УДК 658.511
С.В. Родионова
ФГБОУВПО «МГСУ»
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННОГО ПОДХОДА
Разработана методика оценки эффективности организационных инноваций на предприятии, основанная на многокритериальной оптимизации показателей эффективности организационных коммуникаций, изменяющихся при внедрении нововведений. Обоснован коммуникационный подход как базис реализации организационных инноваций в деятельности предприятия как социально-экономической системы, выявлены ключевые критерии и разработан алгоритм оценки эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода. Применение предложенного методического подхода способствует обоснованному планированию и реализации организационных нововведений в деятельность предприятия.
Ключевые слова: организационная инновация, эффект, коммуникации, транс-акционные издержки, многокритериальная оптимизация.
В условиях экономической нестабильности, сопровождающей смену технологических укладов и становление «экономики знании», устойчивые конкурентные преимущества организации возможно сформировать лишь на инновационной основе [1, 2]. Реализация инноваций в технике и технологии сопровождается, а иногда и обусловливается организационными инновациями, которые составляют основу организационного развития современных предприятий. Несмотря на достаточное количество научных исследований в данной области [3—9], вопросы обоснования критериев и оценки эффективности организационных инноваций не имеют общепринятого решения, учитывающего специфику данного вида новшеств.
На основе анализа понятий «организация», «инновация», «управление» нами выделены ключевые элементы и уточнено с авторской позиции понятие организационных инноваций. Организационная инновация — целенаправленное изменение коммуникационных процессов инновационного характера в системе управления организацией с целью перевода ее или какого-либо ее системного элемента в новое качественное состояние (часто характеризуемое количественными критериями) [10]. Исходя из анализа понятия организационных инноваций, их классификации и анализа факторов, можно сделать вывод, что во всех организациях, создающихся для достижения определенных целей путем объединения людей и ресурсов [5, 11], объективно возникают коммуникации как основа организационного механизма, обеспечивающая интеграцию деятельности всех подсистем. Поэтому организационные инновации целесообразно рассматривать с позиции теории коммуникаций.
Согласно современным исследованиям, коммуникации представляют собой объективный процесс, характерный для любой организационной системы, создающейся для достижения определенной цели объединения ресурсов,
в т.ч. человеческих [12—15]. Следовательно, коммуникации — это процесс взаимодействия между элементами системы, системы и внешней среды, основанный на интересах, мотивах и ценностях [3, 4, 16—18]. Вышеобозначенные категории, составляющие базис коммуникаций, лежат на пересечении социально-психологической и экономической плоскостей, вследствие чего экономическая интерпретация существенных признаков данных понятий, необходимая для их оценки и совершенствования, возможна лишь на основе институционального подхода. Институциональная теория, в частности не-оинституционализм, провозглашает значимость социальных институтов и поведенческих аспектов, их взаимосвязь с экономикой и оперирует понятием трансакционных издержек [19], которые являются основой количественной оценки коммуникаций. Трансакционные издержки и их оптимизация являются критерием оценки способности организационной структуры эффективно планировать и осуществлять коммуникации для достижения поставленных целей [20, 21].
Следовательно, минимизация трансакционных издержек является одним из критериев эффективности новшеств в коммуникационном поле предприятия, являющихся организационными инновациями.
В данном случае ключевым является вопрос о методе оценки трансакци-онных издержек (рис. 1).
Рис. 1. Методы оценки трансакционных издержек (формализовано автором по [21])
Предметом коммуникаций, по С.Ю. Тюковой [17], является финансово-хозяйственная деятельность предприятия, осуществляемая при влиянии факторов внешней и внутренней сред и отражаемая в учетной документации предприятия. Соответственно, исходя из предложенного нами определения, при реализации организационных инноваций определяющими факторами среды будут являться именно ключевые факторы инноваций.
