Научная статья на тему 'Разработка поэтапной подготовки специалистов в сфере туризма и сервиса в условиях вуза с учетом регионального компонента'

Разработка поэтапной подготовки специалистов в сфере туризма и сервиса в условиях вуза с учетом регионального компонента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТУРИСТСКОГО ВУЗА И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанина Елена Юрьевна

В статье освещаются актуальные вопросы профессионального образования будущих специалистов в сфере туризма. Автор вычленяет основные компоненты современной профессиональной подготовки специалистов туристской индустрии, отмечает их роль для будущей профессиональной деятельности. В статье обосновывается необходимость инновационной поэтапной подготовки специалистов в сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации (на примере Камчатского края).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка поэтапной подготовки специалистов в сфере туризма и сервиса в условиях вуза с учетом регионального компонента»

наряду с США и Великобританией в список стран, принимающих наибольшее количество иностранных студентов, вошли также Канада и Австралия. Возникший в целом ряде стран спрос на образовательные программы вузов этих стран втягивает их образовательные услуги в каналы распределения: возникают образовательные брокеры - специализированные агентства и консалтинговые компании (национальные и международные), выступающие посредниками и консультантами по удовлетворению этого спроса.

Библиографический список

1. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А.Л. Арефьев. - М., 2012. - С. 46.

2. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - М, 2012. - С. 46

3. Зорников И.Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика // Вестник ВГУ. - 2011. - № 3.

Е.Ю. Сабанина

РАЗРАБОТКА ПОЭТАПНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СЕРВИСА В УСЛОВИЯХ ВУЗА С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Аннотация. В статье освещаются актуальные вопросы профессионального образования будущих специалистов в сфере туризма. Автор вычленяет основные компоненты современной профессиональной подготовки специалистов туристской индустрии, отмечает их роль для будущей профессиональной деятельности. В статье обосновывается необходимость инновационной поэтапной подготовки специалистов в сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации (на примере Камчатского края).

Ключевые слова: компоненты профессиональной подготовки, педагогическая поддержка, профессиональное самоопределение, контекстное обучение, информационно-образовательная среда учебного занятия, взаимодействие туристского вуза и бизнес-сообщества.

Постепенно ускоряющийся темп развития туристской индустрии в нашей стране обусловил появление учебных заведений высшей школы, занимающихся целенаправленной подготовкой кадров для туризма. Предложения ученых В.И. Андреева, В.А. Сластенина по совершенствованию системы профессионального высшего образования утверждают нас в необходимости инновационной подготовки специалистов в сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации.

Научная проблема и ее обоснование. Обоснование инновационной подготовки специалистов в сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации обусловило необходимость разрешения следующих противоречий. Это противоречия между:

© Сабанина Е.Ю., 2013

постепенно возрастающими потребностями граждан нашей страны в туристических услугах и недостатком современных профессиональных кадров, способных качественно удовлетворять эти потребности; доминированием теоретической подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности и ожиданиями бизнес-сообщества в демонстрации практического опыта и компетентностей выпускниками туристического вуза; необходимостью подготовки специалистов для сферы туризма, гарантирующей ее высокое качество и возникающими проблемами в реализации существующего содержания профессионального туристского образования в реальной профессиональной деятельности. Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каково должно быть содержание поэтапной подготовки специалистов в сфере туризма, повышающей социальную, профессиональную, информационную компетентности будущих специалистов в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации.

Обзор литературы по теме. Профессиональный интерес представляют исследования, связанные с вопросами становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности (В.А. Квартальнов); дополнительной профессиональной подготовкой студентов туристского вуза по программам ЮНЕСКО (И.И. Жунич); взаимодействием системы профессионального образования и реального бизнеса в сфере туризма (А.В. Глушанок); структурирование содержания профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма (Е.В. Субботина); инновационной составляющей профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма (И.А. Шпаченко). Положения научных теорий значимости обретения человеком ценностно-смыслового единства для продуктивной жизнедеятельности (М.Р. Гинзбург, Б.С. Братусь), идея формирования профессиональных ценностных ориентаций (А.В. Кирьякова) позволили определить компоненты подготовки специалистов к профессиональной туристской деятельности.

