(N
тН
О
(N
УДК 332.146.2 А.В. Самаруха
ББК 65.04(2Рос5)
РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНОВ СИБИРИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ*
Определен наиболее актуальный подход к построению механизма модернизации экономики и социальной сферы региона в условиях глобализации и стратегии инновационного развития России. Изложены основные научные суждения по аспектам сетевого подхода к стратегическому социально-экономическому развитию регионов Сибири. Даны рекомендации по усилению сетевого подхода с позиции инновационной конкуренции, кооперации и интеграции между регионами и муниципальными образованиями, на основе урбанистических сетей.
Ключевые слова: стратегия, модернизация, урбанизация, сетевой подход, конкуренция, кооперация, интеграция, инновации, управление, регион, экономика, социальная сфера, экология, коррупция, культура, креатив.
A.V. Samarukha
WORKING OUT MECHANISM OF STRATEGIC MODERNIZATION OF THE ECONOMY AND SOCIAL SPHERE IN SIBERIAN REGIONS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
ssi
Zsl
KS г
“li1
НА
ОЙ"
%<s ^ 1
1
« tf I
8s! ИН 25 о
СнО!
*МЦ E40 I
See
К
H
H
о
H
pq
CO
H
The author determines the most relevant approach to creating a mechanism of the region’s economy and social sphere modernization under the conditions of globalization and innovational development of Russia.
The article contains key scientific views on aspects of network approach to strategic social and economic development of Siberian regions, and recommendations on strengthening this approach from the position of innovational competition, cooperation and integration between regions and municipalities based on urban networks.
Keywords: strategy, modernization, urbanization, network approach, competition, cooperation, integration, innovations, management, region, economy, social sphere, ecology, corruption, culture, creativity.
В настоящее время в России формируется новая экономическая парадигма, в основе которой лежит социально-экономическая политика, направленная на стратегический рост благосостояния общества за счет всеобщей модернизации и реализации инновационной модели экономики в условиях глобализации. Выполнение стоящих перед государством и его регионами задач напрямую зависит от механизмов и инструментов, которые будут задействованы в процессе модернизации и реализации государственной стратегии, особенно в части управления социально-экономическим развитием регионов.
Иркутская область имеет особые государственные стратегические задачи, к основным из которых можно отнести: во-первых, увеличение объемов добычи и первичной переработки природных ресурсов для ис-
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ 10 «Теоретические аспекты формирования стратегии устойчивого экономического роста регионов Сибири в условиях усиления процессов глобализации».
© А.В. Самаруха, 2012
полнения растущих международных обязательств, обеспечения опережающего развития региональных производственных мощностей полного цикла и достаточного наполнения внутрироссийских ресурсных рынков. М Во-вторых, формирование экономики инновационного типа и информа-
ционного общества, для обеспечения бережного ресурсопотребления, 5^ снижения экологической нагрузки, совершенствования управления и
самоуправления, повышения правовой грамотности и дисциплины в обществе и, соответственно, формирования передового демократического государства. В-третьих, обеспечение ускоренного социально-экономического роста и экологического равновесия в регионах Сибири с целью преодоления межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации по уровню и качеству жизни населения, активизации интеграционных процессов, перехода к надежному демографическому приросту и воспитания новых физически здоровых, культурно-развитых, образованных, патриотичных поколений сибиряков.
На наш взгляд, солидарный с передовыми учеными Сибири, главную роль в данном процессе будут исполнять крупные и средние города и, особенно, региональные столицы. Выполнение стратегии и погашение сопутствующих рисков ляжет именно на их плечи по большинству ключевых направлений (образование, наука, культура, финансы, кадры, управление, интеграция и т.д.). В этой связи, возникает острая необходимость исследования существующего багажа знаний и опыта, его обобщения и формирования современного представления о наиболее перспективных для регионов Сибири механизма модернизациии подходах к устойчивому инновационному развитию территорий, т.е. подходов, способных формировать комплексные решения, приводящие к качественной реализации государственной стратегии.
Исследования традиционных и современных теоретических представлений о проблемах и направлениях развития пространственных социально-экономических систем позволяют выявить наиболее интересные для ; «глобализационной» современности предложения по построению меха-
низма модернизации экономики и социальной сферы региона. ой § На наш взгляд новая научная идея формирования и развития в си-
бирских регионах крупных урбанистических социально-экономических ^ | систем, по сетевому принципу, имеет все основания для успешной реа-
1 лизации в региональной политике России в условиях глобализации.
в ^ 1 Важное научно-прикладное значение сетевого подхода состоит в ак-
§к§ тивном развитии перспективных видов деятельности, индустрии креа-
в тивной и культурной сфер, которое необходимо осуществлять в форме
йоэ кластера. В состав кластера креативных и культурных индустрий, кро-
к®Э ме культурно-досугового сектора должны быть включены: малые инно-
вационные предприятия, негосударственные научно-производственные объединения, финансовые ассоциации и независимые от сфер государс-23 твенного образования и НИОКР индивидуальные изобретатели и раци-
онализаторы. На наш взгляд, с точки зрения инновационной стратегии России, сетевое развитие перечисленных социально-экономических групп в составе кластера креативных индустрий добавило бы актуальности сетевому подходу, с точки зрения возможности оперативного распространения отечественных креативных инновационных технических со и технологических решений в различных областях, от ЖКХ до промыш-
Н ленного производства.
