МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
УДК 371.126+004.05
Л.И. Савва
д-р пед. наук, профессор Институт педагогики и психологии Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
г. Магнитогорск, Российская Федерация
А.С. Доколин
Аспирант, институт педагогики и психологии Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
г. Магнитогорск, Российская Федерация
РАЗРАБОТКА ПОНЯТИЙНОЙ МАТРИЦЫ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена анализу понятийного аппарата проблемы подготовки студентов вуза к противодействию киберэкстремистской деятельности. В ней описывается разработка матрицы понятий, которая делит дефиниции на базовые и производные, дается их определений
Ключевые слова
Понятийная матрица, подготовка студентов, противодействие киберэкстремизму, киберэкстремистская
деятельность, понятийный аппарат
Проблема противодействия современным видам экстремизма является стратегической задачей современности. Развитие информационных технологий влияет на скорость и объемы получения людьми информацией. Однако, на сегодняшний день глобальная сеть Интернет используется не только на благо, но и во вред. Примером тому служат обилие различных информационных угроз, в том числе - распространение идей киберэкстремизма.
Противодействие такой серьезной угрозе стоит начинать с воспитательной работы с молодым поколением людей, на кого направлено воздействие злоумышленников. Это актуализирует проблему подготовки студентов к противодействию киберэкстремизской деятельности. Целью данной статьи является разработка понятийной матрицы в исследуемом поле проблемы.
Многоаспектность рассматриваемой проблемы привело нас к необходимости разделения понятийного аппарата исследования на два аспекта: базовый блок понятий и производный блок понятий. К базовым понятиям мы относим «экстремизм», «информационные технологии», «деятельность», «киберэкстремизм», «противодействие», «подготовка студентов», к производным понятиям - «киберэкстремистская деятельность», «противодействие киберэкстремистской деятельности» и как специфическое комплексное понятие, требующее авторской интерпретации - «подготовка студентов вуза к противодействию киберэкстремистской деятельности».
Понятийная матрица исследуемой проблемы, в которой представлены во взаимосвязи базовых (Б) и производных (П) понятий представлены на рис. 1.
Исследование понятийного аппарата исследования было начато с базового понятия экстремизма. В отечественной политической и научной литературе понятие «экстремизм» раскрывается в различных аспектах, но комплексного междисциплинарного подхода к определению этого многогранного феномена не существует. Это затрудняет не только понимание его сущности, но и выработку научно обоснованных рекомендаций по вскрытию причин и факторов, детерминирующих экстремизм, что в конечном счете снижает эффективность противодействия экстремистской деятельности.
Экстремизм - это приверженность к крайним взглядам и мерам, в политическом смысле означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора» [1].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
Рисунок 1 - Понятийная матрица проблемы подготовки студентов вуза к противодействию киберэкстремистксой деятельности
Согласно определению, содержащемуся в Большой советской энциклопедии, экстремизм -приверженность крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение своих целей радикально ориентированными социальными институтами, малыми группами и индивидами [2, с. 924].
В.Ю. Верещагин и М.И. Лабунец подчеркивают, что экстремизм - это идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление [3, с. 24].
Согласно приведенным определениям, экстремизм в основном понимается как приверженность к определенной идеологии, предписывающей принудительное навязывание ее принципов, нетерпимость к мнению, отличному от диктуемого этой идеологией, и оправдывающая подавление идеологических противников.
Учитывая различные взгляды исследователей на трактовку понятия «экстремизм», мы выделили наиболее подходящее для нашего исследования определение, данное в «Большой советской энциклопедии». Экстремизм - это приверженность крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение своих целей радикально ориентированными социальными институтами, малыми группами и индивидами.
Рассмотрим понятие «информационные технологии», являющееся следующим базовым понятием нашего исследования. В некоторых работах мы встречаемся с такими определениями информационных технологий, которые не дают полного представления обо всех областях их применения. В частности, Н.В. Апатова пишет: «Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер» [4, с. 112]. Здесь правильнее было бы говорить о компьютерных, а не об информационных технологиях обучения, так как понятие информационных технологий гораздо шире.
Ф.С. Воройский [5, с. 67] дает следующее определение: «Информационная технология - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда».
Под информационными технологиями в широком смысле будем понимать совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) [6, с. 84].