Цель и задачи исследования. Целью данной статьи является теоретическое обоснование инновационной поэтапной подготовки специалистов в сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской федерации Камчатского края. Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: определение сущности подготовки специалистов в сфере туризма в современной образовательной практике, обоснование педагогических факторов, условий и предпосылок подготовки специалистов в сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации; определение содержания инновационной подготовки специалистов в сфере туризма в условиях высшей школы; разработка критериев и показателей, отражающих результативность инновационной подготовки специалистов в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации.

Методы исследования. В соответствии с характером поставленных задач в работе использован комплекс методов исследования: ретроспективный анализ имеющегося опыта образовательной практики подготовки специалистов в сфере туризма, обобщение отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов в сфере образования; опросно-диагностические методы (анкетирование, включенное наблюдение, собеседование, опрос студентов, тестирование). Для решения первой задачи исследования мы посчитали важным вычленить основные компоненты в подготовке современного специалиста в сфере туризма и определить их роль для будущей профессиональной деятельности в туристской индустрии.

Так, такие компоненты профессиональной подготовки будущего специалиста в сфере туризма как целенаправленная организация сотрудничества высшей профессиональной школы туристского профиля и бизнес-сообщества, знакомство будущих специалистов с перспективами развития туристской отрасли имеют важное значение для будущей профессиональной деятельности, потому что содействуют осознанию будущими специалистами особенностей своей профессиональной деятельности. Формирование готовности к инновационным переменам в профессиональной деятельности в «постоянно движущемся мире», актуализация смысловых содержаний профессиональной деятельности специалистов сфере туризма, формирование ценностных ориентаций относительно выбранной профессии в сфере туризма содействует определению стратегии профессиональной жизнедеятельности, а также «выводит» на свободную самореализацию.

Итак, обоснуем факторы, которые в научной лексике часто понимаются как причины или движущие силы какого-либо процесса, определяющие его характер или отдельные черты. Таковыми, по нашему мнению, являются: осуществление педагогической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов в сфере туризма; осуществление контекстного обучения будущих специалистов туристской индустрии; актуализация творческого потенциала будущих специалистов в сфере туризма в многообразной социально значимой деятельности.

Осуществление педагогической поддержки - очень важный момент в образовании будущего специалиста в сфере туризма, который «строит» себя для будущей профессии. Как справедливо отмечает исследователь И.В. Костерина: «...педагогическая поддержка выступает не только как реальное воплощение гуманной педагогики и личностно ориентированного образования, но и как проявление инновационных процессов в образовании, поскольку системное воплощение поддержки вносит в образование новые тенденции [3, с. 4]. Для более полного раскрытия понятия «профессиональное самоопределение» нам важно обратиться к работам Н.Н. Никитиной, Н.С. Пряжникова [5, 6]. Исследователи отмечают, что главной составной частью стратегии жизнедеятельности является выбор будущей профессиональной деятельности, при котором важно учитывать не только индивидуальные особенности человека, его способности, но и стойкое желание реализации своего «Я» в будущей профессии [6]. Вслед за Н.С. Пряжниковым уточняем, что профессиональное самоопределение - это высший уровень профориентации, на котором человек готов самостоятельно и осознанно совершить ответственный профессиональный выбор [6].

Осуществление контекстного обучения будущих специалистов туристской индустрии, по нашему мнению, является вторым фактором, способствующим эффективной подготовке специалистов в сфере туризма. Обращение к работам А.А. Вербицкого и др., позволяет сделать следующее умозаключение - контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения в учебной деятельности студентов последовательно моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности специалистов [2].

Опора на исследования М.Л. Баграмянц, Л.А. Степановой и др. позволяет выявить третий фактор - актуализацию творческого потенциала будущих специалистов в сфере туризма в многообразной социально значимой деятельности [1; 8]. С точки зрения исследова-

теля Л.А. Степановой, «творческий потенциал» есть «атрибутивное свойство человека, которое отражает его способность к саморазвитию через преодоление внутренних противоречий» [8, с. 28]. Творческий потенциал студента - будущего специалиста в сфере туризма, проявляется, прежде всего, в его отношении к своей профессии, к трудностям, которые в ней существуют. Таким образом, превращение активности будущего специалиста в сфере туризма в социально значимую деятельность становится основой подготовки специалиста в данной сфере. Считаем, что волонтерская работа, связанная с организацией и проведением экскурсий для гостей и жителей города, участие в разработках проектов, направленных на поддержание экологической безопасности Камчатского полуострова, профориентационная работа в школах города могут явиться примером социально значимой деятельности.

