Разработка механизма формирования инвестиционной привлекательности региональной социально-экономической системы
С.А. Махошева1, С.В. Галачиева2, Л.А. Легкая2, М.М. Кандрокова , С.В. Бекоев 3
Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН, г. Нальчик 1 Северо-Кавказский горно-металлургический институт (Государственный технологический университет), г. Владикавказ 2
3
Юго-Осетинский научно-исследовательский институт им. З.Н. Ванеева, г. Цхинвал
Аннотация: В статье представлен организационно-экономический механизм повышения инвестиционной привлекательности региона, основанный на системе инвестиционного проектирования и реализации инвестиционных проектов, базирующийся на комплексности развития экономики региона, и включающий в себя не только идентификацию инвестиционного потенциала региона, но и установление источников капитальных вложений; выявление направлений развития региона, учитывая расчёты возможных результатов финансовых вливаний в указанные объекты; создание поэтапного плана финансирования взятого объекта, начало его реализации и контроль над ним; получение государственной поддержки сектора развития экономики региона на время реализации инвестиционного проекта в виде предоставления налоговых льгот, снижения ставки кредитования и т.п.
Ключевые слова: регион, региональная экономика, инвестиции, инвестиционная политика, риск, инвестиционные риски, инвестиционный портфель, социально-экономическое развитие.
Развитие региональных социально-экономических систем тесно связано с результатами протекающих инвестиционных процессов и с инвестиционной политикой, выбранной органами местного самоуправления, главной целью которой является достижение высокого уровня качества жизни населения на основе устойчивого развития экономики Кабардино-Балкарской Республики.
Механизм повышения инвестиционной привлекательности региональных социально-экономических систем призван создать необходимые условия для инвесторов с целью прибыльного ведения инвестиционной деятельности в предприятиях региона. Одними из наиболее действенных инструментов привлечения является государственная поддержка в виде предоставления налоговых льгот, предоставление льготных условий пользования природными условиями, применение антимонопольных
мер, государственные гарантии реализующимся за счет бюджетных средств проектам, защита прав и интересов участников инвестиционных проектов и т.п.[1].
Оценка инвестиционного потенттиала
Рис.1- Схема функционирования механизма повышения инвестиционной привлекательности региональной социально-экономической системы
Э
а
п
Создание механизма послужит основанием повышения привлекательности предприятий региона для инвестиционной деятельности как местными инвесторами, так и инвесторами из других субъектов страны [2].
В статье представлен механизм повышения инвестиционной привлекательности региональных социально-экономических систем. В нем приведены методы диагностики и мониторинга инвестиционного климата региона, основные элементы и этапы механизма.
На первом этапе проводится оценка текущего состояния инвестиционного климата и инвестиционной политики. Основной задачей данного этапа является определение конкретных показателей, которыми инвестор будет проводить оценку инвестиционной деятельности в регионе
[3].
Выявление сложившейся ситуации в регионе до начала реализации инвестиционного проекта необходимо для определения потенциальных возможностей вложения средств в экономику региона и вероятность понести убытки, также для изначального ознакомления с уже реализованными проектами на выбранной территории.
На втором этапе применяются различные методы расчета инвестиционного климата и эффективности [4]:
1. Методы расчета основных элементов инвестиционного климата:
- инвестиционный потенциал;
- инвестиционный риск;
- инвестиционная активность;
2. Методы расчета рейтинга инвестиционной привлекательности, состоящего в проведении расчета коэффициента инвестиционного потенциала региона;
3. Методы расчета рейтинга инвестиционного риска, состоящего в расчете коэффициента инвестиционного риска;
4. Методы расчета получаемой эффективности от реализации инвестиций, к числу которых относятся анализ и прогноз ключевых элементов эффективности инвестиционной деятельности.
Второй этап механизма предполагает использование методов расчета климата, сравнение показателей рейтингов инвестиционного потенциала и риска с другими субъектами страны, в частности входящими в состав Северо-Кавказского федерального округа.
На основе полученных данных с первого и второго этапа региональной инвестиционной политики следует приступить к определению инвестиционных потоков (основных и дополнительных источников), формированию инвестиционного процесса (на основе форм и методов государственного и экономического регулирования инвестиционной деятельности, применяемых местными органами власти). Важным элементом механизма является выявление инвестиционной эффективности и ее прогнозирование как на начальном этапе, так в процессе реализации и на завершающих этапах реализации инвестиционного проекта, для получения возможности предвидеть потенциальные риски.
