показателей развития региона. В соответствии с принципами, программными вопросами и рабочими гипотезами исследования в процессе сбора и отработки статистических данных, обследуемых при формировании интегрированных структур необходимо обеспечить получение достаточной социально-экономической информации. Для этого сформирован методологический инструментарий исследования, включающий, систему показателей о факти-ческой эффективности функционирования кластера в целом с точки зрения социально-экономических показателей процесса интеграции (синергический эффект) (табл. 4).
Методологический инструментарий и показатели уровня интеграции:
a. К1=объем кластера наполняемости по различным социально-экономическим показателям/общий объем оцениваемых в регионе социально-экономическим показателям
b. К2 = размер инвестиционных вложений в кластер /общий размер инвестиционных вложений в регион
c. К3=показатели социально - экономического развития отдельного обекта кластаризации/ показатели социально - экономического развития региона
2. Эффективность фактического функционирования блоков (реальное взаимодействие отраслей в кластере)
a. К1=статистические показатели отдельного обекта кластариза-ции/ показатели социально - экономического развития региона
b. К2=показатели социально-экономического развития сфер материального производства/ показатели социально-экономического развития региона
c. К3=показатели социально-экономического развития сфер нематериального производства/ показатели социально - экономи-
ческого развития региона
3. Эффективность интеграции капиталов (инвестиций) в инновационную деятельность определяется:
■ кластеризацией с целью формирования бизнес-портфелей;
■ кластеризацией с целью формирования интегрированных структур.
Необходимо также проводить анализ собственной конкурентной позиции в сравнении с позицией регионов конкурентов. В рамках анализа структуры отраслей определяются «правила игры» в рассматриваемой отрасли, сфере народного хозяйства и определяются факторы успеха. Усиление межрегиональной конкуренции, в том числе и в части инновационного и социально-экономического развития определили необходимость проведения оценки внешней и внутренних среды на основании стратегического анализа с составлением матриц. Объединив полученные в ходе анализа данные, получим возможность определить, что именно не дает региону эффективно развиваться, занять лидирующие позиции и наметить оптимальные пути эффективного развития.
Литература:
1. Интеграционные механизмы управления/ Кудрова Н. А., Орехов С. А. - Рязань.: ООО «Полиграфия», 2009. - 145 с.
2. Кудрова Н.А. Модель управления социально-ориентированными кластерными образованиями по уровням интеграции - Транспортное дело - 2011 - №8
3. Кудрова Н.А. Применение кластерного анализа при оценке синергического эффекта в социально-ориентированных интегрированных образованиях - Инновации и инвестиции - 2011 - №1- 0,91 п.л.
РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ, ФОРМИРУЮЩИХ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ
КЛАСТЕР
Григорян К.В., аспирантка Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
В данной статье сформирован кластерный подход к политике управления предприятиями строительной индустрии, предложена система индексных обобщенных показателей оценки функционирования данных кластерных структур в Рязанском регионе, также предложены способы управления процессом формирования структур кластерного типа со стороны региональных органов власти в случае выбора интегрированного кластерного образования в качестве новой формы управления. Отсутствие единой модели кластерной инициативы приводит к тому что, необходимо определить жизнеспособную структуру формирующегося кластера и в данном направлении ведутся обширные научные исследования кластерных комплексов.
Ключевые слова: интегрированные структуры кластерного типа, строительная индустрия, кластерная политика, интеграционный процесс, элементы интеграции, социально-экономическая система, кластерная структура.
DEVELOPMENT OF A MECHANISM OF INTERACTION BETWEEN ELEMENTS FORMING THE REGIONAL INVESTMENT AND CONSTRUCTION CLUSTER
Grigoryan K., the post-graduate student at Moscow state University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)
This article formed the cluster approach to the policy of management of enterprises of the construction industry, a system index indicators for the evaluation of the data of cluster structures in the Ryazan region, also proposed ways to control the process of the formation of structures of the cluster type by the regional authorities in case of choosing the integrated cluster formation as a new form of management. There is no single model of a cluster initiative leads to the fact that, you need to define a viable structure of the emerging cluster and in this direction are carried out extensive.
Key words: integrated structure of cluster type, construction industry, cluster policy, integration process, elements of integration, socio-economic system, a cluster structure
Кластерный подход уделяет ключевое внимание анализу региональных рынков на основе создаваемых факторов производства (высококвалифицированные кадры, доступная инфраструктура и т.д.) через углубление кооперации между предприятиями для повышения производительности труда, позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности предприятий. Проведение кластерной политики основывается на организации взаимодействия между органами государственной власти и региональными органами, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий, совершенствованию и повышению эффективности работы. Как показывает практика, кластеры значительно отличаются друг от друга. Объясняется это
национальными особенностями экономики стран и регионов, поскольку каждый регион уникален по-своему и, следовательно, имеет свою определенную специализацию. При этом для России можно отметить такую важнейшую особенность, как существование различных регионов.
