ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 519.816:631.1
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
MULTILEVEL MODEL DEVELOPMENT
TO SUPPORT THE AGRICULTURAL PRODUCERS IN THE SYSTEM OF REMOTE CONSULTATION О. В. Кочеткова, доктор технических наук, профессор Д.А. Оспищев, специалист по информационным ресурсам дистанционного образования
O. V. Kochetkova, D.A. Ospishchev
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd State Agrarian University
В статье проанализированы основные особенности сельскохозяйственного консультирования и его роль в модернизации агропромышленного комплекса (АПК) и обеспечении продовольственной безопасности страны. Обоснована целесообразность применения дистанционного консультирования сельских товаропроизводителей посредством сети Интернет. В номенклатуре характеристик качества услуг, включающих несколько основных групп факторов обслуживания, отмечена важность временных факторов для консультационных услуг агропромышленного комплекса. Проведенный анализ существующих систем дистанционного консультирования (СДК) сельских товаропроизводителей показал их несоответствие требованиям системного подхода к оказанию консультаций; практически полное отсутствие автоматизации процесса консультирования, сервисов поддержки поиска и принятия решений за исключением поиска по базе данных; использование баз данных в основном в качестве справочников. С целью повышения скорости обработки поступающих заявок, снижения стоимости и повышения качества консультационных услуг, предложена организация консультирования в СДК в виде многоуровневой поддержки. Разработаны в виде eEPC диаграмм модели бизнес-процессов при традиционной организации консультирования в СДК (Как есть) и на каждом уровне консультирования в модернизируемой системе (Как будет). В соответствии с разработанными моделями, представлена подробная характеристика уровней консультирования по наиболее важным критериям.
The article analyzes the main features of the agricultural consulting and its role in the modernization of agro-industrial complex (AIC) and provision of the country's food security. The expediency of application of remote consultation of rural producers through the Internet was proved. In the nomenclature of the quality characteristics of the services, including several major groups of service factors, the importance of temporary factors for the consulting services of agriculture was noted. The given analysis of the existing remote consultation systems (ЯС8) rural producers revealed their inadequacies of the system approach demands to the provision of advice; the almost complete lack of automation of the consultation process, the search support services and decision-making except for database searching; use of databases mainly as guides. In order to increase the speed of processing incoming requests, reducing the cost and improving the quality of consulting services counseling organization in RCS in a multi-level support was offered. Designed in the form of diagrams eEPC business process model with the traditional organization of counseling in RCS (As is), and on each level of counseling in the upgraded system (To be). In accordance with the developed model is a detailed description of levels of consultation on the most important criteria was represented.
Ключевые слова: сельскохозяйственное консультирование, агропромышленный комплекс (АПК), бизнес-процесс, система дистанционного консультирования (СДК), многоуровневая поддержка.
Key words: agricultural consultancy, agroindustrial complex (AIC), business process, remote consultation system, multi-level support.
Введение. Сельскохозяйственное производство вносит крупный вклад в формирование продовольственной и экономической безопасности России. В современных условиях для надежного обеспечения продовольственной безопасности требуется модернизация состояния экономической системы АПК, внедрение новых технологий, техники, высоко маржинальных культур, эффективной организации производства. Однако для этого необходимы обширные знания в области производства сельскохозяйственной продукции; своевременный сбор и анализ больших массивов информации из различных источников; умение выполнять мониторинг множества процессов (экономических, технологических, процессов естественного воспроизводства, изменения погодных условий и др.), происходящих одновременно и влияющих друг на друга [1]. Становится очевидным, что для эффективного и своевременного вовлечения новшеств в хозяйственную деятельность требуется взаимодействие товаропроизводителей со службами информационного консультирования [6].
Процесс консультирования представляет собой последовательность действий для решения возникающих у потребителя проблем или создания условий, при которых он в способен это сделать самостоятельно.
