УДК 658.5(075), 371 14.15.07
Н.С. Николаев
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЗАТРАТ НА МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ
Статья охватывает вопросы моделирования затрат на качество обучения в вузе и посвящена рассмотрению мониторинга как одного из основных вопросов управления качеством.
Известно, что любое управление в социально-экономических системах осуществляется с учетом цикла управления PDCA, в процессе реализации которого существенное место занимает мониторинг.
Вполне естественно, что осуществление мониторинга сопровождается определенными затратами. Эти затраты при соответствующей организации не увеличивают общих затрат на качество, а в определенной степени способствуют их снижению.
Система менеджмента качества, мониторинг, циклы управления PDCA и SDCA, затраты, процесс, корректирующие и предупреждающие действия.
The article deals with the issues of modeling quality expenses for educational process at the institute of higher education along with the educational monitoring as one of the basic points of quality management.
Any management process in the socio-economic systems involves PDCA management cycle, where the process of monitoring is quite significant.
The process of monitoring involves certain expenses, which dont increase total expenditure on quality, but being properly arranged, are conducive to their reduction.
Quality management system, monitoring, PDCA and SDCA management cycles, process, corrective and properly action.
В настоящее время повышению качества образования в вузе в целом и на кафедрах в частности придается очень большое значение. Однако за высокое качество необходимо платить. Вопросами определения затрат на качество занимались и занимаются многие специалисты, такие как Э. Деминг, А. Фей-генбаум и др. Затратами на качество образования в нашей стране занимаются Э.М. Коротков, Ю.А. Кодер и пр. В 2007 году принят ГОСТ Р 52614.2 «Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в сфере образования», в котором в общем виде рассматриваются вопросы мониторинга и измерений в вузе, но не обращается внимание на конкретизацию затрат. В связи с этими обстоятельствами необходимым является определение примерных затрат на мониторинг процессов образования.
Система менеджмента качества обучения на кафедре, как, впрочем, и система общего менеджмента, функционирует с учетом циклов управления РБСА-8БСА. Траектория развития кафедры, как и другой социально-экономической организации, описывается логистической кривой (рис. 1), причем «площадки» кривой отображают цикл 8БСА, а подъем от одного уровня до другого осуществляется по циклу РБСА. При этом во время действия обоих циклов в обязательном порядке должен осуществляться мониторинг, необходимый для постоянного улучшения качества обучения, выявления несоответствий и определения их причин с целью разработки корректирующих и предупреждающих действий.
При организации обучения кафедра руководствуется циклом РБСА, который может представляться в виде круга, разделенного на секторы (рис. 2).
Области действия цикла SDCA
Время, t
Рис. 1. Траектория развития кафедры
Рис. 2. Цикл PDCA, реализуемый на кафедре
Цикл 8БСЛ отличается от цикла РБСЛ только тем, что процессы обучения ведутся по стандартам, разработанным в Министерстве образования и науки, в университете и на кафедре.
В процессе выполнения работ по выполнению циклов РБСЛ-8БСЛ на каждом их этапе производится мониторинг.
В настоящее время под мониторингом качества образования, или квалиметрическим мониторингом, понимается комплексная система наблюдений состояний и изменений системы образования, оценки и прогноза по отношению к качеству высшего образования [1, с. 84].
Мониторинг производится посредством постоянной работы системы мониторинга. Под системой мониторинга здесь понимается совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает осуществление мониторинговых процедур. Такими элементами, составляющими структуру мониторинговой системы, являются:
1. Субъекты мониторинга;
2. Комплекс мониторинговых показателей;
3. Инструментарий и инструменты мониторинговой деятельности;
4. Мониторинговая деятельность.
Субъектами мониторинга являются носители мониторинговых функций, осуществляющие эти функции. Они условно подразделяются на две большие группы: те, кто ее отбирает, и те, кто ее обрабатывает. Таким образом, субъектами в системе мониторинга выступают как организации, структуры, так и отдельные люди.
В качестве комплекса мониторинговых показателей выступает совокупность показателей, которые способны обеспечить целостное представление о состоянии системы, о качественных и количественных изменениях в ней.
Инструментарием мониторинговой деятельности выступает совокупность форм статистической отчетности, информационных стандартов, анкет, опросных листов и т.п., которые используют субъекты мониторинга в своей деятельности.
Инструментами мониторинговой деятельности являются различные технические средства, используемые субъектами мониторинга в своей деятельности. Это электронно-вычислительная и иная техника.
Мониторинговая деятельность представляет собой совокупность мониторинговых процедур. Например, сбор, обработка и представление информации (мониторинговые процедуры), организация и обеспечение мониторинговых процедур.
