ЭКОНОМИКА
РАЗРАБОТКА ПАРАДИГМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
И.А. КЛЕЙНХОФ, доц. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ, канд. экон. наук
В XXI в. состояние окружающей природной среды стало решающим фактором национальной безопасности, так как экономика государства, вынужденная расходовать огромные средства на преодоление негативных последствий экологических катастроф, в условиях глобализации не может конкурировать с экономиками других государств.
Переход на устойчивое развитие не может быть осуществлен в рамках отдельно взятого государства. Глобализация ведет к такой степени социальной и экологической взаимосвязанности и взаимозависимости мира, когда проблемы отдельных регионов становятся общей проблемой всего человечества. Загрязнение атмосферного воздуха, водных источников и почвы все больше приобретает глобальный характер, причем преобладающая доля выброса загрязняющих веществ падает на США и другие развитые страны.
Обострение проблемы сохранения окружающей природной среды связано с растущими возможностями экстернализации в условиях глобализации. Под экстернализаци-ей имеется в виду присущая производителям товаров и услуг практика перекладывания своих издержек на других предпринимателей и государство, в конечном счете - в ущерб окружающей природной среде. Подобная практика становится орудием в конкурентной борьбе на мировых рынках товаров и услуг. Проблема экстернализации порождена действующей экономической системой, при которой изменение состояния окружающей природной среды не находит отражения в основных экономических показателях, таких как национальный доход, прибыль, рентабельность.
Проблема устойчивого развития или, иными словами, сохранения земной цивилизации возникла как результат превышения хозяйственной емкости биосферы. Человечество подошло к черте, когда биосфера уже не в состоянии нейтрализовать токсические
выбросы промышленности и других отраслей экономики. Неограниченное ничем использование природных ресурсов привело к тому, что в развитых странах практически не осталось ненарушенных естественных участков биосферы, а геосферы в местах с высокой плотностью населения оказались переполнены отходами. В настоящее время сформулирована задача рационального природопользования, не приводящего к резким изменениям природно-ресурсного потенциала [1].
Для наименования новой стратегии развития цивилизации был использован английский термин «sustainable development», который, кроме смысла «устойчивое развитие», имеет и иные значения: долгое, непрерывное, длительное, поддерживающее развитие.
Под устойчивым развитием предполагается гармонизация социальных, экономических и экологических целей. Однако ряд принципиальных вопросов теории устойчивого развития до сих пор носит дискуссионный характер, не достигнуто единство взглядов относительно ключевых факторов, определяющих экономическое развитие с учетом обострения экологической ситуации. Следует выделить выдвинутое российскими учеными определение устойчивого развития как стабильного социально-экономического сбалансированного развития, не разрушающего окружающую природную среду и обеспечивающего непрерывный прогресс общества [4]. Данное определение положено в основу принятой в апреле 1996 г. Концепции перехода России к устойчивому развитию. В Концепции подчеркнута необходимость и возможность осуществить в РФ последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природноресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений людей» [3].
120
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
ЭКОНОМИКА
Речь идет о формировании в будущем социоприродной системы, способной разрешить совокупность противоречий, которые проявляются в наше время. Среди них противоречие между природой и обществом, экологией и экономикой, развитыми и развивающимися странами, глобальными требованиями перехода и национальными интересами, настоящим и в будущими поколениями, богатыми и бедными [4].
Переход к устойчивому развитию требует кардинальных преобразований, в центре которых экологизация всех видов деятельности человека, изменение его сознания и созидание нового «устойчивого общества».
Однако до сих пор существует ряд подходов к стратегии устойчивого развития. При использовании ресурсного подхода биосфера рассматривается в основном как ресурс хозяйственного развития. Подобный подход положен в основу созданных учеными Запада в последнем десятилетии ХХ в. и в началеXXI в. ряда новых теоретических разработок, рассматривающих те или иные аспекты экономического, социального и экологического развития человеческого общества. В последние годы ХХ в. во многих развитых, новых индустриальных и странах переходной экономики довольно широкое применение на практике получила теория предложения, суть которой заключается в повышении благосостояния людей посредством государственных инвестиций в развитие инфраструктуры. Ключевым звеном вышеназванных теорий являются инновации. Инновационные технологии повышают производительность труда, а соответственно и эффективность производства и уровень оплаты труда [6].
В этих условиях одна из задач государства заключается в поддержке инновационного развития предприятий и учреждений путем льготного налогообложения и кредитования, создания бизнес-инкубаторов.
Инновационное развитие во многом определяется культурной средой и принятыми тем или иным обществом культурными ценностями. Непродуманные решения со стороны государства и бюрократические препоны в развивающихся и странах переходной экономики еще часто создают трудно преодо-
лимые препятствия на пути к инновационному развитию.
