Разработка предложений по повышению уровня организационно-технического развития малого автотранспортного предприятия Development of proposals for increasing the level of organizational and technical development of a small motor vehicle enterprise
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
DOI 10.24411/2413-046X-2020-10395 Карташова Наталья Александровна,
старший преподаватель кафедры менеджмента, Институт цифровых технологий и экономики, ФГБОУ ВО «Северо-восточный государственный университет», РФ, Магаданская область, г. Магадан, E-mail: [email protected]
Kartashova Natalya Alexandrovna, Senior Lecturer, Department of Management, Institute of Digital Technology and economy FSBEI of HE "North-Eastern State University", Russian Federation, Magadan region, Magadan, E-mail: [email protected]
Аннотация. Автором статьи разработаны предложения по повышению уровня организационно-технического развития малого автотранспортного предприятия и проведено их экономическое обоснование. Обоснована необходимость создания информационно-логистической службы на предприятии как центра поиска заказов на перевозки и снижения уровня порожнего пробега автотранспортных средств. Разработаны предложения по применению технологического новшества, позволяющего достичь экономии расходов на горюче-смазочные материалы, что является чрезвычайно актуальным для автотранспортных предприятий Магаданской области. Проведена оценка экономической эффективности предложений и сделаны выводы об их положительном влиянии на показатели уровня организационно-технического развития предприятия. Summary. The author of the article developed proposals to improve the organizational and technical development of a small motor transport enterprise and carried out their economic feasibility. The necessity of creating an information and logistics service at the enterprise as a center for searching transportation orders and reducing the level of empty mileage of vehicles is justified. Proposals have been developed on the application of technological innovation, which
allows to achieve cost savings on fuels and lubricants, which is extremely relevant for motor transport enterprises of the Magadan region. The economic efficiency of the proposals was evaluated and conclusions were drawn about their positive impact on the indicators of the level of organizational and technical development of the enterprise.
Ключевые слова: организационно-технический уровень развития, малое автотранспортное предприятие, информационно-логистическая служба. Keywords: organizational and technical level of development, a small motor transport enterprise, information and logistics service.
Региональный рынок автомобильных перевозок Магаданскщй области характеризуется преобладанием на нем крупных и средних автотранспортных предприятий, на долю которых приходится до 95,5 % всего объема перевозок [1]. Существующая на региональном рынке автоперевозок конкуренция со стороны крупных и средних предприятий, а также отсутствие необходимого уровня кооперации предприятий автотранспортной отрасли приводит к тому, что малые предприятия-перевозчики испытывают недостаток клиентов и заказчиков, что влечет за собой длительные простои транспортных средств и их неэффективное использование. Анализ показателей уровня организационно-технического развития ООО «Автотранзит», одного из малых автотранспортных предприятий Магаданской области, показал, что фактический фонд рабочего времени автомобилей предприятия составляет за период 2016 -2018 годы от 201 до 179 дней, или от 81,4 % до 72,5 %, и, соответственно, количество дней простоя велико и составляет от 18,6 % до 27,5 %. Результаты анализа уровня организации производства позволяют сделать вывод, что у предприятия довольно большая доля порожнего пробега автомобилей: от 41 % до 46 %, и с годами наблюдается отрицательный тренд (рис. 1.1).
100 -I
30
so
40
20 О
SU __■_____ 75J 72.5
------■— ------
41 42 46
1 1 1
с. 1=
2016 год 2017 год 2013 год
- Коэффициент использования фонда рабочего времени ■ Доля порожнего пробега автомобилей
Рис. 1.1. Показатели уровня организации производства ООО «Автотранзит»
Такая ситуация определяется тем, что основные грузы, которые перевозит ООО «Автотранизит» - каменный уголь из областного центра в поселки Магаданской области по федеральной трассе «Колыма». При этом на предприятия отсутствуют механизмы попутной загрузки, в результате чего автомобили совершают обратный пробег порожними. Решить подобного рода проблему возможно путем создания на предприятии информационно-логистической службы (далее - ИЛС), которая будет выступать в роли инструмента для поиска заказов на грузоперевозки. Предприятие сможет совмещать транспортные и информационные функции, при этом служба может оказывать информационные услуги также и другим участникам рынка перевозок, играя роль информационно-логистического центра. Основной перечень функций, которые может выполнять служба:
- поиск перевозчика в режиме прямого доступа (он-лайн) к базам данных ИЛС или получения информации по запросам (оф-лайн);
- подача заявки на перевозку (в режимах он-лайн и оф-лайн);
- организация попутной загрузки;
- составление агентских договоров и договоров информационного обслуживания перевозчиков;
- организация продвижения товаров через таможенные пункты Особой экономической зоны «Магадан»;
- информационное сопровождение грузов;
- предоставление информации о состоянии перевалов, дорог, мостов, переправ, объездных путей;
- информационно-компьютерная поддержка финансовых расчетов за все виды услуг.
