Научная статья на тему 'Разработка модели формирования прибыли вертикально интегрированной сбытовой системы страховой компании'

Разработка модели формирования прибыли вертикально интегрированной сбытовой системы страховой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / СТРАХОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ / VERTICALLY INTEGRATED SYSTEMS / INSURANCE / GENERATION OF PROFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарапова Светлана Александровна

Описаны логическое моделирование прибыли страховой компании и математическое моделирование потока финансовых средств на организацию и поддержание функционирования посреднической сети. Составлена итоговая модель определения прибыли страховой компании от страховых операций по массовым рисковым видам страхования при вертикально интегрированном сбыте страховых продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing of a Profit Formation Model of a Vertically Integrated Sales System of Insurance Company

The logic modeling of insurance company profit and the mathematical modeling of the flow of financial resources for the company and maintenance of the intermediary network are described. The final mass risky insurance model of a vertically integrated system of insurance company is compiled.

Текст научной работы на тему «Разработка модели формирования прибыли вертикально интегрированной сбытовой системы страховой компании»

УДК 328

С. А. Шарапова

Разработка модели формирования прибыли вертикально интегрированной сбытовой системы страховой компании

Описаны логическое моделирование прибыли страховой компании и математическое моделирование потока финансовых средств на организацию и поддержание функционирования посреднической сети. Составлена итоговая модель определения прибыли страховой компании от страховых операций по массовым рисковым видам страхования при вертикально интегрированном сбыте страховых продуктов.

Ключевые слова: вертикально интегрированные системы, страхование, формирование прибыли.

S. A. Sharapova

Developing of a Profit Formation Model of a Vertically Integrated Sales System of Insurance Company

The logic modeling of insurance company profit and the mathematical modeling of the flow of financial resources for the company and maintenance of the intermediary network are described. The final mass risky insurance model of a vertically integrated system of insurance company is compiled.

Key words: vertically integrated systems, insurance, generation of profits.

Исследования и применение основных принципов и моделей вертикально интегрированных систем сбыта страховых услуг наглядно могут быть отражены в экономическом механизме, результатом которого является оценка экономической эффективности рассматриваемой системы. Практический опыт использования усовершенствованной концепции вертикально интегрированного сбыта страховых услуг показал, что она находит свое отражение в экономических интересах субъектов — страховой компании, страховых посредников и страхователей.

Экономический интерес страховщика как основного участника вертикально интегрированной сбытовой системы в сфере страхования может быть представлен в виде модели формирования прибыли. На рис. 1 показаны основные источники формирования прибыли страховой организации.

Реальным источником прибыли страховой компании является именно инвестиционно-коммерческая деятельность [1]. Прибыль от операций страхования образуется как разница между ценой продажи страховой услуги и ее себестоимостью. При этом страхующая организация заинтересована в том, чтобы суммы взносов были максимальны, поскольку средства, вовлеченные в коммерческий оборот, являются источником ее инвестиционных доходов. Предприятие-страхователь заинтересовано в обратном. Единственный способ найти взаимовыгодный компромисс — оценка риска и величины выгод для каждой из сторон [2].

КОМИССИЯ

(20—40% брутто ставки)

Рис. 1. Источники формирования прибыли страховщика

Страховщик определяет стоимость страховой услуги, рассчитывая брутто-ставку, которая состоит из нетто-ставки и расходов на ведение дела (нагрузки) (рис. 2) [3].

( Брутто-взнос ^

Г Нетто-взнос

1

Дополнительный взнос (нагрузка)

Вероятность наступления происшествия

Степень опасности

Страховая сумма

Срок страхования

Инвестиционный процент

Резерв предупредительных мероприятий, 5—10%

Расходы компании на получение страховых взносов (агентское вознаграждение), 8—15 %

Прочие расходы на ведение дела, налоги, 5—8 %

Прибыль, 0—2 %

( Стоимость страхуемого объекта )

Вероятность наступления страхового события

Рисковая нетто-ставка

Рисковая надбавка

Совокупная нетто-ставка

Превентивные расходы

Расходы на ведение дела

Прибыль

Брутто-ставка

Рис. 2. Структура и последовательность расчета страхового взноса

Стоимость страховой услуги является объективной величиной, поскольку ее расчет производится на основе актуарных статистических формул. Цена продажи страхового продукта становится известна лишь в момент заключения договора страхования. Она формируется под влиянием целого ряда факторов: конъюнктуры страхового рынка, ценовой политики государства, монопольных соглашений страховщика, динамики процента за кредит и т. д. [4]. Тем не менее, цена предлагаемого страхового продукта должна быть достаточна как для компенсации всех расходов страховой организации, так и для получения приемлемой прибыли на вложенный капитал учредителями страховой компании. Кроме этого, небольшой процент прибыли (обычно 2 %) закладывается в нагрузку тарифной ставки. Поэтому рост числа заключенных договоров будет способствовать увеличению прибыли от страховых операций компании [1].

