического университета'

Разработка профориентационной системы поддержки принятия решения для абитуриентов Национального исследовательского Томского политехнического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / АБИТУРИЕНТ / CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL SELECTION / PSYCHOLOGICAL TESTING / CORRELATION ANALYSIS / ENTRANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берестнева Ольга Григорьевна, Фисоченко Оксана Николаевна, Моисеенко Александр Владимирович, Щербаков Дмитрий Олегович

Эффективность выбора вуза для поступления и, соответственно, будущей профессии зависит от комплекса психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. В статье показаны этапы разработки профориентационной системы поддержки принятия решения для абитуриентов Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ). Были выбраны методы (в т.ч. психодиагностические методики) для профориентации абитуриентов Томского политехнического университета. Разработаны соответствующие алгоритмы и комплекс программ (в том числе программы организации on-line тестирования, обработки и анализа результатов). Проведена апробация разработанной системы и проанализированы полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Берестнева Ольга Григорьевна, Фисоченко Оксана Николаевна, Моисеенко Александр Владимирович, Щербаков Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of professional orientation system of support of decision-making for entrants of National Research Tomsk Polytechnic University

Efficiency of a choice of higher education institution for receipt and, respectively, future profession depends on a complex of psychological phenomena which defines success of training, formation of a steady professional orientation of each student. In article development stages of professional orientation system of support of decision-making for entrants of National Research Tomsk Polytechnic University are shown. Methods (including psychodiagnostic techniques) for career guidance of entrants of Tomsk polytechnical university were chosen. The corresponding algorithms and complex of programs (including programs of the on-line organization of testing, processing and the analysis of results) are developed. Approbation of the developed system is carried out and the received results are analysed.

Текст научной работы на тему «Разработка профориентационной системы поддержки принятия решения для абитуриентов Национального исследовательского Томского политехнического университета»

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2013

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

Берестнева Ольга Григорьевна

Berestneva Olga Grigoryevna Национальный исследовательский Томский политехнический университет

National research Tomsk polytechnical university Профессор кафедры прикладной математики Института кибернетики professor of chair of applied mathematics of Institute of cybernetics,

Доктор технических наук / профессор Профессор кафедры прикладной математики E-Mail: ogb6@yandex.ru

Фисоченко Оксана Николаевна

Fisochenko Oksana Nikolaevna Юргинский технологический институт (филиал) Национального исследовательского

Томского политехнического университета Yurginsky institute of technology (branch) of National research Tomsk Polytechnik University

Старший преподаватель кафедры информационных систем Senior teacher of information systems department

E-Mail: giri@rambler.ru

Моисеенко Александр Владимирович

Moiseenko Alexander Vladimirovich Национальный исследовательский Томский политехнический университет

National research Tomsk polytechnical university Программист / programmer E-Mail: alex@am.tpu.ru

Разработка профориентационной системы поддержки принятия решения для абитуриентов Национального исследовательского Томского политехнического университета

Development of professional orientation system of support of decision-making for entrants of National Research Tomsk Polytechnic University

Аннотация: Эффективность выбора вуза для поступления и, соответственно, будущей профессии зависит от комплекса психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. В статье показаны этапы разработки профориентационной системы поддержки принятия решения для абитуриентов Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ). Были выбраны методы (в т.ч. психодиагностические методики) для профориентации абитуриентов Томского политехнического университета. Разработаны соответствующие алгоритмы и комплекс программ (в том числе программы

Щербаков Дмитрий Олегович

Shcherbakov Dmitriy Olegovich National research Tomsk polytechnical university Аспирант / graduate student Sherbakov2005@mail.ru

13.00.00 - Педагогические науки

организации on-line тестирования, обработки и анализа результатов). Проведена апробация разработанной системы и проанализированы полученные результаты.

The Abstract: Efficiency of a choice of higher education institution for receipt and, respectively, future profession depends on a complex of psychological phenomena which defines success of training, formation of a steady professional orientation of each student. In article development stages of professional orientation system of support of decision-making for entrants of National Research Tomsk Polytechnic University are shown. Methods (including psychodiagnostic techniques) for career guidance of entrants of Tomsk polytechnical university were chosen. The corresponding algorithms and complex of programs (including programs of the on-line organization of testing, processing and the analysis of results) are developed. Approbation of the developed system is carried out and the received results are analysed.

Ключевые слова: Профориентация, профессионально-психологический отбор,

психологическое тестирование, корреляционный анализ, абитуриент.

Keywords: Career guidance, professional and psychological selection, psychological testing, correlation analysis, entrant.

***

На современном этапе модернизации российского образования одним из приоритетных направлений государственной политики является повышение качества профессионального образования. Содержание образования должно обеспечивать формирование личности, способной к саморазвитию, к изменению своего профессионального вектора и к выполнению гражданских обязанностей. Профессиональное обучение сегодня становится, в первую очередь, процессом образования личности, развивающей в себе способность к деятельности в выбираемом направлении.