В последнее время стала модной организация «кластеров», которые фактически выполняют роль инновационно-промышленных парков. Кластерами, как правило, называют совокупность предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями. По существу, такое определение кластера практически полностью тождественно понятию инновационно-технологическому комплексу.
Особый интерес представляет реализация кластерного подхода к политике управления предприятиями строительной индустрии на уровне конкретного региона.
Для того, чтобы понять почему важно создание именно строительного кластера, был проведен кластерный анализ в программе statistica 6.0. важнейших показателей в разрезе отраслей по Рязанскому региону.
Для анализа были выбраны такие показатели как:
■ затраты организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам экономической деятельности (млн. рублей),
■ ввод в действие зданий (кв. м),
■ среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности (тыс. человек),
■ распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности (в единицах).
После проведения кластерного анализа необходима разработка механизма взаимодействия элементов, формирующих инвестиционно-строительный кластер Рязанского региона. Цели разработки механизма определяются необходимостью реализации программ социально-экономического развития региона и принятия управленческих решений в направлении реализации стратегий развития региона, т.к. возникают проблемы в процессе взаимодействия элементов формирующих инвестиционно-строительный кластер Рязанского региона, к которым относятся:
■ получение, анализ и использование информации, т.к. проблема формирования новых структур заключатся в несопоставимости показателей для сравнения по целям и характеру учета, а также в различных целевых аспектах учета,
■ несогласованность целевых аспектов с точки зрения инновационного развития регионов и социально-экономических показателей, в связи с этим сложность оценки эффективности работы как отдельных элементов входящих в предлагаемую региональную кластерную структуру, так и в целом интегрированной системы,
■ соблюдение только собственных интересов элементов, не взаимодействующих в кластерном образовании, т.е. децентрализация поведения управленцев, следовательно, невозможность реализации общей цели развития региона.
Возможности аналитической интегрированной социально-экономической системы должны позволить вести работу с показателями, отражающими специфику взаимодействия промышленности, образования, здравоохранения и других сфер национальной экономика. Построение аналитической интегрированной социально-экономической системы должно учитывать:
■ множественность и специфику социально-экономических интересов элементов системы,
■ специфику функций элементов системы объединенных иерархическими уровнями,
■ различия в характере интересов и решений, представленных для широкой общественности.
Рязанский регион имеет все предпосылки для организации подобных объединений, чему способствует наличие на территории области более 1000 строительных организаций и около 200 предприятий, осуществляющих выпуск строительных материалов, более 100 предприятий стройиндустрии, ряда высших и среднеспе-циальных учебных заведений, готовящих кадры в области строительства, значительных запасов природных ресурсов, необходимых для осуществления строительного производства, а также крупных перерабатывающих предприятий, производящих материалы и конструкции для строительства.
А основным показателем перспективности развития отрасли являются инвестиции, поэтому необходимо рассмотреть статистические данные по размерам и направленности инвестиций (рис. 1).
По результатам проведенного анализа в Statistica 6.0., прослеживается четкая тенденция социальной направленности. Строительство объединено в микрокластер с образованием, государственным управлением, здравоохранением и предоставление прочих социальных услуг.
Так, в структуре инвестиций, хотя и большее финансирование получают обрабатывающие производства, производство и распределение электричества, газа и воды, транспорт и связь, тенденция же увеличения вложения инвестиций за три года прослеживается в взаимодействующих отраслях: здравоохранение с 3,3% до 5,4 % к итогу; образование с 4,5% до 6,8%; государственное управление и обеспечение военной безопасности с 4,4% до 5,3%; строительство с 4,8% до 6,3%.
Развитие строительства невозможно без инвестирования. Именно строительство больше всего нуждается в инвестициях, ведь эта область производства работает в основном на заемном капитале, а инвестор выступает как один из участников строительства, часто выступая в лице заказчика (так, например, люди, дающие строительной организации первоначальный взнос на этапе незавершенного строительства, являются соинвесторами).
Процесс проведения кластерной политики напрямую зависит от инвестирования. А роль инициатора создания регионального инвестиционно-строительного кластера в Рязанском регионе и выполнение исследований по написанию стратегии формирования и развития этого кластера справедливо отводится региональным властям.
Следовательно, формируемый региональный инвестиционно-строительный кластер - это добровольное отраслевое территориальное объединение предпринимательских структур, научных, общественных организаций, органов местной власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции, работ или услуг и содействия экономическому развитию конкретного региона.