Современный трехмерный вектор развития знания — изменения — глобализация приводит к необходимости повышения информатизации коммуникационного процесса. В этом случае коммуникационный процесс включает обмен информацией для удовлетворения внутренних и внешних потребностей в информации, а коммуникационное поле представляет совокупность информационных каналов и узлов, образуя информационную сеть [12, 13].
То есть коммуникационное поле представляет собой ориентированный граф, характеристиками которого выступают трансакционные издержки передачи информации.
Целевая функция графа коммуникаций при этом, следуя тезисам организационного подхода, определяется целью функционирования организации и формализуется нами как степень достижения поставленных целей для устойчивого и эффективного организационного развития.
При этом следует учесть, что в теории коммуникаций выделяют следующие критерии эффективности коммуникаций: полноту, достоверность и оперативность информации о финансовых, производственных, технических и социальных результатах деятельности предприятия [14, 15]. Следовательно, интегральный критерий эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода должен учитывать перечисленные аспекты. Согласимся с мнением Г.Е. Эдельгауза о необходимости перехода к общеэкономическим измерителям оценки качества и оперативности информации.
При реализации каких бы то ни было направлений деятельности, в т.ч. при реализации проектов, главенствующую роль занимает процесс формулировки цели, в этом случае первое место отводится процессу управления поставленными целями. В зависимости от того, на что направлены управленческие цели, их можно разделить на две подгруппы: точечные и цели-направления [22].
Первая группа рассматривает цели с определенными основными параметрами, которые необходимо достичь в конечном счете. Эти цели являются составными для главной стратегической цели или цели-направления. Эффективный руководитель должен грамотно ставить главную — генеральную цель проекта, при этом дифференцируя ее на более мелкие цели, основной задачей которых является помощь в осуществлении генеральной цели. В этом случае целесообразно обозначить как количественные, так и временные рамки реализации выделенных подцелей.
Учитывая вышеизложенное, предложенная нами целевая функция оценки примет вид (согласно методу расстояний)
п 2 _
С, (К) = Ё Г (Кт - К.,) , / = 1, т,
з=1
где т . — коэффициенты сравнительной значимости для придания веса различным показателям в соответствии с их важностью в общей оценке степени достижения цели; Ко — вектор целевых показателей; К. — вектор фактических показателей.
Оценка степени достижения цели определяется как квадрат расстояний между двумя точками в т-мерном пространстве, координаты которых в нашем случае — это значения целевых показателей и соответствующие фактические значения.
Одновременно следует учесть тезис о структуре эффективности коммуникаций: оценивается эффективность коммуникаций с потребителями продукции, эффективность деловых коммуникаций и эффективность коммерческого предприятия [13—15, 23]. Так как инновационный процесс организационных инноваций характеризуется минимизацией или отсутствием стадии диффузии инноваций вследствие их нацеленности на внедрение внутри предприятия,
считаем, что оценивать эффективность коммуникаций с потребителями следует путем учета трансакционных издержек на внутренние коммуникации в процессе разработки и внедрения инноваций (включая издержки сопротивления изменениям). Тогда функцию эффективности коммуникаций коммерческого предприятия при реализации организационных инноваций считаем необходимым представить в виде
E (К ) = f (Дпм, Ок) max, где Е(К) — эффективность коммуникаций предприятия; Дпм — доля загрузки производственной мощности; О — обеспеченность организации договорами (заказами).
Ключевая проблема обоснования эффективности организационных инноваций должна отражать успешность, с которой удается изменить структуру или методы управления в связи с передачей информации в коммуникационном процессе. Тогда общий критерий эффективности коммуникаций можно определить как степень достижения поставленных в организации целей.
Исходя из множественности перечисленных критериев эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода, имеем оба из известных типов критериев эффективности: пространственную эффективность (степень достижения поставленной цели) и векторную эффективность, характеризующую процесс достижения цели путем оценки затрат. Приведение перечисленных критериев к интегральному считаем возможным осуществить либо методом затраты — эффект, либо методом многокритериальной оптимизации. Вся определенная выше совокупность критериев оценки эффективности представляется одинаково значимой. Поэтому при постановке задачи многокритериальной оптимизации необходимо построить векторную функцию. В этом случае предложенная нами модель эффективности будет иметь вид
F = {Е(К), Т(К), С(К)}, где Е(К) — эффективность коммуникаций; Т(К) — трансакционные издержки коммуникаций; С(К) — степень достижении поставленной цели организационной инновации.
