Статья поступила в редакцию 09.08.2014.
УДК 797.21
РАЗРАБОТКА ОПИСАТЕЛЬНЫХ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ТЕХНИКИ
ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Олег Викторович Новосельцев, доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Аннотация
На основе классификации эмпирических данных в статье рассмотрены существующие типы сочетаний элементов техники прикладного плавания. Обоснована необходимость перехода от классификации к типологическим моделям техники. Выявлены типологические синдромы в проявлении комбинаций технических элементов. Установлено, что выявленные типы описывают существующие комбинации элементов техники прикладного плавания, которыми владеют военнослужащие морских частей ВВ МВД РФ. Представлено описание типологических синдромов, позволяющее разрабатывать типологические эмпирические модели техники прикладного плавания.
Ключевые слова: типологические комбинации элементов техники прикладного плавания, типологические синдромы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p149-152
DEVELOPMENT OF THE TYPOLOGICAL DESCRIPTIVE MODELS OF THE APPLIED SWIMMING TECHNIQUE
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg,
Oleg Viktorovich Novoseltsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker of science of the Russian Federation, St. Petersburg State Polytechnical University
Annotation
The article considered the types of combinations of the applied swimming technique elements based on the classification of the empirical data. The necessity in the transition from the classification to typological models of technique is substantiated. The typological syndromes in the manifestation of combinations of the technical elements are identified. The factor model of typical combinations of elements is identified. It has been found that identified types describe the existing combinations of theapplied swimming technique elements that are mastered by the service members of the marine interior troops. The descriptions of the typological syndromes, allowing designing the typological empirical models of the applied swimming technique are presented.
Keywords: typological combinations of elements of applied swimming technique, typological syndromes.
ВВЕДЕНИЕ
Факторные комбинации технических элементов передвижения в воде, полученные в результате классификации эмпирических данных, могут послужить основанием для разработки типологических моделей техники прикладного плавания. Суть разрабатываемых моделей - получение обобщенных эмпирических характеристик способов передвижений в воде, наиболее доступных большинству обучаемых.
Важно отметить, что каждый отдельно применяемый алгоритм классификации бу-
дет приводить к получению классов, характеризующихся специфическими закономерностями взаимосвязи отдельно заданного свойства [2]. Поэтому классификации, как методу изучения реальных объектов, присуща некоторая односторонность в разбиении интересующих исследователя эмпирических группировок на обособленные совокупности элементов, обладающих сходным набором признаков. Минимизировать эти ограничения классификационного метода исследования возможно с помощью типологического анализа. Его использование позволит интерпретировать полученные в результате классификации технические комбинации элементов с использованием дополнительных свойств и проявлений, не учтенных в процессе классифицирования, но значимых для обучения плаванию.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате проведения факторного анализа на первоначальном этапе исследования были идентифицированы пять классов эмпирических комбинаций технических элементов, проявляемых военнослужащими внутренних войск МВД РФ [1]:
Класс 1. Одновременная симметричная комбинация элементов.
Класс 2. Попеременная комбинация элементов.
Класс 3. Асимметричная комбинация элементов.
Класс 4. Комбинация элементов, основанная на выполнении выдоха в воду.
Класс 5. Комбинация элементов, основанная на выполнении выдоха в атмосферу.
Выделенные классы были рассмотрены с целью изучения целесообразности и возможности их группирования в эмпирические объединения, предположительно являющиеся представителями некоторых комбинационных типов. Для этого описание классов было построено на сопоставлении их друг с другом в направлении поиска типологических синдромов - классов, проявляющих сравнительно похожие сочетания элементов. При этом учитывались как признаки, вошедшие в состав данных классов в результате факторного анализа, так и не вошедшие в их состав. Значимость признаков, изначально не вошедших в состав классов, но проявляемых испытуемыми на практике, оценивалась по модальности их проявления, выраженной в процентном отношении к общему числу представителей данного класса.
Целью построения описательной классификации являлось получение ответа на вопрос: выражают ли описываемые классы, объективно существующие типы комбинаций элементов техники плавания? В связи с этим были констатированы эмпирические тенденции в проявлении аналогичных признаков у комбинаций элементов, относящихся к различным эмпирическим классам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сопоставление результатов окончательной классификации позволили выявить сходства и различия классов по наличию признаков движений, составляющих исследуемые комбинации техники прикладного плавания. Это привело к выводу о существовании типологических синдромов между двумя парами классов и, соответственно, трех типов комбинаций элементов в исследуемой совокупности вариаций техники плавания. Описание выявленных типологических синдромов представлено в таблице. Существование типологических синдромов, соответствующих сформулированному ранее основанию типологии, указывает на то, что некоторые классы, выделившиеся с одним набором признаков, можно объединить с другими классами, обладающими похожим набором признаков, в обособленные типы комбинаций элементов техники плавания.
Так, классы 1 и 4 составляют самый многочисленный комбинационный тип (47,2% испытуемых) на основе общности 9-ти из 10-ти признаков, характеризующих технику плавания. При этом 6 из 9-ти признаков относятся к ядру классов. Классы различаются по единственному признаку, относящемуся к одной характеристике. На основании высо-
кой плотности признаков классов 1 и 4 можно констатировать существование одновременно-симметричного типа комбинаций элементов, выражающего соответствующий типологический синдром как эмпирическую тенденцию.
