Разработка методики комплексной оценки инновационной активности организации
Реутов Анатолий Юрьевич, аспирант,
Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, факультет управления; [email protected]
Аннотация: в данной статье предложена авторская методика
комплексной оценки инновационной активности организации. Методика включает ресурсный, результатный и статистический блоки, каждый из которых призван оценить соответствующий компонент исследуемой стратегической характеристики инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная активность; комплексная оценка инновационной активности; ресурсная, результатная и статистическая составляющие.
Abstract: the present article contains the author’s methodology for complex evaluation of company’s innovative activity. The proposed methodology encompasses resource, resultant and statistical blocks each of which assesses corresponding component of innovative activity.
Keywords: innovative activity; complex evaluation of innovative activity; resource, resultant and statistical components of innovative activity.
Введение
Бизнес-среда функционирования современного российского предприятия может быть охарактеризована следующими основными факторами:
• непрерывное изменение социально-экономической, политической и правовой среды;
• постоянное изменение рыночной конъюнктуры;
• значительная неопределенность внешних и внутренних процессов;
• большое число источников информации, наличие нескольких решений и вариантов технологического обновления;
• повышение конкуренции.
Систематичное управление инновациями (их целевыми характеристиками) - ключевой фактор обеспечения устойчивого
поступательного развития организации в условиях постоянных изменений окружающей бизнес-среды и ужесточающейся конкуренции. Решение данной задачи призвана обеспечить инновационная стратегия в рамках общекорпоративной стратегии организации.
С целью выбора оптимальной инновационной стратегии (целевых характеристик инноваций, реализация которых «по карману» организации) наряду с факторами внешней среды необходимо дать оценку ресурсному потенциалу организации: его количественной и качественной составляющей.
Определив оптимальную инновационную стратегию, организация преступает к ее исполнению. Данный этап предполагает проведение систематического контроля реализации выбранной инновационной стратегии с целью проверки ее эффективности.
Обе вышеупомянутые задачи (выбор оптимальной инновационной стратегии и контроль эффективности ее реализации) могут быть решены посредством оценки инновационной активности организации, а именно ее ресурсной и результатной составляющих.
Актуальность оценки инновационной активности не ограничивается уровнем отдельной организации. В рамках стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. правительство планирует выделить 15,7 трлн. руб. с 2011 по 2020 гг. [1]. Чиновники считают, что в настоящий момент ключевой проблемой на пути инновационного развития
страны является отсутствие интереса к инновациям у российских компаний. «Невосприимчивость бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегиях компаний <...> Сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают вхолостую либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки», — отмечается в стратегии [2].
Проблемы анализа динамики инновационного развития российских компаний, и таким образом, оценки эффективности расходуемых бюджетных средств, а также вопросы контроля исполнения директив государственной инновационной политики могут также быть решены посредством оценки инновационной активности организаций, в частности, ее статистической составляющей.
Таким образом, сложность и многокомпонентность понятия инновационной активности организации, требуют исследования ее основных критериев, посредством систематизации которых представится возможность разработки методики комплексной оценки данной стратегической характеристики инновационного развития предприятия.
Методика комплексной оценки инновационной активности
Проблемы оценки и интерпретации инновационной активности организации освещены в работах М. Кирнэна, И. Ансоффа, Ж.-Ж. Ламбена,
A.А.Трифиловой, П.Н.Илышевой и А.М.Илышева, С.Г.Полякова,
B.И.Спивак, В.П.Баранчеева, В.Н.Гунина и других российских и зарубежных ученых и исследователей.
Обобщая существующие подходы к оценке инновационной активности, следует выделить ресурсное, результатное и статистическое направления (Таблица 1).