Сельскохозяйственное консультирование, в отличие от других видов консультационной деятельности, обладает совокупностью уникальных характеристик. Прежде всего, это сжатые сроки решения проблем в связи с сезонностью производства; острая потребность в оптимизации производственных процессов в связи с сезонным дефицитом трудовых, материальных, финансовых ресурсов; высокая ответственность и риск в связи с наличием живых биологических объектов и скоропортящейся продукции; комплексность возникающих проблем и необходимость привлечения специалистов разных областей деятельности для их решения [1]. Еще одним аспектом, характерным для российских условий сельскохозяйственного консультирования, является большая территориальная удаленность хозяйств и предприятий АПК от высококвалифицированных специалистов, которые, как правило, работают в образовательных или научных организациях, что делает актуальной внедрение технологий дистанционного консультирования с использованием сети Интернет. Настоящее исследование рассматривает именно дистанционное сельскохозяйственное консультирование.
Наличие специфических особенностей сельскохозяйственного консультирования предъявляет особые требования к организации процесса взаимодействия товаропроизводителя и консультанта и требует выбрать модель дистанционного взаимодействия, позволяющую обеспечить высокое качество консультационной услуги, быстроту и максимальный эффект с наименьшими затратами.
В номенклатуре характеристик качества услуг, включающих несколько основных групп факторов обслуживания (временные, экономические, надежность, доступность и др.) временные факторы для консультационных услуг АПК являются наиболее важными, так как зачастую от своевременности оказания консультации зависит жизнь и здоровье животных, эффективность борьбы с вредителями, сохранность скоропортящейся продукции. Получаемый в результате консультационной услуги эффект напрямую зависит от опыта и квалификации консультанта, однако и стоимость консультации специалиста высокой квалификации будет существенно выше, чем менее опытного коллеги.
Таким образом, возникает задача разработать модель организации деятельности дистанционной консультационной службы сельхозтоваропроизводителей, обеспечивающую доступную стоимость, требуемое качество и адекватную длительность предоставления консультационной услуги.
Материалы и методы. Для исследования предлагаемой концепции дистанционного сельскохозяйственного консультирования необходимо подробно описать его процессы. С этой целью была применена методология бизнес-моделирования и метод процессного подхода.
Основными достоинствами моделирования бизнес-процессов являются простота, универсальность, наглядность, а также возможность оценить исследуемую деятельность по отношению к нормативным требованиям, предъявляемым к его управлению, функционированию и различным результатам деятельности [3].
Наиболее широко для применения процессного подхода используется стандарт IDEF0. Он предписывает каждый процесс на диаграмме представлять в виде отдельного функционального блока, в котором определены: входы и выходы, исполнители и управляющие воздействия процесса. Предоставляя возможность довольно полного описания процесса, этот стандарт, тем не менее, имеет один существенный недостаток — в моделях IDEF0 не предусмотрено использование символов логики выполнения, что не позволяет использовать его при описании сложных процессов. Этот недостаток отсутствует в диаграммах, построенных в нотации IDEF3, однако их наглядность и восприятие оставляют желать лучшего. Поэтому для моделирования процессов дистанционного консультирования использовалась методология ARIS и диаграммы Extended Event Driven Process Chain (eEPC) - расширенная нотация описания цепочки процесса, управляемого событиями. Процессы, изображенные в виде eEPC-модели, легко читаются и анализируются за счет возможности использования обозначения объектов различными по форме и цвету.
