Научная статья на тему 'Разработка приемных и переводных нормативов для спортсменов, обучающихся в группах начальной подготовки спортивных школ'

Разработка приемных и переводных нормативов для спортсменов, обучающихся в группах начальной подготовки спортивных школ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
675
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНЫЕ И ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ / КОЭФФИЦИЕНТ СООТНОСИТЕЛЬНОСТИ / БАЗОВЫЙ ТЕСТ-КРИТЕРИЙ / ADMISSION AND SHIFT STANDARDS / CORRELATIVE COEFFICIENT / BASIC TEST CRITERION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахапкин Василий Николаевич

Оценка динамики роста спортивного мастерства воспитанников ДЮСШ производится на основании анализа успешности прохождения специализированных контрольных испытаний, удовлетворяющих требованиям избранного вида спорта. Эффективность педагогического контроля определяется путем проверки статистической достоверности полученных результатов. Поскольку этап начальной спортивной подготовки отражает в себе функцию комплексного развития ребенка и плавного введения в условия спортивной борьбы, разработка добротных приемных и переводных нормативов физической подготовленности, функционального состояния и физического развития играет значительную роль в многолетнем тренировочном процессе юных спортсменов. Скомплектованные в нашей работе приемно-переводные нормативы могут быть использованы тренерами спортивных школ в качестве критериев отбора детей в группах начальной подготовки по годам обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of admission and shift standards for the athletes, training in groups of initial preparation at sports schools

The assessment of dynamics of growth of sports skill of sports schools students is made based on the analysis of success in passing of the specialized control tests meeting requirements of the chosen sport. Efficiency of pedagogical control is defined by means of check of statistical reliability of the received results. As the stage of initial sports preparation reflects in itself function of complex development of the child and smooth introduction in wrestling conditions, development of appropriate admission and shift standards of physical readiness, functional condition and physical development plays a significant role in long-term training process of young athletes. Trainers of sports schools as selection criteria can use the admission and shift standards completed in our work for the children in groups of initial preparation by years of training.

Текст научной работы на тему «Разработка приемных и переводных нормативов для спортсменов, обучающихся в группах начальной подготовки спортивных школ»

3. Пат. 2438641 Российская Федерация. Способ повышения работоспособности человека [электронный ресурс] / Солодков А.С., Бухарин В. А. [и др.]. - Опубл. 28.12.09 // URL : http://www.freepatent.ru/patents/2438641. - Дата обращения 30.12.2013.

4. Солодков, А.С. Работоспособность спортсменов: ее критерии и способы коррекции / А.С. Солодков, В.А. Бухарин, Д.С Мельников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 3 (25). - С. 74-79.

5. Тренировки борцов греко-римского стиля в условиях среднегорья / С.А. Цветков, В.А. Бухарин, И.Н. Савельева, В.П. Колесник // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 142-146.

6. Цветков, С.А. Технология интервальной гипоксической тренировки для повышения работоспособности велосипедистов / С.А. Цветков, В. А. Бухарин, Ф.М. Соколова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 129132.

REFERENCES

1. Alekseeva, G.V. and Botayev, N.A. (1998), “Semax - a new regulatory neuropeptide”, In the world of drugs, No. 2, pp. 59-61.

2. Ganapolsky, V.P. (2008), Development of new peptide preparations, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

3. Patent 2438641 RU (2009), Way of increase of efficiency of the person, available at: http://www.freepatent.ru/patents/2438641.

4. Solodkov, A.S., Buharin, V.A. and Melnikov, D.S. (2007), “Efficiency of athletes: its criteria and ways of correction”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 25, No. 3, pp. 74-79.

5. Tsvetkov S.A., Buharin V.A., Savelyev I.N. and V.P., Kolesnik (2012), “Trainings of fighters of the Greek-Roman style in the conditions of middle mountains”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 142-146.

6. Tsvetkov S.A., Buharin V.A. and Sokolova F.M. (2012), “Technology of interval hypoxemic training for increase of operability of cyclists”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 93, No. 11, pp. 129-132.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.03.2013.

