РАЗРАБОТКА МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ -МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА www.mediaedu.uz
С. С.Бекназарова, стажер- исследователь, К. П. А бдурахмано в, доктор физико-математических наук, профессор, Ташкентский университет информационных технологий, Узбекистан
Аннотация: Статья раскрывает необходимость разработки дистанционного медиаобразовательного портала, описывает структуру и этапы разработки медиаобразовательных электронных учебных курсов. В статье рассмотрена специфика, пошаговый процесс разработки медиаобразователь-ных электронных учебных курсов, на примере медиаобразовательного портала http://www.mediaedu.uz
Ключевые слова: информация, образование, медиа, медиаобразователь-ный портал, медиа тексты, медиаобразовательные курсы.
Development of media education e-learning courses: web-portal www.mediaedu.uz
Saida Beknazarova, post graduated course student, Tashkent University of Information Technologies, Uzbekistan
Prof. Dr. Kahhar Abdurakhmanov, Tashkent University of Information Technologies, Uzbekistan
Abstract. The article will shown the necessary of development stages of distance media education portal, structure and the stages of preparing media educational e-learning courses are described. The article discusses the specifics, step by step process for developing media education e-learning courses (example: media education portal http://www.mediaedu.uz).
Keywords: information, education, media, media education portal, media texts, media education courses.
Важность и перспективность использования информационных технологий, развития дистанционного и интернет-образования в современном мире на сегодняшний день весьма актуальны. Развитие медиаобра-зования в настоящее время тесно также связано с этими процессами.
Медийная информация способна одновременно воздействовать и
на слух, и на зрение, синтезируя в себе практически все накопленные человечеством способы общения. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения понимать значения аудиовизуальных образов, и, как следствие, более компетентно и свободно обращаться с информационными по-
токами и ориентироваться в них. Все это призвано обеспечить медиаоб-разование. Медиаобразование представляет собой процесс образования и развития личности, направленный на формирование культуры восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления медиатекстов, а также обучение способам самовыражения с использованием медиатехнологий [Тоис-кин, Красильников, 2009, с.3]. Таким образом, целесообразна разработка медиаобразовательного портала, определяющего необходимость изучения студентами образовательных учебных курсов или модулей, используя элементы медиаобразо-вания как эффективного средства развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока.
Ниже приведена примерная структура разрабатываемого медиаобразовательного портала, рис.1.
Как видно из данной схемы, портал состоит из следующих разделов:
1. Система новостей. Данный раздел включает в себя постоянно обновляющуюся информацию о новых медиаобразовательных курсах, модулях, новых программах, способах обучения и других новостях.
2. Предлагаемые медиаобразо-вательные ресурсы. В этом разделе помещается полный список медиа-образовательных электронных учебных курсов, модулей и программ, по которым проводится обучение, с детальным описанием, сроков и дипломов, получаемых по окончании того или иного курса или программы.
3. Электронная среда обучения. Это наиболее важный и значимый
раздел медиаобразовательного портала. Его примерная структура показана на рис. 2. Так как данный раздел непосредственно используется в процессе обучения, то для получения доступа к нему студенты и преподаватели проходят процедуру авторизации, т.е. ввода имени пользователя и пароля. Пройдя процедуру авторизации, обучающиеся получают доступ к медиаобразова-тельным электронным учебным курсам и модулям, программам для тестирования и проверки знаний, библиотеке материалов по данному курсу и ссылок на другие источники, не содержащиеся в библиотеке. Важнейший элемент электронной среды медиаобразовательного обучения -программа или набор программ для коммуникации между обучающимся и преподавателем, а также между самими обучающимися. Последнее представляется чрезвычайно важным для формирования навыков критического анализа и правильного отбора информации. Слушатели курсов обсуждают актуальные вопросы между собой и, в некоторых случаях, консультируются с преподавателем. Один из таких инструментов групповой работы является дискуссионный форум.
С технической точки зрения, электронная среда обучения представляет собой, как правило, базу данных, установленную на сервере. Такая база данных может быть выполнена с использованием различных технологий, например, электронная образовательная среда обучения и система сопровождения учебного процесса.