Все отношения между ИЛС и участниками перевозочной деятельности должны иметь под собой договорную основу, поэтому между службой и грузовладельцами заключается договор организации перевозок, а отношения центра и перевозчиков должны быть оформлены с помощью агентского договора.
Для выполнения задач, возложенных на ИЛС, необходимо внести в организационную структуру и штатное расписание ООО «Автотранзит» необходимые изменения. Численность сотрудников ИЛС составит 3 штатные единицы. С ростом объемов перевозок в последующих годах возможно увеличение штата (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Штатное расписание информационно-логистической службы ООО «Автотранзит»
№ п/п Наименование должности Количество штатных единиц
1 Начальник информационно-логистической службы 1
2 Оператор(2 человекапо 0:5 ставки) 1
3 Специалист по информационными телекоммуникационным технологиям 1
Итого 3
Создание информационно-логистической службы потребует дополнительных единовременных и текущих расходов. Единовременные расходы связаны с необходимостью оборудования трех рабочих мест, приобретения компьютерной техники и программного обеспечения. Кроме единовременных затрат, необходимо учесть и текущие затраты: амортизацию оборудования, заработную плату персонала информационно-логистической службы (с отчислениями на социальное страхование), оплату интернет-трафика.
Смета единовременных и текущих расходов, связанных с созданием информационно-логистической службы, приведена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Смета единовременных и текущих затрат на создание информационно-логистической службы в ООО «Автотранзит»
Единица затрат Слгмма: руб.
Единовременные затраты:
Расходы на оборудование рабочих мест (3 места) 80 ООО
Расходы по приобретению компьютерной техники и программного обеспечения (3 шт.) 120 000
Итого единовременных затрат: 200 ООО
Текущие затраты (в год)
Амортизация оборудования 40 000
Расходы на оплату труда (с отчислениями в государственные внебюджетные фонды) 1 884 960
Оплата интернет-трафика 24 000
Итого текущих затрат (в год) 1 948 960
Таким образом, деятельность информационно-логистической службы будет направлена на обеспечение рационального движения материальных потоков от грузоотправителя к грузополучателю, взаимодействие грузовладельцев и грузоперевозчиков для согласованности их действий, поиск информации о попутном (обратном) грузе и, следовательно, на снижение объемов порожних пробегов. Так, предприятие сможет снизить количество порожних пробегов автомобилей с 46% до 1015%, а также увеличить доход предприятия за счет увеличения количества заказов, что должно принести дополнительно до 5 000 000 руб. дохода в год.
При проведении анализа научно-технического уровня производства в ООО «Автотранзит» было выявлено, что фактический расход горюче-смазочных материалов автомобильного парка предприятия больше расчетной потребности в ГСМ автомобилей подобного класса в среднем на 9,7-18 %. Основная причина повышенного расхода топлива - сложный рельеф местности в Магаданской области, характеризующийся наличием большого количества перевалов, затяжных подъемов, труднопроходимых мест, а также неудовлетворительное состояние дорожного покрытия (удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием составляет на окончание 2018 года всего 15,1%) [1] ввиду большого перепада температур в течение суток, наличия участков вечной и многолетней мерзлоты.