Исходя из сути задачи многокритериальной оптимизации, все компоненты векторной функции являются конкурирующими, и на них могут быть наложены дополнительные ограничения. Так, исходя из вышеизложенного, предлагаем следующую систему совокупности критериев эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода:
'Е(К) = f (Дпм, Ок) max;
" Cd (К) = f (, ..., Kji ) min;
Т(К) = F..., y„) min.
Следует отметить, что решение задач многокритериальной оптимизации производится, как правило, одним из следующих методов [24]:
все составляющие векторной функции задаются как постоянные величины, кроме одной составляющей, имеющей максимальную значимость;
всем составляющим векторной функции присваиваются весовые коэффициенты, характеризующие значимость достижения каждой целевой составляющей.
В любом случае, решение сводится к однокритериальной задаче оптимизации при наличии системы ограничений.
Так как нами определено, что коммуникации при реализации организационных инноваций (являющихся изменениями с целевой направленностью) в подавляющем большинстве сводятся к организационным коммуникациям, основным критерием будет достижение цели инновации. Тогда минимизация трансакционных издержек и максимизация эффективности коммуникаций предприятия могут трактоваться как ограничения задачи оптимизации. Однако конкретный метод решения задачи многокритериальной оптимизации эффекта организационной инновации, считаем, следует выбирать в зависимости от условий и цели ее реализации.
Исходя из вышеизложенного, блок-схема алгоритма оценки эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода будет иметь вид, приведенный на рис. 2.
Рис. 2. Блок-схема алгоритма оценки эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода (разработано автором)
В результате реализации предложенного алгоритма становится возможным оценить степень достижения цели нововведения, учитывая динамику трансакционных издержек в результате организационного нововведения (что позволит учесть также влияние неформальных и неинформационных коммуникаций), а также результативность деловых коммуникаций коммерческого предприятия. Считаем, что предложенная методика отражает суть и специфику организационных инноваций на предприятии, а также позволяет формализовать результаты расчета в целях планирования и прогнозирования инноваций на предприятии.
Библиографический список
1. Гумба Х.М., Родионова С.В. Обоснование сущности и эффективности управленческих инноваций на предприятии // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3 (52-3). С. 645—647.
2. Родионова С.В. Обоснование инновационного генезиса организационных изменений // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований в экономике, управлении проектами, педагогике, праве, истории, культурологии, языкознании, природопользовании, растениеводстве, биологии, зоологии, химии, политологии, психологии, медицине, филологии, философии, социологии, математике, технике, физике, информатике, градостроительстве : сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (28—29 ноября 2014 г.). СПб., 2014. С. 132—133.
3. Агеева М.А. Сущность и содержание проектных коммуникаций // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 8. С. 119—118.
4. АгееваМ.А. Управление коммуникациями в проекте: системный взгляд // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 4. С. 116—118.
5. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М. : МЦФЭР, 2003. 864 с.
6. Приказ Росстата от 29.08.2013 № 349 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования» // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_161671/. Дата обращения: 29.09.2014.
7. Уварова С.С., Канхва В.С., Беляева С.В. Организационно-экономические изменения системы управления инвестиционно-строительным комплексом. М. : МГСУ, 2013. 244 с.
8. Jablin F.M., Putnam L.L. The new handbook of organizational communication: Advances in theory, research, and methods. Thousand Oaks, CA : Sage, 2001.
9. Miller K. Organizational communication: approaches and processes. Belmont, CA : Wadsworth, 2003.
10. Родионова С.В. Концептуальные основы реализации организационных инноваций на предприятиях на основе коммуникационного подхода // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-2 (55-2). С. 612—615.
