9
С lb Ъ X U/ в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. № 10 (115)
которая служит источником данных и используется для анализа полученных решений.
В результате выполнения работы разработан инструмент, который позволяет:
• на основе прогнозов спроса на продукты нефтехимии - полиолефины, сжиженные газы, определить стратегию развития производственных мощностей, обеспечивающую максимальное значение ЧДД;
• определить наиболее прибыльные рынки сбыта и продукты с учетом полных затрат на их производство и транспортировку;
• выбрать наилучшие способы доставки продуктов на рынки сбыта и стратегии размещения запасов в цепи поставок.
Библиографические ссылки
1. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года - Минпромторг России. Минпромторг России. [Электронный ресурс]. // URL:.// http://www.minprom.gov.ru/activity/ chem/strateg/O (Дата обращения 15.04.2010).
2. Брагинский, Олег. Наступит ли "Эра этана" в России? [Электронный ресурс]. // URL:.// http://www.newchemistry.ru/printletter.php?n_id=3637 (Дата обращения 15.04.2010).
3. Логистика и управление конкурентоспособностью предприятий нефтехимического комплекса (основные концепции и практические результаты)! В.П Мешалкин., М.И. Дли. М.: Химия, 2010. 453с.
4. Flexible Design-Planning of Supply Chain Networks /Jose' Miguel Lainez, Georgios Kopanos, Antonio Espuna, Luis Puigjaner // AIChE Journal, July 2009. Vol. 55/No. 7. PP. 1737-1753.
5. Джефри Шатт. Управление товарным потоком: рук. по оптимизации логистических цепочек [пер. с англ. C.B. Кривошеин; научн. ред. А.Н. Тараш-кевич]. Минск: Гревцов Паблишер, 2008. 352с.
УДК: 658:621.039.7 Н.Ю. Андосова
Международный институт логистики ресурсосбережения и технологической инноватики Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИДКИМИ РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ*
In the given report an urgency of a problem of management by liquid radioactive waste and the sources of their formation and methods of their processing are considered. The questions of liquid radioactive waste transportation are considered. The logiko-information model for the
С 11 € X U/ в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. Ns 10 (115)
basic business processes of liquid radioactive waste handling is developed, and also the structure of service of logistics for the enterprise for radioactive waste processing is offered.
В данной работе рассмотрены актуальность проблемы управления жидкими радиоактивными отходами, источники их образования и способы переработки; рассмотрены вопросы транспортировки жидких радиоактивных отходов. Разработана логико-информационная модель основных бизнес-процессов обращения с жидкими радиоактивными отходами, а также предложена организационно-функциональная структура службы логистики для предприятия по переработке радиоактивных отходов.
Одним из проявлений экологического кризиса является загрязнение обширных участков поверхности земли и огромных объемов водных масс опасными долгоживущими радиоактивными веществами - отходами военных и гражданских ядерных предприятий. Для современного поколения людей это уже сегодня представляет довольно серьезную проблему. А как можно обеспечить здоровье будущих поколений, гарантировать человечеству достаточные запасы чистой земли и воды через тысячи лет? Конституция Российской Федерации 1993 года среди прочих закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду. Это важнейшее право трансформируется для государства в обязанность по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, в том числе и обеспечении радиационной безопасности населения: не только для настоящего, но и для будущих поколений.
Актуальность настоящего исследования определяется потенциально высокой радиационной опасностью атомной энергетики для окружающей среды и человека, нерешенностью ряда проблем в этой области, в частности в области ядерной, радиационной и экологической безопасности при обращении с радиоактивными отходами.
Жидкие радиоактивные отходы образуются на всех этапах ядерного топливного цикла: начиная с процессов получения исходного сырья - урановых руд, при извлечении урана и его обогащении на гидрометаллургических заводах, при переработке плутония в промышленных реакторах, при работе энергетических реакторов АЭС, при радиохимической переработке облученного ядерного топлива, дезактивации оборудования и спецодежды и т.п. [1].
В работе рассмотрена классификация радиоактивных отходов (РАО), а также способы переработки жидких радиоактивных отходов и организация их транспортировки.