При организации мониторинга принято выделять систематический мониторинг. Он базируется на данных статистической отчетности, прежде всего на жестко закрепленных данных государственной статистической отчетности и четко отлаженной и регламентированной системе сбора информации.
Вторая разновидность мониторинга - так называемый «мягкий» мониторинг, который базируется на самостоятельно разрабатываемых кафедрой показателях и соответствующих шкалах их измерения с самостоятельно заданными периодами измерения и т.п. [1, с. 56].
Организация любого мониторинга, естественно, требует определенных затрат. Известно [3, с. 489], что все затраты на качество делятся в основном на две категории - затраты на соответствия и затраты на несоответствия. Структура затрат при этом легко поясняется графиком, изображенным на рис. 3.
Много дефектов Нет дефектов
Рис. 3. Структура затрат на качество
На взгляд автора статьи, на этом графике не показаны затраты на мониторинг, учет которых имеет важное значение при определении общих затрат на качество.
Совершенно очевидно, что затраты на мониторинг отображаются прямой, параллельной оси абсцисс, так как мониторинг осуществляется постоянно, независимо от выявления или невыявления несоответствий, т.е. затраты на содержание системы мониторинга и ее функционирование постоянны.
На первый взгляд, кажется, что внедрение системы мониторинга увеличивает общие затраты на качество, уменьшая тем самым эффективность деятельности предприятия.
На самом деле, это не так. Введение системы мониторинга упрощает, во-первых, выявление причин несоответствий, а во-вторых, и что, пожалуй, самое главное, позволяет ответить на вопрос: что необходимо сделать, чтобы увеличить эффективность деятельности организации? Нами была предпринята попытка оценить, как влияют затраты на мониторинг на величину общих затрат на качество. Оценка проводилась по результатам деятельности одного из предприятий г. Череповца, которое является дочерним предприятием ОАО «Северсталь». Эксперимент проводился в течение года от сертификационного аудита системы менеджмента качества до первого проверочного аудита.
Во время проведения сертификационного аудита предприятию, согласно МС ИСО 9004 : 2000, было рекомендовано создать и внедрить систему мониторинга. Такая система на предприятии была создана по двум причинам. Во-первых, предприятие заинтересовано в уменьшении себестоимости своей продукции, а во-вторых, на предприятии уделяется большое внимание внедрению инновационных форм
управления. Причем главная задача внедрения инноваций - уменьшение затрат на производство продукции.
Результаты исследований показали, что общие затраты предприятия после внедрения системы мониторинга уменьшились на 10-12 %. Руководители предприятия объясняют этот феномен тем, что упорядочилась работа по управлению предприятием (т.е. улучшилась управляемость системы и упростилась задача по распределению обязанностей между руководящими лицами.
Математически этот факт можно зафиксировать прямой, проходящей ниже оси абсцисс, учет которой позволяет снизить общие затраты на качество (рис. 4).
Мы не можем указать уровень проведения этой прямой (для разных предприятий уровень разный), но тенденция прослеживается одна - внедрение системы менеджмента качества уменьшает общие затраты на качество.
С учетом вышесказанного выражение для расчета общих затрат на качество может быть записано в виде
ОЗК = ЗК + ЗКД + ЗПД - ЗМ. (1)
В общем виде практически все слагаемые выражения (1) являются достаточно сложными нелинейными функциями, и поэтому их оптимизация возможна только с привлечением каких-либо расчетных систем. Такой системой может являться опция «Поиск решений» пакета MS Excel с учетом ограничений, определяемых конкретной ситуацией.
обеспечение соответствия требованиям и затраты, вызванные несоответствием. В качестве затрат на соответствие являются внутренние затраты на обеспечение наиболее эффективным способом соответствия продукции или услуг декларированным (заявленным) стандартам, определяемым заданным специфицированным процессом. Это минимальные затраты на специфицированный процесс.
Затраты второй группы - это затраты из-за неэффективности специфицированного процесса, т. е. стоимость затраченного времени, материалов и ресурсов, связанных с процессом поступления, про -изводства, отгрузки и исправления неудовлетворительных продукции и услуг.
Британский стандарт В8 6143 : 1992 «Руководство по экономике качества» определяет элементы затрат, связанных с процессом:
- люди;
- оборудование;
- материалы;
- окружающая среда.
На наш взгляд, это множество для учебных заведений, оказывающих услуги в области обучения, можно и нужно расширить, для чего целесообразно рассмотреть причинно-следственную диаграмму Исикавы типа «6Р». При построении этой диаграмма используются следующие элементы: служащие (профессорско-преподавательский состав и сотрудники кафедры), мониторинг и измерения, потребители, окружающая среда и инфраструктура, поставщики услуги (вуз) и ресурсы. Вид диаграммы показан на рис. 5.
