ИТ-персонал
www.idmz.ru SOI 1,№5
■■■■
гш
С.И. КАРАСЬ,
д.м.н., декан медико-биологического факультета ГОУ ВПО Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Томск, [email protected] О.В. КОННЫХ,
руководитель проектов ООО «Контек-Софт», г. Томск, [email protected]
П.Н. КЕТОВ,
помощник проректора по информационно-аналитической работе ГОУ ВПО Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Томск, [email protected]
РАЗРАБОТКА МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ
УДК 61:007; 61:37
Карась С.И., Конных О.В., Кетов П.Н. Разработка медицинских информационных систем: проектноориентированная подготовка кадров (ГОУ ВПО Сибирский государственным медицинский университет, г. Томск) Аннотация. В системе высшего медицинского образования проекты должны отражать бизнес-процессы и бизнес-логику предметной области. Учебно-исследовательские междисциплинарные групповые проекты используются для приобретения студентами компетенций разработки автоматизированных рабочих мест медицинских специалистов. В ходе выполнения проектов студенты самостоятельно решали нетривиальные задачи, осуществляли разные функции, получили опыт взаимодействия с медицинским персоналом и решения реальных задач в учреждениях здравоохранения.
Ключевые слова: проектное обучение; медицинские информационные системы.
V
UDC 61:007; 61:37
Karas S.I., Konnykh O.V, Ketov P.N. Development of medical information systems: project-based training
(SEI HPE Siberian State Medical University, Tomsk)
Absract. The projects have to reflect business processes and business logics of domain in the system of higher medical education. Interdisciplinary group projects are used for competencies of workstation development for medical personnel receiving by students. They are solving non-trivial tasks without assistance, realizing different functions, getting the experience of interaction with medical staff and decision of real problems in hospitals.
Keywords: project-based training; medical information systems.
Введение
Актуальным направлением развития образования является проектный подход, который по своей сути носит междисциплинарный характер и рассматривается методологами в рамках деятельностного, личностно-ориентированного обучения [1]. Проектирование обладает высоким потенциалом в сфере развития самостоятельной творческой работы студентов, органично сочетается с групповым обучением, все более активно используется в учебном процессе для организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов.
© С.И. Карась, О.В. Конных, П.Н. Кетов, 2011 г.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 77 ■
гш
l/IT-персонал
и информационные
технологии
flf
Проект можно определить как совокупность действий студентов для решения профессионально значимой проблемы, оформленной в виде конечного продукта. Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в значительной степени отвечает требованиям профессионального обучения и подготовки, ориентированной на удовлетворение запросов работодателей.
Основное назначение проектной технологии в высшем профессиональном образовании заключается в том, чтобы познакомить студентов на междисциплинарном уровне с практически значимыми проблемами профессиональной деятельности и со способами их решения. При построении интегративных связей дисциплин выявляется высокий дидактический потенциал междисциплинарного проектирования как средства совершенствования подготовки путем образования новых системных компетенций учащихся [2, 3]. Студентов необходимо включить в активную, вполне реальную деятельность, моделирующую часть их будущих профессиональных задач, позволяющую осмыслить социальную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в ее выполнении. Это стимулирует интерес студентов к самостоятельному решению проблем, приобретению знаний из разных источников, продолжению образования по выбранному профилю.
Проектное обучение способствует формированию ряда личностных качеств будущих специалистов, аналитическим, познавательным, исследовательским, коммуникативным и социальным компетенциям студентов, развивает умение сотрудничать в групповом решении проблем, принимать собственные решения и брать за них ответственность, регулировать конфликты. Групповые проектные методы обучения студентов применялись в Томском государственном университете, в Томском университете систем управления и радиоэлектроники [4]. В системе высшего медицинского образования учебные проекты могут носить
не только исследовательский характер, но и отражать бизнес-процессы и бизнес-логику предметной области, то есть иметь черты профессиональных проектов.
Можно выделить следующие этапы осуществления медицинского либо медико-биологического образовательного проекта:
1. Разработка проектного задания, направленного на решение проблемы через решение ряда этапных задач.
2. Составление плана работы, включающего выбор средств и методов выполнения проекта, распределение обязанностей между участниками, определение сроков выполнения и выбор критериев оценки качества проекта.
3. Реализация проекта, от сбора и анализа информации до тестирования конечного продукта.
4. Презентация и защита проекта. Результаты
В высшем медицинском образовании проектная форма обучения — довольно редкое явление. Практическая подготовка медицинских специалистов лечебного профиля включает индивидуальные задания и передачу знаний и навыков «от учителя к ученику». Медико-биологический профиль подготовки позволяет органично включить проектную форму обучения в рабочие программы дисциплин.
В ГОУ ВПО СибГМУ ведется подготовка по специальности 060114.65 «Медицинская кибернетика», квалификация врач-кибернетик. В 10 семестре обучения каждый студент (или группа студентов) получает задание на разработку курсового проекта.
Для применения технологии проектного обучения должны выполняться определенные условия:
1. Наличие в предметной области не полностью решенной проблемы
2. Возможность самостоятельной деятельности студентов
3. Возможность определенной последовательности действий при выполнении проекта
78
ИТ-персонал
4. Практическая значимость предполагаемых результатов проекта
Эти условия полностью соблюдаются в реализованном варианте проектного обучения. Данные проекты можно определить как учебно-исследовательские, междисциплинарные, групповые и долгосрочные. Главной целью подготовки студентами курсового проекта является приобретение ими компетенций, требующихся для создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) медицинских специалистов.
