МАЙ HOC (290)
ЗНиСО
4C
УДК 614.4:623.458: "363" (470+571)
РАЗРАБОТКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНА САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ) МЕРОПРИЯТИЙ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЕЖИМАХ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Ю.В. Рыжков, Э.А. Москвитина
ФКУЗ «Ростовский-на-Дону противочумный институт» Роспотребнадзора,
Ростов-на-Дону, Россия
Рассмотрен порядок разработки межведомственного оперативного плана санитарно-противо-эпидемических (профилактических) мероприятий в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Предложена структура плана с определением мероприятий для органов и учреждений, участвующих в его реализации, в пунктах пропуска в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера. Ключевые слова: санитарно-карантинный контроль, межведомственный оперативный план, повышенная готовность, чрезвычайная ситуация.
Yu.V. Ryzhkov, E.A. Moskvitina □ QUARANTINE CONTROL: INTERDEPARTMENTAL OPERATIONAL PLAN OF SANITARY-ANTIEPIDEMIC (PREVENTIVE) ACTIVITIES IN THE BORDER CHECKPOINTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON HIGH-ALERT STATUS AND IN EMERGENCY SITUATION OF SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL CHARACTER □ Rostov-on-Don Anti-Plague Institute of the Rospotrebnadzor, Rostov-on-Don, Russia.
In this paper we describe the order for developing of interdepartmental operational plan of sanitary-antiepidemic (preventive) activities in border checkpoints of the Russian Federation. The plan composition is proposed with the identification of activities for participating bodies and organizations in the border checkpoints on high-alert status and in emergency situation of sanitary-epidemiological character.
Key words: quarantine control, interdepartmental operational plan, high alert, emergency situation.
Оптимизация управления в системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения неразрывно связана с его совершенствованием, в том числе в одном из главных его звеньев - планировании [1]. Авторы рассматривают план как надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно сформулированные цель, задачи, пути и средства их достижения, предвидение конечных результатов, подчеркивают, что план, по существу, - это программа деятельности отдельных организаций, системы здравоохранения в целом [10]. Межведомственный оперативный план санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Межведомственный план) в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ЧС) в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения является основным документом, определяющим действия должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль (СКК) при наличии предпосылок и предвестников к развитию ЧС в пункте пропуска. В понятие «предпосылки» ЧС мы вкладываем потенциальные риски, связанные с движением через пункты пропуска пассажиров, грузов, багажа, контейнеров, транспортных средств, товаров или почтовых посылок, в понятие «предвестники» ЧС - риски, обусловленные выявлением больных с подозрением на инфекционные болезни, предусмотренные Международными медико-санитарными правилами [3], а также актуальные для национального здравоохранения страны (далее -
Болезни), с обнаружением подозрительных на контаминацию грузов, багажа, контейнеров, транспортных средств, товаров или почтовых посылок.
По мнению И.Г. Карнаухова с соавт., множество определений чрезвычайной ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения состоит в том, что к ЧС отнесены экстраординарные события санитарно-эпидемиологического характера, требующие проведения мероприятий по их контролю на национальном и международном уровнях при необходимости и неизбежности межведомственного (межсекторального) сотрудничества и взаимодействия [2]. Широкая трактовка термина «чрезвычайная ситуация», включающая весь спектр неоднородных явлений природного и антропогенного характера, рассмотрена в работе А.В. Топоркова с соавт. [9], где выделены техногенные, природные, биолого-социальные и социальные ЧС. Межведомственный план, в соответствии с данной классификацией, предусматривает соответствующую направленность действий при ЧС, возникающих вследствие выявления инфекционных болезней людей - ЧС биолого-социального характера, с учетом СП 3.4.2318-08 [8] - ЧС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При разработке Межведомственного плана мы исходили из того, что в основе его должен быть определен оптимальный комплекс организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических), обоснованных в правовом отношении мероприятий, проводимых в режимах повышенной готовности и в условиях ЧС в области санитарно-эпидемиологического благо-
46
ЗНиСО
МАЙ Н0Е (290)
получия населения, с целью локализации и ликвидации возможной ситуации и минимизации рисков. В документе должен быть заложен алгоритм межведомственного взаимодействия, учитывающий при приоритете санитарно-эпидемиологической составляющей особенности конкретного пункта пропуска и основные задачи, возложенные на подразделения государственных контрольных органов и другие учреждения. При этом руководствовались такими основными принципами планирования, как обоснованность - сочетание правовой и санитарно-эпидемиологической основы планируемых мероприятий, системность - использование синер-гетического эффекта (как положительного результата совместного действия) комплекса мероприятий для достижения поставленной цели, целенаправленность - определение основной цели проводимых мероприятий и оптимальных мероприятий для ее реализации, достижимость - реальность реализации планируемых мероприятий в определенное время и определенными лицами, преемственность - логическое продолжение мероприятий каждого из последующего этапов плана предыдущего этапа, конкретность - четкая формулировка мероприятий плана и задействованных органов и учреждений [6].
