Научная статья на тему 'Разработка мультимедийного лабораторного практикума по электротехнике'

Разработка мультимедийного лабораторного практикума по электротехнике Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
203
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЭЛЕКТРОТЕХНИКА / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Коровкина Наталья Павловна, Пустовалова Наталья Николаевна

В настоящее время темпы компьютеризации и внедрения информационных технологий в учебный процесс растут с каждым годом. Учитывая очевидную эффективность использования информационных технологий в сфере образования, на кафедре автоматизации производственных процессов и электропривода и на кафедре информационных систем и технологий разрабатывается мультимедийный лабораторный практикум по дисциплине «Электротехника и основы электроники». Мультимедийные системы имитируют сборку электрических схем, включают тесты для допуска к выполнению лабораторных работ, их защите, а также программы расчета технических параметров устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Коровкина Наталья Павловна, Пустовалова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка мультимедийного лабораторного практикума по электротехнике»

ивизации познавательной деятельности студентов, эффективный инструмент преподавателей, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые могут привлечь к себе внимание студентов, заставят активизировать их мышление [3].

Разработанный мультимедийный лабораторный практикум позволяет имитировать работу экспериментальных установок по электротехнике (раздел «Электрические цепи»), осуществляет демонстрацию сборки электрической цепи лабораторной работы, ее выполнение, получение данных измерений. В разработке практикума активное участие принимали студенты.

В основу сценария виртуального практикума был положен порядок выполнения лабораторной работы из методического пособия.

Сценарий - это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения. Процессуальная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия и демонстрации содержательной части. Программные структуры разного уровня — это компоненты мультимедийных технологий: анимация, звук, графика и т. п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.

В представленной разработке было использовано следующее программное обеспечение:

- программа Киностудия Windows Live 2011 для монтирования изображений и звуков с при-

менением спецэффектов в видео, формата .wmv (Windows Media Video);

- стандартная программа Paint 2007 в Windows 7 для редактирования изображений;

- программа Microsoft Office Word 2007 для написания и редактирования текстов, работы с изображениями.

В электронной лабораторной работе с имитацией работы электрической схемы на экране компьютера демонстрируется следующее:

- название лабораторной работы, ее цель;

- лабораторное оборудование, используемое в работе;

- электроизмерительные приборы, их технические данные (номинальные токи, напряжения, мощность, цена деления и др.);

-расположение оборудования и приборов на рабочем месте;

- электрическая схема цепи, подлежащая сборке;

- виртуальное выполнение лабораторной работы.

Демонстрация сборки электрической цепи (на лабораторном стенде, на электрической схеме исследуемой цепи) сопровождается последовательностью соединения проводами оборудования лабораторной работы, электроизмерительных приборов, подключение цепи к источнику питания (рис. 4).

Рис. 4. Кадр видеофильма

Далее следует имитация получения исследуемых режимов цепи, и на экране появляются показания электроизмерительных приборов (амперметров, вольтметра, ваттметра). При изменении параметров цепи меняются показания электроизмерительных приборов. Показания

приборов можно считывать по шкале приборов и расположению стрелки или по численным значениям, приведенным на шкале прибора. После завершения лабораторной работы на экране появляется таблица с данными измерений: тока напряжения, мощности.

На всем протяжении демонстрация ролика сопровождается речевым пояснением. Продолжительность демонстрации — от 2 до 5 минут.

Заключение. Использование современных программных средств, в частности, тестирующих программ, открывает новые возможности в организации учебно-педагогического процесса.

Компактная тестовая система в среде Excel позволяет не только быстро проверить знания студента по лабораторной работе, но и дает возможность провести необходимые расчеты после ее выполнения.

Используя технологию мультимедиа, студент при подготовке к лабораторной работе получает возможность ознакомиться со сборкой электрической цепи и электроизмерительными приборами, основными этапами выполнения лабораторной работы, получить данные измерений.

Использование компьютерных технологий дает возможность будущему специалисту изучать материал дистанционно.

Представленная разработка дает возможность полноценного использования технических средств обучения и контроля знаний, что необходимо как студентам, так и преподавателям.

Литература

1. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С. В. Агафонов [и др.]. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. -336 с.

2. Шостак, Л. Г. Экспериментальное определение оптимального представления текста в электронных учебных изданиях / Л. Г. Шостак, Н. И. Гурин // Труды БГТУ. Сер. IX, Издат. дело и полиграфия. - 2005. - Вып. XIII. - С. 31-33.

3. Шостак, Л. Г. Экспериментальное исследование необходимости использования анимации в электронных учебных изданиях / Л. Г. Шостак // Дистанционное обучение — образовательная среда XXI века: материалы Междунар. науч,-метод. конф., Минск, 10 нояб. 2005 г. / Белорус, гос. ун-т информатики и радиоэлектроники. Минск, 2005. - С. 124-126.

Поступила 14.04.2011

Конденсатор Индуктивная катушка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.