УДК 796.012.1

РАЗРАБОТКА ПРИЕМНЫХ И ПЕРЕВОДНЫХ НОРМАТИВОВ ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СПОРТИВНЫХ ШКОЛ

Василий Николаевич Ахапкин, специалист Спортивного клуба,

Московский городской педагогический университет

Аннотация

Оценка динамики роста спортивного мастерства воспитанников ДЮСШ производится на основании анализа успешности прохождения специализированных контрольных испытаний, удовлетворяющих требованиям избранного вида спорта. Эффективность педагогического контроля определяется путем проверки статистической достоверности полученных результатов. Поскольку этап начальной спортивной подготовки отражает в себе функцию комплексного развития ребенка и плавного введения в условия спортивной борьбы, разработка добротных приемных и переводных нормативов физической подготовленности, функционального состояния и физического развития играет значительную роль в многолетнем тренировочном процессе юных спортсменов. Скомплектованные в нашей работе приемно-переводные нормативы могут быть использованы тренерами спортивных школ в качестве критериев отбора детей в группах начальной подготовки по годам

обучения.

Ключевые слова: приемные и переводные нормативы, коэффициент соотносительности, базовый тест-критерий.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p14-19

DEVELOPMENT OF ADMISSION AND SHIFT STANDARDS FOR THE ATHLETES, TRAINING IN GROUPS OF INITIAL PREPARATION AT SPORTS SCHOOLS

Vasily Nikolaevich Akhapkin, the specialist of Sport club,

Moscow City Pedagogical University

Annotation

The assessment of dynamics of growth of sports skill of sports schools students is made based on the analysis of success in passing of the specialized control tests meeting requirements of the chosen sport. Efficiency of pedagogical control is defined by means of check of statistical reliability of the received results. As the stage of initial sports preparation reflects in itself function of complex development of the child and smooth introduction in wrestling conditions, development of appropriate admission and shift standards of physical readiness, functional condition and physical development plays a significant role in long-term training process of young athletes. Trainers of sports schools as selection criteria can use the admission and shift standards completed in our work for the children in groups of initial preparation by years of training.

Keywords: admission and shift standards, correlative coefficient, basic test criterion.

ВВЕДЕНИЕ

В действующих учебных программах по видам спорта для ДЮСШ, СДЮШОР приводятся контрольно-переводные нормативы по годам обучения, разработанные, как правило, на основе средних и стандартных отклонений. Этот вид относится к сопоставительным нормам, так как позволяет сравнить данные учеников относящихся к одной и той же совокупности.

Принимая во внимание мнение ряда авторов [2, 3] при постановке исследований предусматривалось, что нормативные показатели должны отвечать:

- принципу всесторонней физической подготовки, который является ведущим на этапах начальной спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном виде спорта;

- требованию должных величин;

- условию доступности для широкого использования в практике.

В тоже время для объективности суждения о достоинствах или недостатках используемых различных вариантов построения тренировки (отдельных ее частей, компонентов и др.) необходимо располагать критерием, отвечающим требованию должных величин [8]. Для такого вида норм характерным являются следующие функции:

- дидактическая - определяется уровень общей и специальной подготовленности юных спортсменов;

- контрольная - позволяет выяснить правильность избранной методики тренировки;

- прогноз - дает возможность узнать, достиг ли юный спортсмен уровня, необходимого для перехода к решению последующих задач подготовки;

- изучения спортсменов - выявляет различия учащихся в зависимости от показанных результатов;

- сравнения - характеризует степень достижения поставленных задач в соответствии с нормативными показателями;

- обратной связи - дает информацию тренерам и спортсменам [7].

Именно поэтому в понимании приемных и переводных нормативов в частности

физической подготовленности юных спортсменов, следует исходить из их характеристик функционального оптимума, служащего основой для достижения запланированных результатов. В этой связи важно, чтобы нормативы самым тесным образом соответствовали целевому заданию на том или ином этапе подготовки.

