Научная статья на тему 'Разработка проектирования геодезических работ при изысканиях'

Разработка проектирования геодезических работ при изысканиях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
292
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Смагулова А. С.

В данной научной статье рассматриваются разработка проектирования геодезических работ при изысканиях. В том числе в статье приводятся результаты геодезического обеспечения строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of designing the geodetic work in prospecting

This article discusses the development of the scientific design of geodetic work in prospecting.The article describes the geodesic support construction.

Текст научной работы на тему «Разработка проектирования геодезических работ при изысканиях»

УДК 528.486.001.63 А. С. Смагулова

магистрант, специальность 6М071100 «Геодезия», Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева, г. Астана

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТ ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ

В данной научной статье рассматриваются разработка проектирования геодезических работ при изысканиях. В том числе в статье приводятся результаты геодезического обеспечения строительства.

Для составления карт и планов, решения геодезических задач, в том числе геодезического обеспечения строительства, на поверхности Земли располагают ряд точек, связанных между собой единой системой координат. Эти точки маркируют на поверхности Земли или в зданиях и сооружениях центрами (знаками). Совокупность закрепляемых на местности или зданиях точек (пунктов), положение которых определено в единой системе координат, называют геодезическими сетями.

Принцип построения плановых геодезических сетей заключается в следующем. На местности выбирают точки, взаимное положение которых представляется в виде геометрических фигур: треугольников, четырехугольников, ломаных линий и т.д. Причем точки выбирают с таким расчетом, чтобы некоторые элементы фигур (стороны, углы) можно было бы непосредственно измерить, а все другие элементы вычислить по данным измерений. Например, в треугольнике достаточно измерить одну сторону и три угла (один для контроля правильности измерений) или две стороны и два угла (один для контроля правильности измерений), а остальные стороны и углы вычислить. для вычисления плановых координат вершин выбранных точек необходимо кроме элементов геометрических фигур знать еще дирекционный угол стороны одной из фигур и координаты одной из вершин.

Основная задача инженерно-геодезических изысканий при проектировании сооружений линейного типа независимо от их назначения сводится к определению на местности положения оси сооружения (железной дороги) в плане и по высоте.

Разнообразие видов сооружений этого типа и их эксплуатационные и конструктивные особенности обуславливают некоторую специфику инженерно-геодезических изысканий в каждом отдельном случае. Наиболее полной по объему и одновременно наиболее типичной является программа геодезических работ применительно к дорожным изысканиям; сущность ее сводится к следующему.

Вначале на карте мелкого масштабе выполняют камеральное трассирование дороги, т.е. намечают в первом приближении наиболее целесообразное ее направление.

Для этого возможные варианты трассы изучают, затем на планах более крупного масштаба (1:5000-1:10000) и выбирают оптимальный вариант. Обычно трассу приходится проектировать, обходя различные препятствия - жилые

ISSN 1680-9165. №1-2, 2014 г.

кварталы и ценные земли, болота, обеспечивая мостовой переход в наиболее узком месте реки, уменьшая уклон дороги и т.п.

В процессе полевого трассирования утвержденный вариант трассы переносится на местность по координатам вершин углов поворота или по данным их привязки к местным предметам.

По трассе прокладывается теодолитный ход. Вдоль трассы разбивают пикетаж, для чего от ее начального пункта, называемого нулевым пикетом, последовательно откладывают отрезки по 100м. Концы каждого из них закрепляют деревянными кольями - пикетами, сокращенно обозначаемыми ПКО, ПК1, ПК2 и т.д. При таком счете номер пикета указывает расстояние в сотнях метров, пройденное от начала трассы.

Кроме того, кольями обозначатся точки перегиба скатов, т.е. точки, где меняется уклон местности, а также места пересечения трассы с реками, дорогами, подземными и наземными коммуникациями. Положение каждой из таких точек, называемых плюсовыми, определяется ее расстоянием от ближайшего младшего пикета.

Для обеспечения плавного движения транспорта в местах поворота трассы ее смежные прямые участки сопрягаются кривыми, чаще всего круговыми, т.е. дугами окружностей определенного радиуса. При проходе трассы по косогору с поперечным уклоном более 0,200 на местности разбиваются перпендикулярные к трассе линии - поперечники.

Длины поперечников назначаются в зависимости от ширины дороги. При разбивке поперечника закрепляют кольями его концы, точку пересечения с трассой, а также точки перегиба скатов. Одновременно с разбивкой пикетажа и кривых ведется съемка ситуации прилегающей к трассе местности в полосе шириной по 100м с каждой стороны трассы. Результаты съемки заносятся в пикетажный журнал, в котором трасса изображается условно в выпрямленном виде, а углы поворота указываются стрелками.

Пикетажный журнал ведется в крупном масштабе, например,1:2000. В случае сложной ситуации и рельефа с большим количеством плюсовых точек применяют более крупный масштаб; для местности с однообразной ситуацией и слабо выраженным рельефом масштаб пикетажного журнала уменьшают.

На завершающем этапе изысканий производится техническое нивелирование трассы в прямом и обратном направлениях. В прямом ходе нивелируются пикеты, плюсовые точки, главные точки кривой и поперечники; в обратном ходе - только пикеты.

Необходимым условием полевого трассирования является привязка трассы к реперам государственного нивелирования.

По данным нивелирного и пикетажного журналов составляется продольный профиль трассы.

В связи с широким внедрением в геодезическое производство электронных методов измерения расстояний для стадии технического проекта предложен новый способ трассирования линейных сооружений, названный беспикетным.

По вынесенной на местность трассе сооружения прокладывается полигонометрический ход, в котором измеряются длины сторон и расстояния между створными знаками, расположенными по трассе через 500 м.

Затем по створу трассы нивелируются одни только створные точки и характерные точки рельефа; расстояние до последних определяют нитяным дальномером зрительной трубы нивелира. Положение и отметки стометровых пикетов определяют графически по профилю, построенному на основе нивелирования створных и плюсовых точек.

В настоящее время развитие аэрофотосъемки и методов ее обработки позволяет сократить сроки изыскательских работ в 2-3 раза. Такое повышение эффективности изысканий обеспечивается заменой полевого трассирования на первой стадии проектирования камеральным трассированием по аэроснимкам на стереоприборах. Используя пространственное изображение местности, на снимках стереопары намечают положение основных пунктов трассы, разбивают пикетаж, кривые, поперечники и определяют отметки всех точек трассы фотограмметрическим нивелированием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Дьяков, Б. Н. Геодезия // М. : Недра, 1993. - 171 с.

2 Маслов, А. В., Гордеев, А. В. Геодезия. - М. : Недра, 1988. - 616 с.

3 Разумов, О. С. и др. Инженерная геодезия в строительстве. - М. : Высш. шк., 1984. - 151 с.

Материал поступил в редакцию 10.06.14.

С. А. Смагулова

1здешстер кезщдеп геодезияльщ жумыстарды жобалаудагы евдеулер

Л. Н. Гумилев атындаFы Еуразия улттьщ университет^ Астана к.

Материал 10.06.14 баспаFа тYстi.

A. S. Smagulova

Development of designing the geodetic work in prospecting

L. N. Gumilev Eurasian national university, Astana.

Material received on 10.06.14.

Бул гылыми мацалада i.здешстер кезiндегi геодезияльщ жумыстарды жобалаудагы вцдеулер царастырылган. Соныц штде бул мацалада, цурылысты геодезиялыц цамтамасыз emyi кврюетшген.

This article discusses the development of the scientific design of geodetic work in prospecting.

The article describes the geodesic support construction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.