Таблица 1
Основные подходы к оценке инновационной активности организации
Условное
Ресурсный Результатный Статистический
наименование
подхода
Характеристика Основой подхода Подход предназначен Подход позволяет
подхода является оценка для определения отнести организации
различных количества в категорию
материальных и внедренных новаций инновационно-
нематериальных и соответствующей активных
ресурсов организации результативности (нновационно-
(финансирование, (рост прибыли, пассивных) в
основные фонды, снижение издержек, соответствии со
персонал, увеличение степенью
интеллектуальная стоимости бизнеса, удовлетворения
собственность, улучшение рабочих выбранным
управленческий ресурс, условий персонала, критериям
организационная снижение нагрузки инновационной
структура и др.), потребляемых и используемых в рамках инновационной деятельности на окружающую среду и т.д.) активности
Задачи подхода Оценить объем Оценить эффект Получить
затраченных (экономический, информацию о
материальных ресурсов социальный, принадлежности или
и наличие экологический и др.), непринадлежности
задействованных полученный в организации к
нематериальных результате инновационно-
ресурсов в процессе разработки и внедрения новшеств инновационной деятельности активным
Преимущества Позволяет дать Дает возможность Требует
подхода характеристику оценить умение минимальных
ресурсному организации временных затрат,
обеспечению эффективно внедрять обеспечивает
инновационной новшества; статистической
деятельности организации; обладает концентрируется на итогах информацией
высокой практической применимостью; возможна реализация метода на основе публичных данных организации инновационного процесса
Недостатки Не учитывает От внимания Не учитывает
подхода получение эффектов ускользает степень получение эффектов
(экономического, участия организации (экономического,
социального, в проведении НИР; социального,
экологического и др.) практическая экологического и др.)
от затраченных реализация метода от затраченных
ресурсов и требует данные, ресурсов и
использованных зачастую использованных
активов, а также степень участия организации в проведении НИР представляющие коммерческую тайну организации активов
Объект Представитель Представитель Г осударство (с целью
применения организации, внешний организации (в силу статистического
инвестор/аналитик, конкурент, государство ограниченности доступа к данным) учета)
Существует ряд методик комплексной оценки инновационной активности организации, предлагаемых российскими учеными и исследователями. Некоторые из них оценивают только эффект от внедренных новшеств, не учитывая, что инновационная активность - это динамическая характеристика осуществления инновационной деятельности на основе ресурсного потенциала организации. Другие ученые, наоборот, делают акцент на имеющихся в компании ресурсах, оставляя без внимания регулярность и эффективность их использования. Многие методики оценки инновационной активности слишком сложны для практического применения,
что снижает их привлекательность для современных организаций, функционирующих в динамичной бизнес-среде.
Так, например, методика, предложенная учеными В.П. Баранчеевым,
Н.П. Масленниковой и В.М. Мишиным оценивает только ресурсную составляющую инновационной активности [3].
Четырехкомпонентная методика, предложенная исследователями, охватывает следующие характеристики инновационной активности организации:
• обеспеченность количественными ресурсами;
• инновационная восприимчивость;
• качество организации и общения;
• инновационная компетентность.
Так, первая характеристика призвана оценить финансовые и кадровые ресурсы, а следующие три - внутренние качественные характеристики организации.
Ученые предлагают оценивать уровень инновационной активности по следующей формуле:
К0 = К1 + К2 + К3 + К4, где К0 - общий уровень инновационной активности, К1-4 - оценка каждого из вышеупомянутых параметров по десятибалльной шкале.
Методика оценки инновационной активности организации,
предложенная ученым Р.А. Фатхутдиновым оценивает не только ресурсные, но и некоторые результатные компоненты исследуемого понятия [4].
Р.А. Фатхутдинов предлагает следующую формулу оценки инновационной активности (ИА) организации:
ИА = ¿ЛіА,
где А1 - качество инновационной стратегии конкуренции;
А2 - уровень мобилизации инновационного потенциала;
А3 - размер привлеченных капиталовложений;
А4 - качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;
А5 - обоснованность реализуемого уровня инновационной активности;
Аб - соответствие реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
А7 - скорость действий при проведении стратегических инновационных изменений.
При этом качество инновационной стратегии конкуренции (основанной на ресурсном потенциале организации и компетентности ее разработчиков) и скорость действий при проведении стратегических инновационных изменений (динамика внедрения новшеств) являются результатными показателями инновационной активности, остальные - качественными и количественными ресурсными показателями.