В Рязанском регионе может быть создана подобная структура, которая объединила бы предприятия строительной отрасли, специализирующиеся на выполнении строительно-монтажных работ, производстве строительных материалов, проектировании, дизайне
Рис. 1. Дендрограмма структуры инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)
Рис. 2. Структура строительного кластера
и обеспечивающие выполнение полного цикла строительных работ со сдачей объектов «под ключ», в кластер также должны входить предприятия и учреждения инфраструктуры, которые предоставляют торговые, юридические, аудиторские, маркетинговые, информационные, образовательные и научно-исследовательские услуги. Возможность создания данного кластерного объединения проанализирована и определено, что руководить данным объединением, как показывает практика, должна общественная некоммерческая организация, учредителями которой являются участники структуры, общественные организации, органы власти региона, такие как представитель областной администрации, представитель городской и районной администрации.
В настоящий момент деятельность проектных институтов не только предшествуют непосредственному строительству, но и сопровождает его. Авторский надзор осуществляется на всех этапах работ. Поэтому проектные институты выделены в члены кластера, наряду со строительными компаниями. Наиболее крупные из них: ЗАО «Рязаньгражданпроект», ООО «ПИ «Промграж-данпроект», агентство «ЦЕНТРОСОЮЗПРОЕКТ», ООО «Про-ектреставрация», ООО «Облкоммунпроект», ООО «Премьер», ЗАО «Институт «Рязаньпроект», ООО «Промстройпроект», ООО «Медиапроект». Право землепользования является одним из основополагающих в строительстве, поэтому службы, которые занимаются установлением этого права, а также установлением назначения и границ земельного участка, так же входят в предполагаемый строительный кластер Рязани. Раньше этими услугами занимались лишь государственные учреждения (земельный комитет, кадастровая палата), а так же организации, имеющие специальную лицензию, при участии глав муниципальных образований. В настоящий момент, осуществлено лицензирование физических лиц на эту деятельность (кадастровых инженеров), а также теперь этим может заниматься БТИ. По результатам исследования такой образовательный микрокластер должен явиться участником регионального инвестиционно-строительного кластера Рязанского региона, что копирует широко распространенную за рубежом модель кластера, где образовательные и научные учреждения являются поставщиками кадров и научных открытий и разработок для кластера.
Ряд рязанских банков осуществляет ипотечные кредитование на покупку недвижимости в Рязани и Рязанской области: Рязанское отделение Сбербанка РФ (Среднерусский банк), ВТБ 24, Уралсиб, Транскапиталбанк, СКБ-банк, Росбанк, Московский Банк Реконструкции и Развития. Но помимо этого, существует ряд других финансовых учреждений, которые финансируют бизнес, и выступают инвесторами в строительстве. Также функционируют «Рязанская ипотечная корпорация» - региональный оператор ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», которое было создано Правительством Рязанской области в 2004 году в целях развития системы ипотечного кредитования на территории Рязанской области, Рязанская торгово-промышленная палата. В Рязани и области существует большое количество частных компаний (более 100), занимающихся операциями с недвижимостью, наиболее крупной является «Центральное агентство недвижимости», которое основано в 1991 году, и по настоящее время сохраняет лидерство в регионе по охвату рынка, но надо отметить, что конкуренция в этой области очень высока.
Таким образом, рязанский регион имеет все предпосылки для организации инвестиционно-строительных кластерных объединений, чему способствует наличие на территории области более 1000 строительных организаций и около 200 предприятий, осуществляющих выпуск строительных материалов, более 100 предприятий стройиндустрии, ряда высших и профессиональных учебных заведений, готовящих кадры в области строительства, значительных запасов природных ресурсов, необходимых для осуществления строительного производства, а также крупных перерабатывающих предприятий, производящих материалы и конструкции для строительства, значительное количество банковских и финансовых структур и фондов, работающих в строительном комплексе. Характерно, что многие предприятия строительной индустрии уже работают по этому принципу, причем у данного формирования есть определенная направленность развития - социальная направленность. Поэтому вопрос не в отсутствии потенциала для создания кластеров, а в том, что они не оформлены формально, и поэтому власть их не замечает и не знает, как с ними работать. Таким образом, главная проблема — это проблема знаний, создания благоприятной конкурентной среды.
В рамках государственной поддержки спроса на рынке жилья Рязанской области формируется и реализации мероприятий по стимулированию спроса на первичном рынке жилищного строительства, реализуются долгосрочные целевые программы Рязанской области: «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», «Долгосрочное ипотечное кредитование приобретения и строительства жилья на 2011-2015 годы», «Социальное развитие села Рязанской области в 2011-2013 годы».
Итак, если региональные власти окажут должную поддержку уже имеющимся организациям и объединениям, то в Рязанском регионе возможно создание инвестиционно-строительного кластера, объединяющего не связанные строительной отраслью компании, служащего основой повышения инвестиционной активности региона в целом.