Обращение к педагогической и психологической литературе, а также ретроспективный анализ педагогического опыта, связанного с профессиональной подготовкой студентов в сфере туризма, приводит к выводу, что результативными педагогическими условиями являются: создание информационно-образовательной среды учебного занятия; союз вуза и бизнес-сообщества, содействующий обеспечению качественной связи будущего выпускника вуза с предполагаемым местом работы; формирование у студентов установки на профессиональное саморазвитие.

Создание информационно-образовательной среды учебного занятия - первое педагогическое условие, которое мы обосновываем. Содержание работы на данных занятиях должно ориентировать студентов на реализацию своего потенциала в профессиональной сфере. Занятие всегда важно начинать с обзоров новой информации (новаций, открытий, успешных проектов) в сфере международного и регионального туризма. Отметим, что информационно-образовательная среда учебного занятия должна создаваться не только ради того, чтобы студенты могли получать новую информацию из «мира туризма», но в большей степени для осознания значения туризма в экономической, политической и социальной сферах страны и мира. Считаем, что информационно-образовательная среда должна строиться как интегрированная система, компоненты которой соответствовали бы учебной, внеучебной, научно -исследовательской деятельности студентов. Поэтому, предлагая студентам в начале занятия участвовать в освещении важных событий и тенденций в мире туризма, мы выстраиванием качественно новые отношения между участниками образования, способствующие обогащению знаний о туристском потенциале как Камчатского края, так и туристском потенциале нашей страны и мира.

Следующим, не менее значимым педагогическим условием, обеспечивающим эффективную подготовку специалистов в сфере туризма, является, по нашему мнению, союз вуза и бизнес-сообщества как создание качественной связи будущего выпускника вуза с предполагаемым местом работы. Первоначально стоит отметить, что потребность совершенствования системы профессионального образования в туризме вызвана социальным заказом общества: сегодня меняются требования к уровню качества подготовки выпускника со стороны работодателей. Обеспечение качественной связи будущего выпускника вуза с предполагаемым местом работы уже в период обучения в вузе предоставляет широкие возможности самореализации и поступательного профессионального роста. Возможными направлениями взаимодействия туристского вуза и бизнес-сообщества могут стать: проведение мастер-классов, про-

фессиональных конференций, ярмарок вакансий для выпускников вуза; разработка программ и стратегий по заказу конкретных туристских компаний (рекламные и маркетингове исследования для компаний-заказчиков, разработка туристских каталогов для агентства по туризму); выполнение курсовых и квалификационных работ по темам, предложенными специалистами в сфере туризма; обеспечение прохождения стажировок профессорско-преподавательского состава на предприятиях индустрии туризма. Думаем, что реализация на практике такого взаимодействия с бизнесом позволит студентам туристского вуза понять принципы организации туристических фирм, предприятий средств размещения, четко определиться в том, какие потенциальные возможности существуют для них, как будущих специалистов.

Формирование у студентов установки на профессиональное саморазвитие - третье педагогическое условие подготовки будущих специалистов в сфере туризма. Мы предлагаем следующее определение понятия «профессиональное саморазвитие» - это процесс целенаправленного и сознательного профессионального развития «изнутри», на основе активности, целеустремленности в освоении профессиональной деятельности, на основе конструктивного взаимодействия субъектов образования. Сформированная установка на профессиональное саморазвитие у студентов выводит их на осознание возникающих препятствий, мешающих качественному формированию профессиональных компетенций, способствует формированию умений устанавливать профессиональные контакты, искать и находить партнеров, выбирать эффективные стратегии профессионального поведения, помогает определять свои интересы, цели, возможности в будущей деятельности в сфере туризма. Для большей продуктивности педагогических условий нами была разработана инновационная поэтапная подготовка специалистов в сфере туризма (см. табл.).