При постановке приемных и переводных нормативов на различных этапах многолетней подготовки необходимо исходить из планируемого результата основного соревновательного упражнения. Вместе с тем при их разработке следует принимать во внимание следующие принципиальные установки:

- целевую направленность к высшим спортивным достижениям;

- поразрядную дробность;

- соразмерность развития основных физических качеств [5].

Кроме того, одним из основных положений при разработке приемных и переводных нормативов, является концепция нормативных соотношений, согласно которой установление количественных характеристик, в частности надлежащей пропорциональности развития основных физических качеств, проводится на основе относительных величин [4]. Применительно к нормам разносторонней физической подготовленности это означает, что каждый из показателей результатов тестирований должен находиться в конкретном соотношении с другим.

По мнению Г.И. Королева (2006), разработка приемных и переводных нормативов основывается на ретроспективном анализе данных сильнейших отечественных и зарубежных спортсменов, а также материалах обследования юных спортсменов различного возраста и квалификации. Отсюда очевидно, что сбор подобных данных предшествует началу работы по определению приемных и переводных нормативов для тех или иных контрольных упражнений. Сама же методика их расчета осуществляется поэтапно и предусматривает ряд операций.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Перед исследованием была поставлена задача: разработать приемные и переводные нормативы по физической подготовленности, физическому развитию и функциональному состоянию юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки спортивных школ, на основе расчетных данных, полученных в ходе тренировочного процесса. Все контрольные испытания прошли соответствие на информативность и надежность.

Исследование по методологии оценивания физической подготовленности юных спортсменов осуществлялось в несколько этапов. На первом из них на моделях отбираемых в спорт детей отрабатывалась технология определения должных величин пропорциональности показателей общей и специальной подготовленности. Второй этап работы предусматривал проверку пригодности метода пропорций для постановки нормативов. Третий этап исследования заключался в разработке должных норм физической подготовленности, функционального состояния и физического развития юных спортсменов по методике ранее разработанной.

Все контрольные испытания проводились на контингенте школьников 10-12 лет, посещающих внеурочные секционные занятия скоростно-силовой направленности, реализуемых в соответствии с программами для ДЮСШ и СДЮШОР. В общей сложности в исследовании было задействовано 60 спортсменов.

В начале работы определялся тест-критерий, базовая величина, по отношению к которой в дальнейшем соотносились показатели других контрольных испытаний. Как правило, в качестве такой «базы» может быть использован или спортивный результат, или тест, наиболее специфический для конкретной специализации, или бальная оценка. В нашем исследовании за базовую величину (100%) брался результат прыжка в длину с места. Расчет велся по двум формулам [8]:

КСИ=Т1/БЬ

Т2=В2хКСИ,

где КСИ - коэффициент соотносительности, Т1 - величина теста (май), В1 - показатель базовой величины (май), Т2 - величина теста (сентябрь), В2 - величина теста (сентябрь). Учитывалась также необходимость перевода исходных данных в единую систему исчисления. Расчет должного норматива проводился следующим образом: коэффициент соотносительности конкретного теста умножается на планируемую величину и делится на 100. Методика расчета должных норм в силу ее простоты и доступности позволила самостоятельно определить индивидуальные показатели разносторонней физической подготовленности для каждого из учеников, ориентируясь на прогнозируемые для них результаты.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Итоговые показатели переводных нормативов по годам обучения наглядно представлены в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1

_______Приемные и переводные нормативы по физической подготовленности_____________

Контрольные упражнения Группы начальной подготовки

10 лет 11 лет 12 лет

сент. май сент. КСИ май сент. май

Физическая подготовленность

Прыжок в длину с места (см) 166 169 170 100% 175 176 180

Бег 60 м. (сек) 10,8 10,7 10,6-5,66 0,0333 10,3 10,2 10,0

Бег 100 м. (сек) 17,9 17,6 17,4-5,74 0,0337 16,9 16,8 16,5

Челночный бег 3х10 (сек) 7,7 7,5 7,5-4,0 0,0235 7,3 7,25 7,1

Бег 800 м. (мин, с) 2,25 2,20,5 200-4,0 0,0235 4,11 4,13 4,23

Сгибание рук из упора лежа (кол-во раз) 18,0 18,4 18,5 0,1088 19,0 19,1 19,6

Вис на согнутых (90 градусов) руках на перекладине (сек) 13,6 13,9 14,0 0,0823 14,4 14,5 14,8