Таким образом, кластеры в их организационно-экономическом взаимодействии играют большую роль в устойчивом развитии региона. Применение кластерного подхода предоставляет необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть расширенного развития малого и среднего предпринимательства. В настоящее
время в России нет форм организации управления, которые благодаря четко отлаженному механизму функционирования могли бы минимизировать риски инвестирования в инновационное развитие и обеспечить высокие темпы социально-экономического роста регионов и отраслей. Одним из механизмов реализации государственной экономической политики в мире стала кластерная политика.
Литература:
1. Интеграционные механизмы управления/ Кудрова Н. А., Орехов С. А. - Рязань.: ООО «Полиграфия», 2009. - 145 с.
2. Кудрова Н.А. Модель управления социально-ориентированными кластерными образованиями по уровням интеграции - Транспортное дело - 2011 - №8.
3. Кудрова Н.А. Применение кластерного анализа при оценке синергического эффекта в социально-ориентированных интегрированных образованиях - Инновации и инвестиции - 2011 - №1.
4. Сафронова А.А. Технико-технологические факторы инновационного развития хозяйствующих субъектов- Транспортное дело - 2006 - №12-111.
ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИЕЙ РАЗВИТИЯ
Щербаков В.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»,
e-mail: [email protected] Халидов Р.А., соискатель ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»
В статье раскрываются ключевые проблемы управления развития промышленности, а также происходящие изменения в отраслевых комплексах с учетом выбора оценочных показателей технологического обновления.
Ключевые слова: промышленность, управление, инновации, инвестиции, модернизация.
INDUSTRIAL ECONOMICS: PRINCIPLES OF MANAGEMENT OF LONG-TERM
DEVELOPMENT STRATEGY
Scherbakov V., Doctor of Economics, professor, head of the chair, Moscow State Industrial University Khalidov R., the applicant, Moscow State Industrial University
The article describes the key management issues of industrial development, as well as the changes in the industry complexes with regard to the choice of performance indicators of technological renovation.
Keywords: industry, government, innovation, investment, modernization.
Управление процессом развития промышленности с точки зрения обновления потенциала определяется тем или иным вариантом технико-технологических изменений, где ключевым фактором выступает уровень инновационности. В технологическом развитии промышленности существует два подхода: инерционный и инновационный.
Первый подход исходит из того, что рынок способен отобрать жизнеспособные структуры и предотвратить неэффективное использование накопленного потенциала. Такого рода ориентация резко снижает роль государства путем минимизации поддержки через инвестирование наукоёмкого производства мало контролируемого свободной конкуренцией и угнетающее существующее промышленное производство, не вписывающееся в систему нового обновления [4]. Более того, открытость экономики не позволяет создать благоприятные условия к переходу на новый технологический уровень, а ориентация на Запад разрушает существующие связи внутри самого промышленного комплекса.
Второй подход исходит из того, что инновационный прорыв обеспечивает обновление используемых технологий и производимой промышленной продукции как главного условия промышленного роста и удовлетворения растущих потребностей в промышленном производстве. В основе инновационно-инвестиционного варианта развития промышленности лежит наука и фундаментальные исследования по перспективным направлениям обновления потенциала промышленности.
Инновационно-технологический прорыв - это прорыв к выбору нового вектора промышленных преобразований в приоритетном направлении модернизационной политики, обеспечивая поддержку базовым отраслям, финансируя технологическое направление и
развивая новые формы регулирующего воздействия государства по формированию благоприятного климата.
В рамках инновационной модели развития промышленности можно рассмотреть индикаторы, представленные в таблице 1, отражающие рост валового внутреннего продукта, рост производительности труда и изменение энергоёмкости производства.
Исходя из этого, инновационный вариант развития российской экономики требует: повышения энергоэффективности промышленного производства; повышение качества промышленной продукции; повышение производительности труда: повышение уровня освоения передовых научно-технических разработок.
Таким образом, выполнение вышеперечисленных положений затрагивает новые инструменты научно-технического регулирования и реализацию национальных приоритетов по перспективным направлениям технико-технологического обновления промышленности.
Основными условиями формирования приоритетов научно-технической политики являются
- системный подход регулирования отраслевых и межотраслевых комплексов с критически устаревшим оборудованием;
- определение структуры приоритетов во формированию технических и технологических основ обновления;
- долгосрочный горизонт планирования при определении перечня приоритетов и задач технико-технологического обновления;
- сочетание долгосрочного и краткосрочного прогнозирования технико-технологических ориентиров обновления промышленности.
Реализация отмеченных приоритетов инновационного развития предполагает использования системы мер и инструментов, связанных с реализацией научно-технической политики [1]. Важным