Разработанные и применяющиеся технологии переработки жидких радиоактивных отходов не обеспечивают их полного обезвреживания, а лишь позволяют уменьшить объемы и перевести в более устойчивую форму (заключить в стекло, бетон, битум и др.) [2].
Традиционными способами обращения с низко- и среднеактивными жидкими радиоактивными отходами являются химическое осаждение, ионный обмен, выпаривание, фильтрование, мембранные методы, битумирова-ние, остекловывание и др.
Результатом переработки жидких радиоактивных отходов являются очищенная до установленных норм вода, которая сбрасывается в водоемы либо может использоваться повторно в технологическом цикле, и конди-
9
С 6 X И в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. № 10 (115)
ционированные формы радиоактивных отходов, которые отправляются на хранение или захоронение.
Транспортирование - наиболее уязвимый процесс в системе обращения с радиоактивными материалами. Вопрос безопасного транспортирования радиоактивных отходов приобрел в наше время особую значимость в связи с большим количеством накопленных отходов, размещенных на значительном расстоянии от мест их переработки и долговременного хранения.
Самый удобный, практичный, дающий возможность доставки груза от «ворот до ворот» без перегрузки в пути вид транспорта - автомобильный. Транспортирование радиоактивных отходов автомобильным, как и другим, транспортом должно быть безопасным как для населения, так и для персонала.
Безопасность обеспечивается организационными и техническими мероприятиями. К первым относятся: оформление санитарно- эпидемиологических заключений на специальные транспортные средства; получение в органах МВД допуска транспортных средств к перевозке опасных грузов; подготовка и обучение водителей по европейской программе «Дорожная перевозка опасных грузов», аттестация их как машинистов кранов-манипуляторов, обучение профессии дозиметриста; разработка и согласование в ГИБДД маршрутов перевозок; контроль специальных транспортных средств на наличие на/в них посторонних предметов, с составлением соответствующих актов для обеспечения выполнения правил физической защи-
Технические мероприятия включают использование в процессе перевозок автомобилей, специально сконструированных и изготовленных для постоянных перевозок радиоактивных материалов, контроль технического состояния транспортных средств, использование сертифицированных транспортных упаковочных комплектов (ТУК) для соответствующих количеств радиоактивных материалов [3].
Для более детального описания всех стадий обращения с жидкими радиоактивными отходами построена логико-информационная модель, которая поможет подробно описать и дать характеристику основным бизнес-процессам и технологическим процессам обращения с жидкими радиоактивными отходами.
Нами установлено, что во всех основных процессах обращения с радиоактивными отходами присутствуют логистические функции: обработка заказов;
• планирование загрузки мощностей;
• выбор транспортных средств и упаковочных комплектов;
• разработка оптимальных транспортных маршрутов;
• организация погрузочно-разгрузочных работ;
• координация доставки РАО на предприятие;
• контроль движения материальных потоков;
• планирование размещения переработанных РАО на хранение
и др.
С 1Ь 6 X № в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. № 10 (115)
Высокая стоимость ресурсов, необходимых для переработки РАО, необходимость оптимизации затрат на транспортирование, переработку и захоронение РАО, повышенная степень риска при обращении с РАО - всё это способствует привлечению специалистов-логистиков, которые способны выработать оптимальную стратегию обращения с потоком радиоактивных отходов на предприятии по переработке радиоактивных отходов. Поэтому является актуальным создание службы логистики на предприятии по переработке РАО, которая позволит эффективно осуществлять все логистические функции на предприятии, повысить согласованность и эффективность взаимодействия подразделений предприятия, а также снизить издержки и увеличить экономическую отдачу за счет применения современных логистических методов и технологий.