Анализируя практику работы санитарно-ка-рантинных пунктов (СКП), нами выделены три режима деятельности: повседневный режим, режим повышенной готовности и режим работы в условиях ЧС. В режиме повседневной деятельности СКК подвергаются транспортные средства, а также пассажиры и члены экипажей при поступлении информации: о прибытии из стран, где имеют место эпидемии или крупные вспышки, эндемичные по Болезням регионы с активизацией эпизоотического и (или) эпидемического процесса; о наличии лиц с подозрением на Болезнь; о прибывающих из стран, в том числе в пределах инкубационного периода, из зараженных Болезнями районов; о наличии грызунов или следов их пребывания; об обнаружении насекомых на транспортном средстве, прибывающем из стран, неблагополучных по Болезням или имеющих зараженные территории; о прибытии транспортных средств (морских) с выявленными ранее нарушениями в области санитарно-эпидемиологического благополучия; о наличии международных почтовых отправлений с нарушенной целостностью, которые поступили из стран, пораженных Болезнями [5].
Режимом повышенной готовности необходимо считать особенности работы СКП при наличии конкретных предпосылок к развитию ЧС - эпидемиологических потенциальных рисков (больные с подозрением на человеческий грипп, вызванный новым подтипом Н5К1, Ы7К9; болезнь, вызванная вирусом Эбола; лихорадка Зика и другие болезни) с введением усиленного СКК до подтверждения/снятия диагноза у больного с подозрением на Болезнь, выявленного на прибывшем транспортном средстве или результатов лабораторных исследований обнаруженных носителей, переносчиков возбудителей инфекционных болезней.
Режим ЧС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пункте пропуска через государственную границу Рос-
сийской Федерации вводится после выявления ^^ предвестников (эпидемиологических реальных рисков) ЧС, в частности, при выявлении боль- еэ ных с сигнальными признаками Болезни (по- ^Б становка предварительного диагноза на осно- ^ вании характерной клинической картины забо- г2^ левания, эпидемиологического анамнеза); при обнаружении определенного видового состава ■— носителей и переносчиков - возбудителей Болезней; подозрительных на контаминацию грузов, багажа, контейнеров, транспортных средств, товаров или почтовых посылок, доставленных из зараженных районов.
Поэтому структура Межведомственного плана должна включать разделы «Режим повышенной готовности» и «Режим ЧС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения». В разделе «Режим повышенной готовности» целесообразно выделить подразделы организационных и санитарно-противоэпиде-мических (профилактических) мероприятий.
