УДК 33 Шешель А.В., Анточ Н.А.
Шешель А.В.
ассистент кафедры «УТБиИС» Российский университет транспорта (г. Москва, Россия)
Анточ Н.А.
студент
Российский университет транспорта (г. Москва, Россия)
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ВНЕДРЕНИЮ ТАКТОВОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МЕТОДОЛОГИИ «JIT» В РАЗРЕЗЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ ПОСЛЕДНЕЙ МИЛИ
Аннотация: в данной научной работе рассматривается вариант решения проблематики, связанной с излишними простоями автотранспорта в ожидании выгрузки на склад, примыкающий к путям необщего пользования. Методика оптимизации базируется на внедрении концепции JIT (точно в срок) на этапе доставки последней мили. За ключевую идею принимается понятие «тактовости» производства. Для транспортной отрасли данное понятие скрывает под собой соответствие времени грузовых операций на этапе выгрузки со стороны ж/д плеча перевозки и времени полного оборота автотранспорта по плечу доставки последней мили до склада потребления.
Ключевые слова: точно в срок, путь необщего пользования, последняя миля, грузовые операции, погрузчик, такт производства, поточность.
В данной работе будет рассматриваться технологическое применение технологии JIT на примере работы такой системы как склад и точка потребления (данная схема доставки известна как «последняя миля»). Главное преимущество системы поставок «точно в срок» заключается в ее гибком характере. Именно
благодаря гибкости возникает возможность для сокращения складских издержек. Конечная цель использования системы поставок «точно в срок» состоит в получении сбалансированной системы с плавным и быстрым потоком материальных ресурсов. Основываясь на этом в данной работе, будет предложено применение технологии JIT для оптимизации простоя машино-часов в ожидании отгрузок со склада, примыкающего к путям необщего пользования (далее ПНП) [1].
В данной работе рассматривается пример организации отгрузок строительных материалов компанией данного сегмента рынка на плече от станции Соколовская (МЖД) до склада компании. Данная компания планирует покупку и устройство пути необщего пользования с примыканием к нему крытого склада для строительных материалов (преимущественно гидроизоляционных материалов). Проектируется крытый однопролетный склад, габаритные размеры — 144 х 30 м.
Для рассматриваемых грузов строительной компании, объем годового грузопотока гидроизоляции определяется на основании имеющихся данных об ежемесячных отправках в адрес станции 3186 транспортных пакетов весом 1,1 тонн каждый.
3186 * 1,1 = 3505 т/мес. = 3505 * 12 / 1,2 = 35 050 т/год.
Далее, определив грузопотоки, посчитаем потребное для их освоения количество ПРМ и их тип. Учитывая сравнительно небольшой объем поступления груза пример для стартовых расчетов наименее затратный вариант организации технологии работы склада: 1 вилочный погрузчик (сменная производительность 139,1 т) в одну смену.
z = 35 050 * 1,2 / (365 - 25) * 1 * 139,1 = 0,88 ~ 1 погрузчика Тайота [2].
Для расчета времени на грузовые операции необходимо определить количество вагонов в подаче при наибольших размерах грузопотока. Зная ежемесячный грузопоток, равный 3505 т/мес. Получим ежедневный потребный парк крытых вагонов грузоподъемностью 41 т каждый равный 5 КР ваг/сут.
кджд — доля ПРМ задействованная в обслуживании ж/д фронта,
Далее, зная количество и составность каждой из подач, необходимо определить продолжительность грузовых операций с вагонами каждой подачи по следующей формуле:
t = п * рср * 7 / z * кд * Q
1гр 11под 1 /I A JV жд ч^см,
где:
ппод — число вагонов в подаче на ПНП,
Рср — среднестатическая загрузка вагонов в подаче,
z — количество ПРМ на ПНП,
д
ж
Q™ — сменная производительность ПРМ.
На путях необщего пользования ^жд принимается всегда равным 1, что позволит все имеющиеся погрузочно-разгрузочные машины задействовать в погрузке или выгрузке.
5*41*7
^тр°ит.к°мп. = 1*1*1391 = 10,3 Ч
Следующим этапом для анализа целесообразности внедрения технологии JIT в данный технологический процесс является учет тактовости перегрузки в автомобиле. Термин «тактовость» означает своевременную погрузку прибывшего под склад автомобиля, без излишнего простоя в ожидании завершения операций по выгрузке из крытых вагонов. Данная поточность и своевременность являются главными аспектами одной из методик бережливого производства, JIT (точно в срок).
Ключом к тактовости и поточности транспортного процесса является выполнение операций по выгрузке крытых вагонов в срок, наиболее приближенный ко времени оборота автотранспорта на направлении до точки потребления.
Оборот автотранспортная включает в себя следующие временные затраты:
1) погрузка на складе,
2) следование до складских мощностей под станцией,
3) выгрузка в склад компании,
4) порожний маршрут следования обратно.
Согласно приложению №7 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом [3], за первую тонну выгрузки тратятся временные издержки в размере 13 минут, и далее по 3 минуты на каждую полную и неполную тонну погрузки/выгрузки для транспортного средства в виде еврофуры. Итого, суммарные временные затраты на грузовые операции составят:
(13 + 3 * 19) х 2 = 140 минут = 2,33 ч (сдвоенные грузовые операции).