Таблица

Поэтапная подготовка в процессе профессионального туристского образования

4 курс «Разработка и реализация авторских проектов»

- сотрудничество с бизнес-сообществами региона с целью более качественной подготовки специалистов в сфере туризма и сервиса;

- профессиональная преддипломная практика;

- совместно с агентством по туризму Камчатского края составление блока программы для трансграничного проекта «Огненное кольцо»;

- разработка программы мероприятий по формированию туристской мотивации у жителей края «Узнай Камчатку» с целью развития внутрирегионального туризма;

- разработка этнокультурного маршрута по территории природного Налычевского парка «Молодежь для молодежи»;

- изучение курса туризмологии в контексте «Педагогика туризма»;

- наставничество первокурсников в освоении профессии;

- проект «Профессиональный кодекс специалиста в сфере туризма»

3 курс «интеграция с бизнес-сообществами региона с целью формирования навыков предпринимательской деятельности»

- продолжение изучения курса «Профессиональная этика специалиста в сфере туризма»;

- встречи с профессионалами - представителями туризма;

- составление туристических проектов с использованием потенциала музеев края;

- демонстрация знаний мер рекламного воздействия и навыков защиты окружающей среды;

- насыщение содержания ПОРТФОЛИО «Перечень объектов туристского показа» (культурно-познавательный туризм, активные виды туризма: экологический, научный, учебный, событийный, лечебный, круизный, религиозный (паломнический);

- «Школа профессионального становления будущего специалиста в сфере туризма 2 курс «Обогащение опытом»

- специальный курс «Профессиональная этика специалиста в сфере туризма и сервиса»;

- кейс-технология с наличием авторского комплекта характерных для региона экскурсий и услуг (диверсификация туризма: сельский туризм, этнотуризм);

- разработка маршрутов бесплатных экскурсий для жителей и гостей города;

- составление этнокультурной экскурсии для гостей международного состязания «Беренгия - 2008, 2009, 2010»;

- составление «Событийного календаря Камчатки»;

- составление каталога по этнотуризму;

- создание «Банка проектов будущего профессионала в туристской сфере» 1 курс «Ознакомление и очарование профессией»

- участие в волонтерском движении «г. Петропавловск-Камчатский - мой (наш) город!» - - знакомство с проектами «г. Петропавловск-Камчатский - город Боевой Славы»

- организация однодневных путешествий с эколого-воспитательными целями по освобождению от мусора Авачинской бухты - ворот г. Петропавловска-Камчатского;

- встречи со старшекурсниками с целью более качественной подготовки к будущей профессиональной деятельности;

- студенческое общество знатоков топонимики Камчатки

Инновационная поэтапная подготовка специалистов в сфере туризма будет успешнее осуществляться на основе создания педагогических предпосылок исследуемого процесса. В качестве педагогических предпосылок называем: направленность образовательного процесса вуза на установление отношения к студенту как будущему профессионалу в области значимой для общества социальной деятельности; осуществление единства интеллектуального и эмоционального взаимодействия между преподавателем вуза и студентом; содействие в адаптации будущих специалистов в сфере туризма к реальной профессиональной действительности; включение студентов в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.

Оценка продуктивности инновационной подготовки специалистов в сфере туризма осуществляется с использованием критериев диагностики этого процесса, к которому, по нашему мнению, относятся социальная компетентность, профессиональная компетентность, информационная компетентность. Под компетентностью мы понимаем: 1 - способность будущего специалиста в сфере туризма осуществлять свою профессиональную деятельность; 2 - уровень владения специалистом технологиями профессиональной деятельности; 3 -наличие качеств личности будущего специалиста важных для осуществления выбранной профессиональной деятельности, а также необходимых для личной жизнедеятельности, т.е. вне предметного характера профессиональной деятельности.

При выявлении первого критерия - социальной компетентности - мы исходим из понимания деятельности в сфере туризма как социально-важной и востребованной в настоящее время. Этот критерий подтверждается следующими показателями: сформированностью профессионального самосознания будущего специалиста; социальной активностью, проявляющейся в разнообразии и обширности контактов; коммуникативными способностями. Сфор-мированность профессионального самосознания будущего специалиста включает в себя: социальную открытость, проявляющуюся в многочисленности контактов, которые могут осуществляться как с клиентами, так и с партнерами, а также деловую репутацию, имеющую важное значение в профессиональной сфере туризма. Под социальной активностью мы понимаем стремление будущих специалистов в сфере туризма «перейти» из позиции «созерцателей» в «участников» различных социальных проектов, движений, а далее - в позицию «организаторов», «генераторов» идей, «консультантов». Такой показатель как коммуникативные способности, проявляется в умении студентов выстраивать общение с окружающими людьми, в том числе и иноязычное общение с иностранными клиентами, в умении выстраивать в общении партнерские отношения, не бояться публичных выступлений.