Таким образом, многие результатные показатели (например, экономический, социальный и прочие эффекты, полученные в результате внедрения новшества), а также статистические показатели (например, степень участия организации в инновационном процессе) остаются неохваченными в рамках существующих методик оценки инновационной активности. В дополнение, многие признаки инновационной активности, предлагаемые учеными-экономистами, являются трудно оценимыми на практике (например, уровень мобилизации инновационного потенциала), другие показатели - противоречивы (например, в случае если уровень инновационной активности является необоснованно высоким, то общий уровень инновационной активности станет низким).
Таким образом, налицо необходимость в разработке комплексной системы оценки уровня инновационной активности, учитывающей ее ресурсную, результатную и статистическую компоненты.
Авторская методика оценки трехкомпонентного понятия инновационной активности организации состоит из трех блоков
(«ресурсный», «результатный» и «статистический»), каждый из которых призван оценить соответствующий компонент исследуемой характеристики.
«Ресурсный» блок методики оценки инновационной активности имеет, в свою очередь, две составляющие: «качественную» и «количественную». «Качественная» составляющая ресурсного блока методики призвана оценить неисчисляемые ресурсы (внутренние свойства и характеристики) организации, «количественная» - исчисляемые ресурсы (финансовые и кадровые), затрачиваемые организацией в рамках инновационной деятельности.
Оценку показателя инновационной активности (например, уровня затрат организации на НИОКР) целесообразно проводить в сравнении с установленным базовым значением (так как само по себе значение показателя не всегда является информативным). В качестве базовых величин могут выступать показатели за предыдущие периоды, соответствующие показатели конкурентов, среднеотраслевые значения (медианные или среднеарифметические). Выбор базовых величин непосредственно связан с пользователем методики, преследуемыми им целями оценки инновационной активности. Например, в случае если данная методика используется менеджментом с целью оценки инновационной активности собственной организации, за величину сравнения целесообразно выбирать соответствующий показатель основного конкурента. Если же пользователем методики является государственная структура с целью статистического учета (контроля), за величину сравнения можно принять среднеотраслевой показатель (или установленную целевую величину).
В рамках данной методики автор предлагает проводить оценку каждой характеристики инновационной активности по отношению к соответствующему показателю компании-лидера - отраслевой организации с максимальным значением оцениваемой характеристики.
' Таблица 2 резюмирует количественную составляющую ресурсного блока методики.
Таблица 2
Количественная составляющая ресурсного блока методики
№ п/п Наименование характеристики Значение
1. Обеспеченность финансированием
1.1 Затраты на НИОКР факт а Х11 11— эталон Лц
1.2 Затраты повышение квалификации сотрудников факт а *12 12— эталон 12
1.3 Затраты на покупку современного оборудования факт а *13 13— эталон Л13
1.4 Затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау факт а *14 14— эталон 14
1.5 Затраты на приобретение инновационных фирм факт а1Ч *15 1э— эталон 15
2. Обеспеченность человеческим ресурсом
2.1 Количество человеко-часов, затраченных на инновационную деятельность организации факт а *21 21— эталон 21
Таким образом, каждый показатель инновационной активности ау может получать значение в интервале [0;1]. При этом значение показателя равное «1» означает, что компания является лидером в отношении данной характеристики, в то время как значение близкое к нулю - отсутствие инновационной активности по данному направлению.
Общий уровень количественной составляющей ресурсной компоненты инновационной активности определяется по следующей формуле:
ИАрес.кол. ^1 = 1^1 = ,
где к - удельный коэффициент 1-го компонента количественной составляющей ресурсного блока; к - удельный коэффициент ]-й характеристики соответствующего компонента.
Важность значения каждого компонента в общем уровне
количественной составляющей ресурсной характеристики инновационной
активности и, соответственно, значение его удельного коэффициента устанавливается экспертным путем. Значение каждого коэффициента находится в интервале (0;1]. При этом имеют место тождества:
= 1 = 1.
Таким образом, значение общего уровня количественной составляющей ресурсной компоненты инновационной активности находится в интервале [0;1].