Представляется целесообразным создание демонстрационных
Медиаобразовательный портал
Рис. 1. Структура медиаобразовательного портала
версий некоторых медиаобразова-тельных курсов или модулей. Это необходимо для того, чтобы потенциальный слушатель мог в полной мере оценить, что за курс ему предстоит изучить, а также, что не менее важно, насколько удобна и практична данная электронная среда обучения. Ссылку на демонстрационные версии курсов можно сделать и из списка возможных медиаобразовательных курсов.
4. Информационные ресурсы. Данный раздел содержит основные сведения о медиаобразова-
нии, разработанные нормативные документы и стандарты по медиа-образованию, ссылки на электронные библиотеки, поисковые системы и другие ресурсы, не находящиеся на данном сервере.
5. Научный журнал. У обучающихся, студентов и всех желающих возникнет возможность публиковать свои научные работы, статьи, тезисы в соответствии с разделами журнала. Журнал предназначен для поддержки исследовательской деятельности молодых ученых в их начинаниях.
Электронная среда обучения
Система авторизации
Преподаватели
Студенты
Рис. 2. Примерная структура электронной среды обучения
Немного о технологических и методических особенностях разработки электронных медиаобразова-тельных курсов.
Система дистанционного обучения - это 1Т-решение, обеспечивающее хранение и доставку обучаемым электронных курсов, автоматизацию тестирования, формирование отчетов о результатах дистанционного обучения. При этом дистанционное обучение - это тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет [Башмаков, 2003]. Во всем мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся по технологиям дистанционного обучения, растет и число вузов, использующих системы дистанционного обучения в учебном процессе.
Основные цели внедрения системы медиаобразовательного дистанционного обучения:
- повышение качества общего образовательного процесса в учебном заведении за счет использования информационных технологий;
- увеличение охвата обучаемой аудитории и сокращение издержек на проведение мониторинга знаний за счет использования технологий дистанционного обучения;
- развитие у студентов умений работы с информацией, критического анализа медиатекстов, проверки и нахождения достоверных данных;
- повышение управляемости учебного процесса посредством системы дистанционного обучения: обеспечение непрерывного мониторинга со стороны преподавате-
лей, администрации учебного заведения, родителей;
- повышение качества и сокращение временных затрат на проверку качества знаний.
Этап проектирования, предусматривающий разработку структуры медиаобразовательных электронных учебных курсов (МЭУК) и сценариев работы с ними, включает четыре фазы: разработка модели изучаемых тематик; разработка структуры медиаобразовательных электронных учебных курсов; определение метаданных объектов обучения; разработка сценариев работы с МЭУК.
Структура МЭУК разрабатывается на основе моделей тематик изучаемого курса. Архитектура МЭУК может быть представлена в одном из трех вариантов:
- линейная - понятия тематик курса изучаются последовательно, т.е. сначала обучаемому выдается информационный объект обучения, содержащий учебный материал, а затем несколько задач для критического анализа изученной тематики и ее закрепление;
- разветвленная, которая используется, когда понятия изучаемых тематик не связаны друг с другом и могут быть изучены в произвольной последовательности. В этом случае выбор последовательности их изучения предоставляется обучаемому (свойство адаптируемости);
- комбинированная - объединяет оба предыдущих варианта, т.е. некоторые понятия изучаются последовательно, а порядок изучения остальных выбирается обучаемым [Зайцева, 2003, с. 206].
Курс завершается рядом контрольных заданий для проверки ус-
воения изученных тематик и формирования критического анализа предоставленного МЭУК.
Типы контента МЭУК: иллюстрированные слайды - для передачи теоретических знаний и структурирования материалов курса; тестирования - для проверки теоретических знаний; симуляции программного обеспечения - для обучения работе с программными; продуктами без их установки, практики и оценки действий обучаемого; практикумы - для отработки навыков.
Медиаобразование как набор средств и методик для обучения молодежи адекватному восприятию средств массовой коммуникации сегодня как никогда актуально. Умение работать с потоками информации, воспринимать их, критически оценивать, интерпретировать и создавать собственный информационный продукт - вот тот инструментарий, который предполагает это современное направление образования.