11. Родионова С.В. Управление организационными инновациями на предприятии с точки зрения системного подхода // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3-2 (56-2). С. 727—729.
12. Саратовцев Ю.И., Тюкова С.Ю. Формирование социально-экономических и кросс-культурных коммуникаций организации // Менеджмент и организация производства : тематич. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Н. Цветков. СПб. : СПбГИЭУ, 2006. С. 259—263.
13. Тюкова С.Ю. Коммуникации в системе менеджмента и оценка их конкурентоспособности // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. Т. 28. № 1. С. 96—100.
14. Тюкова С.Ю. Методологические основы формирования механизма управления организационными изменениями // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: экономика. 2009. Т. 32. № 5. С. 316—319.
15. Тюкова С.Ю. Методология формирования конкурентоспособности менеджмента предпринимательских сетей на основе создания эффективных сетевых коммуникаций : монография. СПб. : СПбГИЭУ, 2009. 200 с.
16. Griffm E. A first look at communication theory. New York : McGraw-Hill, 2000.
17. Heath R., Bryant J. Human communication theory and research. NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 2000.
18. Littlejohn S.W. Theories of human communication. NM : Wadsworth, 2002.
19. Введение в институциональный анализ / под ред. В.Л. Тамбовцева М. :ТЕИС, 1996. 652 с.
20. Дубровский В.Ж., Кузьмин Е.А. Трансакционные издержки и трансакциоем-кость экономической системы // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 18. С. 18—25.
21. Искосков М.О. Оценка трансакционных издержек в корпоративных структурах // Вектор науки ТГУ 2011. № 2 (16). С. 246—251.
22. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. М. : МПСИ, 2005. 584 с.
23. Brannen L. Best Practices in Planning and Management Reporting // Business Finance, October 2003.
24. Трифонов А.Г. Многокритериальная оптимизация // Optimization Toolbox 2.2. Руководство пользователя. Режим доступа: http://matlab.exponenta.ru/optimiz/ book_1/16.php. Дата обращения: 15.04.2015.
Поступила редакцию в апреле 2015 г.
Об авторе: Родионова Светлана Владимировна — старший преподаватель кафедры экономики и управления в строительстве, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected].
Для цитирования: Родионова С.В. Разработка методики оценки эффективности организационных инноваций с точки зрения коммуникационного подхода // Вестник МГСУ 2015. № 6. С. 131—139.
S.V. Rodionova
EFFICIENCY ESTIMATION METHOD OF ORGANIZATIONAL INNOVATIONS IN THE CONTEXT OF COMMUNICATIONAL APPROACH
In the conditions of economical instability accompanying the change of technological modes and generation of «economy of knowledge" the stable competitive advantages of organization may be formed only on an innovative basis. Implementation of innovations in equipment and technology is accompanied, and sometimes even reasoned, by organizational innovations, which are the basis of organizational development of modern enterprises. Although there is a sufficient number of investigations in the field, the problems of justification of the criteria and estimation of organizational innovations' efficiency don't have a generally accepted solution, which takes into account the specific character of this type of innovations.
In the article the methods of efficiency estimation for organizational innovation on an enterprise are developed. The methods are based on multicriteria optimization of efficiency indicators of organizational communications, which are changing at implementing innovations. The communicational approach is justified, which is the basis for organizational innovations implementation in an enterprise as a social-econoomic system, the key criteria are identified and the algorithm for efficiency estimation for organizational innovations in frames of the communicative approach is developed. Application of the suggested methodological approach contributes to the reasoned planning and implementation of organizational innovations into an enterprise activity.
Key words: organizational innovation, effect, communications, transaction expenses, multicriteria optimization.