Люди
Мониторинг и измерения
Потребители
Рис. 4. Предлагаемая структура затрат на качество
Однако эта модель не всегда учитывает все, что происходит в организации, и поэтому концепция TQM требует процессного подхода к управлению качеством. Следовательно, затраты на качество в свете этой концепции необходимо рассматривать как полные затраты на все процессы, происходящие в СМК. При этом затраты на процесс группируются по двум основным категориям [2, с. 528]: затраты на
\ W1 \ W2 Ч \ W3 Затраты
ж / \л/я на качество
Окружающая среда и инфраструктура
вуз
Ресурсы
Рис. 5. Причинно-следственная диаграмма Исикавы затрат на качество
Весовые коэффициенты указывающие на важность причин затрат на качество, определяются в основном экспертным путем с использованием метода нечетко-интервальных оценок [4, с. 83].
Модель затрат может быть создана для любого процесса в организации. Она может использоваться для идентификации и мониторинга затрат на процесс в отношении отдельных аспектов организации, таких как организация учебного процесса, система распределения учебной нагрузки и т.п.
Модель затрат строится на основе идентификации всех ключевых работ, подлежащих контролю, и отнесения их к соответствиям и к несоответствиям. Источник данных также должен быть иден -
тифицирован. В идеале этот источник должен извлекаться из информации, уже проверенной руководством кафедры. В некоторых случаях, однако, может потребоваться создание синтетических данных о затратах. Это приемлемо в рамках модели с четко установленными допущениями.
Тщательная разработка модели затрат критична для успеха метода и является первостепенной задачей владельца процесса. Будучи разработанной, модель используется для регулярной отчетности о ее характеристиках. Для достижения этого модель должна оставаться стабильной, что позволит проводить сравнение с предыдущими периодами и наблюдать за тенденциями в затратах. Выбор регистрируемых параметров в ключевых работах имеет наиважнейшее значение.
Модель должна анализироваться в самом начале ее использования, чтобы убедиться в ее эффективности, и регулярно - впоследствии, чтобы гарантировать, что она продолжает оставаться эффективной.
Разработку моделей в соответствии с требованиям стандарта BS 6143:1992 наиболее целесообразно проводить с использованием автоматизированных систем моделирования деятельности организаций типа Business Studio, MS Project, Visio и т.п. и нота-
ции моделирования IDEF0 или ее подобных (например, IDEF3).
В заключение необходимо отметить, что осуществление регулярного и непрерывного мониторинга, производимого в соответствие с требованиями МС ИСО 9001 : 2008, значительно увеличивает эффективность и результативность СМК в вузе и на кафедре, незначительно добавлять общие затраты на качество системы.
Литература
1. Боровкова, Т.И. Мониторинг развития системы образования. Ч. 1. Теоретические аспекты: учеб. пособие / Т.И. Боровкова, И. А. Морев. - Владивосток, 2004.
2. Кане, М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учеб. пособие / М.М. Кане, Б.В. Иванов, В.Н. Корешков, А.Г. Схиртладзе. - СПб., 2008.
3. Круглов, М.Г. Менеджмент качества как он есть / М.Г. Круглов, Г.М. Шишков. - М., 2006.
4. Николаев, Н.С. Нечетко-интервальный подход к определению финансовых рисков предприятий / Н.С. Николаев // Вестник ЧГУ. - 2009. - № 3. - С. 83.
5. Селезнева, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования / Н.А. Селезнева // Материалы Х симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». - М., 2002.
УДК 37.026.5
С.П. Ожигина
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.И. Бурова
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПРЕОБРАЗОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Статья посвящена проблеме формирования универсального учебного действия моделирования у младших школьников. В качестве ведущего фактора, влияющего на эффективность данного процесса, рассматривается преобразование содержания учебного материала на основе использования моделей. Моделирующая деятельность младших школьников представлена общими этапами и конкретизирована через задания по математике и русскому языку.
Универсальные учебные действия, моделирование, преобразование учебного материала, знаково-символические действия, младший школьник.
This article is devoted to the problem of formation of universal educational actions of modeling at primary school children. It is considered the transformation of the content of educational material on the basis of using the models to be the main factor, influencing the efficiency of the given process. Modeling activity of primary school children is presented by the general stages and is concretized through tasks in Mathematics and the Russian language.
Universal educational actions, modeling, the transformation of the content of educational material, sign-symbol actions, a primary school child.
Модернизация российского образования предполагает принципиальное обновление содержания, нацеленность на новый образовательный результат (формирование компетенций, умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму), реализацию принципов ориентации на личностные возможности и интересы учащихся. Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку педагогических технологий их достижения.
Сегодня в педагогике, психологии и образовательной практике все большее признание получает мнение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия (УУД),
имеющие приоритет над узкопредметными знаниями и навыками. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпред-метные действия». Проблема формирования и разви-