Метание теннисного мяча с места (см) 2440 2485 2500 14,7 2570 25,85 2645

Сгибание туловища лежа на спине за 20 сек. (кол. раз) 14,6 14,9 15,0 0,0882 15,4 15,5 15,8

Подтягивания на перекладине (кол. раз) 3,9 4 4 0,0235 4,1 4,1 4,2

Поднимание ног до хвата руками в висе на перекладине (кол. раз) 2,9 3 3 0,0176 3,1 3,1 3,2

Бросок ядра 4 кг. снизу вперед (см) 390 395 400 2,35 413 413 425

Примечание: 10,6 - результат в беге на 60 м, а 5,66 - это скорость в м/сек. 60 м:10,6 с =5,66 м/сек.

Таким образом, в результате проведенного исследования были отобраны наиболее информативные и надежные контрольные упражнения, определены коэффициенты соотносительности результатов тестирования и разработаны контрольно-переводные нормативы для школьников 10-12 лет, занимающихся в группах начальной подготовки и рассчитанные на конец каждого годичного цикла. Помимо этого, на основании данных «майского среза» спортсменов 12 лет, представляется возможным сделать предварительный прогноз на отбор испытуемых в учебно-тренировочные группы спортивных школ с уклоном в виды спорта скоростно-силового характера.

Результаты полученных исследований подтверждают мнение ряда авторов [1,3,6], которые высказываются за специально организованный отбор. Обобщение результатов проделанной работы порождает убежденность, что ранняя диагностика спортивной пригодности дает возможность осуществить полную спортивную ориентацию детей школьного возраста. Проведенные наблюдения позволили создать адекватную тестовую систему физических упражнений для детей школьного возраста, занимающихся скоростносиловыми видами спорта.

Таблица 2

Приемные и переводные нормативы по физическому развитию и функциональному

состоянию

Показатели Физическое развитие

Группы начальной подготовки

10 11 12

Сент. Май Сент. Май Сент. Май

Рост (см) 141,2-143,8 143,7-146,3 146,1-148,7 151,2-153,8 156,9-159,5 163,1-165,7

Вес (кг) 30,0-41,9 41,7-44,0 43,7-46,0 45,0-47,3 45,5-48,0 46,0-48,3

Окружность грудной клетки (см) 67,8-70,1 69,3-71,6 70,8-73,1 72,3-74,7 74,5-76,8 75,8-78,2

Кистевая динамометрия (кг) 20,5-23,5 21,2-24,1 21,9-24,3 24,2-27,1 26,5-29,4 28,7-31,6

Становая динамометрия (кг) 61,0-65,8 65,6-70,4 69,6-74,4 78,2-83,0 85,0-89,8 90,0-94,8

Индекс Пинье (ед.) 25,2-25,9 25,1-25,8 25,025,7 24,2-24,7 23,3-23,8 22,8-23,2

Показатели Функциональное состояние

Группы начальной подготовки

10 11 12

Сент. Май Сент. Май Сент. Май

ЧСС (уд./мин.) 75-77 74-76 74-76 73-75 73-75 72-74

Проба Штанге 23,4-24,6 24,4-25,6 25,4-26,6 26,4-28,6 28,4-29,6 29,4-30,6

Проба Ромберга 256,3-26,7 26,3-27,7 27,3-28,7 29,3-30,7 32,3-33,7 34,3-35,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проба Генчи 12,3-13,7 13,3-14,7 14,3-15,7 16,3-17,7 18,3-19,7 20,3-21,7

Реакция на движущийся объект 0,85-0,95 0,85-0,95 0,75-0,85 0,65-0,75 0,55-0,65 0,55-0,65

ЛИТЕРАТУРА

1. Алабин, В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П. Бизин. - Харьков : Основа, 1993. - 244 с.