После завершения инвестиционного проекта следует выявить его социальный, экономический и бюджетные эффекты. Полученные данные могут быть использованы в качестве оценки инвестиционного климата региона и эффективности вложений для повторного вложения в экономику региона, однако, результаты собственного проекта могут значительно облегчить последующее вложение [5].
Формирование механизма инвестиционной привлекательности невозможно без определения его основных составляющих, таких как инвестиционный климат, инвестиционные потоки, инвестиционный процесс
и получаемый эффект от данных вложений [6]. Все перечисленные элементы взаимосвязаны и составляют цикл. Так, решая в первую очередь основные проблемы, связанные с инвестиционным климатом, необходимо приступить к определению источников поступления инвестиций, а также определению целей денежных поступлений. На данном этапе следует обратиться за помощью в реализации проекта к центру содействия и помощи инвестиционной деятельности. Результатом деятельности станет выявленная эффективность от реализации инвестиционного проекта, которая также окажет влияние на изменение инвестиционного климата республики.
В целях результативного функционирования механизма следует привести алгоритм возможных действий по его реализации (таблица № 1).
Таблица № 1
Алгоритм функционирования механизма повышения инвестиционной
привлекательности региона
Этап Отношение к центру содействия и помощи инвестиционной деятельности
Первоначальное определение инвестиционного климата Нет необходимости
Поиск источников инвестиций Следует обратиться в центр за помощью
Формирование инвестиционного процесса Следует обратиться в центр за помощью
Выявление эффекта от реализации проекта Нет необходимости
Выявление влияния инвестиционного проекта на привлекательность территории Нет необходимости
В связи с возникшей необходимостью повышения инвестиционной привлекательности и развития экономики региона, следует предпринять определенные меры для решения поставленных целей [7]. Создание отраслевого кластера по государственной инициативе будет той мерой, которая отвечает условиям сложившейся экономической ситуации и приведет к получению максимального эффекта от реализации охваченных кластером отраслей [8]. Отраслевой кластер формируется Министерством экономического развития и торговли КБР с целью улучшения экономической
М Инженерный вестник Дона, №10 (2020) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl0y2020/6654
ситуации в регионе, повышения его инвестиционной привлекательности, что невозможно без инвестиций в человеческий капитал, оптимизации отношений функционирующих субъектов экономической деятельности, реализации возможных бизнес-проектов [9]. Одним из главных преимуществ создания кластера является географическая близость экономических субъектов, которая открывает возможность оптимизации и ускорения их деятельности и реализации производимых товаров и услуг, а также быстрой передачи новых технологий среди участников кластера [10]. Следует сформулировать цели, интересы и функции участников кластера. (См. рисунок 2)
Цели и интересы Участники Функции
1 г 1 г 1 г
Финансовая поддержка проектов, кооперация Образование и наука НИИ, учебные заведения Подготовка кадров, проведение исследований
Сокращение безработицы, увеличение поступлений Госсектор Органы местного самоуправления Разработка нормативно -правовой базы
Оптимизация доступности к технологиям Бизнес Предприятия и организации Внедрение инноваций, повышение качества
Создание новых проектов, увеличение активов Организации инфраструктуры Расширенное сопровождение проектов
Новые контракты, непрерывность заказов Различные посредники и Контроль качества, оптимизация
партнеры
Рис.2. - Интересы и цели участников кластера
Деятельность кластера можно отразить в его типовой модели (см. рисунок 3). В ее состав входят такие элементы как обслуживание кластера (подразумевает собой подготовку кадров, внедрение инноваций, предоставление различных услуг и т.п.), процесс поставки (роль поставщиков
в кластере), производство основных средств производства и специального оборудования, а также предусматривает реализацию товаров и услуг. Ядром кластера является производство товаров и услуг.