Рисунок 1 - еЕРС-диаграмма процесса консультирования сельских товаропроизводителей с использованием СДК ВолГАУ (Как есть)
Моделирование позволяет получить как бы взгляд со стороны на изучаемые процессы и определить необходимые их улучшения для достижения поставленных целей. В этом случае сначала создают модели «Как есть», которые позволяют выявить текущие проблемы, а затем построить модели «Как будет», отображающие правила выполнения
Вопрос передан
урооснь поддержки
Рисунок 2 - еЕРС-диаграмма первого уровня консультирования (Как будет)
Результаты. Проведенный анализ СДК [5] показал, что консультационные услуги в сфере сельского хозяйства находятся на достаточно низком уровне [4]. Отсутствует системный подход к оказанию консультаций - все виды услуг представлены обособленно, не имеют взаимосвязей и какой-либо структуры взаимодействия. Практически полностью от-
ИЗВЕСТИЯ
№ 1 (45), 2017
сутствует автоматизация процесса консультирования - представленные базы данных используются в основном в качестве справочников; отсутствуют сервисы поддержки поиска и принятия решений за исключением поиска по базе данных.
Рисунок 3 - еЕРС-диаграмма второго уровня консультирования
(Как будет)
*****
ИЗВЕСТИЯ*
№ 1 (45), 2017
СДК, разработанная в Волгоградском государственном аграрном университете [2], лишена большинства перечисленных выше недостатков, однако в процессе консультирования она играет в основном коммуникационную роль, позволяя перенаправлять заявку от пользователя к менеджеру, а от того к одному из экспертов (рисунок 1). Менеджер в данном случае, так же как и СДК, является вспомогательным звеном, занимающимся распределением и передачей вопросов и ответов. Основная нагрузка при этом ложится на эксперта, т.к. он является единственным лицом, отвечающим на задаваемые пользователем вопросы. Здесь с первого взгляда очевидны два отрицательных момента: большая длина цепочки передачи информации, которая влияет на время получения пользователем необходимого ему ответа и высокая нагрузка на высококвалифицированный персонал. В итоге такая схема консультирования обуславливает высокую стоимость и длительное время оказания услуг.
В связи с этим, возникла необходимость в существенной модернизации СДК с целью повышения скорости обработки поступающих заявок и снижения стоимости услуг за счет частичной автоматизации процесса консультирования и перераспределения задач между обслуживающим персоналом путем внедрения многоуровневой консультационной поддержки [3] по примеру лучших мировых практик и методологий управления услугами в области информационных технологий [8, 9].
На первом уровне предлагаемой структуры пользователь пытается решить свой вопрос самостоятельно с использованием интегрированных в СДК инструментов поддержки принятия решений (рисунок 2). Если клиент СДК не мог самостоятельно решить свой вопрос, он попадает на второй уровень и его вопрос передается менеджеру, который в случае необходимости формализует вопрос и пытается найти ответ, используя соответствующие инструменты для работы с базой данных СДК (рисунок 3).
Рисунок 4 - еЕРС-диаграмма третьего уровня консультирования
(Как будет) 6
Из диаграммы видно, что второй уровень во многом похож на первый, однако есть и отличия: исполнителем здесь является менеджер; проверка на наличие графической информации заменена на проверку корректности вопроса; любой вопрос считается по умолчанию формализуемым - отсутствует ветвление процесса после попытки формализации; исполнитель принимает участие в поиске по базе данных (на этом уровне присутствуют инструменты ручного поиска); при введении параметров расчета может быть задействована вспомогательная справочная информация, не доступная простому пользователю.
На третьем уровне к консультированию сельского товаропроизводителя привлекается специалист предметной области, а в случае необходимости и специалисты смежных областей (рисунок 4).
