Данное расширенное определение понятия управления продуктом учитывает различную природу продуктов и особенности современного маркетинга, позволяет определить рамки данной деятельности.
Кроме того, выделены этапы маркетинговой деятельности по управлению продутом, что поможет учитывать особенности ее видов и стадий, в частности — выбрать типовые методы принятия решений для каждого этапа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Березин И. Когда и зачем проводить маркетинговые исследования // Генеральный директор, 2006, http://www.consult.ru/themes/default/publication. asp?folder=1924&publicationid=372.
2. Бородко Т.Л., Беляцкий Н.П. Мониторинг товарных рынков // Маркетинг в России и за рубежом, 2003, №5, http://www.dis.ru/im/article.shtml?id=24.
3. Гафиуллина Л.Ф. Маркетинг как направление предпринимательской деятельности // Академия управления ТИСБИ. Режим доступа: http://www.tisbi. ru/science/vestnik/2002/issue4/Econ3.html.
4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 620 с. http://www.aup.ru/books/m92/4_7.htm.
5. Завгородняя А.В., Ямпольскач Д.О. Маркетинговое планирование. СПб.: Питер, 2002, 352 с.
6. Займан С. Конец маркетинга, каким мы его знаем. М.: Попурри; 2003, 384 с.
7. Келлер К. Л., Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2006. 816 с.
8. Кленси К. Дж., Крейг П. С., Вольф М. М. Истоки моделированного пробного маркетинга / 4p.ru,
2007, №5, http://www.advertology.ru/article47382. htm.
9. Леманн Д.Р., Винер Р.С. Управление продуктом. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 719 с.
10. Мешалкина Ю.В. Интернет как источник маркетинговой информации // Маркетинг в России и за рубежом, 2003, №2, http://www.dis.ru/market/ arhiv/2003/2/11.html.
11. Павлов Н.В. Автоматизация обработки документов в учреждении. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. 227 с.
12. Фуколова Ю. Десять способов узнать правду // Секрет Фирмы, 2004, http://koi.psycho.ru/biblio/ advert/research/10_sposobov_pravda.html.
13. Харитонов А. Определяя границы CRM. // Intelligent Enterprise, 2007, №7 (163), http://iemag. ru/articles/detail.php?ID=5621&phrase_id=3747.
14. Avlonitis G.J, Papastathopoulou P. Product and Services Management, CA, Sage Publications, 2006. 280 р.
УДК 658.5 : 339.3
Луговской Р.А.
Разработка предложений по формированию региональной стратегии развития торговли
С 1999 года в России формируются предпосылки для активного развития крупных торговых сетей. В связи с этим в прессе стали чаще писать о проблемах розничной торговли. Среди специалистов и журналистов активно обсуждается вопрос о последствиях вторжения западных торговых сетей для экономики нашей страны. Опасения обусловлены, прежде всего,
возможным негативным влиянием доминирования сетевых структур на развитие отечественных производителей товаров. Связано это с тем, что в ассортименте торговых сетей преобладают товары зарубежного производства. Например, в момент появления на нашем рынке турецкой сети "Рамстор" на ее прилавках 85 % товаров были импортными.
Развивающиеся региональные рынки торговых услуг остаются привлекательными для иностранных инвесторов. Торговые сети с иностранным капиталом имеют возможность быстро окупать вложенные средства и наращивать обороты. Региональные органы государственной власти, как правило, активно поддерживают развитие сетевого ритейла вследствие ощутимого его участия в формировании региональных бюджетов. В результате в условиях недостатка бюджетных средств, проблемы малого и среднего бизнеса отходят на второй план.
С оживлением инвестиционного климата в интенсивно развивающихся регионах появились новые возможности для решения социально-экономические проблем, значительная часть которых непосредственно связана с развитием малого и среднего бизнеса. Все очевиднее становиться необходимость реализации продуманной государственной стратегии в сфере торговли, без которой в настоящее время невозможно решение задач повышения качества жизни населения крупного города.