Здесь следует отметить, насколько важно для страховой компании правильное планирование потока затрат. Один из показателей эффективности деятельности страховой организации по конкретному виду страхования рассчитывается по следующей формуле:

Нетто-взнос Нетто-взнос К фф =- или К1 фф =--100 %.

э фф. ТТ эфф. „

Нагрузка Брутто-взнос

Он характеризует отношение вспомогательных затрат, обусловленных особенностями функционирования конкретной страховой организации, к затратам на основные цели (выплаты страховых возмещений) данного вида страхования, обусловленным объективными характеристиками риска [5].

Сопоставляя значения коэффициента К1эфф из работы К. Г. Воблого [6] для страховых организаций, работавших в начале века (среднее значение К1 эфф, = 70 %), с данными Федеральной службы по финансовым рынкам [7] (среднее значение К1эфф = 30 %), можно сделать вывод, что заложенная в структуру страхового взноса нагрузка позволяет увеличить эффективность страховых операций для большинства современных российских страховых организаций.

Относительно прибыли от операций перестрахования и ретроцессии практика показывает, что любое страховое общество, даже на основе тщательного отбора рисков при приеме их на страхование, не может создать портфель полностью изолированных друг от друга объектов страхования. Поэтому для обеспечения финансовой устойчивости страховая компания передает часть своих рисков в перестрахование. При этом она имеет право на тантьему, т. е. комиссию с прибыли, и на удержание комиссионных (20—40 % брутто-ставки). Если страховщик сам принимает риски на перестрахование, то он удерживает в свою пользу комиссионные, которые могут составлять 60—80 % брутто-ставки [8, с. 3].

Далее по схеме передачи страхового риска перестраховщик, приняв в перестрахование риск, может частично передать его другому страховщику. Такую операцию называют ретроцессией [9]. Перераспределение риска, а значит, и уплата комиссионных в этом случае происходят аналогично перестрахованию.

Следует отметить, что прибыль от передачи риска в перестрахование образуется лишь от передачи риска по цене ниже себестоимости. Получение прибыли от перестрахования на практике наблюдается редко, так как оно является одним из способов диверсификации страхового портфеля, т. е. уменьшения его рискованности.

Кроме прибыли от страховых операций страховщик может иметь прибыль от инвестиционно-коммерческой деятельности, получение которой — важная задача для страховщика. Эта прибыль представляет широкие возможности для расширения страховой ответственности и снижения тарифов по отдельным видам страхования, а также другим направлениям развития страхового дела [3].

Можно утверждать, что принципы создания маркетинговой системы напрямую не влияют на эту часть прибыли. Но и здесь возможны пути увеличения прибыли страховой организации. При введении эффективного маркетинга будет увеличиваться прибыль от страховых операций, что, в свою очередь, приведет к увеличению страховых резервов компании. А поскольку страховая организация может использовать свой актив для инвестиций в другие сферы деятельности, то при удачном их размещении возрастет и прибыль от инвестиционно-коммерческой деятельности страховщика. Однако существуют законодательно установленные Правила размещения страховых резервов, по которым страховые организации при инвестировании средств обязаны соблюдать определенные соотношения. Это выступает своего рода ограничением для деятельности страховых компаний [10].

Анализ прибыли любой организации является составной частью анализа общего финансового состояния компании, его проведение при внедрении системы вертикально интегрированного сбыта страховых продуктов можно осуществить поэтапно [11].

1. Расчет соотношения активов и обязательств.

2. Текущий расчет убыточности и уровня выплат и динамики их изменения.

3. Расчет статистических данных для руководства и контролирующих органов.

4. Расчет показателей ликвидности.

5. Расчет показателей финансовой устойчивости.

6. Аналитический учет и анализ работы филиалов.

7. Сравнительный анализ деятельности.

8. Сравнительный анализ с конкурирующими страховыми компаниями.

Данные анализа прибыльности необходимы менеджеру страховой организации как при оценке достигнутых результатов компании, так и при планировании ее будущего развития. Мы предлагаем следующий состав расчетов при планировании и оценке достигнутых результатов страховой компании: технико-экономические обоснования принимаемых хозяйственных решений; выработка рекомендаций при установлении стоимости страховых услуг; определение условий безубыточности деятельности компании; анализ

зависимости размера прибыли от объема услуг, цены, условно-постоянных расходов; установление динамики изменения выручки и прибыли; проведение актуарных расчетов; плановые оценки формирования фондов страховой компании; текущие расчеты ее доходов и расходов и прогноз их изменений; оценка рентабельности отдельных страховых услуг, принимаемых решений и компании в целом.

В ходе проведенного исследования осуществлено логическое моделирование прибыли страховой компании, заключающей договоры по массовым рисковым видам страхования, и выделены параметры модели, на которые значительное влияние оказывает действующая система маркетинга. Разработка модели прибыли производилась на основании методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования [12]. Ниже представлена логическая схема определения прибыли страховой компании.

1. Прибыль страховой компании складывается из прибыли от страховых операций Pсо, а также коммерческой деятельности страховой компании Pк (прибыль от инвестиций и прочей коммерческой деятельности) и рассчитывается по формуле:

P=P +P.

