РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИДЕНТИФИКАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация. Составной частью управления инновациями является законный учет результатов интеллектуальной деятельности, которые выступают в роли объектов управления. С введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации появился новый объект правового регулирования - единая технология, основным принципом модели правового регулирования которой является соблюдение баланса интересов государства, непосредственных создателей объектов исключительных прав, а также хозяйствующих субъектов. В статье рассмотрена разработанная автором методика идентификации результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
Ключевые слова. Единая технология, результат интеллектуальной деятельности, сложные многокомпонентные изделия, методика идентификации.
Vorobjev O.V.
IDENTIFICATION TECHNIQUE FOR THE RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY IN THE COMPOSITION OF UNIFIED TECHNOLOGY
Abstract An integral part of innovation management is the lawful accounting of the results of intellectual activity, which act as management objects. With the introduction of the fourth part of the Civil Code of the Russian Federation, a new object of legal regulation for unified technology has appeared, whose main principle of legal regulation model is observing the balance of state interests, the immediate creators of objects of exclusive rights, as well as economic entities. The article considers the identification methods of the results of intellectual activity developed by the author as part of a unified technology.
Keywords. Unified technology, results of intellectual activity, complex multi-component products, identification methods.
Составной частью управления инновациями является законный учет результатов интеллектуальной деятельности (РИД). РИД выступают в роли объектов управления, в отношении которых реализуются процессы планирования и контроля деятельности по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности, осуществляемые на основе учета сведений правового, экономического и технического характера. Более подробно теоретические вопросы связи управления инновациями и результатами интеллектуальной деятельности изложены в монографиях [2, 3, 4, 7, 19, 21]. Особой сложностью отличается управление инновациями в составе единой технологии.
С введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) появился новый объект правового регулирования - единая технология (глава 77 ГК РФ «Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии» [6]). Основным принципом примененной здесь модели правового регулирования является соблюдение баланса интересов государства, осуществляющего финансирование научных разработок, непосредственных
ГРНТИ 06.81.23 ©Воробьев 0.в.,2017
Олег Викторович Воробьев - старший преподаватель Института международного бизнеса и права Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Контактные данные для связи с автором: 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49 (Russia, St. Petersburg, Kronverksky av., 49). Тел.: 8 (812) 371-84-82. E-mail: [email protected].
создателей объектов исключительных прав, т.е. научно-исследовательских организаций и ученых, а также хозяйствующих субъектов, использующих результаты научно-технической деятельности в своей практической деятельности.
Нормы главы 77 ГК РФ применяются к отношениям в области установления, передачи и использования прав на технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета, выделяемых по государственным контрактам, сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий. При этом, согласно ст. 1542 ГК РФ, единой технологией признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в военной или гражданской сфере [6]. В состав единой технологии могут входить также РИД, не подлежащие охране (информация, технические данные и др.). Исходя из приведенного определения, единую технологию можно считать комплексным результатом научно-технической деятельности, объединяющим в себе несколько новых и известных технических решений, полученных при выполнении НИОКР гражданского, военного, специального или двойного назначения.
Есть разные точки зрения на объективность данного определения. Так Д.В. Корякин [10] пишет, что статья 1542 ГК РФ не дает исчерпывающего перечня объектов интеллектуальной собственности, способных создать единую технологию как объект правовой охраны. И считает, что данный пробел правоприменители пытаются устранить на ведомственном уровне, например, Минобрнауки России были разработаны и утверждены Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией [14]. При этом автор не уточняет, что данные методические рекомендации не то, чтобы не зарегистрированы в Минюсте России, но даже не опубликованы. О нечеткости, с их точки зрения, понятия «единая технология» пишут, например, Брумштейн Ю., Ильменский М., Колесников И. [5], считая, что глава 77 ГК РФ по смыслу говорит скорее о сложном произведении, а не о технологии как таковой. При этом они делают отсылку к статье 1240 ГК РФ, не учитывая особенности защиты прав на РИД, созданные за счет бюджетных средств. Большинство ученых рассматривают предмет единой технологии с точки зрения ее трансфера, в том числе идентификации и оценивания, управления инновациями в целом [1, 15].