Организационные мероприятия в разделе «Режим повышенной готовности» включают: обеспечение информацией об имеющемся риске санитарно-эпидемиологического благополучия населения транспортных организаций, государственных контрольных органов, администрации пунктов пропуска; проведение координационных советов в пункте пропуска с учетом определения мероприятий, необходимых для выявления риска и межведомственного взаимодействия; организацию и проведение обучения представителей государственных контрольных органов, транспортных организаций, членов экипажей транспортных средств, медицинских работников (при наличии) в пункте пропуска для повышения настороженности и идентификации рисков; информирование членов экипажей транспортных средств, пассажиров об имеющемся эпидемиологическом потенциальном риске посредством раздачи памяток, актуализации информации на стенде СКП, радиосообщений в пункте пропуска; проведение тактико-специальных учений в пункте пропуска по ликвидации ЧС биолого-социального характера с реальным эпидемиологическим риском -выявлением больного инфекционным заболеванием определенной этиологии.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия предусматривают усиление СКК и включают: выявление транс-ферных пассажиров, организацию и проведение бесконтактной термометрии лиц на транспортных средствах, следующих из регионов с проявлением установленного риска; усиление контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием транспортных средств. Необходимо предусмотреть выявление эпидемиологических рисков не только специалистами, осуществляющими СКК, но и представителями других государственных органов в случае, если транспортное средство не подлежало СКК по системе управления рисками [7].
В этом разделе Межведомственного плана должно быть предусмотрено активное выявление рисков в пункте пропуска и в транспортных организациях (аэропорты, морские, речные порты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы и автостанции и другие). Исполнение указанного мероприятия возлагается на специалистов,
МАЙ Н0Е (290)
ЗНиСО
47
^^ осуществляющих СКК, а также сотрудников иных учреждений (пограничная служба, тамо-сБ женные органы, органы пограничного ветеринарного и фитосанитарного контроля, полиция, служба транспортной безопасности).
При выявлении специалистом, осуществляющим СКК, рисков для санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Межведомственном плане предусмотрено проведение следующих медико-санитарных мер [3]: организация вызова бригады скорой медицинской помощи (дежурного здравпункта) для постановки предварительного диагноза и оказания необходимой медицинской помощи (по жизненным показаниям); приостановка проведения всех видов контроля; организация изоляции подозрительного на Болезнь лица, сбор эпида-намнеза; анкетирование контактировавших лиц (по показаниям).
При выявлении рисков для сотрудников иных государственных контрольных органов (пограничная служба, таможенные органы и др.) планируют следующие мероприятия: приостановка проведения всех видов контроля; вызов специалиста, осуществляющего СКК; организация изоляции лица, подозрительного на Болезнь, на транспортном средстве. Дальнейшие мероприятия по изоляции лица, подозрительного на Болезнь, и сбору эпиданамнеза возлагаются на специалистов, осуществляющих СКК.
Целесообразно предусмотреть в Межведомственном плане ситуацию, когда информация об имеющемся риске на транспортном средстве, в том числе следующем внутренним рейсом, поступает в СКП от диспетчера транспортной организации [8]. В этом случае специалист СКП уточняет через диспетчера эпиданамнез и сигнальные признаки (синдромы) заболевания, дает рекомендации по изоляции подозрительного на Болезнь на транспортном средстве, организует прибытие бригады специализированной скорой медицинской помощи для оказания необходимой медицинской помощи (по жизненным показаниям) и постановки предварительного диагноза; решает вопрос о необходимости постановки транспортного средства при прибытии на санитарную стоянку (причал, тупик).
В случае выявления лица, подозрительного на Болезнь, в здании аэропорта, вокзала, порта, в том числе в залах внутренних транспортных сообщений [8], мероприятия по изоляции, вызову бригады скорой медицинской помощи (дежурного здравпункта) для оказания необходимой медицинской помощи (по жизненным показаниям) и постановки предварительного диагноза, а также информирование СКП возлагается на транспортную организацию.