Несмотря на большое количество публикаций, посвященных развитию предпринимательства и государственному регулированию в сфере торговли, на практике мы слишком часто сталкиваемся с недостаточностью мер государственного воздействия или слишком "жесткими" законами, не способствующими нормальному развитию отрасли. Рассмотрим на примере Санкт-Петербурга проблемы формирования региональной стратегии с позиций стейкхол-деров, заинтересованных в финансовых и иных результатах деятельности компании, — общества в целом, регионального правительства, держателей облигаций, кредиторов, акционеров, руководства организаций, сотрудников компании, и, наконец, клиентов. Такой анализ позволяет дополнить информацию, используемую органами государственной власти, для разработки необходимых нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность различных организаций в сфере торговли.
Разработка региональной стратегии раскрывает возможности для целенаправленного развития предпринимательства в сфере торговли, повышает точность прогнозных решений, а, следовательно, и качество стратегического планирования организаций, координации ресурсов, привлекаемых для достижения поставленных целей. Обоснованные нормативно-
правовые акты, в конечном счете, обеспечивают перспективу социально-экономического благополучия населения региона.
Региональная стратегия развития предпринимательства в сфере торговли представляет собой совокупность концептуальных подходов к управлению предпринимательской (коммерческой) деятельностью в сфере торговли, разрабатываемых органами региональной государственной власти для определения хозяйствующими субъектами своих целей, формирования корпоративной стратегии и путей ее достижения.
Региональная стратегия должна структурироваться по наиболее острым проблемам функционирования торговли. В рамках крупного, интенсивно развивающегося региона они являются следствием сложного переплетения совокупности взаимообусловленных явлений социальной жизни с разнонаправленным спектром воздействия. Выделим ключевые проблемные зоны развития предпринимательства в сфере торговли на примере крупного мегаполиса — Санкт-Петербурга. Большинство из них в той или иной степени обозначены в дебатах, проводимых научными и общественными организациями, органами государственной власти. Стоит отметить депутатские слушания "Торговля Санкт-Петербурга: состояние и перспективы развития", которые состоялись 19.02.2008 г. и еще раз обозначили необходимость решения существующих проблем на федеральном и региональном уровнях.
• Экспансия транснационального капитала.
Реализация "Концепции развития потребительского рынка СПб" на 2005-2007 годы, утвержденной Правительством СПб № 1420, способствовала неоправданному увеличению влияния крупных торговых сетей (ТС). В результате в 2007 году их доля в товарообороте Санкт-Петербурга составила 81 %, в то время как товарооборот малых предприятий составил лишь 19 %. В конце 2007 года Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что во всем мире соотношение оборотов ТС и небольших магазинов составляет 40 на 60. В Петербурге же аналогичное соотношение оценивается как 70 на 30.
Агрессивное проникновение сетевого формата спровоцировало возникновение множества проблем не только малого предпринимательства в сфере потребительского рынка, но и всего малого бизнеса Санкт-Петербурга.
В результате экспансии сетей Россия рискует полностью утратить контроль над сферой потребительского рынка. Монопольное положение сетей позволяет им блокировать производство отечественной продукции. Не поставляется оборудование и теряется необходимость в инновационных решениях. Производители вынуждены либо работать с импортным сырьем, либо закрывать свой бизнес. Ускоренный рост импорта потребительских товаров сегодня наряду с регулированием правительством цен на газ, электроэнергию, бензин, услуги ЖКХ. Все это приводит к росту средних розничных цен на внутреннем российском рынке и тем самым ускоряет развитие инфляционных процессов. Дополнительными инфляционными составляющими являются рост издержек производителей, дефицит квалифицированной рабочей силы и изношенность производственных фондов. На значительный рост цен в 2007 году сразу же отреагировало Правительство Российской Федерации заявлением Бориса Грызлова: ".. .Сельхозпроизводители цены не поднимают, а поднимают сетевые организации" [5].
Монетарная политика, проводимая Министерством финансов РФ, обуславливает невмешательство государства в экономику. Однако, по мнению многих исследователей, в частности немецкого экономиста В. Ойкен, при всех достоинствах экономики она обладает и существенным недостатком: свободная конкуренция при стихийном развитии порождает монополию и олигополию. Это доказывается практикой, что мы и наблюдаем в Санкт-Петербурге.
