Научная статья на тему 'Разработка мультимедийного учебного пособия «Префиксальные глаголы движения»'

Разработка мультимедийного учебного пособия «Префиксальные глаголы движения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ АНИМАЦИЯ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ POWERPOINT / SCHOLASTIC ALLOWANCE / RUSSIAN LANGUAGE / PRE-UNIVERSITY PREPARATION / FOREIGN STUDENTS / VERBS OF THE MOTION / MULTIMEDIA / COMPUTER ANIMATION / PRESENTATION POWERPOINT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долженко Алексей Борисович, Сварчевская Татьяна Валерьевна, Матвеев Юрий Николаевич

В статье представлены этапы разработки интегрированного мультимедийного учебного пособия по русскому языку «Префиксальные глаголы движения» для иностранных учащихся довузовской подготовки. Несколько аналогичных пособий созданы авторами для преподавания русского языка, информатики и физики на факультете международного академического сотрудничества Тверского государственного технического университета. Представлена структура учебного пособия, связи между основными функциональными элементами и управление. Главной особенностью учебного пособия является широкое использование компьютерной анимации. Учебное пособие реализовано в виде презентации Microsoft PowerPoint. Данная версия пособия содержит 12 префиксов и 17 анимационных сюжетов для 8 основных глаголов движения русского языка. В учебном пособии также представлены необходимая справочная информация и грамматические комментарии по глаголам движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долженко Алексей Борисович, Сварчевская Татьяна Валерьевна, Матвеев Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the multimedia scholastic allowance «Verbs of the motion with prefixes»

In article presented stages of the development of the integrated multimedia scholastic allowance on russian language "Verbs of the motion with prefixes" for foreign students of the Department pre-university preparation. Several similar allowances are created authors for teaching the russian language, information science and physicists on faculty of the International Academic Cooperation Tver State Technical University. The presented structure of the scholastic allowance, relationship between the main functional element and control. Main by particularity of the scholastic allowance is a broad use to computer animation. Scholastic allowance marketed in the manner of presentations Microsoft PowerPoint. Given version of the allowance contains 12 prefixes and 17 animation videos for 8 main verbs of the motion of the russian language. In scholastic allowance are also presented необходимая reference information and grammatical commentary on verb of the motion. Necessary reference information and grammatical commentary on verbs of the motion are also presented In scholastic allowance.

Текст научной работы на тему «Разработка мультимедийного учебного пособия «Префиксальные глаголы движения»»

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ Выпуск 3 - 2015 июль — сентябрь http://mir-nauki.com/issue-3-2015.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/17PDMN315.pdf

УДК 378:811.161.1-057.632

Долженко Алексей Борисович

ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет (ТвГТУ)»

Российская федерация, Тверь Заведующий кафедрой «Общенаучные дисциплины»

Кандидат технических наук Доцент

E-mail: [email protected]

Сварчевская Татьяна Валерьевна

ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет (ТвГТУ)»

Российская федерация, Тверь Доцент кафедры «Русского языка предвузовской подготовки»

Кандидат филологических наук

Доцент

E-mail: [email protected]

Матвеев Юрий Николаевич

ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет (ТвГТУ)»

Российская федерация, Тверь Профессор кафедры «Электронных вычислительных машин»

Доктор технических наук Профессор E-mail: [email protected]

Разработка мультимедийного учебного пособия «Префиксальные глаголы движения»

i

17PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

Аннотация. В статье представлены этапы разработки интегрированного мультимедийного учебного пособия по русскому языку «Префиксальные глаголы движения» для иностранных учащихся довузовской подготовки. Несколько аналогичных пособий созданы авторами для преподавания русского языка, информатики и физики на факультете международного академического сотрудничества Тверского государственного технического университета. Представлена структура учебного пособия, связи между основными функциональными элементами и управление. Главной особенностью учебного пособия является широкое использование компьютерной анимации. Учебное пособие реализовано в виде презентации Microsoft PowerPoint. Данная версия пособия содержит 12 префиксов и 17 анимационных сюжетов для 8 основных глаголов движения русского языка. В учебном пособии также представлены необходимая справочная информация и грамматические комментарии по глаголам движения.

