ивизации познавательной деятельности студентов, эффективный инструмент преподавателей, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые могут привлечь к себе внимание студентов, заставят активизировать их мышление [3].
Разработанный мультимедийный лабораторный практикум позволяет имитировать работу экспериментальных установок по электротехнике (раздел «Электрические цепи»), осуществляет демонстрацию сборки электрической цепи лабораторной работы, ее выполнение, получение данных измерений. В разработке практикума активное участие принимали студенты.
В основу сценария виртуального практикума был положен порядок выполнения лабораторной работы из методического пособия.
Сценарий - это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения. Процессуальная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия и демонстрации содержательной части. Программные структуры разного уровня — это компоненты мультимедийных технологий: анимация, звук, графика и т. п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.
В представленной разработке было использовано следующее программное обеспечение:
- программа Киностудия Windows Live 2011 для монтирования изображений и звуков с при-
менением спецэффектов в видео, формата .wmv (Windows Media Video);
- стандартная программа Paint 2007 в Windows 7 для редактирования изображений;
- программа Microsoft Office Word 2007 для написания и редактирования текстов, работы с изображениями.
В электронной лабораторной работе с имитацией работы электрической схемы на экране компьютера демонстрируется следующее:
- название лабораторной работы, ее цель;
- лабораторное оборудование, используемое в работе;
- электроизмерительные приборы, их технические данные (номинальные токи, напряжения, мощность, цена деления и др.);
-расположение оборудования и приборов на рабочем месте;
- электрическая схема цепи, подлежащая сборке;
- виртуальное выполнение лабораторной работы.
Демонстрация сборки электрической цепи (на лабораторном стенде, на электрической схеме исследуемой цепи) сопровождается последовательностью соединения проводами оборудования лабораторной работы, электроизмерительных приборов, подключение цепи к источнику питания (рис. 4).
Рис. 4. Кадр видеофильма
Далее следует имитация получения исследуемых режимов цепи, и на экране появляются показания электроизмерительных приборов (амперметров, вольтметра, ваттметра). При изменении параметров цепи меняются показания электроизмерительных приборов. Показания
приборов можно считывать по шкале приборов и расположению стрелки или по численным значениям, приведенным на шкале прибора. После завершения лабораторной работы на экране появляется таблица с данными измерений: тока напряжения, мощности.
На всем протяжении демонстрация ролика сопровождается речевым пояснением. Продолжительность демонстрации — от 2 до 5 минут.
Заключение. Использование современных программных средств, в частности, тестирующих программ, открывает новые возможности в организации учебно-педагогического процесса.
Компактная тестовая система в среде Excel позволяет не только быстро проверить знания студента по лабораторной работе, но и дает возможность провести необходимые расчеты после ее выполнения.
Используя технологию мультимедиа, студент при подготовке к лабораторной работе получает возможность ознакомиться со сборкой электрической цепи и электроизмерительными приборами, основными этапами выполнения лабораторной работы, получить данные измерений.
Использование компьютерных технологий дает возможность будущему специалисту изучать материал дистанционно.
Представленная разработка дает возможность полноценного использования технических средств обучения и контроля знаний, что необходимо как студентам, так и преподавателям.
Литература
1. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С. В. Агафонов [и др.]. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. -336 с.
2. Шостак, Л. Г. Экспериментальное определение оптимального представления текста в электронных учебных изданиях / Л. Г. Шостак, Н. И. Гурин // Труды БГТУ. Сер. IX, Издат. дело и полиграфия. - 2005. - Вып. XIII. - С. 31-33.
3. Шостак, Л. Г. Экспериментальное исследование необходимости использования анимации в электронных учебных изданиях / Л. Г. Шостак // Дистанционное обучение — образовательная среда XXI века: материалы Междунар. науч,-метод. конф., Минск, 10 нояб. 2005 г. / Белорус, гос. ун-т информатики и радиоэлектроники. Минск, 2005. - С. 124-126.
Поступила 14.04.2011
Конденсатор Индуктивная катушка