со к

2. Прибыль от страховых операций формируется из прибыли от операций страхования Pс, перестрахования Pп и ретроцессии Рр:

P = P + P + P .

со с п р

3. Прибыль от операций по страхованию, в свою очередь, рассчитывается следующим образом:

1-я

п-д

100 А-9 + 1,2-100 А-?- а(у)

Рг=к-Тс •п = к-п----,

с 6 Ю0-/

где Tб — брутто-ставка договора страхования по массовым рисковым видам страхования; q — вероятность наступления страхового случая по одному договору страхования; — средняя страховая сумма по одному договору страхования; ^ — среднее возмещение по одному договору страхования при наступлении страхового случая; п — количество договоров, отнесенных к периоду времени, на который проводится страхование; а(у) — коэффициент гарантии безопасности; / — доля нагрузки в общей тарифной ставке (%).

4. Прибыль от операций по перестрахованию и от операций ретроцессии на практике наблюдается редко, и ее получение прямо не связано с маркетинговой политикой страховой компании, так как эти виды операций являются формой диверсификации страхового портфеля и направлены исключительно на повышения финансовой устойчивости страховой компании.

5. Наиболее сложно согласуемая на практике доля в накладных расходах (нагрузке) — затраты на агентские вознаграждения. Разработанная система страхового маркетинга не исключение. В связи с этим необходимо провести исследования и определить целесообразные значения этих величин.

Условные обозначения: п — количество договоров, отнесенных к периоду времени, на который проводится страхование; N— количество заключенных договоров и М— количество страховых случаев за данный период.

Рис. 3. Итоговая модель формирования прибыли страховой компании

В общем виде для многоуровневой системы организации распространения страховых услуг финансовый поток агентских вознаграждений, выплачиваемых страховой компанией, рассчитывается по формуле:

■II.

i=1

где n — число уровней системы распространения; Pt — расходы страховой компании на содержание страховых агентов /-го уровня:

P. = a. • m. • ,

iii б'

где m. — количество договоров, заключенных страховыми агентами уровня /; a. — размер комиссионного вознаграждения данного уровня; T6 — тарифная ставка-брутто по заключенным договорам страхования.

На рис. 3 представлено моделирование процессов формирования прибыли страховой компании от страховых операций по массовым рисковым видам страхования при вертикально интегрированном сбыте страховых продуктов. В модели отмечены параметры, на значение которых существенное влияние оказывает сбытовая система. Аналогичные модели при необходимости могут быть построены теоретически для операций перестрахования и ретроцессии.

Литература

1. Страховой портфель / Под ред. Ю. Б. Рубина, В. И. Солдаткина. М.: СОМИНТЕК, 1994.

2. Шахов В. В., Медведев В. Г., Миллерман А. С. Теория управления рисками в страховании. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Стяжков И. В. Некоторые вопросы актуарных расчетов при определении стоимости страховых услуг // Финансовый менеджмент в страховой компании [Электронная версия]. 2006. № 2. URL: http://afservices.ru/ publications/7/ (дата обращения: 25.03.2013).

4. Страховое дело / Под ред. Л. И. Рейтмана. М.: ЭКОС, 1992.

5. Гранатуров В. М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. М.: Дело и сервис, 2010.

6. Воблый К. Г. Основы экономии страхования. М.: Анкил, 1995.

7. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность по страхованию // Федеральная служба по финансовым рынкам РФ: Официальный сайт. URL: http://www.fcsm.ru/ru/contributors/insurance_industry/ normative_base_insurance (дата обращения 31.01.2013).

8. A Risk Management Standard / AIRMIC, ALARM, IRM // The Institute of Risk Management (IRM): Site. 2002. URL: http://www.theirm.org/publica-tions/documents/Risk_Management_Standard_030820.pdf (дата обращения: 21.02.2013).

9. Юлдашев Р. Т. Страховой бизнес: Словарь-справочник. М.: Анкил, 2005. 10. Приказ Министерства финансов РФ от 08.08.2005 № 100н «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Куликов С. В. Методика финансового анализа страховых организаций // Научные записки НГУЭУ [Электронная версия]. 2008. № 4. URL: http:// old.nsaem.ru/Science/Publications/Science_notes/Archive/2008/4/484.pdf (дата обращения: 25.03.2013).

12. Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни: Утв. приказом Министерства финансов РФ от 11.06.2002 № 51н. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

13. Макейкина С. М., Лёшин С. С. Инвестиционная деятельность страховых компаний как фактор повышения их финансовой устойчивости в условиях рецессии // Системное управление: электронное периодическое издание. 2012. № 1. URL: http://sisupr.mrsu.ru/2012-1/PDF/3_Strah/Lyoshin.pdf (дата обращения: 25.03.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Фадейкина Н. В., Гроза С. А. Отечественная и зарубежная теория и практика анализа финансового состояния страховщиков // Сибирская финансовая школа. 1996. № 4. С. 40—45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.