На основе проведенного теоретического анализа, мы остановились на определении понятия
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
дефиницию как совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Следующее базовое понятие, которые мы рассмотрим, это - «деятельность». На основе анализа философского и социологического подходов, деятельность можно рассматривать как «специфический человеческий способ отношения (взаимодействия) к окружающему миру, выражающийся в своеобразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания» [7, с. 70].
Эти отношения можно представить в схеме: субъект-деятельность-объект. Соединяющий характер деятельности проявляется в том, что изменённый и преобразованный объект деятельности становится частью субъекта, результатом его очеловечивания. Поэтому деятельность выступает как активное взаимодействие субъекта и объекта, в ходе которого преобразуется человек и окружающий его мир [8, с. 12].
При этом, по мнению Кустова Л.М, разрабчика модели структурного инварианта педагогической деятельности, сама формула «субъект-деятельность-объект» имеет статус механизма взаимодействия [9, с. 21].
Для определения понятия «противодействие», нами была составлена сводная таблица 1 данной дефиниции, данная разными учеными.
Таблица 1
Определения понятия «противодействие» в разных исследованиях
Автор Определение
Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова [10] Действие, служащее препятствием к проявлению, развитию другого действия, сопротивление. Оказывать противодействие чему-нибудь.
Энциклопедия социологии [11] Сопротивление, оказываемое субъектом какому-либо воздействию на него.
Толковый словарь Ожегова [12] Действие, препятствующее другому действию.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога [13] Проявление противостояния и противоборства энергии влечения и Я, провоцирующее появление симптомов невротических.
Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии [14] Реакция индивида, обратная той, которую предполагает воздействие со стороны (например, негативизм); В психоанализе - замена неприемлемого импульса или чувства на противоположные импульс или эмоцию.
Рассмотрев трактовку понятия «противодействие» различных авторов, мы выделили сущность данного понятия - деятельность с элементами сопротивления, такая позиция находит свое отражения в таких источниках, как: толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, энциклопедия социологии, толковый словарь Ожегова. Основополагающими признаками понятия «противодействие» мы считаем противодействие чему-нибудь, оказываемое субъектом какого-либо воздействия, препятствующее другому действию.
Следовательно, в нашем исследовании под понятием «противодействие» мы понимаем - действие, оказывающие сопротивление развитию другого действия.
Рассмотрим последнее базовое понятие нашего исследования «подготовка студентов», которое не получило еще четкого определения в трудах современных исследователей.
Коротко проанализируем трактовку данного понятия различными исследователями, чтобы раскрыть его суть.
Так, Дьяченко М.И. определяет подготовленность к профессиональной деятельности как психологическую готовность, которая включает наряду с суммой знаний, навыков и умений, предельные стороны личности, общую культуру, общее развитие, некоторую систему личностных ценностей [15, с. 47].
Подобное содержание в понятие готовности вкладывает Чекулаева Н.Я., определяя ее как состояние, при котором субъект практически, психологически и личностно готов к самостоятельной инициативной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и жизненными планами [16, с. 54].
Алексахина Е.М. профессиональную подготовленность специалиста рассматривает в единении убеждений, взглядов, отношений, мотивов, чувств, волевых и интеллектуальных качеств, знаний, умений, навыков, установок личности на определенное поведение [17, с. 17].
Общими в исследованиях является то, что при изучении вопроса авторы выделяют психологическую,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
личностную, содержательную и процессуальную составляющие.
Относительно нашего исследования за основу понятия «подготовка» мы рассмотрим трактовку Чекулаевой Н.Я. - процесс, результатом которой выступает практическая, психологическая и личностная готовность субъекта к целенаправленной, самостоятельной, осознанной и инициативной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами, ценностными ориентациями и жизненными планами.
Обобщая вышесказанное, представим определения производных понятий нашего исследования в виде таблицы.
Таблица 2
Содержание производных понятий
Производные понятия Составляющие базовые понятия Содержание понятия
Киберэкстремизм экстремизм, информационные технологии это приверженность крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение своих целей с использованием совокупности различных средств и методов сбора, обработки и передачи данных в киберпространстве.