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба России (ФАС), разрабатывает меры антимонопольного регулирования для их включения в проект Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". По существующему проекту ФЗ планируется снизить порог доминирования торговых сетей на локальных рынках до 15 %. Помимо этого ФАС ищет способы борьбы с private labels — товарами, выпускаемыми ТС под собственной маркой, поскольку в результате ограничивается доступ на рынок поставщиков наиболее востребованных продуктов питания.
Сетевые ритейлеры, разумеется, не поддерживают меры ФАС, направленные на осуществление структурных преобразований. Искусственные ограничения в отношении сов-
ременных розничных форматов, по их мнению, не отвечают рыночной логике и могут привести к развитию неорганизованных форм торговли, росту теневого рынка. Однако становится все очевиднее, что малый и средний бизнес нуждается в защите, особенно со стороны Правительства РФ.
• Ограничение деятельности мелкорозничной торговли.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.04 № 1885 "О размещении и оборудовании павильонов ожидания городского пассажирского транспорта" была ликвидирована значительная часть из более чем 1800 остановочных павильонов. При этом далеко не всем предпринимателям предоставили альтернативные места. В соответствии с Постановлением Правительства от 06.09.05 № 1322 "О внесении изменений в распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 16.01.03 № 53-ра" практически прекращена деятельность почти 2000 малых предпринимателей в зоне ответственности метрополитена. Их долю рынка занимают сетевые структуры.
Следует отметить, что значительное количество альтернативных мест изначально располагалось в неприемлемых зонах. В результате количество предпринимателей, сумевших получивших альтернативные места по закону и сохранить свой бизнес, исчисляются единицами.
Обозначенные выше проблемы дают возможность сформировать пять стратегических блоков, по которым следует дифференцировать комплекс действий, обеспечивающих достижение национальных приоритетов развития предпринимательства в сфере торговли, а также основные направления стратегического развития самой сферы торговли.
1. Действия Правительства РФ — поддержать предложения Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации об ограничениях в режиме работы, размещении, а также слияний и поглощений, снижении порогов доминирования на региональных рынках в отношении крупных торговых сетей. Кроме этого необходимо уделить внимание техническому перевооружению на государственных сельскохозяйственных предприятиях, не забывая развивать отечественную промышленность для производства собственных тракторов и прочей техники, а также следить и регулярно обновлять технопарк сельхоз предприятий.
2. Действия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:
2.1.Ускорить рассмотрение и принятие законопроекта "О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в РФ", предусмотрев в нем, в частности:
• аналогичные европейским нормы ограничения деятельности крупных торговых сетей в части режима работы, порядка размещения, вопросов слияния и поглощения, снижения порогов доминирования и др.;
• создание нормативно-правового обеспечения приоритетности малого предпринимательства в сфере потребительского рынка.
2.2.Ускорить принятие проекта Федерального закона №193202-4 "Об особенностях участия малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества" с целью наделения субъектов малого предпринимательства преимущественным правом приватизации арендованного ими государственного и муниципального имущества.
3. Действия региональных правительств — внести изменения и дополнения в существующие законодательные акты и нормативные документы, осуществить разработку новых, создать другие условия, необходимые для развития наиболее востребованных обществом аспектов предпринимательства региона в сфере торговли. Особенно внимание следует уделить дополнительным льготам и созданию условий предпринимателям для развития сельского хозяйства, чтобы отечественные производители могли полностью обеспечить страну сельскохозяйственной продукцией и конкурировать с импортными товарами.
В частности Правительству Санкт-Петербурга:
а. Внести изменения в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.06 №1430 "О размещении магазинов пешеходной доступности на отдельных территориях Санкт-Петербурга", предусматривающие возможность как реализации полного ассортимента продуктовых товаров (включая пиво, табачные изделия и алкогольные напитки), так и создания подобных магазинов с непродовольственным ассортиментом товаров первой необходимости, исключив при этом ограничения по площади торговых объектов.
b. Ускорить разработку проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о создании "удобных магазинов" ("магазинов фирменной торговли"), предусматривающего, в т.ч., приоритетную реализацию продукции предприятий местной пищевой промышленности и использование, в первую очередь, в качестве торговых объектов существующих комплексов (зон) мелкорозничной торговли (КМРТ) в зависимости от возможности создания на занимаемых территориях сооружений капитального характера — на основе целевого предоставления земельных участков для преобразования существующих комплексов мелкорозничной торговли в капитальные сооружения.