2. Годик, М.А. Спортивная метрология : учебник для институтов физической культуры / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

3. Королев, Г. И. Критерии отбора в спортивной ходьбе на этапах многолетнего тренировочного процесса : дис. ... канд. пед. наук / Королев Г.И. - М., 2006. - 171 с.

4. Набатникова, М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М.Я. Набатникова. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 200 с.

5. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта : учебник / В.Г. Ни-китушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 208 с.

6. Родиченко, B.C. Актуальные проблемы вида спорта // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 39-42.

7. Современная система спортивной подготовки / под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М. : СААМ, 1995. - 445 с.

8. Спортивная метрология : учебник для институтов физической культуры / под ред. В.М. Зациорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.

REFERENCES

1. Alabin V. G., Alabin, A.V. and Bizin, V.P. (1993), Long-term training of young athletes, Basis, Kharkov, Ukraine.

2. Godik, M. A. (1988), Sports metrology: the textbook for institutes of physical culture, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.

3. Korolev, G.I. (2006), Selection criteria in sports walking at stages of long-term training process: dissertation, Moscow, Russian Federation.

4. Nabatnikova M. Ya. (1982), Bases of management ofpreparation of young athletes,

Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.

5. Nikitushkin V. G. (2010), Theory and technique of youthful sports: textbook, Physical culture, Moscow, Russian Federation.

6. Rodichenko B.C. (2003), “Actual problems of a sport”, Theory and practice ofphys-ical culture, No. 5, pp. 39-42.

7. Ed. Suslov, F.P., Sycha ,V.L. and Shustin, B.N. (1995), Modern system of sports preparation, SAMI, Moscow, Russian Federation.

8. Ed. Zatsiorsky B.M. (1982), Sports metrology: the textbook for institutes ofphysical culture, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.03.2013.

УДК 796.342

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ В СИТУАЦИЯХ РАЗНОЙ КРИТИЧНОСТИ

Вячеслав Эрикович Ахмеров, старший преподаватель,

Белорусский государственный университет физической культуры, г. Минск, Беларусь

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к оценке критичности соревновательных ситуаций в теннисе, представлена новая методика оценки критичности. Здесь приводятся результаты имитационного исследования эффективности тактики игры теннисистов, учитывающих критичность ситуаций. Рассматриваются методики оценки эффективности технико-тактических действий. Целью представленного в статье исследования является оценка эффективности действий теннисистов в критических и некритических ситуациях. Предполагается, что эффективность действий юных теннисистов изменяется в критических ситуациях. Задачи исследования: организовать проведение игр по теннису среди испытуемых теннисистов рейтинга белорусской теннисной ассоциации, разработать методику вероятностной оценки эффективности подачи и оценить эффективность игры в критических и некритических ситуациях. В конце статьи приводятся рекомендации по использованию методики оценки критичности в практике.

Ключевые слова: теннис, соревновательная деятельность, моделирование, эффективность действий, тактика, критичность соревновательных ситуаций.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p19-25

ANALYSIS OF EFFICIENCY OF THE ACTIONS OF YOUNG TENNIS PLAYERS IN SITUATIONS OF DIFFERENT CRITICALITY

Vyacheslav Erikovich Akhmerov, the senior teacher,

Belarusian State University of Physical Culture, Minsk, Belarus

Annotation

The article considers the approaches to the criticality assessment of competitive situations in tennis; a new method of evaluation of criticality is submitted. Here are the details of simulation researches of the effectiveness of the tennis player game, taking into account the criticality of situations. Method of assessment of the effectiveness of technical and tactical actions is considered. Method of assessing the effectiveness of serve is presented. Recommendations are provided for enhancing the game of tennis player in critical situations. In the end of the article, there are examples how to use assessment criticality in practice. The aim of the research, which is in the article, is to assess the effectiveness of the tennis players in critical and non-critical situations. It is supposed that tennis player effectiveness of actions changes in critical situations. Aim of the research is to organize tennis games between tested players rated in Belarusian tennis association and estimate game effectiveness in critical and non-critical situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.