Таблица - Характеристика уровней поддержки сельских товаропроизводителей
в модернизированной СДК
Критерий Уровни консультационной поддержки
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Участие человека Пользователь Менеджер-организатор Специалист предметной области
Возможность анализа графической информации (например, снимка зараженного растения и пр.) Отсутствует, т.к. реализация алгоритмов достаточно качественной обработки графической информации исключительно с помощью программных средств не вполне реализована даже ведущими мировыми 1Т-корпорациями Имеется. Менеджер может осуществить поиск по изображениям, хранящимся в базе данных СДК и в случае идентификации изображения дать ответ на заданный вопрос Полная возможность анализа любой видео- и графической информации
Типы решаемых вопросов Представленные по шаблону и/или ключевым словам. Ответы уже имеются в базе данных СДК. Например, указав климатическую зону, в которой располагаются возделываемые земли, предшествующие культуры и некоторые другие характеристики земель, сельский товаропроизводитель может получить рекомендации по их дальнейшему использованию Представленные в произвольной форме. Менеджер формализует вопрос, пользуясь инструментарием, умениями и навыками работы в СДК. Однако и в этом случае ответ на поставленный вопрос должен уже содержаться в базе данных, т.к. менеджером СДК является человек, обладающий высоким опытом работы в ИТ, но не являющийся экспертом предметной области Представленные в произвольной форме, требующие знаний смежных предметных областей. Ответы отсутствуют в базе данных СДК
Возможность выполнения расчетов Задача решаема только в том случае, если пользователь имеет все необходимые для расчетов данные, а в СДК предусмотрен вычислительный шаблон для решения именно этого конкретного типа задачи. Менеджер может привлечь дополнительную справочную информацию из различных источников, воспользоваться встроенными шаблонами и моделями, недоступными на первом уровне ввиду высокой сложности для пользователя Любых требуемых в предметной области
Обсуждение. Анализ представленных моделей (eEPC-диаграмм) позволяет сделать вывод, что каждый уровень консультирования сельских товаропроизводителей можно охарактеризовать по следующим критериям: участие человека (наиболее значимый критерий, который демонстрирует нагрузку на обслуживающий персонал); возможность анализа графической информации (зачастую основная суть вопроса заключена в прилагаемой к заявке фотографии); типы решаемых вопросов; возможность выполнения расчетов. Подробная характеристика уровней консультирования по описанным выше критериям и в соответствии с разработанными нами моделями представлена в таблице. Реализация дистанционного консультирования сельских товаропроизводителей, в соответствии с предлагаемой многоуровневой поддержкой, позволит повысить качество предоставляемых консультационных услуг, снизить их стоимость и время ожидания консультации.
Заключение. В результате исследования сайтов систем дистанционного консультирования сельских товаропроизводителей установлено их несоответствие требованиям качества предоставления консультационных услуг. Для создания описанной трехуровневой системы дистанционного консультирования необходимо модернизировать существующую в Волгоградском ГАУ СДК, т.к. на текущий момент основным функционалом системы являются средства коммуникации между пользователем и менеджером, а также менеджером и экспертом. Для достижения поставленной цели потребуется решить следующие задачи: провести анализ и классификацию типов поступающих заявок; выделить типы вопросов, которые поддаются формализации; разработать алгоритмы обработки формализованных вопросов по типам; разделить типы формализуемых вопросов на части по их сложности; реализовать разработанные алгоритмы в виде СППР. Эти задачи планируется реализовать в будущем.
Библиографический список
1. Демишкевич, Г.М. Формирование и развитие системы сельскохозяйственного консультирования [Текст] / Г.М. Демишкевич. - М.: ФГУРЦСК, 2009. -296 с.
2. Кочеткова, О.В. Дистанционное консультирование сельских товаропроизводителей - необходимая реальность [Текст] / О.В. Кочеткова // Вестник АПК Волгоградской области. - 2012. - №1-2. - С. 28-29.
3. Кочеткова, О.В. Многоуровневая поддержка принятия решений в системе дистанционного консультирования сельских товаропроизводителей [Текст] / О.В. Кочеткова, Д.А. Оспищев //21 век: фундаментальная наука и технологии: сборник докладов VIII Международной научно-практической конференции. - North Charleston, USA. - 25-26 января 2016. - Том 2. - С. 120-122.
4. Меденников, В.И. Отчет о научно исследовательской работе тема № 0571-2014-0002 «Разработать методику оценки эффективности использования информационного ресурса информационно-консультационной службой (ИКС)» [Текст] / В.И. Меденников / ФГБНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова. - М., 2015.