Поэтому для повышения научно-технического уровня предприятия разработаны предложения по оснащению автотранспортных средств предприятия водородными генераторами - современными приборами, которые заставляют гореть углеводороды на 30-40 %, а в некоторых случаях и на 70% экономичнее [2]. Экономя при этом топливо на 20-30 % и обеспечивая прибавку мощности двигатели на 30-40 %. Кроме того, обеспечивает увеличение срока службы и ресурса двигателя в 2 раза, что позволяет увеличить промежутки между капитальным ремонтом двигателя, значительно сокращаются расходы на техническое обслуживание и ремонт, снижаются вредные выбросы токсичных веществ в атмосферу до нормы Евро-5 и выше, особенно в дизельных двигателях, в результате чего повышается экологичность автотранспорта.
Было проведено экономическое обоснование применения этой технологической инновации в ООО «Автотранзит». Смета единовременных и текущих затрат на оснащение автотранспортных средств ООО «Автотранизт» водородными генераторами Quadro 10.0V M-Eco приведена в таблице 1.3
Таблица 1.3
Смета единовременных и текущих затрат на оснащение аз го транспортных средств ООО «Авготранизт» водородными генераторами Quadro 10.0V М-Есо
Единица затрат С}гмма: руо.
Единовременные затраты
Стоимость генераторов Quadro 10.0V М-Есо (12 пгт.): руо. 1 140 ООО
Услуги по доставке, руо. 5 ООО
Расходы по монтажу, руо. 55 ООО
Итого: 1 200 ООО
Текущие затраты
Амортизация оборудования 240 ООО
Расходные материалы (приобретение катализатора для приготовления электролита) 5 ООО
Итого (в год): 245 ООО
В результате внедрения этого технологического новшества предприятие будет иметь возможность при небольших единовременных затратах достичь существенного сокращения расходов на дизельное топливо. Так, по данным предприятия, фактический расход дизельного топлива у автомобилей предприятия составляет 36,9 л./100км. При использовании водородных генераторов расход топлива сократится на 30% в среднем, т. е. 11,1 л./100км. При цене дизельного топлива в г. Магадане на уровне руб. 43 руб./л., а в районах области - 55 руб./л. (среднее - 50 руб./л.) [3] и пробеге автомобилей предприятия за год 98 500 км. экономия составит 550 000 руб. в год.
Исходя из имеющихся данных по доходам и расходам, связанным с созданием на предприятии информационно-логистического центра и оснащения автотранспортных средств водородными генераторами, были смоделированы денежные потоки по инвестиционному проекту в рамках расчетного периода, принятого равным 5 годам исходя из срока полезного использования оборудования [4].
Поскольку предприятие не располагает достаточным объемом собственных средств, то основным источником финансирования проекта оснащения транспортных средств водородными генераторами составляет кредитование. Расходы по выплате процентных платежей учтены при моделировании денежных потоков по проекту.
В процессе моделирования денежных потоков было учтено изменение стоимости денег во времени путем процедуры дисконтирования денежных потоков. Базовая ставка
дисконтирования принята равной 18 %, и в нее вошли такие составляющие, как цена капитала (очищенная от инфляции), уровень премии за риск, текущий уровень инфляции. Коэффициент дисконтирования определяется по формуле (1) [5, с. 69]:
1
где 1 - расчетный период; Е - норма дисконта, доли единицы.
В таблице 3.9 приведены расчеты текущей стоимости проекта с учетом дисконтирования .
Таблина 1.4
Д^нгжжы? погрей по про илу. тьк. руЗ.