c. Внести изменения в Перечень критериев (показателей) оценки социально-экономического развития районов Санкт-Петербурга путем разделения показателей по обеспеченности площадью торговых залов продовольственных и непродовольственных магазинов, а также ввести повышающие показатели:
• по объему продукции, товаров и услуг, предоставляемых субъектами малого предпринимательства;
• по совокупному объему средств, вносимых в бюджет Санкт-Петербурга субъектами малого предпринимательства в качестве арендной платы за объекты недвижимости, являющиеся собственностью казны Санкт-Петербурга.
d. Разработать и создать систему социально-потребительского мониторинга структуры торговли в Санкт-Петербурге.
4. Действия органов законодательной власти регионов — обеспечить законодательную поддержку регулирования розничной торговли региона в направлении сформулированных стратегических инициатив.
В частности Законодательному Собранию Санкт-Петербурга:
а. Разработать и принять закон Санкт-Петербурга о регулировании розничной торговли в Санкт-Петербурге, предусмотрев в нем, в частности:
• равенство прав торговых форматов, определение нижних и верхних порогов доли розничного товарооборота сетевой и мелкорозничной торговли;
• меры по поддержке мелкорозничной торговли (включая целевые выделения объектов недвижимости для ее размещения) в целях сохранения конкурентной среды и поддержки отечественных товаропроизводителей.
Ь. В рамках разработки проекта закона Санкт-Петербурга "Об обороте твердых бытовых отходов в Санкт-Петербурге" определить нормы, регламентирующие порядок утилизации и уничтожения некачественной и опасной пищевой продукции.
5. Действия предпринимателей в сфере торговли — в рамках выбранной рыночной ниши обеспечить эффективное функционирование бизнеса с учетом интересов стейкхолдеров, а также требований современных стандартов корпоративной социальной ответственности региона.
К наиболее значимым направлениям такой деятельности относятся:
a. интеграция новых взаимовыгодных видов деятельности предприятий-производителей и торговли, не входящей в крупные торговые сети;
b. развитие сети независимых продавцов;
c. использование дистанционных форм торговли;
d. разработка системы стимулирования и мотивации;
e. объединение в общественные организации и другие союзы.
Мероприятия, перечисленные в рамках каждого блока, детализируются и координируются с учетом возможности взаимной поддержки и непротиворечивости. При таком подходе к формированию региональной стратегии развития предпринимательства обеспечивается комплексность решения стержневых задач в сфере торговли на основе ресурсного синергизма.
Реализация данных предложений позволит задать вектор направления при разработке стратегии развития торговли на федеральном и региональном уровнях, что в свою очередь поможет наиболее эффективно развиваться предприятиям торговли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебное пособие для вузов. СПб.: Питер, 2004. 352 с.: ил. (Серия "Учебник для вузов").
2. Стратегическое управление организациями: Мировая теория и российская практика: Труды всероссийской научно-практической конференции.
СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. С. 180-182.
3. Юлия Шмидт, Яна Карпова. Неправильное соотношение // Коммерсантъ Санкт-Петербург. 12.10.2007. № 187.
4. Еженедельный журнал "Итоги" // 21.04.2008 г. № 17 (619). С. 34-38.
УДК 339.187,339.13,339.146,658.8
Самагина О. А.
стратегические факторы повышения конкурентоспособности предприятий хлебопекарной промышленности
Хлебопекарная промышленность представляет собой важнейший вид деятельности по производству продуктов питания. Данная деятельность способна удовлетворить потребность населения в хлебобулочных изделиях, которые покрывают более 96 % энергетической ценности пищевого рациона. Отечественное производство хлебобулочных изделий создано
более 75 лет назад и в настоящее время представляет собой широкую сеть хлебозаводов и пекарен, обеспечивающих данной продукцией население в любой местности страны. По уровню специализации и концентрации производства, производительности труда, технологии и ассортименту изделий хлебопечение занимает ведущее место среди пищевых производств, и