Ключевые слова: учебное пособие; русский язык; довузовская подготовка;

иностранные учащиеся; глаголы движения; мультимедийность; компьютерная анимация; презентация PowerPoint.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Долженко А.Б., Сварчевская Т.В., Матвеев Ю.Н. Разработка мультимедийного учебного пособия «Префиксальные глаголы движения» // Интернет-журнал «Мир науки» 2015 №3 http://mir-nauki.com/PDF/17PDMN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

2

17PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

В настоящее время в образовательную практику довузовского обучения иностранных граждан на русском языке на подготовительном отделении факультета международного академического сотрудничества Тверского государственного технического университета активно внедряются средства обучения нового поколения - многофункциональные учебные комплексы и инфокоммуникационные обучающие системы, характерной чертой которых является мультимедийность. Авторы, которые на протяжении ряда лет занимаются вопросами применения информационных технологий в обучении речевой деятельности на иностранном языке [1 - 4], имеют в виду такие более конкретные области их применения, как усвоение с их помощью предмета, средств и способов обучения речевой деятельности и развитие ее операционального механизма [5]. Учитывая то, что речевая деятельность инициируется коммуникативно-познавательной потребностью, важно соотнести задачу ее формирования с целенаправленным применением средств обучения, основанных на использовании аспектов интерактивности и мультимедийности.

Рассматриваемое в статье мультимедийное учебное пособие «Префиксальные глаголы движения» (далее МУП) имеет своей целью формирование и развитие речевого умения говорения, а именно использование в нейтральном и научном стиле речи основных русских глаголов движения (идти/ходить, бежать/бегать, ехать/ездить, лететь/летать, плыть/плавать, везти/возить, вести/водить, нести/носить), применяемых с приставками (при-, у-, в-, во-, вы-, за-, под-, подо-, от-, ото-, до-, про-, об-, обо-, пере-, с-, со-).

Использование МУП в учебном процессе реализовано в виде презентации MS PowerPoint и проводится в учебной аудитории, оснащенной медийным оборудованием: компьютером, проектором, экраном, аудио и пр., и с необходимыми комментариями лектора (в интерактивном режиме), при этом не исключается возможность индивидуального применения МУП во время самостоятельной работы обучаемого, в том числе в режиме отдаленного обучения [6]. Необходимый для самостоятельной работы дидактический материал должен быть сформирован таким образом, чтобы он дополнял МУП [7].

На рис. 1 представлена общая структура и связи между основными функциональными элементами МУП «Префиксальные глаголы движения». Через главную страницу пособия можно непосредственно переходить на основные слайды префиксов (через страницу префиксов), на грамматические комментарии к префиксам (через страницу комментариев) и на лексико-грамматические группы глаголов движения (через страницу глаголов). Указанные переходы осуществляются гиперссылками и кнопками управления, расположенными на слайдах. Предусмотрена также возможность использования комментариев и справок непосредственно из основного слайда префиксов с помощью кнопок управления и пиктограмм глаголов, помещенных в верхнем правом углу слайдов. Система управления пособием не является детерминированной - по выбору лектора можно показывать слайды презентации последовательно или в произвольном порядке.

Данная версия МУП охватывает 12 префиксов и содержит 17 анимационных сюжетов для 8 основных глаголов движения (см. рис. 2). Для каждого префикса разработаны свои грамматические комментарии и справки. В рамках представленной структуры МУП легко допускает расширение путем добавления новых элементов в страницы префиксов, комментариев и глаголов. В процессе работы можно при необходимости быстро вызвать другие аналогичные мультимедийные пособия, например, «Бесприставочные глаголы движения», «Глаголы движения в переносном смысле», которые разработаны в одинаковом стиле и имеют одинаковый интерфейс [8]. Образуется единая информационная среда определенного уровня, иерархия которой также может быть расширена.

Таким образом, преподаватель со своего рабочего места имеет возможность оперативно использовать необходимые в данный момент времени информационные ресурсы

3

17PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

этой среды, заложенные в его компьютер, что служит основой для эффективного формирования у иностранных обучающихся надежных аспектных лингвистических и коммуникативных навыков и умений.