В качестве показателей, оценивающих качественную составляющую ресурсной компоненты инновационной активности, автор выделяет характеристики, резюмированные в Таблице 3.
Таблица 3
Качественная составляющая ресурсного блока методики
№ п/п Наименование характеристики Значение
1. Инновационная восприимчивость
1.1 Восприимчивость к информации о новшествах факт а Хі1 11 — эталон Х11
1.2 Восприимчивость к лучшим практикам факт а *12 12— эталон 12
1.3 Восприимчивость к новшествам факт а *13 13— эталон Л13
1.4 Уровень мотивации сотрудников факт а *14 14— эталон 14
2. Обеспеченность технико-технологическими и информационными ресурсами
2.1 Технологическая и методическая оснащенность сотрудников организации факт а *21 21— эталон 21
2.2 Обеспеченность сотрудников знаниями и информацией факт Х22 п 22— эталон 22
2.3 Техническая оснащенность организации факт п 23= эталон 23
3. Качество организационных процессов и общения сотрудников
3.1 Уровень информационно-коммуникационных технологий факт а Хз1 31— эталон Л31
3.2 Оптимальность организационной структуры факт Х32 п 32= эталон 32
3.3 Качество корпоративной культуры факт а Х33 33— эталон Л33
3.4 Эффективность инновационного процесса факт а Хз4 34— эталон 34
Общий уровень качественной составляющей ресурсной компоненты инновационной активности определяется по следующей формуле:
ИАрес.кач. ^1 = 1^1 =
Уровень качественной составляющей ресурсной компоненты инновационной активности принимает значения в интервале [0;1].
Результатный блок методики комплексной оценки инновационной активности призван выявить динамику инновационного процесса, а также оценить эффекты, полученные организацией в результате инновационной деятельности: результаты, воспринимаемые клиентами организации (через инновационную компетентность компании) и эффекты, полученные самой организацией (экономический, социальный, экологический, научнотехнический и управленческий).
В качестве показателей, оцениваемых в рамках результатного блока методики, автор выделяет следующие характеристики, содержащиеся в Таблице 4.
Таблица 4
Результатный блок методики
№ п/п Наименование характеристики Значение
1. Инновационная компетентность
1.1 Своевременность поставляемых инновационных продуктов факт а Хі1 11— ■эталон Лц
1.2 Качество поставляемых инновационных продуктов факт а *12 12— эталон 12
1.3 Уровень компетентности сотрудников организации факт а *13 13— эталон л13
2. Динамика инновационного процесса
2.1 Показатель инновационности TAT (время с момента создания спроса на продукт до его коммерциализации) факт а *21 21— эталон 21
2.2 Длительность процесса разработки нового продукта факт Х22 п 22— эталон 22
2.3 Длительность процесса производства нового продукта факт Х23 п 23= эталон 23
2.4 Длительность производственного цикла нового продукта факт а *24 24— эталон 24
3. Показатели обновляемости
3.1 Количество проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ факт а Хз1 31— эталон Л31
3.2 Количество патентов, полученных на разработки предприятия факт Х32 п 32= эталон 32
3.3 Количество приобретенных (переданных) новшеств факт а Хзг 33— эталон л33
3.4 Количество внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов факт а Хз4 34— эталон 34
3.5 Объем продаваемых новых продуктов факт Х35 ^35 = эталон 35
4. Экономический эффект
4.1 Рост выручки организации факт а Х41 41— эталон 41
4.2 Снижение издержек организации факт а Х42 42— эталон 42
4.3 Увеличение стоимости материальных и нематериальных активов организации факт а Х43 43— эталон 43
5. Социальный эффект
5.1 Улучшение условий и характера труда факт а,! Xsi ы— „эталон 51
5.2 Улучшение социального обеспечения, предоставляемых услуг факт Х52 ^52 = -эталон 52
5.3 Улучшение психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии факт Х53 ^53 = -эталон 53
6. Экологический эффект
6.1 Снижение нагрузки на окружающую среду факт а Хб1 61 — эталон Л61
6.2 Возможность нейтрализовать техногенный эффект факт а Хб2 62— эталон 62
7. Научно-технический эффект
7.1 Уровень новизны полученных знаний факт а Ху1 71 — эталон 71
7.2 Возможность использования полученных знаний за пределами организации факт а Х?2 72— эталон 72
8. Управленческий эффект
8.1 Улучшение организационной структуры факт а Хв1 81— эталон 81
8.2 Улучшение стиля и повышение эффективности методов принятия решений факт О Х82 82— эталон 82
Общий уровень результатной компоненты инновационной активности принимает значения в интервале [0;1] и определяется по следующей формуле:
ИАрез =
Наконец, статистический блок методики комплексной оценки инновационной активности призван выявить степень, в которой организация может быть названа инновационно-активной.