Открытость информации привела к тому, что среди источников значительной части информации, получаемой студентами, доминируют не учебное заведение, не преподаватель и учебник, а открытое информационное, культурное и социальное пространство. Ежегодные международные исследования образовательных достижений учащихся, получивших общее обязательное образование, выявили у них следующие проблемы: неумение применять знания в незнакомых ситуациях; отсутствие навыков работы с информацией; неумение извлекать из текста необходимую информацию и интерпретировать её.
Сегодня всеобщая медиатизация, - когда немыслимое количество средств массовой коммуникации становится средой обитания для интернет-пользователей, приводит к тому, что, подобно генетически модифицированным продуктам, меди-асфера незаметно для нас создаёт медийно модифицированную реальность [Прохоров, 2006, с.37]. Интернет позволяет не только вступать в контакт с любым пользователем в любой точке Земного шара и получать доступ к неограниченному объёму информации, но и выступать в качестве обучающего инструмента: пользователь по своему желанию может формировать любые образовательные программы с привлечением различных специалистов [Удо-вик, 2002, с.223]. Интернет стал важным компонентом в разработке и реализации различных медиаобра-зовательных программ, проектов (см., например, медиаобразователь-ный портал http://www.mediaedu.uz) вплоть до размещения в сети виртуальных школ и курсов.
Исходя из многообразия подходов к пониманию сущности медиа-образования, осуществление этого процесса с помощью интернет-ресурсов можно охарактеризовать как медиаобразование, так и повышение уровня образованности с использованием элементов медиаоб-разования (интегрированное меди-аобразование, медиаобразователь-ные курсы). Педагоги, практикующие интеграцию медиаобразовательных элементов в различные дисциплины, уверены, что «современные мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии открывают учащим-
ся доступ к нетрадиционным источникам информации - электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения и т.п., это призвано повысить эффективность развития познавательной самостоятельности и дать новые возможности для творческого роста школьников» [Гомулина, 2003, с.4].
Цели медиаобразования включают в себя не только использование средств массовой коммуникации в процессе обучения или для получения различных знаний об окружающем нас мире, но и изучение законов, по которым развиваются и функционируют медиа, интерпретации, анализа и способов создания меди-атекстов. То есть, это процесс обучения человека на протяжении всей его жизни и долговременная общественно-просветительская деятельность [Кириллова, 2005]. Или, как уточняет А.А.Новикова/Левицкая, говоря об интеграции медиаобразова-тельных дисциплин традиционными, «не только уроки с медиа, но и о медиа» [Новикова/Левицкая, 2005, с.107]. Увлечение только практическими упражнениями или абстрактным теоретизированием, по мнению А.В.Фёдорова, может привести к неудаче. Вот почему цель медиаобразования не должна фокусироваться только на обучении школьников/студентов (или взрослой аудитории) «читать» и извлекать смысл из медиа-текстов, или давать им возможность создавать собственные медиатек-сты [Фёдоров, 2005, с.7-8].
Поэтому так актуальна сегодня разработка медиаобразователь-ных обучающих курсов на основе законов дидактики. В разработан-
ном нами медиаобразовательном портале придаётся немаловажное значение как средству дистанционного обучения взрослых и детей основам различных дисциплин. В качестве эксперимента, обучающиеся могут изучить медиаобразова-тельный курс по дисциплине Физика (http://www.mediaedu.uz).
Аналогично другим программным продуктам жизненный цикл медиаобразовательного электронного учебного курса (МЭУК) для компьютерного обучения может быть представлен в виде каскадной модели, включающей пять основных этапов: стратегическое планирование, проектирование, реализация, тестирование, эксплуатация и сопровождение.
Этап проектирования, предусматривающий разработку структуры курса и сценариев работы с ним, включает четыре фазы: разработка модели темы, изучаемой в создаваемом МЭУК; разработка структуры курса; определение медиаобразо-вательных объектов обучения; разработка сценариев работы с МЭУК.
Спецификация медиаобразо-вательных электронных учебных курсов такова:
- определение - терминологическая информация или задание на знание терминологии (на примере курса Физика разделы курса предоставляются на примере практических открытий человечества, в соответствии с изучаемой тематикой);
- строение - информация о правильности написания, представления, изображения объекта учебного предмета или задание на конструирование объекта;
- правило - информация, поясняющая использование объектов учебного предмета или задание на правильность применения объектов;
- пример - информация, иллюстрирующая определение, строение, правило, или задание на выполнение последовательности действий.