Ряд ученых рассматривают единую технологию как видовое понятие по отношению к родовому понятию сложного объекта, сформулированному в статье 1240 ГК РФ [8, 12, 13]. Не соглашаясь с представленными выше точками зрения, считаем нужным привести точку зрения A.B. Латынцева: «Единая технология и сложный объект не соотносятся как видовое и родовое понятия (частное и общее), а являются отдельными правовыми конструкциями, хотя и в ряде случаев регулируемыми одинаковыми правилами. К слову сказать, Гражданский кодекс РФ не называет единую технологию сложным объектом, а только проводит прямые аналогии между данными правовыми институтами ... используется фраза "в составе единой технологии как в составе сложного объекта". Если бы подразумевалось, что данные понятия соотносятся как частное с общим, то использовалась бы фраза "в составе единой технологии, являющейся сложным объектом"» [11]. Аналогичную точку зрения отстаивает Л.А. Трахтенгерц [20].
Исходя из смысла статей 1543, 1544, 1545 (особенно пункта 2), 1546 ГК РФ, можно констатировать, что в подавляющем большинстве случаев сложным объектом, созданным в рамках единой технологии, является сложное изделие, созданное за счет средств бюджета России и имеющее в рамках одного или нескольких основных компонентов большое количество иных компонентов, созданных самостоятельно, но работающих в составе единого изделия. При этом законодатель устанавливает достаточно жесткий режим, направленный на внедрение созданных единых технологий, что, с другой стороны, стимулирует творческие коллективы к интенсивной научно-технической деятельности [9, 18]. Нормативно-правовым документом, регулирующим эти вопросы наравне с ГК РФ, является Постановление Правительства РФ от 22.12.2010 г. № 1089 «О порядке управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации» [17].
Правом на единую технологию наделено лицо, организовавшее ее создание. В большинстве случаев таким лицом является исполнитель работ для государственных нужд, в частности выполняемых в рамках государственного оборонного заказа. Вместе с тем, статья 1546 ГК РФ указывает на исключе-
ния из общего случая, когда правообладателем единой технологии будет Российская Федерация или ее субъект. Лицами, осуществляющими от имени Российской Федерации управление правами на единые технологии, являются федеральные органы исполнительной власти, иные органы государственной власти и юридические лица в соответствии с их полномочиями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Функции управления правами на единые технологии заключаются в следующем:
• государственный учет единых технологий;
• организация использования единых технологий для обеспечения государственных нужд с момента возникновения прав на единые технологии у Российской Федерации до момента возникновения оснований для передачи прав на единые технологии в порядке, установленном ГК РФ и Федеральным законом «О передаче прав на единые технологии» [16];
• организация передачи прав на единые технологии для использования в хозяйственном обороте, в том числе принятие решения о безвозмездной передаче прав на единые технологии в случаях, указанных в разделе IV Правил управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. № 1089.
Как уже было сказано, единая технология - комплексный результат выполнения научно-исследо-вательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР) и, следовательно, является одним из результатов научно-технической деятельности. В связи с этим, все правовые акты, регламентирующие отношения в сфере науки и техники, применимы и к единой технологии. Вместе с тем, единая технология, как объект правового регулирования, имеет ряд особенностей. Из определения единой технологии, приведенного в ст. 1542 ГК РФ, следует, что единая технология, как объект правового регулирования, обладает следующими особенностями:
• содержит в своем составе несколько РИД, объединенных общим назначением;
• входящие в ее состав РИД могут иметь правовую охрану, как в рамках института интеллектуальной собственности, так и других разделов гражданского права, например, информационного законодательства (информация, технические данные);
• совокупность входящих в ее состав результатов интеллектуальной деятельности должна служить технологической основой практической деятельности в военной или гражданской сфере.