References
1. Gumba Kh.M., Rodionova S.V. Obosnovanie sushchnosti i effektivnosti uprav-lencheskikh innovatsiy na predpriyatii [Justification of the Essesnce and Efficiency of Management Innovations on an Enterprise]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and Business]. 2014, no. 11-3 (52-3), pp. 645—647. (In Russian)
2. Rodionova S.V. Obosnovanie innovatsionnogo genezisa organizatsionnykh izmeneniy [Innovational Genesis Justification of Organizational Changes]. Novoe slovo v nauke i prak-tike: gipotezy i aprobatsiya rezul'tatov issledovaniy v ekonomike, upravlenii proektami, peda-gogike, prave, istorii, kul'turologii, yazykoznanii, prirodopol'zovanii, rastenievodstve, biologii, zoologii, khimii, politologii, psikhologii, meditsine, filologii, filosofii, sotsiologii, matematike, tekhnike, fizike, informatike, gradostroitel'stve : sbornik nauchnykh statey po itogam Mezh-dunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (28—29 noyabrya 2014 g.) [New Dawn in Science and Practice: Theories and Approbation of Investigation Results in Economy, Project Management, Pedagogics, Law, History, Culturology, Linguistics, Environmental Management, Crop Science, Biology, Zoology, Chemistry, Politology, Psychology, Medicine, Philology, Philosophy, Sociology, Mathematics, Technology, Physics, Informatics, Urban Development : Collection of Scientific Articles as a Result of International Science and Practice Conference (November 28—29, 2014)]. Saint Petersburg, 2014, pp. 132—133. (In Russian)
3. Ageeva M.A. Sushchnost' i soderzhanie proektnykh kommunikatsiy [Essence and Content of Project Communications]. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyy universitet up-ravleniya) [Proceedings of the University (State University of Management)]. 2011, no. 8, pp. 119—118. (In Russian)
4. Ageeva M.A. Upravlenie kommunikatsiyami v proekte: sistemnyy vzglyad [Management of Communications in a Project: System View]. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [Proceedings of the University (State University of Management)]. 2011, no. 4, pp. 116—118. (In Russian)
5. Prigozhin A.I. Metody razvitiya organizatsiy [Development Methods of Organizations]. Moscow, MTsFER Publ., 2003, 864 p. (In Russian)
6. Prikaz Rosstata ot 29.08.2013 № 349 «Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumen-tariya dlya organizatsii federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya za chislennost'yu, uslovi-yami i oplatoy truda rabotnikov, deyatel'nost'yu v sfere obrazovaniya» [Order of Federal State Statistics Service from 29.08.2013 no. 349 "On Approving the Statistical Instruments for Federal Statistical Observation Organization over the Number, Conditions and Salary of Workers, Activity in Educational Sphere"]. Konsul'tantPlyus [Consultant Plus]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161671/. Date of access: 29.09.2014. (In Russian)
7. Uvarova S.S., Kankhva V.S., Belyaeva S.V. Organizatsionno-ekonomicheskie izmen-eniya sistemy upravleniya investitsionno-stroitel'nym kompleksom [Organizational and Economic Changes of Management System of Investment and Construction Complex]. Moscow, MGSU Publ., 2013, 244 p. (In Russian)
8. Jablin F.M., Putnam L.L. The New Handbook of Organizational Communication: Advances in Theory, Research, and Methods. Thousand Oaks, CA, Sage, 2001.