Нами разработана организационно-функциональная структура службы логистики. В соответствии с видами логистической деятельности могут быть спроектированы основные подразделения логистической службы предприятия, перерабатывающего радиоактивные отходы. Подразделение, которое организует доставку различных видов РАО на предприятие, проводит погрузочно-разгрузочные работы и определяет нормы ожидающих своей переработки РАО, может называться подразделением закупочной логистики. Подразделение, в обязанности которого входит планирование оптимальной загрузки перерабатывающих мощностей, контроль движения отхо-допотоков на всех стадиях переработки РАО, называется подразделением производственной логистики. Наконец, подразделение, в обязанности которого входит продвижение продуктов переработки к потребителям (оружейные заводы по производству ядерного оружия) или в места конечного захоронения, отслеживание загрузки мощностей хранилища, может быть названо подразделением распределительной логистики на предприятии.
Выделение логистической составляющей при управлении отходопо-током создает благоприятные условия для использования экономико-математических методов и моделей оптимизации транспортных расходов и позволяет сокращать размеры РАО, которые ожидают своей переработки. Освоение логистическим менеджментом экономико-математических методов оптимизации цикла переработки РАО, объемов РАО, находящихся в режиме ожидания, а также транспортных расходов позволит значительно повысить общую радиационную безопасность функционирования предприятий, осуществляющих комплексную переработку и захоронение РАО, снизит нагрузку на госбюджет, позволит избежать возникновения аварийных ситуаций на стадиях транспортировки, переработки и захоронения РАО, что, в конечном итоге, приведет в существенному улучшению экологической обстановки на всей территории, занимаемой предприятием по захоронению и переработке РАО.
При наличии специалистов, владеющих экономико-математическими методами, и компьютерного оснащения логистический менеджмент способен найти применительно к конкретным внешним и внутренним условиям оптимальные соотношения между графиком поставки, транспортными расходами и затратами на формирование и поддержание запасов РАО (РАО,
9
С lb 6 X II в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. Ns 10 (115)
ожидающих своей переработки) с целью сведения этих запасов к минимально возможным значениям. Также при наличии подобных специалистов появляется возможность синхронизировать процесс подвоза РАО и потребления РАО в процессе переработки с целью рационализации перерабатывающего цикла предприятия.
Необходимо отметить, что организация логистического управления на предприятии по переработке РАО является неоднозначной, очень сложной и специфичной задачей. Основные проблемы при решении данной управленческой задачи связаны с недопониманием со стороны руководства значимости логистического управления, а также с различием организационных и управленческих структур между организациями, осуществляющими взаимодействие в рамках обращения с РАО.
* Автор выражает благодарность научному руководителю - директору МИ-ЛРТИ, чл.-корр. РАН, профессору, д.т.н. Мешалкину В. П.
Библиографические ссылки
1. Мешалкин В.П. Принципы промышленной логистики /В П. Мешалкин, В. Дови, А. Марсанич. М. : Рос. хим.-технол. ун-т им. Д.И. Менделеева, 2002. 722с.
2. Концептуальные основы разработки ресурсоэнергосберегающих технологий переработки отходов с использованием принципов «зеленой» логистики/ Л.И. Леонтьев, В.П. Мешалкин, Н.Г. Гладышев // Энциклопедия инженера-химика, 2009. №3. С. 37-45.
3. Рябчиков Б.Е. Очистка жидких радиоактивных отходов. М.: ДеЛи принт, 2008. 516 с.
4. Рыбальченко А.И. Глубинное захоронение жидких радиоактивных отходов / А.И. Рыбальченко, М.К. Пименов, П.П. Костин. М.: ИздАТ, 1994. 256с.
5. ГУЛ МосНПО «Радон»: перевозки РАО автотранспортом [Текст] / Ю.М. Баженов // Безопасность окружающей среды, 2009. № 4. С. 30-33.
УДК: 656.025.4:553.981.8 Е.С. Жезлова
Международный институт логистики ресурсосбережения и технологической инноватики Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УМЕНЬШЕНИЕ ПОТЕРЬ В ЦЕПИ ПОСТАВОК ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА*
In this article some reasons of the losses in the output, conversion process and transportation of the passing oil gas are discussed; the organizational and managerial plan for the improvement of the supple chain for passing oil gas is developed.
В данной работе рассмотрены причины потерь при добыче, переработке и транспортировке попутного нефтяного газа; дан организационно-управленческий план действий.