Еще одна особенность заключается в том, что действующее законодательство ограничивает сферу правового регулирования единой технологии областью бюджетного финансирования НИОКТР гражданского, военного и специального назначения, включая субсидирование. Все эти особенности необходимо учитывать при выявлении и идентификации единой технологии. Важно подчеркнуть, что в состав единой технологии должны включаться только те результаты НИОКТР, совокупность которых позволяет использовать единую технологию в практической деятельности.
Разработка методики идентификации РИД в составе единой технологии осуществлялась нами в несколько этапов. На первом этапе проектирования методики были определены: цель разработки проекта документа, границы предметной области, подлежащей нормативно-методическому регулированию, и основные понятия, используемые в документе. На втором этапе был составлен перечень объектов и субъектов правоотношений, функции участников правоотношений, последовательность операций по идентификации результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. На третьем этапе - спроектирована структура методики и разработан ее текст.
Идентификация единой технологии необходима для установления ее правообладателя, определения объема прав и управления правом на технологию. Целью проектирования является методическое обеспечение выполнения всех этих функций, а также закрепление соответствующих обязанностей за определенными организационными структурами. Разрабатываемый документ призван определить последовательность операций по идентификации РИД в составе единой технологии, дать рекомендации по исполнению этих операций и установить круг лиц, задействованных в идентификации.
Предметной областью, подлежащей методическому обеспечению, является процедура выявления из всей совокупности результатов НИОКТР, выполненных в интересах определенного федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), таких результатов интеллектуальной деятельности, технических данных и другой информации, которые необходимо включить в состав единой технологии для ее
практического применения в разработке, модернизации или испытаниях конкретного образца. Учитывая, что предметная область относится к сфере управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, объектами нормативного регулирования должны стать изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау, технические данные и др.
В состав участников правоотношений, прежде всего, следует ввести те субъекты системы управления правами на РИД, на которые соответствующие функции уже возложены действующими нормативными документами. Многие вопросы управления интеллектуальной собственностью в ФОИВ уже возложены на уполномоченные подразделения, осуществляющие государственный учет результатов интеллектуальной деятельности. В частности, они обязаны принимать участие в разработке государственных контрактов на выполнение НИОКТР в части учета полученных результатов интеллектуальной деятельности, определения их правообладателей и порядка использования указанных результатов в экономическом и гражданско-правовом обороте, а также в разработке условий гражданско-правовых договоров о передаче или приобретении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.
Учитывая, что единая технология является одним из объектов государственного учета, представителей данных уполномоченных подразделений целесообразно включать в состав экспертной комиссии по идентификации единой технологии. Кроме того, в выявлении РИД, которые должны быть включены в состав единой технологии, могут принимать авторы и правообладатели объектов интеллектуальной собственности, а также независимые эксперты - физические или юридические лица.
Основным побудительным мотивом для проведения работ по выявлению и идентификации единой технологии следует считать потребность в практическом применении результатов выполненных работ. Причем потребность реальную, а не гипотетическую (т.е. не просто область предполагаемого применения), поскольку правообладателю единой технологии вменяется в обязанность осуществление ее внедрения или иного использования (ст. 1545 ГК РФ). Еще одним обязательным поводом для осуществления идентификации единой технологии является необходимость учета: бухгалтерского, осуществляемого в рамках бухгалтерской отчетности, и информационного, осуществляемого в рамках государственного учета РИД.
Идентификация единой технологии необходима и при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные на средства или с привлечением средств федерального бюджета. Кроме того, идентификация единой технологии потребуется при проведении инвентаризации прав на РИД, а также при возникновении необходимости в проведении всякого рода научно-технических экспертиз, в том числе в рамках судебных разбирательств.