Параметры лрлэга Гад Суыиэ
2020 2021 2022 2423 2424 2425
Дахлды нифсрмацвоол- л-агкгткч^гын сдта&ы - 5440040 5440 044 5 044444 5 004444 5 000 004 -
2} лниаынчвсшй эооэа наишыоеашл задараднык - 550 004 550 004 550 ООО 554044 554040 -
Шага доиды: - 5 550 ом 5 550 044 5 550044 5 554444 5 550 004 27 "50 044
Еджнн^еыежные заар-зж: 1) щш г-ззДШНЕ нх-ирмаднн:-::- дагнгтлч^эан слтаБы 200030 - - - - - -
2)Л}]Н иашдзоск за дзр адкынк тзкрггар^як 1 2(0 (НЮ - - - - - -
Итога затрат 1 «0 440 - - - - - 1400044
Тжире рапгдз: 1)(ганиданн1 нлфарнацияяла-лагкгткч^гый СЛУЖБЫ - 1 337 044 1 ££7 044 1 В£7 444 1 £87444 1££7 044 -
2)ат ИШШШН1Н зад-зрадны - 245 00« 245004 2-5 044 245 004 245 040 -
3) та ЦВДНПу - 216 040 172 £04 129 604 36 400 43 200 -
I] 7-3 га тззлщи зэтр-эт - 2 ООО 2 304 £04 2 261 600 2123404 2 0£5 204 11 12£ 044
Читт^й длх-ад -1 «0 ом 3 152 440 3 195 204 3 233400 3 3 7 1 600 3 414 344 14 972 440
Чистый даид кар!-—аощнй -1 «0 ом 1 "52 044 4 947 204 3 185 «04 1155"204 14 9^2 444 -
Каэффкцкзп днппнтарвино 1 и г- 0,44 4,41 0,36 0Д8 -
Тжтцаа Егазсыпъ -1 4«) «В 244-7 1*1 1 Ч-Ч. 1 313 МИЛ 1 (лш* » :" 1 .--1
Тз^тдаа Егазсыпъ (Барапаяиюа) -14Ш901 1 ОТ А; 3 Д "
Расчет эффективности проекта проведен на основе «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых в виде капитальных вложений, и их отбору для финансирования» [6].
Проведенная оценка эффективности предложений показала, что период окупаемости проекта составит 0,57 года, после которого будет приносить доход, величина которого составит 6 677 271,51 руб. (с учетом дисконта) за расчетный период проекта, что говорит о его экономической эффективности. Индекс доходности для данного проекта равен 5,77,. Так как индекс доходности больше 1, то можно сделать вывод, что проект является инвестиционно привлекательным. Рентабельность проекта составляет 76,2 %. Положительное значение показателя рентабельность проекта говорит о его экономической эффективности и целесообразности его реализации.
При этом реализация предложений повлечет за собой и повышение показателей организационно-технического уровня предприятия (табл. 1.5).
Таблица 1.5
Показатели организационно -технического уровня развития ООО 'хАвт отр анзит»
Показатели Текущее значение Прогнозное значение
Научно -технический з'ровень производства
Транспортные средства.первоначальная стоимость, тыс. руб. 31 280 32 6Е0
Фонд о отдача., руо --'руо - 0,04 0,21
Удельный вес современного (з л ектронного, с автоматическим управлением) об оруд ования. проценты 0,4 0,6
Ра сходы научно-технические ср ед ства, тыс. руб. - 1 200
Уровень организации производетва и труда
Доля порожнего пробега автомобилей. °/о 46 10
Среднее пис оч ная ч ис л енно сть р аб ошикав, чел.. 15 18
Численностьрабочих вспомогательных производств (диспетчерская служб а, р емонтные мастерские) - 3
Использование фонда рабочего времени на 1 водителя 92,8
Коэффициент загрузки оборудования (транспортных средств) 0,54 0,90
Пр оизво дит е льгао сть труда, руб. чел: 83,5 375,17
Уровень -вправления хозяйственной деятельностью
Стоимо сть о сно вныч ср едств, испо льзу емых для ■управления, тыс. руб. 68 268
Выручка.тыс. руб. 1 253 6 753
Ра сходы по обычным вид ам деят ельгао сти. тыс. руб _ 1 226 3 358
Прибыль (убыток) от продаж.тыс. руб. 27 3 395
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. И 3 379
Рента б е льгао сть пр о даж, пр оце нты 2:2 503
Общая рентабельно сть. проценты 0,9 50 Д
Из таблицы 1.5 видно, что в результате внедрения высокоэффективных транспортно-логистических технологий с использованием телекоммуникационного обеспечения
перевозок, а также использования технологических инноваций, повысятся показатели уровня организационно-технического развития предприятия. Так, ожидается, что фондоотдача основных средств возрастет с 4 до 21 копейки на рубль выручки, удельный вес современного (электронного, с автоматическим управлением) оборудования возрастет с 0,4 до 0,6 %, доля порожнего пробега автомобилей сократится с 46 % до 10 %, что приведет к росту использования фонда рабочего времени с 72,5 % до 92,8 %. Коэффициент загрузки оборудования (транспортных средств) увеличится с 0,54 до 0,9. Также положительная динамика ожидается в отношении производительности труда - рост с 83,5 руб./чел. до 375,17 руб./чел. Также улучшатся и финансовые результаты: рост выручки с 1 253 тыс. руб. до 6 753 тыс. руб., а чистой прибыли с 11 тыс. руб. до 3 379 тыс. руб., рост демонстрируют и показатели рентабельности.