Мероприятия в режиме ЧС, предусмотренные в плане, проводятся под руководством специалистов, осуществляющих СКК, во взаимодействии с другими специалистами Роспот-ребнадзора. При этом основными из них являются следующие: реализация схемы оповещения; введение в действие постановления Главного государственного санитарного врача по субъекту (области, республике, краю) о введении ограничительных мероприятий в пункте пропуска; формирование и прибытие эпид- и дезбригад на транспортное средство; эвакуация больного в изолятор пункта пропуска и/или
непосредственно в определенное комплексным планом медицинское учреждение; организация и проведение текущей дезинфекции; проведение противоэпидемических мероприятий с контактировавшими лицами (составление списков с указанием фамилии, имени, отчества; адресов постоянного места жительства и временного пребывания, места работы, адреса места работы и др.); организация проведения заключительной дезинфекции багажа; проведение заключительной дезинфекции транспортного средства; осуществление контроля качества заключительной дезинфекции; введение в действие постановления Главного государственного санитарного врача по субъекту о снятии ограничительных мероприятий в пункте пропуска.
Проведение мероприятий, возложенных на органы пограничного и таможенного контроля, а также на транспортную организацию в пункте пропуска, предусмотрено при содействии специалистов Роспотребнадзора и с учетом эпидемиологически обоснованной очередности. При этом сотрудники пограничной службы (в средствах индивидуальной защиты) проводят паспортный контроль выявленного больного и паспортный контроль контактировавших с ним лиц. Сотрудники таможенного поста проводят таможенный контроль ручной клади, таможенный контроль багажа. Планирование пограничного и таможенного контроля транспортного средства должно быть предусмотрено после контроля качества проведенной заключительной дезинфекции.
На транспортную организацию в пункте пропуска должна быть возложена доставка контактировавших лиц в определенное приказом по транспортному узлу помещение для временной изоляции, а эвакуация контактировавших лиц в изолятор - на автотранспортное предприятие, предусмотренное в комплексном плане по санитарной охране территории субъекта (муниципального образования).
Мероприятия по охране транспортного средства закрепляются за учреждениями, ответственными за соблюдение соответствующего режима в пункте пропуска (администрация пункта пропуска, пограничная служба).
При проявлении ЧС вне пункта пропуска (на транспортном средстве, следующем внутренним рейсом, автостанции, в вокзале, в аэропорту) [8] из указанных выше мероприятий Межведомственного плана исключаются возложенные на пограничную службу и таможенные органы, а режимные мероприятия возлагаются на представителей МВД и службу транспортной безопасности транспортного объекта.
Приложениями к Межведомственному плану должны являться «Схема оповещения при выявлении рисков для санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пункте пропуска через государственную границу»; «Перечень учреждений госпитальной базы, развертываемой при ЧС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и «Группы консультантов (эпидемиолог, инфекционист) по организации и проведению мероприятий при выявлении больного с подозрением на Болезнь».
Схема оповещения (схема передачи информации) при выявлении рисков для санитарно-
40
ЗНиСО
МАЙ Н0Е (290)
эпидемиологического благополучия населения в пункте пропуска через государственную границу представляет перечень должностных лиц, подлежащих оповещению с их контактными телефонами. В ней должен быть определен оптимальный способ связи с каждым из информируемых лиц в рабочее и нерабочее время и определены ответственные за передачу информации. При невозможности реализации схемы специалистом СКП она должна быть предусмотрена для ввода в действие должностными лицами пограничной или таможенной служб.
Перечень учреждений госпитальной базы, развертываемой при ЧС в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и группы консультантов по организации и проведению мероприятий, клинике, лечению и диагностике дублируются с учетом предусмотренных в комплексном плане по санитарной охране территории.
Практический опыт определяет наиболее эффективным следующий порядок разработки Межведомственного плана:
1. Разработка мероприятий Межведомственного плана с определением ответственных лиц.
2. Практическая отработка проекта Межведомственного плана по возможным характеристикам события (проведение учений).
3. Корректировка Межведомственного плана.
4. Согласование Межведомственного плана на координационном совете в пункте пропуска.
5. Утверждение Межведомственного плана.