Киберэкстремистская деятельность экстремизм, информационные технологии, деятельность Взаимодействие человека с окружающим его миром, направленное на изменение этого мира и самого себя, человеческого сознания, основанной приверженности человека крайних взглядов, мер, идей с использованием совокупности различных средств и методов сбора, обработки и передачи данных в киберпространстве
Противодействие киберэкстремистской деятельности экстремизм, информационные технологии, деятельность, противодействие Осознанное, самостоятельное и целенаправленное сопротивление человека киберэкстремистской деятельности в соответствии с индивидуальными интересами, ценностными ориентациями и жизненными планами
Подготовка студента к противодействию киберэкстремистской деятельности экстремизм, информационные технологии, деятельность, противодействие, подготовка процесс, результатом которого является практическая, психологическия и личностная готовность студента к целенаправленной, самостоятельной, осознанной и инициативному сопротивление киберэкстремистской деятельности в соответствии с индивидуальными интересами, ценностными ориентациями и жизненными планами
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что проблема подготовки студентов вуза к противодействию киберэкстремистской деятельности является актуальной, но недостаточно изученной. В частности, отсутствует целостная система подготовки студентов вуза к противодействию киберэкстремистской деятельности, не выявлены и не обоснованы педагогические условия, отсутствует методический и критериально-диагностический инструментарий рассматриваемой проблемы. Список использованной литературы:
1. Краткий политический словарь // Прознание URL: http://proznanie.ru/slovnik/?sl=politic<=221 (дата обращения: 10.11.2015).
2. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1978. Т. 30.
3. Верещагин В.Ю., Лабунец М.И. Политический экстремизм: этнонациональная институционализация и регионализация. Ростов н/Д, 2002. - 99 с.
4. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. - М., 1994. - 354 с.
5. Воройский, Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь -справочник: Вводный курс по информатике и вычислительной технике в терминах / Ф.С. Воройский. - М., 2001. - 564 с.
6. Бешенков, С.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса / С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. - 432 с.
7. Социологический энциклопедический словарь. Редактор -координатор В. Осипов. - И.: ИНФРА, М-НОРМА, 1998. - 488 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
8. Савва Л.И. Межличностное познание в системе профессиональной подготовки будущего учитиля: дисс. ... докт. пед. наук. -Магнитогорск, 2002. -359 с.
9. Кустов Л.М. Анализ и проектирование педагогической деятельности. -Челябинск: ОБлИУУ, 1991. - 103 с.
10. Большой толковый словарь современного русского языка URL: http://ushdict.narod.ru/ (дата обращения: 10.11.2015).
11. Противодействие // Большой словарь по социологии URL: http://voluntary.ru/dictionary/662/word/protivodeistvie (дата обращения: 10.11.2015).
12.Противодействие // Толковый словарь Ожегова URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=24969 (дата обращения: 10.11.2015).
13.Противодействие // Национальная ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ служба URL: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/protivodeistvie (дата обращения: 10.11.2015).
14.Противодействие // Национальная ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ служба URL: http://vocabulary.ru/dictionary/978/word/protivodeistvie (дата обращения: 10.11.2015).
15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, Изд-во БГУ, 1976, - 176с.
16.Чекулаева, Н.Я. Основы проектирования интегративного курса «Деловое общение с зарубежным партнером»: диссертация . кандидата педагогических наук: 13.00.01. Сочи, 1996. - 178 с. 17.Алексахина Е.М. Подготовка студентов педвузов к экологическому воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 15с.
© Доколин А.С., Савва Л.И., 2015
УДК 377
Д.Е.Егоров
к.п.н., доцент кафедры «Физического воспитания и спорта»
Н.В.Нестерова
д.т.н., профессор кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Ю.В.Бондарь
преподаватель кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» Белгородский государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова Г.Белгород, Российская Федерация
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ ИЗ ПИСТОЛЕТА
Аннотация
В работе установлено, что сотрудник полиции усовершенствовав технику выполнения упражнения №8 курса стрельб может повысить результат его выполнения. Показаны характерные ошибки стреляющих и способы их устранения. Разработаны рекомендации действия сотрудника полиции, повышающих эффективность выполнения упражнений, применения оружия в реальных ситуациях служебной деятельности, соблюдения мер безопасности. Выполнение этих рекомендаций способствует повышению уровня профессионального мастерства сотрудника полиции.
Ключевые слова
Извлечение оружия, выполнение упражнения, меры безопасности, стрельба самовзводом,
положение для стрельбы с колена.
В этой работе мы рассмотрели пути совершенствования техники выполнения упражнения №8