Практически каждый крупный университет в мире имеет университетскую информационную систему. Задача такой системы - дать информацию об институтах, кафедрах и лабораториях, научных исследованиях и учебных планах, университетской общественной и культурной жизни, необходимую как для самих сотрудников и студентов университета, так и абитуриентов.

Выбор вуза для поступления и, соответственно, будущей профессии — один из первых серьезных выборов, которые приходится делать молодому человеку, выпускнику школы. И, к сожалению, далеко не все студенты к концу обучения довольны сделанным когда-то выбором.

Как правило, при поступлении в вуз не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой

профессиональной направленности каждого студента.

В статье представлена, разработанная в Томском политехническом университете информационная система поддержки принятия решения для абитуриентов ФГБОУ ВПО Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ). Создание системы включало в себя 3 основных этапа:

1) выбор метод (в т.ч. психодиагностических методик) для оценки профессионально значимых качеств для всех специальностей Томского политехнического университета;

2) разработка алгоритмов и программного обеспечения (в том числе программы организации on-line тестирования, обработки и анализа результатов тестирования);

3) апробация разработанной системы.

При реализации данных этапов был использован опыт сотрудников ТПУ по разработке аналогичных систем.

Как известно, результаты экспертного оценивания и психологического тестирования чаще всего выражены в виде тестовых баллов. Однако, окончательная интерпретация результатов связана с отнесением полученной числовой характеристики к одной из следующих градаций: очень низкий, низкий, средний, высокий и очень высокий уровень измеряемого качества. При установлении граничных точек для данных интервалов присутствует элемент нечеткости и неопределенности. В связи с этим, на этапе принятия решения были использованы алгоритмы принятия решений на основе нечетких моделей [9].

Основным недостатком большинства приложений для компьютерной психодианостики (в том числе и разработанные авторами) является невозможность централизованного доступа к процедуре тестирования и собранной информации. Для решения данной проблемы в Институте кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета разработан портал МиШТеБ! с многоуровневым пользовательским доступом, который позволяет унифицировать процесс организации компьютерного психологического тестирования для любых сфер деятельности.

На рис.1 представлена схема процесса формирования итогового заключения по результатам профориентационного психологического тестирования.

Рис. 1. Схема формирования итогового заключения для абитуриента

Портал МиШТеБ! представляет собой WEB-сервер с многоуровневым пользовательским доступом. Стоит отметить тот факт, что данный продукт обладает многоуровневым доступом к информации, что обеспечивает конфиденциальность и безопасность полученной информации. Пользователи получают доступ, к порталу используя индивидуальный или групповой аккаунт и пароль. В пределах группового аккаунта каждый пользователь идентифицируется без пароля. Групповые аккаунты предназначены только для тестируемых (тестируемые могут получать доступ к порталу и по индивидуальному паролю). Разработанная система интегрирована в портал ТПУ (рис.2).

Рис. 2. Главная страница сайта

Как показано на рис.3, со страницы итоговых результатов абитуриент, перейдя по ссылке, может получить подробную информацию о любой заинтересовавшей его специальности.

Рис. 3. Результаты оценки степени соответствия профессионально значимых качеств абитуриента специальностям Томского политехнического университета

Таблица 1

Результаты тестирования студентов ТПУ (май, 2013г.)

Ив-ва Е. Сух-ва Е. Мур-ва А. Сан-в И. Коб-в В

Специальност и ТПУ Прикладна я математика и информати ка Прикл. математика и информатик а Прикладна я информати ка Информати ка и вычислит. техника Геология