Таблица
Описание типологических синдромов_
Обозначение типологического синдрома, (% испытуемых), классы Перечень общих признаков Перечень различающихся признаков
Одновременно-симметричный синдром (47,2%), класс 1, класс 4 Симметричные гребки, одновременные гребки, положение тела - на груди, выдох в воду, гребки руками по удлиненной траектории, гребки руками в стороны, подготовительные движения руками в воде, движения ногами в горизонтальной плоскости, горизонтальное положение тела (всего 9 признаков). Размеренные движения внутри цикла (класс 1). Замедленная частота движений внутри цикла (класс 4).
Попеременно-симметричный синдром (37,6%), класс 2, класс 5 Симметричные гребки, попеременные движения внутри цикла, выдох в воздушную среду, подготовительные движения руками над поверхностью воды, движения ногами в вертикальной плоскости, размеренные движения внутри цикла (всего 6 признаков). Положение тела - на груди, гребки руками по укороченной траектории, гребки руками в глубину, незначительное отклонение тела от горизонтального положения, выдох в воду (класс 2). Положение тела - на спине, гребки руками по траектории средней длины, гребки руками в стороны, значительное отклонение тела от горизонтального положения (класс 5).
Асимметричный синдром (15,2 %), класс 3 Асимметричные движения, одновременные гребки ногами, попеременные гребки руками, положение тела - на боку, выдох в воздушную среду, незначительное отклонение тела от горизонтального положения.
Второй по величине тип (37,6% испытуемых) образуют классы 2 и 5. Число общих характеризующих признаков этих классов равно 6-ти, что составляет большую их половину. Общие признаки представлены четырьмя признаками, относящимися к ядру, и двумя, относящимися к периферии. На основании преобладающего большинства общих признаков, значимая доля которых относится к ядру классов, можно сделать вывод о существовании попеременно-симметричного комбинационного типа элементов, объединяющего два класса.
Класс 3, составляющий 15,2% от общего числа испытуемых не проявлял значимой общности признаков с другими классами комбинаций. В связи с этим его можно выделить в самостоятельный тип на основе обособленного синдрома, обозначенный как «асимметричный».
ВЫВОДЫ
Проведенные исследования позволили посредством сравнения признаков, описывающих существующие классы комбинаций элементов техники плавания испытуемых, судить об однородности или неоднородности этих комбинаций. Апостериори полученные знания о качественной структуре типологических комбинаций элементов техники прикладного плавания военнослужащих ВВ МВД РФ являются основанием для разработки типологических моделей техники плавания, отражающих обобщенные эмпирические характеристики способов передвижений в воде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Понимасов, О.Е. Классификация типологических комбинаций элементов прикладного плавания, проявляемых военнослужащими морских частей внутренних войск / О.Е. Понимасов,
О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 159-162.
2. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов - М. : Добросвет : Университет, 1998. - 569 с.
REFERENCES
1. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Classification of typological combinations of applied swimming elements showing servicemen of marine interior troops", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 159-162.
2. Yadov, V.A. (1998), Strategy of Sociological Research, Dobrosvet, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.08.2014.
УДК 159.91
СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КАК ФАКТОРЫ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ
Мария Николаевна Поповская, аспирант, Ирина Ивановна Таран, кандидат психологических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования свойств нервной системы как факторов помехоустойчивости баскетболистов массовых разрядов. Дисперсионный анализ показал, что к факторам помехоустойчивости баскетболистов относятся такие свойства нервной системы, как лабильность, подвижность, сила процессов возбуждения и сила процессов торможения.
Ключевые слова: баскетбол, подготовка баскетболистов, помехоустойчивость спортсмена, факторы помехоустойчивости, свойства нервной системы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p152-155
NERVOUS SYSTEM PROPERTIES AS FACTORS OF INTERFERENCE RESISTANCE OF MASS DEGREES BASKETBALL PLAYERS
Maria Nikolaevna Popovskaya, the post-graduate student, Irina Ivanovna Taran, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Velikiye Luki State Academy of Physical Education and Sport
Annotation
The research results of the nervous system properties as factors of interference resistance of mass degrees basketball players are presented in the article. The analysis of variance has revealed that basketball players interference resistance factors are such properties of the nervous system as liability, mobility, processes of force of excitation and inhibitory processes.
Keywords: basketball, basketball players training, athlete interference resistance, interference resistance factors, nervous system properties.
ВВЕДЕНИЕ
Любая спортивная деятельность сопряжена с воздействием на спортсмена различных помех, препятствующих достижению запланированного результата. Эти помехи воздействуют на различные системы организма спортсмена, и в первую очередь на нервную систему, которая определяет устойчивость и работоспособность спортсмена. Помехоустойчивость спортсменов и её факторы изучались в работах А.В. Ивойлова, И.Н. Григоровича, Г.Д. Бабушкина и других. Но исследований факторов помехоустойчивости в спортивной деятельности, и в баскетболе в частности, крайне мало, что не дает возможности разрабатывать методики повышения помехоустойчивости. В литературе имеются