Рис. 1. Структура мультимедийного учебного пособия «Префиксальные глаголы движения»

4

17PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

На рисунке 2 показан слайд главной страницы МУП. Главное страница пособия содержит три группы гиперссылок: Префиксы, Комментарии и Глаголы. Перемещение в нужное место пособия осуществляется с помощью этих гиперссылок. Например, по гиперссылке «про-» группы Префиксов пользователь попадает на основной слайд пособия с окном анимации (рис. 3) и соответствующим учебным аудиотекстом. Если использовать гиперссылку «про-» Комментариев, то происходит переход к странице соответствующих грамматических комментариев (рис. 4).

Некоторые префиксы (про-, от-, ото-, под-, подо-, об-, обо-) снабжены индексами (1), (2), (3). Это означает, что им соответствуют различные варианты слайдов пособия и разные анимационные сюжеты.

Главная страница

Префиксы Комментарии Глаголы

при- при- идти / ходить

У; У; бежать / бегать

в-: во- в-: во- ехать / ездить

вы- вы- лететь / летать

за- за- плыть / плавать

под-; подо- (1) под-; подо- {2} под-; подо- везти / возить

от-; ото- (и от-; ото- (2) от-; ото- вести / водить

ДО: ДО: нести / носить

ПРО-Ш ПРО-(2) ПРО-(З) про- ш

об-; обо- И) об-; обо- (2) об-: обо-

пере- пере-

с-; со- с-; со-

2

Рис. 2. Главная страница мультимедийного пособия с гиперссылками

Основной слайд пособия изображен на рисунке 3. В основных слайдах интегрированы все мультимедийные компоненты пособия: GIF-анимация, графика, звук и управление. Окно анимации является центральным элементом слайда. Анимация дает возможность представить вербальные и визуальные аспекты учебного материала синхронно, что существенно повышает эффективность обучения [9].

Создание анимационных сюжетов является наиболее трудоемкой частью работы и занимает основное время, затраченное на разработку МУП, поэтому от правильной организации этой работы во многом зависит и успех применения пособия в учебном процессе. Можно сократить объем работы, если использовать банк заранее сформированных графических примитивов, разработанных в единых принципах. Это позволит легко создавать новые анимационные сюжеты путем простой комбинации, замены или добавления недостающих деталей. Наконец, можно использовать готовые анимации и видео, например, из

5

17PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Википедии или других источников. В любом случае следует стремиться к лаконичности и выразительности графики.

Рис. 3. Вид основного слайда МУП. На рисунке цифрами 1 - 4 указаны: окно анимации (1), кнопки аудио (2), кнопки управления (3) и пиктограмма глагола (4)

Кнопка управления Комментарии (3) на основном слайде отсылает пользователя к странице грамматических комментариев (рис. 4) для данного префикса.

Префикс про-

1. Префиксы и их значения с глаголами движения.

2. Спряжение приставочных глаголов движения.

3. Переносные значения префиксальных глаголов движения.

4. Употребление в прошедшем и будущем времени.

Главная страница

Рис. 4. Страница грамматических комментариев пособия на примере префикса «про-»

6

17PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

На этой странице МУП управление также осуществляется с помощью гиперссылок. Выбирая, к примеру, первую гиперссылку Префиксы и их значения с глаголами движения, мы перемещаемся на слайд соответствующих грамматических комментариев, на котором представлены значение, предлоги и примеры употребления глаголов в совершенном и несовершенном виде (рис. 5). Чтобы вернуться на страницу грамматических комментариев для получения другой информации, нужно использовать гиперссылку в левом нижнем углу слайда.

1. Значения приставки про- с глаголами движения.

Значение Предлоги Примеры употребления глаголов СВ Примеры употребления глаголов НСВ

движение через объект через что (4} Мы прошли через парк и вышли к озеру. Каждый день я прохожу через парк.

движение мимо объекта без остановки мимо чего (2) Виктор прошёл мимо меня и не поздоровался. Когда он проходил мимо кинотеатра, он встретил друзей.

преодоление определённого расстояния сколько чего (2) Вам нужно проехать пять остановок и выйти на шестой. За день туристы прошли 25 километров. За 2 часа самолёт пролетает 600 километров.

движение под объектом под чем (5) Машина только что проехала под мостом. Каждый день я проезжаю под мостом.