5. Сайты региональных центров системы сельскохозяйственного консультирования. [Электронный ресурс] // Федеральная сеть обмена знаниями и технологиями в сельском хозяйстве. URL: http://mcx-сonsult.ru/sayti_selskohozyaystvennoe_konsultirovaш.
6. Шепитько, Р.С. Инновационный потенциал сельского хозяйства: методологический аспект [Текст] / Р. С. Шепитько, И. С. Корабельников // Известия Нижневолжского агроуниверситет-ского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2012. - № 3. - С. 228-232.
7. David M. Bridgeland, Ron Zahavi. Business Modeling: A Practical Guide to Realizing Business Value. - Morgan Kaufmann. - 2008. - 408 р.
8. What is CobIT? [Электронный ресурс] // isaca.org: официальный сайт международной ассоциации ISACA. URL: http://www.isaca.org/cobit/pages/default.aspx.
9. What is ITIL® Best Practice? [Электронный ресурс] // axelos.com: официальный сайт компании Axelos. URL: https://www.axelos.com/best-practice-solutions/itil/what-is-itil.
References
1. Demishkevich, G. M. Formirovanie i razvitie sistemy sel'skohozyajstvennogo konsul'ti-rovaniya [Tekst] / G. M. Demishkevich. - M.: FGURCSK, 2009. - 296 s.
2. Kochetkova, O. V. Distancionnoe konsul'tirovanie sel'skih tovaroproizvoditelej ? neob-hodimaya real'nost' [Tekst] / O. V. Kochetkova // Vestnik APK Volgogradskoj oblasti. - 2012. - №1-2. - S. 28-29.
3. Kochetkova, O. V. Mnogourovnevaya podderzhka prinyatiya reshenij v sisteme dis-tancionnogo konsul'tirovaniya sel'skih tovaroproizvoditelej [Tekst] / O. V. Kochetkova, D. A. Ospischev //21 vek: fundamental'naya nauka i tehnologii: sbornik dokladov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - North Charleston, USA. - 25-26 yanvarya 2016. - Tom 2. - S. 120-122.
4. Medennikov, V. I. Otchet o nauchno issledovatel'skoj rabote tema № 0571-2014-0002 "Razrabotat' metodiku ocenki ]ffektivnosti ispol'zovaniya informacionnogo resursa informacionno-konsul'tacionnoj sluzhboj (IKS)" [Tekst] / V. I. Medennikov / FGBNU Vserossijskij institut agrarnyh problem i informatiki im. A. A. Nikonova. - M., 2015.
5. Sajty regional'nyh centrov sistemy sel'skohozyajstvennogo konsul'tirovaniya. [}lek-tronnyj resurs] // Federal'naya set' obmena znaniyami i tehnologiyami v sel'skom hozyajstve. URL: http://mcx-sonsult.ru/sayti_selskohozyaystvennoe_konsultirovani.
6. Shepit'ko, R. S. Innovacionnyj potencial sel'skogo hozyajstva: metodologicheskij aspekt [Tekst] / R. S. Shepit'ko, I. S. Korabel'nikov // Izvestiya Nizhnevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professional'noe obrazovanie. - 2012. - № 3. - S. 228-232.
7. David M. Bridgeland, Ron Zahavi. Business Modeling: A Practical Guide to Realizing Business Value. - Morgan Kaufmann. - 2008. - 408 r.
8. What is CobIT? [Jelektronnyj resurs] // isaca.org: oficial'nyj sajt mezhdunarodnoj associacii ISACA. URL: http://www.isaca.org/cobit/pages/default.aspx.
9. What is ITIL® Best Practice? [Jelektronnyj resurs] // axelos.com: oficial'nyj sajt kompanii Axelos. URL: https://www.axelos.com/best-practice-solutions/itil/what-is-itil.
E-mail: ovk555@bk.ru