Учитывая, что отчеты по комплексным НИОКТР, выполняемым несколькими организациями-соисполнителями, содержат десятки томов (каждый по 150-200 страниц), а конструкторская документация на сложные технические системы (самолет, корабль и т.д.), содержит сотни томов, проводить работы по идентификации единых технологий должны специалисты высокой квалификации. Экспертные комиссии, состоящие из таких специалистов, целесообразно создавать во всех организациях, выполняющих государственный или крупный коммерческий заказ, и в обязательном порядке - в организациях, имеющих статус головных исполнителей комплексных НИОКТР.
В состав комиссии, призванной рассматривать результаты комплексных работ, целесообразно вводить представителей всех организаций, которые принимали участие в их выполнении. Это позволит решать спорные вопросы распределения и использования интеллектуальных прав уже на стадии идентификации единой технологии. Для решения вопросов правового характера, например, выбора оптимального варианта правовой охраны РИД, приобретения исключительных прав, принадлежащих третьим лицам, выплаты авторского вознаграждения и т.п., в состав экспертной комиссии целесообразно ввести патентного поверенного либо юриста общей юрисдикции. В задачи экспертной комиссии предлагается включить:
• разработку плана проведения работ по идентификации единой технологии, согласование его с заинтересованными лицами и утверждение у правообладателя единой технологии (т.е. у лица, организовавшего ее создание, как это определено п. 3 ст. 1542 ГК РФ);
• анализ отчетной научно-технической документации, технических данных и других необходимых источников информации для выявления совокупности РИД, технически связанных между собой
настолько, что в совокупности они могут служить основой для практического применения в разработке или производстве новых объектов;
• разработку перечня РИД, технически связанных между собой настолько, что составляют единую технологию, пригодную для практического применения;
• проведение правового анализа РИД, включенных в состав единой технологии, с разработкой комплекса мероприятий по их правовой охране, приобретению прав интеллектуальной собственности у третьих лиц (при необходимости), защите прав и законных интересов создателей отдельных РИД (авторов, разработчиков) в процессе хозяйственного и правового оборота единой технологии;
• разработку предложений по использованию единой технологии для нужд страны или по передаче прав на единую технологию третьим лицам путем проведения конкурса или аукциона;
• разработка проекта приказа о признании совокупности выявленных РИД единой технологией и утверждении рекомендаций по ее практическому применению правообладателем.
Далее следует провести патентно-правовой анализ выявленных технических решений: установить, какие из них уже защищены охранными документами, на какие получены свидетельства об официальной регистрации в Роспатенте, какие отнесены к разряду «ноу-хау», охраняются в режиме государственной тайны или определены локальными нормативными актами организаций как сведения «для служебного пользования», кто является их правообладателями. Источниками информации для проведения патентно-правового анализа являются:
• данные бухгалтерского учета (раздел - учет нематериальных активов);
• охранные документы на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения;
• свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем;
• реквизиты договоров о конфиденциальности сведений о ноу-хау;
• реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну.
Данные, полученные в результате изучения приведенных выше источников информации, необходимы для составления перечня объектов, имеющих самостоятельное функциональное значение, получивших правовую охрану или идентифицированных как ноу-хау и по технической сущности представляющих собой отдельные элементы единой технологии. Этот перечень должен содержать наименование результата научно-технической деятельности, включенного в состав единой технологии, уровень доступа к информации о нем, реквизиты охранного документа (для объектов патентного права), реквизиты свидетельств о государственной регистрации (для объектов авторского права), реквизиты договоров о конфиденциальности (для ноу-хау), а также данные о правообладателе, авторе или авторах данного результата.
Структура проекта предлагаемой нами методики включает несколько разделов, каждый из которых представляет собой самостоятельный смысловой блок. В первом разделе проекта методики сосредоточены общие положения, а именно: назначение и область применения документа, правовая основа его разработки, круг лиц, к которым адресована методика, определения основных терминов, используемых в тексте, включая детальный анализ понятия «единая технология» и ее признаков, как объекта правовой охраны.