Теоретически страны переходной экономики имеют возможность внедрить в практику лучшие достижения развитых стран, в том числе и в области устойчивого развития лесного сектора экономики. Однако, как показывает практика, при внедрении новейших достижений экономической теории необходимо соблюдать определенную последовательность. К примеру, переход на инновационное развитие весьма затруднен в случае отсутствия соответствующих институтов и экономического механизма, стимулирующего разработку и внедрение инноваций. Этим объясняется техническое отставание, а соответственно низкая производительность труда и его оплата на начальном этапе перехода от директивно плановой к рыночной экономике.
В соответствии с рамочной Конвенцией ООН об изменении климата все страны - стороны конвенции - обязаны разрабатывать, осуществлять и постоянно обновлять национальные программы, направленные на смягчение изменений климата. Основными средствами достижения этой цели являются снижение выбросов парниковых газов в атмосферу; увеличение поглощения парниковых газов растительностью; усиление адаптивной способности растительности к изменению климата. Нельзя не отметить, что около 90 % общего запаса органического вещества сконцентрировано в лесах, более 60 % создаваемой фитомассы принадлежит лесам, площадь лесных земель составляет около 40 % общей площади суши планеты.
Проблемы разработки и практической реализации концепции сбалансированного экологического, социального и экономического развития являются весьма актуальными применительно к лесному хозяйству.
Качество окружающей среды во многом зависит от наличия лесов, их состояния. Леса играют исключительно важную, многогранную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития человеческого общества. При этом имеется в виду стабилизация природных процессов, глобальная климаторегулирующая роль лесов, почвозащитные, водоохранные, водорегули-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2008
121
ЭКОНОМИКА
рующие, санитарно-гигиенические, рекреационные и многие другие средозащитные и социальные функции лесных экосистем.
В настоящее время более 150 стран принимают участие в разработке и внедрении критериев и индикаторов устойчивого управления лесами. Региональные критерии и индикаторы устойчивого управления лесами разработаны на единой методологической основе, но с учетом лесорастительных условий отдельных лесных зон. Ряд стран используют критерии и индикаторы устойчивого управления лесами в качестве основы для разработки показателей сертификации систем управления лесами.
Проблему практической реализации принципов устойчивого развития лесного хозяйства усложняет то, что критерии и индикаторы имеют общий характер и нуждаются в региональной адаптации, т.е. в разработке региональных путей преодоления несоответствия между существующим уровнем и международными требованиями устойчивого управления лесами.
На основе этих критериев были созданы российские критерии и индикаторы устойчивого управления лесами, которые несколько отличаются, но в целом соответствуют международным критериям Монреальского процесса.
Практическое внедрение разработанных на основе вышеназванных документов стратегических целей и задач осуществляется с помощью долгосрочных национальных программ развития лесного сектора экономики. Для развитых стран мира характерен комплексный подход при разработке национальных и региональных программ устойчивого развития лесного сектора экономики. Главной интегрированной целью развития лесного комплекса является увеличение его вклада в повышение качества жизни настоящего и будущего поколений людей. Разработка системы мер, направленных на достижение этой генеральной цели, осуществляется с учетом ряда принципов и ограничений. Выполнение последних можно рассматривать на примере стран ЕС. Одной из важных задач ЕС является защита лесов от промышленных выбросов. Для этого организован мониторинг санитарного состояния европейских лесов, а также качества атмосферного воздуха в лесной среде
и на прилегающих территориях. Цель мониторинга - снижение объемов и концентраций вредных промышленных выбросов и проведение мероприятий по санации и реконструкции поврежденных лесных насаждений.
Главная стратегическая цель развития лесного сектора экономики в современных условиях - увеличение его вклада в повышение качества жизни населения. Глобализация экономики обострила международные аспекты стратегии перехода России к устойчивому развитию. При этом имеется в виду организация качественно иного уровня международного сотрудничества и, как следствие, международно-политического и международно-правового регулирования процессов взаимодействия объектов и предметов такого сотрудничества.
Леса образуют крупнейшую экосистему, оказывающую огромное положительное влияние на сохранение окружающей природной среды, улучшение ее качества. Спрос на древесину, составляющую важнейший компонент экологизации жизнедеятельности человека, в XXI в. будет расти. Увеличение производства изделий из древесины, а также других продуктов и услуг леса, как правило, служит задачам экологизации жизнедеятельности людей.