9. Miller K. Organizational Communication: Approaches and Processes. Belmont, CA, Wadsworth, 2003.
10. Rodionova S.V. Kontseptual'nye osnovy realizatsii organizatsionnykh innovatsiy na predpriyatiyakh na osnove kommunikatsionnogo podkhoda [Conceptual Framework of Organizational Innovations Implementation on Enterprises Basing on the Communicative Approach]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and Business]. 2015, no. 4-2 (55-2), pp. 612—615. (In Russian)
11. Rodionova S.V. Upravlenie organizatsionnymi innovatsiyami na predpriyatii s tochki zreniya sistemnogo podkhoda [Management of Organizational Innovations on an Enterprise in Frames of System Approach]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and Business]. 2015, no. 3-2 (56-2), pp. 727—729. (In Russian)
12. Saratovtsev Yu.I., Tyukova S.Yu. Formirovanie sotsial'no-ekonomicheskikh i kross-kul'turnykh kommunikatsiy organizatsii [Formation of Social, Economic and Cross-Cultural Communications of Organizations]. Menedzhment i organizatsiya proizvodstva : tematiches-kiy sbornik nauchnykh trudov [Management and Production Organization : Subject Collection of Scientific Works] Saint Petersburg, SPbGIEU Publ., 2006, pp. 259—263. (In Russian)
13. Tyukova S.Yu. Kommunikatsii v sisteme menedzhmenta i otsenka ikh konkurento-sposobnosti [Communications in Management System and Estimation of their Competitive Ability]. Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika [Proceedings of Saint Petersburg State Engineering and Economical Journal. Series: Economy]. 2009, vol. 28, no. 1, pp. 96—100. (In Russian)
14. Tyukova S.Yu. Metodologicheskie osnovy formirovaniya mekhanizma upravleniya organizatsionnymi izmeneniyami [Methodological Fundamentals of Management Mechanism Formation of Organizational Changes]. Vestnik INZhEKONa. Seriya: Ekonomika [Proceedings of Saint Petersburg State Engineering and Economical Journal. Series: Economy]. 2009, vol. 32, no. 5, pp. 316—319. (In Russian)
15. Tyukova S.Yu. Metodologiya formirovaniya konkurentosposobnosti menedzhmenta predprinimatel'skikh setey na osnove sozdaniya effektivnykh setevykh kommunikatsiy : monografiya [Formation Methodology of Management Competitive Ability of an Entrepreneurial Chains Basing on Efficient Network Communications : Monograph]. Saint Petersburg, SPbGIEU Publ., 2009, 200 p. (In Russian)
16. Griffm E. A First Look at Communication Theory. New York, McGraw-Hill, 2000.
17. Heath R., Bryant J. Human Communication Theory and Research. NJ, Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 2000.
18. Littlejohn S.W. Theories of Human Communication. NM, Wadsworth, 2002.
19. Tambovtsev V.L., editor. Vvedenie vinstitutsional'nyy analiz [Introduction into Institutional Analisys]. Moscow, TEIS Publ., 1996, 652 p. (In Russian)
20. Dubrovskiy V.Zh., Kuz'min E.A. Transaktsionnye izderzhki i transaktsioemkost' eko-nomicheskoy sistemy [Transaction Expenses and Transaction Capacity of Economical System]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika [Regional Economics: Theory and Practice]. 2013, no. 18, pp. 18—25. (In Russian)
21. Iskoskov M.O. Otsenka transaktsionnykh izderzhek v korporativnykh strukturakh [Estimation of Transaction Expenses in Corporate Entities]. Vektor nauki TGU [Vector of Science of Togliatti State University]. 2011, no. 2 (16), pp. 246—251. (In Russian)
22. Novikov D.A. Teoriya upravleniya organizatsionnymi sistemami [Theory of Organizational Systems Management]. Moscow, MPSI Publ., 2005, 584 p. (In Russian)
23. Brannen L. Best Practices in Planning and Management Reporting. Business Finance, October 2003.
24. Trifonov A.G. Mnogokriterial'naya optimizatsiya [Multicriteria Optimization]. Optimization Toolbox 2.2 Rukovodstvo pol'zovatelya [Optimization Toolbox 2.2. Operating Manual]. Available at: http://matlab.exponenta.ru/optimiz/book_1/16.php. Date of access: 15.04.2015. (In Russian)
About the author: Rodionova Svetlana Vladimirovna — Senior Lecturer, Department of Construction Economy and Management, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected].
For citation: Rodionova S.V. Razrabotka metodiki otsenki effektivnosti organizatsi-onnykh innovatsiy s tochki zreniya kommunikatsionnogo podkhoda [Efficiency Estimation Method of Organizational Innovations in the Context of Communicational Approach]. Vest-nik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2015, no. 6, pp. 131—139. (In Russian)