движение над объектом над чем (5) Самолёт пролетел над городом и приземлился. Когда самолёт пролетал над Москвой, мы увидели город как на ладони.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Префикс поо-

Рис. 5. Пример грамматических комментариев для префикса «про-»

Компьютерные приложения, которые мы использовали для разработки данного мультимедийного учебного пособия, являются безлицензионными программами (Paint.NET, Ease Gif Animator) или входят в лицензионный пакет Microsoft Office (Word, Paint, PowerPoint). Использование таких распространенных программных средств позволяет создавать подобные методические пособия силами тех преподавателей, которые непосредственно осуществляют учебный процесс и, следовательно, могут наблюдать педагогические проблемы «изнутри» [10]. Отпадает необходимость привлечения специалистов «со стороны». Другим важным преимуществом МУП является относительная быстрота их создания по сравнению с традиционными, бумажными пособиями.

Таким образом, сочетание всех мультимедийных компонентов в методическом обеспечении изучения русского языка как иностранного и интеграция этого обеспечения в единую информационную среду учебного процесса является инновационным фактором в повышении качества преподавания и освоении иностранными учащимися профессиональных образовательных программ на русском языке.

7

17PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1. Долженко А.Б., Сварчевская Т.В. Мультимедийное учебное пособие «Механика» для иностранных учащихся подготовительных отделений университетов // «Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла»: мат. 13 междунар. научн.-практ. конф. Вестник ТулГУ, выпуск 13, Тула: ТулГУ, 2014. С. 51-54.

2. Сварчевская Т.В., Долженко А.Б. Электронные средства обучения как методическая категория инновационного образования // «Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла»: мат. 12 междунар. научн.-практ. конф. Тула: ТулГУ, 2013. С. 133-137.

3. Сварчевская Т.В., Долженко А.Б. Средства обучения в системе инновационного языкового образования // Вестник ТвГТУ: Научный журнал №2. Серия «Науки об обществе и гуманитарные науки», Тверь: СФК-офис, 2013. С. 35-37.

4. Долженко А.Б., Сварчевская Т.В. Анимация как средство формирования речевых динамических стереотипов у иностранных учащихся начального этапа обучения русскому языку // «Интернационализация современного университета и его вклад в повышение эффективности экспорта российских образовательных услуг»: мат. междунар. научн.-практ. конф. Воронеж: ВГУ, 2012. С. 64-67.

5. Сварчевская Т.В., Долженко А.Б. Из опыта создания интегрированных анимационных обучающих пособий // «Профессионально-направленное обучение русскому языку иностранных граждан»: сборник мат. 4 междунар. научн.-практ. конф. Москва: МАДИ, 2015. - 296 с. С. 129-131.

6. Богомолов А.Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному: лингвокультурологический аспект Монография. М.: МАКС Пресс, 2008. - 350 с.

7. Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика: среда - средства обучения - педагог Монография. М.: РУДН, 2009. - 255 с.

8. Долженко А.Б., Сварчевская Т.В. Инновационные технологии обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки // «Гарантии качества профессионального образования»: мат. докладов заочной научн.-практ. конф. Тверь: ТвГТУ, 2012. С. 30 - 34.

9. Mayer R.E. Multimedia learning New York: Cambridge University Press, 2005. 663

p.

10. Соколова Т.В., Перфилова И.Л., Дыченко Т.В. Использование MS PP программы для проведения лекций при обучении иностранных студентов // «Современные образовательные технологии в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла»: мат. 12 междунар. научн.-практ. конф. Вестник ТулГУ, выпуск 12, Тула: ТулГУ, 2013. С. 13 - 20.

Рецензент: Воробьева Светлана Николаевна, доцент, к. филолог. н., ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет (ТвГТУ)».