Практическая отработка проекта Межведомственного плана по возможным характеристикам события заключается в проведении тактико-специальных учений в пункте пропуска через государственную границу с участием всех определенных ответственных исполнителей. В ходе проведения практической отработки проекта Межведомственного плана проводится хронометраж времени и оценка достижения основных целей планирования. На основании полученных результатов практической отработки проекта Межведомственного плана проводится его корректировка. Вынесение откорректированного проекта плана на координационное совещание в пункте пропуска позволит учесть задачи отдельных учреждений при проведении мероприятий (особенности проведения паспортного контроля больного и контактировавших лиц, проведения таможенного контроля багажа пассажиров, проведения мероприятий по авиационной или транспортной безопасности, режимных мероприятий в пункте пропуска).
Межведомственный план подлежит корректировке не реже одного раза в год в соответствии с приказом Роспотребнадзора [4]. Утверждается Главным государственным санитарным врачом (его заместителем) по субъекту и подлежит согласованию со следующими организациями: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», обеспечивающим деятельность Управления Роспотребнадзора в субъекте и участвующим в формировании эпид- и дезбригад, групп эпидемиологической разведки; пограничной службой (начальник контрольно-пропускного пункта пограничных войск; таможенной службой (начальник таможенного поста); администрацией пункта пропуска (служба капитана порта, директор аэропорта и (или) представитель
Росгранстроя; транспортным предприятием пункта пропуска (владельцы причалов, портов); территориальным учреждением здравоохранения, обеспечивающим специалистами для оказания специализированной медицинской помощи и постановки предварительного диагноза лицу с подозрением на Болезнь и эвакуацию больного(ых) с подозрением на Болезнь; предприятием дезинфекционного профиля.
Один из экземпляров утвержденного Плана должен находиться у дежурного специалиста СКП, другие - у представителей пограничной и таможенной службы в пункте пропуска и других организаций, ответственных за определенные планом мероприятия.
Представленная структура Межведомственного плана охватывает основные мероприятия и не исключает внесение дополнений с учетом вида, характера (пассажирский, грузовой, грузо-пассажирский) международного транспортного сообщения, режима работы (постоянный, временный) и пропускной способности пункта пропуска.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляков В.Д. и др. Эпидемиология / В.Д. Беляков, Р.Х. Яфаев. М.: Медицина, 1989. 416 с.
2. Карнаухов И.Г. и др. Осложнение санитарно-эпидемиологической обстановки и риск возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия при стихийных бедствиях и антропогенных катастрофах / И.Г. Карнаухов, В.А. Стар-шинов, В.П. Топорков // Пробл. особо опасных инфекций. 2012. № 2. С. 9-15.
3. Международные медико-санитарные правила (2005 г.). 2-е изд. ВОЗ. Женева. 2008. 82 с.
4. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитар-но-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза: Приказ Роспотребнадзора от 17 июля 2012 г. № 767 (с изменениями и дополнениями).
5. О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе: Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
6. Планирование деятельности управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: МУ 5.1.2526-09. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотреб-надзора, 2009. 16 с.
7. Рыжков Ю.В. и др. Управление рисками в санитарно-карантинном контроле / Ю.В. Рыжков, М.Ю. Соловьев // Пробл. особо опасных инфекций. 2012. № 3. С. 33-37.
8. Санитарная охрана территории Российской Федерации: СП 3.4.2318-08 (с изм., вступ. в силу с 29.11.2016).
9. Топорков А.В. и др. Чрезвычайная ситуация в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как унифицированный объект надзора и оперативного реагирования в рамках современной стратегии борьбы с инфекционными болезнями / А.В. Топорков, В.П. Топорков, А.Е. Шиянова // Пробл. особо опасных инфекций. 2009. № 2. С. 5-11.
10. Щепин О.П. и др. Общественное здоровье и здравоохранение / О.П. Щепин, В.А. Медик. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 592 с.
Контактная информация:
Москвитина Эльза Афанасьевна, тел.: +7 (863) 234-38-17, e-mail: [email protected] Contakt information: Moskvitina Elza, phone: +7 (863) 234-38-17, e-mail: [email protected]