В дискуссионном плане могут рассматриваться, предлагаемые в таком подходе, обоснования необходимости формирования мегагородских
(?4
тН
О
<М
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
НД
ЬА
ОЙ"
^ 1
5к 1
«Л* ё§! ь Е
« ЦТ I
8Н! й§ о
ЕнО а
£М1| МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
регионов в виде полицентрических мегалополисов на основе создания урбанистической сети крупных и крупнейших городов сибирских регионов, учитывая, что активное стратегическое развитие больших, средних и малых городов регионов Сибири является не менее важной задачей. Следовательно, Сибирская урбанистическая сеть, в перспективе, должна включать механизмы сетевого охвата всей территории отдельных регионов.
Большой научный и практический интерес вызывают предложения по осуществлению мониторинга процесса формирования крупной урбанистической сети в регионах Сибири, включающие оценку социальноэкономического эффекта от активной деятельности кластеров креативных и культурных индустрий, а также исследования: интенсивности материальных и нематериальных потоков, динамики развития ключевых характеристик, уровня развития передовых бизнес-услуг, в частности, по коммерционализации инноваций.
Важное значение представляет разработка направлений и механизмов реализации концепции формирования крупной урбанистической сети в сибирских регионах, за счет использования технологии стратегического планирования в рамках сетевого подхода. В этой связи, необходимо обеспечить повышение коммуникационной доступности городских ресурсов и трансформацию региональных столиц из конкурентов в кооператоров, для сдерживания внутрироссийской и глобальной конкуренции в сфере креативных и культурных индустрий, в деятельности сырьевой, производственной и обслуживающей экономики и в аспектах социальной жизни населения регионов Сибири.
Важно понимать, что крупные урбанизированные образования могут представлять собой наиболее перспективную область вложения инвестиций в условиях усиления глобализации. При этом необходимо целиком раскрыть экономический потенциал и социальное значение креативных и культурных индустрий для региона как перспективных видов кластерной деятельности.
Отдельные специалисты обосновывают научную концепцию формирования крупной урбанистической сети — Сибирского мегагородского региона в виде полицентрического мегалополиса в качестве единого «полюса развития» Востока России, который может быть создан на базе кооперации крупных и крупнейших городов, за счет формирования и активного развития кластера креативных и культурных индустрий, с целью обеспечения интеграции, повышения инвестиционной привлекательности, снижения межрегиональной и межмуниципальной дифференциации, и общего повышения конкурентоспособности Сибири в условиях нарастающей глобализации. На наш взгляд, целесообразно данный научный результат детально исследовать и применить органами управления в ходе актуализации Стратегии развития Сибири и ее регионов.
Практическую ценность представляют предложения экспертов по усовершенствованию, в рамках сетевого подхода, инструментария комплексного развития пространственных социально-экономических систем. В частности, предлагается сформировать стратегии: культурно-ориентированного, пространственного и коммуникационного регионального развития, включая их в схему реализации стратегии региона (области) через механизмы программ и проектов. Данные выкладки должны найти применение в ходе актуализации и реализации Стратегии Иркутской области.
Особый интерес, с позиции исследования сетевого подхода, представляют опыт и традиции зарубежных научных школ по изучению глобаль-
ных и мировых городов, прочих крупномасштабных форм расселения, так как он существует уже несколько десятилетий, насчитывает десятки крупных научных программ, наиболее важными могут стать вопросы М| перехода на новые технико-технологические уклады, вопросы инвес-
^ тиционной конкурентоспособности институциональных сред различен ных регионов, а в связи с усиливающейся глобализацией и отдельных
государств, вопросы оформления кластера креативных и культурных индустрий и др. Углубленный анализ зарубежных исследований требуется также для возможности в полной мере определить специфические характеристики применения кооперативной, взамен конкурентной, инновационной стратегической позиции региональных городов в условиях модернизации и, соответственно, инвестиционного дефицита, а также в процессе усиления глобализации.
Учитывая высокую значимость предлагаемого отдельными учеными кластера креативных и культурных индустрий, необходимо определить потребность в закреплении в механизме данного кластера идейной основы — устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности урбанистических образований, и ее реализации через сетевой подход, тем более, что подавляющее большинство всех городов Сибири окружены скоплениями экологически грязных промышленных производств, что во многом определяет факторы конкуренции между городами по качеству миграционного притока, по уровню здоровья и самочувствия жителей, по уровню культуры, в том числе экологической и т.д. Для Иркутской области и ее городов: Иркутска, Ангарска, Шеле-хова, Усть-Илимска, Братска, Усть-Кута, Бодайбо, Свирска, Киренс-ка, Черемхово, Усолья-Сибирского, — экологический аспект, наряду с социально-экономическими, является острым.
Сетевой подход в социальном аспекте способен серьезным образом выявить очаги и обеспечить целенаправленную борьбу по вопросам коррупционных схем и административных деструктивных связей, функ; ционирующих в процессе развития урбанистических образований, и
являющихся негативным фактором при выборе мест размещения про-ой § изводственных мощностей как транснациональных корпораций, так и
^1 средних и малых предприятий-налогоплательщиков. Факторы корруп-
^ | ции и круговой поруки в региональном и муниципальном управлении
1 напрямую противостоят процессам формирования открытого управле-
в ния, в том числе, сетевого, и межтерриториальной интеграции по всем
§к§ направлениям и, соответственно, требуют применения социально-эко-
в номических методов и решений по их противодействию с позиции сете-
з вого подхода.
Информация об авторе
Самаруха Алексей Викторович — доктор экономических наук, доцент, кафедра экономики предприятия и предпринимательской деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
HOE
H
o
Author
Samarukha Aleksey Victorovich — Doctor of Economics, Associate Professor, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal State University of V Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].
N