8

17PDMN315

Выпуск 3 - 2015

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Dolzhenko Aleksey Borisovich

Tver State Technical University Russian Federation, Tver E-mail: [email protected]

Svarchevskaya Tat’yana Valer’evna

Tver State Technical University Russian Federation, Tver E-mail: [email protected]

Matveev Yuriy Nikolaevich

Tver State Technical University Russian Federation, Tver E-mail: [email protected]

Development of the multimedia scholastic allowance «Verbs of the motion with prefixes»

Abstract. In article presented stages of the development of the integrated multimedia scholastic allowance on russian language "Verbs of the motion with prefixes" for foreign students of the Department pre-university preparation. Several similar allowances are created authors for teaching the russian language, information science and physicists on faculty of the International Academic Cooperation Tver State Technical University. The presented structure of the scholastic allowance, relationship between the main functional element and control. Main by particularity of the scholastic allowance is a broad use to computer animation. Scholastic allowance marketed in the manner of presentations Microsoft PowerPoint. Given version of the allowance contains 12 prefixes and 17 animation videos for 8 main verbs of the motion of the russian language. In scholastic allowance are also presented необходимая reference information and grammatical commentary on verb of the motion. Necessary reference information and grammatical commentary on verbs of the motion are also presented In scholastic allowance.

Keywords: scholastic allowance; Russian language; pre-university preparation; foreign students; verbs of the motion; multimedia; computer animation; presentation PowerPoint.

9

17PDMN315

Выпуск 3 - 2015 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

REFERENCES

1. Dolzhenko A.B., Svarchevskaya T.V. Mul'timediynoe uchebnoe posobie «Mekhanika» dlya inostrannykh uchashchikhsya podgotovitel'nykh otdeleniy universitetov // «Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v prepodavanii distsiplin estestvennonauchnogo tsikla»: mat. 13 mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. Vestnik TulGU, vypusk 13, Tula: TulGU, 2014. S. 51-54.

2. Svarchevskaya T.V., Dolzhenko A.B. Elektronnye sredstva obucheniya kak

metodicheskaya kategoriya innovatsionnogo obrazovaniya // «Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v prepodavanii distsiplin estestvennonauchnogo tsikla»: mat. 12 mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. Tula: TulGU, 2013. S. 133-137.

3. Svarchevskaya T.V., Dolzhenko A.B. Sredstva obucheniya v sisteme innovatsionnogo yazykovogo obrazovaniya // Vestnik TvGTU: Nauchnyy zhurnal №2. Seriya «Nauki ob obshchestve i gumanitarnye nauki», Tver': SFK-ofis, 2013. S. 35-37.

4. Dolzhenko A.B., Svarchevskaya T.V. Animatsiya kak sredstvo formirovaniya

rechevykh dinamicheskikh stereotipov u inostrannykh uchashchikhsya nachal'nogo etapa obucheniya russkomu yazyku // «Internatsionalizatsiya sovremennogo universiteta i ego vklad v povyshenie effektivnosti eksporta rossiyskikh obrazovatel'nykh uslug»: mat. mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. Voronezh: VGU,

2012. S. 64-67.

5. Svarchevskaya T.V., Dolzhenko A.B. Iz opyta sozdaniya integrirovannykh

animatsionnykh obuchayushchikh posobiy // «Professional'no-napravlennoe obuchenie russkomu yazyku inostrannykh grazhdan»: sbornik mat. 4 mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. Moskva: MADI, 2015. - 296 s. S. 129-131.

6. Bogomolov A.N. Virtual'naya sreda obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu: lingvokul'turologicheskiy aspekt Monografiya. M.: MAKS Press, 2008. - 350 s.

7. Gartsov A.D. Elektronnaya lingvodidaktika: sreda - sredstva obucheniya - pedagog Monografiya. M.: RUDN, 2009. - 255 s.

8. Dolzhenko A.B., Svarchevskaya T.V. Innovatsionnye tekhnologii obucheniya

russkomu yazyku kak inostrannomu na etape predvuzovskoy podgotovki // «Garantii kachestva professional'nogo obrazovaniya»: mat. dokladov zaochnoy nauchn.-prakt. konf. Tver': TvGTU, 2012. S. 30 - 34.

9. Mayer R.E. Multimedia learning New York: Cambridge University Press, 2005. 663

p.

10. Sokolova T.V., Perfilova I.L., Dychenko T.V. Ispol'zovanie MS PP programmy dlya provedeniya lektsiy pri obuchenii inostrannykh studentov // «Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v prepodavanii distsiplin estestvennonauchnogo tsikla»: mat. 12 mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. Vestnik TulGU, vypusk 12, Tula: TulGU,

2013. S. 13 - 20.

10

17PDMN315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.