сительная влажность), визуальных наблюдений (количество и форма облаков, наличие и вид осадков) [2].
I модель: слоистые облака, быстрое и непрерывное ухудшение горизонтальной видимости (дымка, мелкий снег, морось) от поверхности земли до ВНГО (ВНГО < 150 м при 1< МДВ (So) <3 км, относительная влажность у поверхности земли более 95%, скорость ветра не более 6 м/с).
II модель: слоистые (слоисто-кучевые) облака, характеризуется медленным уменьшением горизонтальной видимости вблизи земли (дымка, снег, морось), а затем - быстрое до ВНГО (H) (150<ВНШ<200 м при 1<МДВ^0)<4 км), относительная влажность у поверхности земли 91-96%, скорость ветра не более 8 м/с).
III модель: слоисто-кучевые облака, характеризуется постоянной видимостью до высоты нижней границы дымки (уровня конденсации), а в слое подоблачной дымки происходит ухудшение горизонтальной видимости до ВНГО (дымка, слабые осадки в виде снега, реже - дождя, ВНГ0=200 - 400 м при 2<МДВ (S0)<8 км, относительная влажность у поверхности земли - от 81 до 95%, скорость ветра не более 10 м/с).
IV модель: слоисто-кучевые облака, характеризуется равными значениями горизонтальной видимости от поверхности земли до ВНГО (приземная дымка, слабый снег) ВНГ0=400-800 м при 4 < МДВ (S0) <10 км, значительные интервалы относительной влажности и скорости ветра у поверхности земли).
Учет влияния типа ОМ на высоте полета производится путем расчета видимости на высоте полета:
Smh = Ah2 + Bh + С, (2)
где A,B,C - коэффициенты, зависящие от ВНГО, МДВ [2].
При расчете по формуле 1 интегрирование для I и II оптических моделей производится от поверхности земли до НПОЛ, в III оптической модели - от поверхности земли до уровня конденсации (НУК) и от уровня конденсации до НПОЛ (если НПОЛ меньше НУК - от поверхности земли до НПОЛ). В IV оптической модели видимость одинакова на всех высотах и равна горизонтальной видимости у земли.
Угол визирования ©, зависящий от ОМ, путевой скорости и высоты полета ВС, курсового угла наблюдения, времени аккомодации зрения пилота, рассчитывается по формуле [3]:
© = ©0 + 57,3-^^- sin ©0Л/1 - cos2 ©0 • cos2 а , (3)
H ПОЛ
где ©0 - минимальный угол визирования для высоты полета в конкретной ОМ без учета путевой скорости, рассчитывается по формуле:
©0 = arctgHn°^ . (4)
Smh
Горизонтальная видимость на высоте полета, с учетом путевой скорости ВС рассчитываться по соотношению:
V _ НПОЛ {С\
Smhe =1© . (5)
Расчет НПДВ с учетом скорости и высоты полета ВС под низкими облаками производится по формуле 1.
При этом вместо S0 подставляется значение 50в, которое находится с учетом соотношения 5, и рассчитывается по формулам: для I ОМ:
5 = н2 - 1,5£тН^2 + 0,58тННк (6)
00 Н2 + 0,24И2 -1,24НИ ' V '
для II ОМ:
для III ОМ (до НУК):
5 = ЯтИ0Н2 - 4БтнИИ + ЪБтнНИ (7)
00 Н2 - 0,84И2 - 0,16НИ ' v '
5О0 = 5тИ0 . (8)
Выше уровня конденсации расчет производится по формуле (6).
В светлое время суток дымы (чёрные, серые) при лесных пожарах в различные сезоны года имеют контрасты (К) в зависимости от метеорологических условий от 0,2 до 0,9.
На рисунках 1, 2 в качестве примера представлены зависимости НПДВ дымов в различных оптических моделях.
1 - черный дым, 2 - серый дым
Рис. 1. Зависимость НПДВ дымов от МДВ в I ОМ (ВНГ0=100 м, дымка, Нпол = 50 м, W = 300 км/ч)
Анализ рисунков показывает, что НПДВ дымов существенно зависит от типа ОМ и цвета дыма.
Таким образом, путем расчета НПДВ дымов в СМУ можно оценивать возможность применения авиации для обнаружения лесных пожаров и направления их смещения.
1 600 1 500 1 400 1 300 1 200 1 100 1 ООО 900
П В '
600 500 400 300 200 1 00
С----1
О 500 1 ООО 1 500 2 ООО 2 500 3 ООО 3 500 4 ООО
мдв
1 - черный дым, 2 - серый дым
Рисунок 2 - Зависимость НПДВ дымов от МДВ в II ОМ (ВНГО=200 м, дымка, Нпол = 150 м, W = 300 км/ч)
Библиографический список
1. Методика расчета полетной видимости. / В. В. Дорофеев, А. В. Степанов// Международный сборник научно-методических трудов, «Современные методы подготовки специалистов и совершенствование систем и средств наземного обеспечения авиации». — Воронеж, 2003. — С. 57 — 59.
2. Наклонная видимость. — В кн.: Метеорологическое пособие для специалистов ГАМЦ, ЗАМЦ, АМЦ и АМСГ. / М. Я. Рацимор. — Л.: Гидрометео-издат, 1986, — 136 с.
3. Воздушная навигация в различных условиях полетов. / Л. А. Жаренков, Ю. А. Матвеев, Е. П. Ремянников. — М.: Воениздат, 1985. — 175 с.
Научно-методический подход к оценке зон затопления
при вынужденном попуске искусственных водохранилищ
Дорофеев В. В., Маслобойщиков А. Н., Булгин Д. В., Прокопов Е. В., ВУНЦВВС «ВВА», г. Воронеж
В настоящее время на территории Российской Федерации активно эксплуатируются около 25 тысяч различных гидротехнических сооружений. С каждым годом значительно увеличивается и вероятность их разрушения, это свя-