Структуризация и подготовка учебного материала медиаобразо-вательных электронных учебных курсов проводится следующим образом: курс разбивается на разделы, а содержание раздела - на небольшие смысловые части занятия (модули). Каждый раздел и каждое занятие модуля имеют заголовок. Курс должен быть не только хорошо изложен, но и удобно структурирован на портале. Каждый модуль по максимуму включает в себя: текст самого занятия (в виде презентации), учебный материал, цели изучения модуля, набор ключевых понятий по теме модуля, учебные вопросы, тесты для самопроверки и рефлексии (желательно с ответами, комментариями и рекомендациями, http://www.mediaedu. uz).
Для оценки качества медиаоб-разовательных электронных учебных курсов и оценки работы тьютора широко используется анкетирование обучаемых. На заключительной стадии обучения целесообразно заполнение слушателями анкеты оценки качества курса. Анкета может включать следующие вопросы: оценка эффективности курса; сильные и слабые стороны курса; в какой мере удалось добиться поставленных целей; возможность использования полученных знаний в профессиональной деятельнос-
ти; намерения рекомендации данного курса своим коллегам; степень достаточности полученной информации, ее достоверности и др.
Для определения эффективности медиаобразовательных курсов используются следующие критерии: субъективная удовлетворенность обучаемых учебным курсом; практические навыки, приобретенные обучаемыми; время, необходимое обучаемым для изучения материалов учебного курса; соотношение между количеством слушателем начавшими обучение и успешно закончившими курс и др.
Современные мультимедийные технологии обеспечивают расширение доступа к образованию и получению информации. Важно научить пользователей, и прежде всего детей и подростков, правильной ориентации в образовательном медийном пространстве и критическому отношению к полученной информации, способности её правильно анализировать и интерпретировать.
Литература Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2003. 616 с.
Гомулина Н.Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании. Диссертация ... канд. пед. наук. М., 2003. С. 4.
Зайцева Л.В. Методы и модели адаптации к учащимся в системах компьютерного обучения // Educational Technology & Society. 2003. N. 6(3). С. 204 - 212
Кириллова Н.Б. От медиаобразова-ния — к медиакультуре // Медиаобра-зование. 2005. № 5.
Новикова/Левицкая А.А. Медиа на уроке английского языка: техническое средство обучения или медиаобразование? Медиаобразование. 2005. № 1. С.107. Прохоров А.В. Новые медиа в условиях глобализации, или что нового в глобальных медиа? // Электронная культура и экранное творчество. М.: РИК, Академический проект, 2006. С. 37. Тоискин В.С., Красильников В.В. Медиаобразование в информационно-образовательной среде. Учебное пособие. Ставрополь: Ставроп. гос. пед. ин-т, 2009. С.3.
Удовик С.Л. Глобализация: семиотические подходы. М.: Рефл-бук, Ваклер, 2002. C.223.
Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Кучма, 2005. С.7-8.
References Bashmakov, A.I., Bashmakov, I.A.
(2003). The development of computer training and tutoring systems. Moscow: Filin, 2003. 616 p.
Fedorov A.V. (2005). Media education of future teachers. Taganrog: Kuchma, p.7-8.
Gomulina, N.N. (2003). The use of new information and telecommunication technologies in the school's physical and astronomical education. Ph.D. Diss. thesis. Moscow, 2003, p.4. Kirillova, N.B. (2005). From media education - to the media culture. Media Education. 2005. № 5. Novikova / Levitskaya A.A. Media English class: the technical means of education or media education? Media Education. 2005. № 1, p.107. Prokhorov, A.V. (2006). New media in the context of globalization, or what's new in the global media? In: E-culture and on-screen work. Moscow: Academic Project, p.37.
Toiskin, V.S., Krasilnikov, V.V. (2009). Media Education in the information-educational environment. Stavropol: Stavropol State Pedagogical Institute, p.3. Udovik, S.L. (2002). Globalization: a semiotic approach. Moscow: Refl-book, Vakler, 2002, p.223.
Zaitsev, L.V. (2003). Methods and models to adapt to students in computer-based training systems. Educational Technology & Society. 2003, N. 6 (3), p.204-212.