В качестве показателей, оцениваемых в рамках статистического блока методики, примем характеристики инновационной активности, анализируемые формой федерального государственного статистического наблюдения №4-инновация «Сведения об инновационной деятельности
организации», утвержденной постановлением Г оскомстата России от 06.09.2010 №305 (Таблица 5).
Таблица 5
Статистический блок методики
№ п/п Наименование характеристики Значение
1 Наличие завершенных инноваций факт Х1 ^1 = хэталон
2 Степень участия организации в разработке данных инноваций факт Х2 ^2 = хэталон
Общий уровень статистической компоненты инновационной активности определяется по следующей формуле:
ИАстат. ^1 = 1
Уровень статистической компоненты инновационной активности также принимает значения в интервале [0;1].
Для оценки комплексного показателя инновационной активности организации автор предлагает использовать графический метод, в рамках которого интегральное значение инновационной активности определяется как площадь многоугольника, координаты четырех вершин которого соответствуют значениям количественной и качественной компонент ресурсной составляющей, а также значениям результатной и статистической составляющих инновационной активности.
На основе значений составляющих инновационной активности строится лепестковая диаграмма, являющаяся аналогом графика в полярной системе координат и отображающая распределение значений относительно начала координат. Пример такой диаграммы, основанной на частных характеристиках, представлен на Рисунке 1.
Рисунок 1. Г рафический метод построения интегрального показателя
инновационной активности
Площадь образовавшегося многоугольника отражает уровень текущей инновационной активности организации. Значение площади многоугольника определяется посредством нахождения площади треугольников, из которых состоит исследуемый многоугольник, при помощи следующей формулы:
~ 1 . 360 \ . ч
5 = 2Б1П~ (^ = 1 ЗД + 1 + Х±Хп),
где п - количество вершин многоугольника (количество треугольников); xi -координата вершины многоугольника.
Таким образом, итоговая формула для определения интегрального показателя инновационной активности имеет вид:
S _ “ (ИАрес .кол.хИАрес.кач. + ИАрес.кач.хИАрез. + ИАрез.хИАстат. + ИАстат.хИАрес.кол.)
Графическая интерпретация интегрального показателя способствует лучшему восприятию компонентов, определяющих уровень инновационной активности организации. Имея аналогичные данные по конкурирующим организациям, можно проводить сравнительный пространственный анализ, выявляя изменения за несколько смежных периодов и анализируя динамику инновационной активности.
Заключение
Таким образом, предложенная автором методика комплексной оценки уровня инновационной активности организации учитывает ключевые составляющие исследуемой стратегической характеристики инновационной деятельности - ресурсную, результатную и статистическую компоненты. Результатом применения данной методики являются оценки каждой составляющей инновационной активности, а также ее интегральное значение.
Следующей задачей автора является разработка системы интерпретации полученных количественных показателей, которая станет основой для эффективного принятия решений.
Библиография
1. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.
2. Ведомости - деловая газета. - Дороже армии. http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/266511/dorozhe_armii (25 сен. 2011).
3. Проект стратегии инновационного развития России до 2020 г. http://www.vedomosti.ru/tnews/news/3467/proekt_strategii_innovacionnogo _razvitiya_rossii_do_2020_g (25 сен. 2011).
4. Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Издательство Юрайт, 2011.
5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6е изд. - СПб.: Питер, 2011.