Геология 0,25 0,34 0,53 0,16 0,74

Экология и природопользо вание 0,18 0,59 0,45 0,25 0,49

Менеджмент 0,45 0,58 0,42 0,38 0,17

Прикладная геология 0,15 0,18 0,52 0,17 0,65

Технология геологической разведки 0,24 0,41 0,32 0,64 0,13

Нефтегазовое дело 0,42 0,25 0,15 0,23 0,64

Химическая технология 0,38 0,14 0,27 0,36 0,45

Теплоэнергети ка и теплотехника 0,21 0,25 0,14 0,34 0,15

Электроэнергет ика и электротехника 0,32 0,17 0,25 0,36 0,45

Энергетическо е машиностроен ие 0,34 0,24 0,45 0,41 0,36

Материаловеде ние и технологии материалов 0,36 0,45 0,19 0,22 0,34

Машиностроен ие 0,16 0,21 0,24 0,18 0,32

Технологическ ие машины и оборудование 0,25 0,36 0,42 0,49 0,52

Оптотехника 0,25 0,16 0,36 0,30 0,29

Биотехнология 0,17 0,13 0,24 0,39 0,42

Физика 0,48 0,36 0,28 0,54 0,58

Ядерные 0,40 0,29 0,30 0,45 0,47

физика и технологии

Техническая физика 0,36 0,18 0,47 0,32 0,40

Прикладная математика и информатика 0,59 0,41 0,76 0,50 0,26

Дизайн 0,45 0,74 0,25 0,36 0,17

Управление в технических системах 0,52 0,44 0,36 0,51 0,21

Автоматизация технологически х процессов и производств 0,25 0,18 0,29 0,38 0,47

Мехатроника и робототехника 0,36 0,78 0,45 0,26 0,42

Стандартизаци я и метрология 0,28 0,17 0,44 0,29 0,55

Информатика и вычислительна я техника 0,50 0,42 0,59 0,69 0,26

Информационн ые системы и технологии 0,68 0,52 0,25 0,53 0,49

Прикладная информатика 0,84 0,25 0,53 0,28 0,86

Технология художественно й обработки материалов 0,29 0,59 0,19 0,21 0,36

Приборостроен ие 0,20 0,48 0,45 0,84 0,69

Электроника и наноэлектрони ка 0,29 0,43 0,21 0,50 0,51

Управление качеством 0,56 0,72 0,41 0,28 0,17

Реклама и связи с общественност ью 0,46 0,59 0,17 0,26 0,18

Зарубежное регионоведени е 0,29 0,34 0,40 0,39 0,46

Физическая культура 0,34 0,29 0,18 0,62 0,57

Таможенное дело 0,64 0,35 0,24 0,29 0,18

Экономика 0,36 0,64 0,72 0,18 0,28

Управление персоналом 0,36 0,18 0,47 0,32 0,40

Туризм 0,52 0,44 0,36 0,51 0,21

Инноватика 0,29 0,45 0,59 0,16 0,52

Лингвистика 0,21 0,40 0,45 0,29 0,36

Перевод и переводоведен ие 0,10 0,14 0,51 0,29 0,37

В таблице 1 желтым цветом выделены наибольшие коэффициенты соответствия личностных качеств абитуриента профессионально значимым качествам для каждой из специальностей ТПУ. Анализ полученных результатов показал, что одним из достоинств разработанной системы является то, что абитуриенту предлагается не одна, а несколько «равноценных» специальностей, что облегчает ему проблему выбора специальности в том случае, если он не проходит по конкурсу на первоначально выбранную специальность.

Разработанная информационная система была опробована на студентах разных специальностей. Полученные результаты показали, что, большое количество тестируемых студентов учатся на подходящей им специальности с точки зрения психологических качеств.

В качестве дальнейшего совершенствования web-сайта представляется возможным дополнение сайта тестами. Так же возможна доработка интерфейса сайта с целью дальнейшего повышения его информативности, привлекательности и удобства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берестнева О.Г., Дубинина И.А. Технология оценки конвергентных и дивергентных способностей как факторов интеллектуальной компетентности студентов//Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 6. С. 227-230.

2. Берестнева О.Г., Марухина О.В., Шевелев Г.Е. Использование результатов психологического тестирования для измерения компетентности студентов технических университетов//Информатика и образование, 2009. - № 4. -С. 106108.

3. Берестнева О. Г., Моисеенко А.В., Жаркова О. С. Информационный ресурс MULTITEST для оценки компетентности студентов// Вестник Московского университета имени С.Ю.Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2013. -Приложение. - C. 168-170.

4. Борисов А.Н., Крумберг О.А., Федоров И.П. Принятие решений на основе нечетких моделей. - Рига: Знание, 1990. - 352с.

5. Власов В.А., Орлов А.А., Берестнева О.Г., Тимченко С.Н. Компьютерная психодиагностическая система для оценки профпригодности персонала разделительных производств// Известия Томского политехнического университета, 2003. -Т. 306. № 4. -С. 119-123.

6. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. - 94 с.

7. Микони С.В. Теория и практика рационального выбора. - М.: Маршрут, 2004. -462 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Профориентационные тесты. /[Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.irso.ru/abitur/test/, свободный.

9. Профориентационное тестирование. /[Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://proftest29.ru/index/0-2, свободный.

10. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Кострикина И.С. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научнотехнической деятельности//Психологический журнал, 2005. - Т. 26. - № 1 . - С. 29-37.

11. Шаропин К.А., Берестнева О.Г., Абунавас Х.А. Программное обеспечение автоматизированного комплекса мониторинга психофизиологического состояния студентов//Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2008. -Т. 82. - № 5. - С. 57-61.

Рецензент: Иванкина Любовь Ивановна, профессор, д.ф.н., Национальный

исследовательский Томский политехнический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.