В основной части проекта методики указаны: круг лиц, задействованных в проведении работ по идентификации единой технологии, цели и задачи их проведения; последовательность действий экспертной комиссии по идентификации единой технологии, включая проведение научно-технического анализа для выявления РИД, технических данных и другой информации, необходимых для включения в состав единой технологии, а также проведение патентно-правового анализа выявленных объектов; критерии отбора РИД, технических данных и другой информации, необходимых для включения в состав единой технологии; источники информации для проведения научно-технического и патентно-правового анализа для выявления РИД, технических данных и другой информации, необходимой для включения в состав единой технологии. Также в методике, исходя из норм действующего законодательства, должны быть приведены рекомендации по идентификации субъектов прав на выявленные РИД, технические данные и другую информацию, включенные в состав единой технологии на стадии научно-технического анализа.
В заключительной части методики разработаны и приведены заключительные документы экспертной комиссии: описание единой технологии и форма перечня РИД, технических данных и другой
информации, включенных в состав единой технологии, а также решения о признании выявленной совокупности РИД, технических данных и другой информации, в качестве единой технологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инновационный менеджмент / под ред. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2001. 272 с.
2. Алексеев A.A., Аркин П.А. и др. Инновационные процессы управления конкурентоспособностью. СПб.: СПб НИУИТМО, 2013.80 с.
3. Алексеев A.A., Аркин П.А. и др. Методология моделирования инновационного процесса на базе теории систем и теории сетей. СПб.: СПб НИУ ИТМО, 2013. 212 с.
4. Алексеев A.A., Аркин П.А. и др. Инновационное развитие промышленного комплекса: методология управления. СПб.: СПб НИУИТМО, 2013. 191 с.
5. Брумштейн 10., Ильменский М., Колесников И. Робототехнические системы: вопросы разработки // ИС. Авторское право и смежные права. 2016. № 4. С. 49-64.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЭ: офиц. текст на 01.01.2017/Парламентскаягазета. №214-215. 21.12.2006.
7. Евстафьев В.Ф., Наумов A.B., Хитрова Л.И. Управление правами на результаты научно-технической деятельности. М.: ПАТЕНТ, 2008. 255 с.
8. Еременко В.И. Единая технология и принадлежность прав на нее в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Адвокат. 2008. № 8.
9. Ефимцева Т.В. Проблемы передачи прав на единые технологии // Право и экономика. 2009. № 12. С. 30-34.
10. Корякин Д.В. О возможных направлениях развития концепции «единой технологии» // Адвокат. 2015 № 5. С. 50-55.
11. Латынцев A.B. Особенности правового режима единой технологии // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 11. С. 150-158.
12. Лопатин В.И. Государство и интеллектуальная собственность: переход к инновационной экономике // Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных трудов. М.: Юрайт, 2008. Т. 1. С. 17-50.
13. Мазур Е.А. Понятие единой технологии // Юридический мир. 2011. № 2. С. 48-52.
14. Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией (утв. Минобрнауки РФ 01.04.2010 г.) / Документ опубликован не был.
15. Мозолин В.П., Белова ДА.Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии // Право и экономика. 2008. № 9.
16. О передаче прав на единые технологии: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 284-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). ст. 6239.
17. О порядке управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации (вместе с «Правилами управления правами на единые технологии, принадлежащими Российской Федерации»): Постановление Правительства РФ от 22.12.2010 г. № 1089 // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. ст. 229.
18. Соловьева Г.М. К вопросу о содержании обязанности практического применения (внедрения) единой технологии, созданной в ходе выполнения НИОКР за счет или с привлечением средств бюджета // Законодательство и экономика. 2008. № 10.
19. Степанов В.В. Правовая охрана технологий. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. 106 с.
20. Трахтенгерц Л.А. «Единая технология» и система охраны исключительных прав // Журнал российского права. 2010. №3. С. 30-39.
21. Шаламов A.C. Интегрированная логистическая поддержка наукоемкой продукции. М.: Университетская книга, 2008. 464 с.