Таким образом, повышение уровня организационно-технического развития предприятия за
счет рациональной организации перевозок с минимизацией транспортно-логистических издержек, а также применения инновационных технологий, позволяющих повысить эффективность эксплуатации автотранспортных средств, позволит предприятию получать дополнительную прибыль, расширить свою долю на региональном рынке автоперевозок, а также способствовать развитию прибыльного и конкурентоспособного бизнеса в будущем.
Список литературы
1. Статистический ежегодник «Магаданская область - 2019 [Электронный ресурс] -Официальный сайт Управления федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу. - Режим доступа: https://habstat.gks.ru. - (дата обращения 01.06.2020).
2. Водородные генераторы ННО нового поколения. Водородный генератор ННО от М-Eco и не только. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://m-club.ru. - (дата обращения 01.06.2020).
3. Цены на автомобильное топливо в городе Магадане. Портал «Автомагадан». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://am49.ru. - (дата обращения 01.06.2020).
4. «Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-2014 (СНС 2008): приказ Росстандарта № 2018-ст от 12 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184368/ - (дата обращения 04.06.2020).
5. Балдин, К.В. Управление инвестициями: учебник / К.В. Балдин, Е.Л. Макриденко,
0.И. Швайка ; под общ. ред. К.В. Балдина. - Москва : Дашков и К°, 2019. - 239 с. : ил. -(Учебные издания для бакалавров). - Режим доступа: по подписке. -URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573202 (дата обращения: 04.06.2020).
6. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для фининсирования № BK 477 от 21 июня 1999 г.: утв. Мин-вом экономики РФ, Мин-вом финансов РФ, Гос. ком-том РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28224/ - (дата обращения 04.06.2020).
References
1. Statisticheskij ezhegodnik «Magadanskaya oblast' - 2019 [Elektronnyj resurs] - Oficial'nyj sajt Upravleniya federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Habarovskomu krayu, Magadanskoj oblasti, Evrejskoj avtonomnoj oblasti i CHukotskomu avtonomnomu okrugu. -Rezhim dostupa: https://habstat.gks.ru. - (data obrashcheniya 01.06.2020).
2. Vodorodnye generatory NNO novogo pokoleniya. Vodorodnyj generator NNO ot M-Eco i ne tol'ko. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://m-club.ru. - (data obrashcheniya 01.06.2020).
3. Ceny na avtomobil'noe toplivo v gorode Magadane. Portal «Avtomagadan». [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://am49.ru. - (data obrashcheniya 01.06.2020).
4. «Obshcherossijskij klassifikator osnovnyh fondov» OK 013-2014 (SNS 2008): prikaz Rosstandarta № 2018-st ot 12 dekabrya 2014 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_184368/ - (data obrashcheniya 04.06.2020).
5. Baldin, K.V. Upravlenie investiciyami: uchebnik / K.V. Baldin, E.L. Makridenko, O.I. SHvajka ; pod obshch. red. K.V. Baldina. - Moskva : Dashkov i K°, 2019. - 239 s. : il. -(Uchebnye izdaniya dlya bakalavrov). - Rezhim dostupa: po podpiske. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573202 (data obrashcheniya: 04.06.2020).
6. Metodicheskie rekomendacii po ocenke effektivnosti investicionnyh proektov № BK 477 ot 21 iyunya 1999 g.: utv. Min-vom ekonomiki RF, Min-vom finansov RF, Gos. kom-tom RF po stroitel'noj, arhitekturnoj i zhilishchnoj politike [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28224/ - (data obrashcheniya 04.06.2020).