В последующей профессиональной деятельности значительной части выпускников по специальности «медицинская кибернетика» разработка АРМов является существенным компонентом области интересов. Во многих медицинских информационных системах (МИС) автоматизированные рабочие места являются конечными «веточками», с которых начинается сбор медико-биологической и клинической информации. И для лечебно-профилактических учреждений практического здравоохранения, и для клиник академических научно-исследовательских институтов разработка и модификация АРМов в лечебнодиагностическом бизнес-процессе остается актуальной задачей.
АРМ медицинского специалиста является единым программным комплексом и предназначен для врачебного и среднего медицинского персонала. АРМ ориентирован на определенную клиническую или параклиническую область и состоит из следующих блоков:
• база медико-биологических данных,
• система поддержки принятия решений,
• справочная система об особенностях предметной области.
Функциональные возможности АРМа зависят от вида лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) и от роли специалиста в лечебно-диагностическом процессе. Эти возможности значительно варьируют между АРМами заведующего отделением, врача, научного сотрудника, старшей, постовой,
www.idmz.ru
гая i,n»5
■■■■
гш
операционной медицинской сестры, врачей-консультантов, специалистов операционного блока, отделения интенсивной терапии и т.п.
В реализованном варианте проектная форма обучения опирается на учебный план специальности «медицинская кибернетика» и рабочие программы дисциплин основной образовательной программы. Выполнение студентами курсового проекта, по сути, является их учебно-исследовательской работой. В процессе выполнения курсового проекта аудиторные занятия и самостоятельная работа студентов скоординированы в рамках трех дисциплин 10 семестра обучения:
• информационная поддержка решений,
• базы медицинских данных,
• основы системного анализа.
Летняя производственная практика после 5 курса обучения используется для завершения учебно-исследовательского проекта.
Помимо преподавателей СибГМУ, в проектном обучении принимают участие специалисты-практики, имеющие значительный опыт разработки МИС. За 4 года реализации этой образовательной технологии в качестве «полигона» разработки проектного задания использовался ряд отделений клиник НИИ кардиологии и НИИ онкологии СО РАМН (г. Томск).
В ходе выполнения проекты роли студентов могут быть различны, что зависит и от их индивидуальных предпочтений, и от функционала АРМа. Возможно совмещение разных ролей студентами. Реализация проекта начинается с обследования рабочих мест медицинского персонала, в ходе которого происходит сбор информации для создания модели бизнес-процессов, которая используется потом в обеспечении информационных потоков и в разработке проекта базы медицинских данных. Медицинским персоналом ставятся задачи для разработки программы поддержки принятия решений и справочной системы.
Учебно-исследовательские проекты в начальном периоде (2007-2008 годы) выпол-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 79 ■
“■ и информационные
технологии
ИТ-персонал
нялись малыми группами студентов, от 1 до 3 человек. В последние два года сформировалась тенденция разработки разных АРМов на одной базе данных, что означает частичную интеграцию малых проектов.
В частности, в 2010 году проекты выполнены на базе клиники НИИ онкологии СО РАМН. 19 студентов участвовали в разработке десяти АРМов для семи подразделений клиники. Восемь из десяти АРМов работают на общей базе данных, что представляет собой модель реальной медицинской информационной системы ЛПУ.
Заключение
Мы считаем, что поставленные задачи по внедрению проектной формы обучения в
образовательный процесс достигнуты. В ходе выполнения проекта студенты самостоятельно решали нетривиальные задачи, работали в команде с разделением функций, получили опыт взаимодействия с медицинским персоналом ЛПУ и опыт решения реальных задач в учреждениях здравоохранения. Важным аспектом группового проектного обучения является опыт взаимодействия студентов разных курсов в ходе решения задач проекта, который мы надеемся реализовать в ближайшем будущем.
По результатам разработки проектов 2010 года проведен конкурс, поддержанный грантом на развитие инновационной инфраструктуры СибГМУ. Разработчики лучших проектов премированы из фонда денежных средств гранта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов Ю.С.Проективно-рекурсивная методика предметной подготовки будущего учителя информатики в условиях информационной образовательной среды// Информатика и образование. — 2007. — №11. — С. 126-128.
2. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2010. — 368 с.
3. Полат Е.С. Метод проектов. URL:http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php (Дата обращения 21.02.2011).
4. КобзеваЛ.В, Орлова Н.А., Рябова ЕБ. Новые образовательные технологии в ВУЗе: групповое проектное обучение. — Томск: ТУСУР,2007. — 200 с.
___________________________Мониторинг ключевых событий
В КОНЦЕ СЕНТЯБРЯ В РОССИИ ПОЯВИТСЯ МЕДИЦИНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЙ ПОРТАЛ
Медицинский информационно-поисковый портал «Панацея.Ru», разработанный в рамках проекта по созданию Всероссийской информационной системы медицинских организаций (ВИСМО), заработает в пилотном режиме 22 сентября. Как заявил генеральный директор компании-разработчика информационно-поискового портала «ИСТМЕД» Юрий Харитонов, «проект призван решить проблему информационной доступности медицинской помощи населению и помочь реализации права на свободный осознанный выбор медицинской организации». Аналогичные информационно-справочные порталы уже полноценно работают в таких странах, как Франция, Великобритания, США.
Источник: «Интерфакс»
80