Обеспечение растущего спроса на многообразные ресурсы и полезности леса выдвигает проблему оптимального сочетания конкурирующих целей ведения лесного хозяйства. Важнейшим элементом лесной экосистемы является человек, привносящий в нее, помимо присущих ей сложных экологических, еще целый комплекс сложнейших социальных, политических и экономических компонентов и процессов. Наметились два подхода к решению данной проблемы. Первый из них заключается в территориальном разделении лесов разного функционального назначения. В нашей стране это выразилось в делении лесов на группы, а лесов первой группы - на категории защитности.
Второй подход исходит из необходимости сочетания различных функций лесов применительно к каждому участку. Лесоводы Западной Европы отстаивают необходимость многоресурсного управления на каждом участке леса с учетом структуры и уровня спроса на те или иные ресурсы и полезности леса.
122
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
ЭКОНОМИКА
Некоторые лесоводы предлагают рассматривать лесные экосистемы как еще один вид многоцелевого лесопользования.
Экосистемный подход получает все большее признание и в странах Северной Америки. При этом нельзя не учитывать весьма значительного влияния общественности этих стран на лесную политику.
В 1992 г Лесная служба США объявила, что экосистемный менеджмент отныне составляет основу новой лесной политики. Однако практическое его внедрение связано с решением множества правовых, экономических и организационных вопросов. Прежняя практика многоцелевого устойчивого лесоуправления была закреплена во множестве действующих нормативно-правовых документов [5].
На начальном этапе принятие политики экосистемного менеджмента привело к снижению объемов рубок главного пользования в национальных лесах. Однако лесная экосистема - качественно иное понятие, чем отдельные ресурсы леса, такие как древесина, пищевые продукты, лекарственное и техническое сырье. Устойчивое развитие лесных экосистем является необходимой предпосылкой устойчивого пользования многообразными продуктами и услугами леса, но устойчивое пользование отдельными видами лесных ресурсов не является гарантией сохранения устойчивости лесных экосистем. Управление лесными экосистемами требует междисциплинарного, межведомственного, многоуровневого подхода и наличия политической, экономической и социальной составляющей.
Сохранение Россией на своей территории дикой природы, предотвращение нежелательных изменений климата, нейтрализация промышленных выбросов развитых стран, поступающих на территорию нашей страны путем трансграничного переноса, предотвращение наступления арктической пустыни и других отрицательных изменений в окружающей среде следует рассматривать как предоставление услуг мировому сообществу в области обеспечения глобальной экологической безопасности.
Однако позиции России в решении вышеотмеченных процессов не отвечают реальному, а тем более потенциальному вкладу
российских лесов в сохранение глобальной окружающей среды и снабжение мировой экономики лесосырьевыми ресурсами.
При выработке национальной лесной политики нельзя не считаться с многосторонними аспектами глобализации хозяйственной жизни, включая возрастающую роль наднационального регулирования социально-экономического и экологического развития. Важным фактором, ускоряющим глобализацию мирового лесного сектора экономики, является неравномерное распределение лесов по континентам и странам. Около 80 % мировых лесных ресурсов и 88 % производства деловой древесины сосредоточено в 25 странах.
Согласно глобальным и региональным прогнозам в обозримой перспективе следует ожидать увеличения дефицита крупномерной высококачественной древесины хвойных и твердолиственных пород. Значительные неиспользуемые ресурсы такого сырья остались лишь в нашей стране, что является важным ее преимуществом в глобальной конкуренции. Следовательно, Россия обладает огромным экологическим потенциалом, умелое использование которого может обеспечить национальную безопасность, а также значительные экономические выгоды и лидирующие позиции в иерархии государств в глобальном хозяйстве.
Библиографический список
1. Данилов-Данильян, В.И. Устойчивое развитие и экономическое равновесие. Проблемы устойчивого развития России в свете научного наследия В.И. Вернадского / В.И. Данилов-Данильян. - М.: Наука, 1997. - С. 268.
2. Моисеев, Н.А. Экономика лесного хозяйства / Н.А. Моисеев. - М.: МГУЛ, 2006. - 384 с.
3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. - 1996. - 9 апреля. - С. 5.
4. Стратегия России в XXI веке. / Под.ред. А.Г Гран-берга, В.И. Данилова-Даниляна, М.М. Циканова и др. - М.: «Экономика», 2002. - С. 414.
5. Franklin, Ecosystem management: an overview// Boyce, M.C., Haney, A.W.Ecosystem management. Concepts and methods.- New Haven, Conecticut: Yale university Press, 1994.-P.233.
6. Tikkanen, I., Forest -based Sustainable Development// Forests in Poverty Reduction Strategies.-EFI Proceedings.- No 47, 2003, P.23-44.
7. Wang, S.One hundred faces of sustainable forest management//PForest policy and Economics.-Volume 6( 2004).-P.205-213.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2008
123