Подготовка кадров
Учебные заведения
Создание и внедрение инноваций
НИИ, технопарки, бизнес-инкубаторы
Процесс поставки
Сырье
Материалы
Оборудование
Комплектующ
Обслуживание кластера
Управление качеством
Клубы качества
Производство средств и предметов труда
Основные средства
Предоставление финансовых услуг Консалтинг
Предоставление юридических услуг
Оказание поддержки государственными
Реализация товаров и услуг
Рис. 3- Типовая модель функционирования кластера
Процесс образования кластера разделен на пять этапов, каждый из которых подразделен на задачи. На первом этапе определяются заинтересованные в реализации кластера лица, а также принцип их дальнейшего сотрудничества. На следующем этапе определяется вид
кластера и состав кластера, также проводится количественный анализ. На
этапе стратегии разрабатывается план ее осуществления. Этап
«Формализация» подразумевает собой формирование организационной
структуры и проектов, в рамках создаваемого кластера. На завершающем
этапе подводятся итоги проведенной деятельности, полученные эффекты и
внесение необходимых изменений в стратегию развития.
Статья подготовлена при финансовой поддержке грантов РФФИ: №№ 19010-00586; 20-010-00863; 20-010-00766; 20-010-00281.
Литература
1. Рыбникова К.С. Классификация факторов и рисков, влияющих на инвестиционную привлекательность регионов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 10. с. 81-83.
2. Гергова З.Х. Институциональные факторы и организационно-экономические предпосылки модернизации социально-экономической системы региона // Инженерный вестник Дона, 2011. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1 y2011/376/
3. Маевский А. В. Кредитный рейтинг и инвестиционная привлекательность региона // Российское предпринимательство, 2013. №16 (238). с. 58-63.
4. Ахтариева Л. Г. Современные подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов // Вестн. УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика, 2014. №1 (7). с. 233- 239.
5. Методика составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России компании «РАЭКС Аналитика» // Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») URL: raexpert.ru/ratings/regions
6. Шаховская Л.С., Безлепкина А.А. Инвестиционная привлекательность регионов как ключевой фактор привлечения иностранных инвестиций // Крымский научный вестник, 2017. №1. с. 24-38.
М Инженерный вестник Дона, №10 (2020) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl0y2020/6654
7. Тутаришев Б.З. Инвестиционная деятельность - основа устойчивого развития экономики региона (на примере Краснодарского края) // Инженерный вестник Дона, 2014. № 2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2380
8. Makhosheva S.A., Rud N.Y., Kandrokova M.M., Israilov M.V., Shinahova F.B. The paradigm of sustainable development and innovation in the region // Revista Espacios, V. 39. 2018. № 47. p. 28.
9. Tumenova C.A., Kandrokova М.М., Makhosheva С.А., Batov G.B., Galachieva C.V Organizational Knowledge and its Role in Ensuring Competitiveness of Modern Socio-Economic Systems // Revista Espacios, V. 39. 2018. №26, p. 12.
10. Galachieva S.G., Sokolov A.A., Makhosheva S.A., Sokolova O.A. Estimation system of sustainable development of regional national-economic complexes of mountain territories // Sustainable Development of Mountain Territories, 2018. №3.pp.45-49.
References
1. Ribnikova K.S. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2015. № 10. pp. 81-83.
2. Gergova Z.X. Inzhenernyj vestnik Dona, 2011. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1 y2011/376/
3. Maevski A. V. Rossijskoe predprinimatelstvo, 2013. №16 (238). pp. 58-63.
4. Axtarieva L. G. Vestn. UGNTU. Nauka, obrazovanie, e'konomika. Ser.: E konomika, 2014. №1 (7). pp. 233- 239.
5. Metodika sostavleniya rejtinga investicionnoj privlekatefnosti regionov Rossii kompanii «RAE'KSAnalitika». Rejtingovoe agentstvo RAEX 5. [Methodology for compiling a rating of investment attractiveness of Russian regions of the company "RAEX Analytics"]. («E'kspert RA»)
URL:raexpert.ru/ratings/regions
6. Shaxovskay L.S., Bezlepkina A.A. Kry'mskij nauchnyj vestnik, 2017. №1. pp. 24-38.
7. Tutarishev B.Z. Inzhenernyj vestnik Dona, 2014. № 2. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2380
8. Makhosheva S.A., Rud N.Y., Kandrokova M.M., Israilov M.V., Shinahova F.B. Revista Espacios, V. 39. 2018. № 47. p. 28.
9. Tumenova C.A., Kandrokova M.M., Makhosheva S.A., Batov G.B., Galachieva C.V. Revista Espacios, V. 39. 2018. №26 p. 12.
10. Galachieva S.G., Sokolov A.A., Makhosheva S.A., Sokolova O.A. Sustainable Development of Mountain Territories, 2018. №3.pp.45-49.