Для данного кейса строительной компании планируется расположение пути необщего пользования на станции Соколовская, а склад потребления на станции Обухово. Маршрут и время следования в обоих направлениях представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Оборот автотранспортного средства на маршруте Соколовская - Обухово.
Общий оборот автотранспорта (такт подачи машины) при этом составит:
2,33 + 1,5 * 2 = 5,33 ч.
Подведем промежуточные итоги:
1) Суммарное время грузовых операций по выгрузке одной подачи вагонов 1 ПРМ в 1 смену составит примерно 10 ч,
2) Оборот автотранспорта на плече ПНП терминала - склад составит
5,3 ч.
При данном варианте организации технологии работы цепи прослеживается простой машин в ожидании окончания выгрузки в крытый склад компании. Данный простой фактически равен времени оборота, то есть автотранспорт за каждую такую цепь теряет время равное еще одному возможному рейсу.
Учитывая рассчитанные выше нормативы грузовых операций для склада строительной компании, которые составили 10,3 часа одним погрузчиком, целесообразно будет увеличить мощность грузового фронта. Данное увеличение возможно путем расширения парка ПРМ при неизменном числе смен работы каждого, либо наоборот, повышения числа смен работы при неизменном числе ПРМ.
Исходя из идеи, что время операций по выгрузке не должно превышать такта автомобиля, получим следующее неравенство:
5*41*7 < 5,33 ч,
х*у*139,1
где:
X — искомое число ПРМ,
У - число смен работы ПРМ.
При любом из этих вариантов необходимо оставить одну из переменных, принимая её константой. Наименее инвазивным является вариант с повышением числа смен работы ПРМ. Детальная проработка данного вопроса будет изложена далее в статьях исходить из стоимости ПРМ и стоимости работы ПРМ за смену, тем самым определяя, что эффективней - закупка нового ПРМ либо повышение число смен. Однако, в данном кейсе данный вариант не приведет к сокращению
времени выгрузки, поскольку последняя напрямую зависит от числа и производительности ПРМ.
Примем количество смен «у» за константу равной 1, исходя из минимизации затрат на ФОТ приемосдатчиков, а число ПРМ неизвестным х.
5*41 *7 _,
5 41 7 < 5,33 ч,
х*1 *139,1
(х* 139,1) * 5,33 < 5 * 41 * 7,
5 * 41*7
х* 139,1 < х<
5,33 5 41 7
5,33 139,1
х < 1,93 ч.
Решая полученное неравенство, приходим к выводу, что оптимальным и достаточным для поточности грузовой работы будет число автопогрузчиков равное 2, при котором время на выгрузку из крытых вагонов составит 5,15 ч, что является меньше, чем время такта, что обеспечит полную поточность производства.
Также в дальнейшем стоит обратить внимание, что точек сбыта от одного склада выгрузки зачастую больше одного. А значит, необходим экономически обоснованный выбор подстройки под такт. Данный анализ сфокусируется на основе следующих критериев:
1) Потребность груза каждой из точек сбыта,
2) Времени оборота автомобиля на каждом из плечей сбыта,
3) Стоимости простоя грузопотока на терминалы выгрузки,
4) Затраты на простой машино-часа.
Таким образом, технологическое применение концепции JIT в разрезе потоковости цепи поставки на этапах от выгрузки на ПНП до конечной точки доставки позволит значительно сократить время простоя автотранспорта в ожидании грузовых операций со стороны ж/д транспорта. Экономическая целесообразность заключается в окупаемости мероприятий по закупке дополнительного ПРМ (либо же выплатам за дополнительную смену работы) за
счет денежного эквивалента сокращения числа простоя машино-часов в ожидании погрузки-выгрузки на складе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Логистическая концепция JIT. [Электронный ресурс] // [сайт] URL: https://spravochnick.ru/logistika/sovremennoe_ponyatie_logistiki/logisticheskaya_ koncepciyajit/ (дата обращения 20.01.2025);
2. Приложение №17 к «Правилам перевозки грузов автотранспортом», постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г;
3. Учебно-методическое пособие «Управление грузовой и коммерческой работой», Каширцева Т.И., Коновалов В.Л., 2018 г
Seshelj A V, Antoch NA
Seshelj AV
Russian University of Transport (Moscow, Russia)
Antoch NA
Russian University of Transport (Moscow, Russia)
DEVELOPMENT OF MEASURES FOR EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF THE TIME-CONSISTENCY OF PRODUCTION OF THE "JIT" METHODOLOGY IN CONTEXT OF ORGANIZING LAST MILE DELIVERY
Abstract: this research paper considers a solution to the problem associated with excessive downtime of vehicles awaiting unloading at a warehouse adjacent to non-public roads. The optimization methodology is based on the implementation of the JIT (just-in-time) concept at the stage of last mile delivery. The key idea is the concept of "time-consistency " of production. For the transport industry, this concept conceals the correspondence between the time of cargo operations at the stage of unloading from the railway shoulder of transportation and the time of a full turnaround of motor transport along the shoulder of delivery of the last mile to the warehouse of consumption.
Keywords: just in time, non-public route, last mile, cargo operations, loading machines, production cycle, flow.