Следующий критерий продуктивности инновационной подготовки специалистов в сфере туризма - профессиональная компетентность. Данный критерий подтверждается следующими показателями: умение работать в команде; стремление личности к самоактуализации; способность разрабатывать творческие проекты в сфере туризма. Работа в сфере туризма ассоциируется со способностью работать в команде, быть частью команды, при этом выполнять свои профессиональные функции на уровне, обеспечивающем качественное профессиональнее взаимодействие.

При выявлении третьего критерия - информационной компетентности - мы исходили из понимания того, что специалисту в сфере туризма необходимо удерживать в памяти большой объем информации и в нужный момент актуализировать ту ее часть, которая востребована в профессиональной деятельности, владеть категорийным аппаратом, содержащим специфику региона.

Результаты исследования. Выявив и обосновав педагогические факторы, условия, предпосылки, мы увидели существенные связи между ними и обозначенными критериями и показателями инновационной подготовки специалистов в сфере туризма, что позволило нам сформулировать следующие частные закономерности: чем более успешнее преподаватель вуза формирует установку у студентов - будущих специалистов в сфере туризма на профессиональное саморазвитие, тем активнее личность студента стремится к самоактуализации; чем выше степень социальной активности студентов, проявляющаяся в разнообразии и обширности контактов, тем будут качественнее связи с предполагаемым местом работы; чем целенаправленнее преподаватель вуза осуществляет педагогическую поддержку профессионального самоопределения студентов - будущих специалистов в сфере туризма, тем более вероятна сформированность профессионального самосознания будущего специалиста. Выделенные частные закономерные связи позволили установить педагогические принципы инновационной подготовки специалистов в сфере туризма: принцип «взращивания» будущего специалиста-профессионала; принцип накопления жизненных ценностей благодаря туризму; принцип обогащения субъективного опыта посредством формирования культуры путеше-

ственника. Рассмотренные нами факторы, условия, предпосылки, критерии, закономерные связи и принципы инновационной подготовки специалистов в сфере туризма являются в их взаимосвязях компонентами целостной концепции современной подготовки специалистов в туристской индустрии в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации.

Научная новизна и практическая значимость полученных результатов. Дополнено содержание инновационной подготовки специалистов сфере туризма в условиях вуза удаленного субъекта Российской Федерации.

Выводы и перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Отметим, что внутренним содержанием инновационной подготовки специалиста в сфере туризма становится присвоение студентами смысловых содержаний профессиональной деятельности, характеризующей современного специалиста в сфере туризма как профессионала с ярко выраженной индивидуальностью. Содержание каждого этапа инновационной подготовки: «погружение в будущую профессиональную деятельность», «погружение в образ «Я - профессионал», «самореализация в профессиональной реальности» наполнено учебными и творческими заданиями, отражающими специфику туриндустрии Камчатского края.

В дальнейшем целесообразно продолжить научный поиск в разработке поэтапной дополнительной профессиональной подготовки, наполненной региональным компонентом.

Библиографический список

1. Баграмянц М.Л. О практике подготовки творчески одаренных студентов - будущих педагогов в вузах США / М.Л. Баграмянц, Н.Л. Баграмянц // Технология развития педагогического творчества. - Пятигорск, 1999. - С. 70-74.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход : метод. пособ. / Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

3. Костерина И.В. Педагогическая сущность личностно-профессиональной самоактуализации студентов / И.В. Костерина - Петропавловск-Камчатский: Камчатский филиал АНО ВПО РФ «Российский университет кооперации». - Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. - 152 с.

4. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личных изменений ребенка и взрослого / Н.Б. Крылова // Классный руководитель. - 2000. -№ 3. - С. 92-113.

5. Никитина, Н.Н. Самоопределение личности как социокультурный феномен // Педагогика «Я». -2005.- № 2. - С. 10-27.

6. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / Н.С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. -480 с.

7. Ривчун Т.Е. К вопросу о взаимодействий работодателей и учебных заведений при подготовке кадров для туризма и сервис / Т.Е. Ривчун // Сервис plus. - 2008. - № 4, Т. 2. - С. 73-77.

8. Степанова Л.А. Психолого-педагогические условия развития креативности личности студента медицинской академии: автореф. дис. на соиск. степ. канд. пед. наук по спец. 13.00.01 - общая педагогика /Л. А. Степанова. - Кемерово, 2000. - 17 с.

9. Шаршов И.А. Педагогические условия профессионального творческого саморазвития личности студента : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И.А. Шаршов. - Белгород, 2000. - 212 с.

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.