ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЫНКА СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА
В.И. ТРЫСЯЧНЫЙ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Ставропольский государственный университет, e-mail: [email protected]
В статье обоснована необходимость создания концепции обеспечения экономической безопасности рынка средств производства, разработаны цели, задачи и механизмы ее поэтапной реализации. Последовательное осуществление предложенных мер позволит добиться создания и развития конкурентоспособного национального хозяйственного комплекса.
Ключевые слова: концепция; рынок; безопасность; модернизация.
In article necessity of creation of the concept of maintenance of economic safety of the market of means of production is proved, the purposes, problems and mechanisms of its stage-by-stage realization are developed. Consecutive realization of the offered measures will allow to achieve creation and development competitiveness a national economic complex.
Keywords: the concept; the market; safety; modernization.
Коды классификатора JEL: H56, L60.
Сложившаяся ориентация промышленных предприятий на использование импортного оборудования привела к высокой их зависимости от зарубежных поставщиков и внешнеполитической конъюнктуры. В ряде случаев это обусловило заметную неустойчивость функционирования воспроизводственного комплекса. Тенденции снижения экономической безопасности, а также прогрессирующее отставание российского производителя в разработке новых технологий и выпуске перспективного оборудования, сокращение занятости в высокотехнологичных секторах экономики не позволяют говорить о том, что приоритетные цели внешней и внутренней социально-экономической политики России, провозглашенные в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», будут достигнуты.
В связи с этим поддержка структурообразующих отраслей экономики не только на внутреннем, но и на внешних рынках в настоящий момент времени и будущей перспективе объективно должна стать основным направлением экономической и технологической политики на всех уровнях государственного управления [1; 3].
Актуальность разработки Концепции обеспечения экономической безопасности рынка средств производства вызвана:
• неблагоприятными изменениями внешнеэкономических условий, в которых функционирует промышленность РФ;
© В.И. Трысячный, 2010
• недостаточной эффективностью экономических реформ в России;
• низким уровнем обеспечения экономической безопасности отраслевых комплексов страны, что в первую очередь обусловлено низкой долей поставляемого оборудования отечественного производства;
• существующей возможностью потери значительной доли рабочих мест в структурообразующих отраслях хозяйственного комплекса.
Целью предлагаемой нами Концепции является разработка мер, направленных на создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих:
■ насыщение спроса на технические средства преимущественно за счет отечественного производителя с целью устойчивого развития национальной промышленности;
■ повышение экономической независимости и технологической безопасности РФ;
■ модернизацию и создание новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях.
Основные задачи, которые необходимо решить в рамках реализации Концепции, следующие:
• совершенствование механизма государственного регулирования, направленного на защиту и поддержание отечественного производителя в структурообразующих отраслях промышленности, и поддержка конкурентоспособности российских разработок в условиях либерализации рынка после вступления России в ВТО;
• стимулирование создания в стране новых типов оборудования и технологий, поддерживающих развитие современных высокотехнологичных производств;
• повышение инвестиционной привлекательности структурообразующих отраслей.
На наш взгляд, существующая нормативно-правовая база не обеспечивает в полной мере поддержки отечественного производителя высокотехнологического оборудования. Это приводит к повышению зависимости предприятий промышленности от поставок иностранного оборудования, тормозит развитие национальной инновационной системы и, как следствие, ведет к снижению уровня экономической безопасности рынка средств производства.
Решение обозначенных проблем будет непосредственно способствовать:
• повышению темпов роста ВВП, увеличению налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы;
• развитию научно-технического и технологического потенциала, наукоемких направлений;
• сохранению рабочих мест, последовательной их модернизации до уровня, отвечающего требованиям международной сертификации по ИСО-9000;
• созданию новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности в соответствии с приоритетами Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база».
Анализ опыта организации национальных инновационных систем показал, что первоначально наибольший эффект по освоению современных технологий дает создание совместных предприятий с различными транснациональными компаниями [2].
Для успешной деятельности таких предприятий необходимо наличие внешней среды, дающей определенную выгоду по сравнению с импортной продукцией,
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
особенно в отношении совместных предприятий, получивших статус «отечественного производителя».
Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются следующие модели сотрудничества, каждая из которых должна быть адаптирована в соответствии с целями и этапами реализации Концепции:
❖ создание традиционных совместных предприятий в области развития новых или модернизации существующих технологий, которые представляют наибольший интерес в контексте обеспечения экономической безопасности рынка средств производства;
❖ организация производства отдельных видов оборудования по зарубежным лицензиям. Заключаемые соглашения должны предполагать передачу конструкторской и технологической документации для производства оборудования с правом ее выпуска для удовлетворения отечественного рынка и под собственной торговой маркой;
❖ создание совместных инновационных предприятий для разработки высокотехнологичных решений. Организация совместных научно-исследовательских центров, временных коллективов и т.д. с целью разработки прорывных технологических решений для их последующего внедрения в производство.
Предложенные меры поддержки российского производителя должны проводиться в комплексе и представлять единый механизм реализации. Это позволит существенно увеличить долю на рынке отечественного оборудования, довести его до приемлемого уровня экономической безопасности рынка средств производства.
За основу решения задачи реструктуризации научно-производственной базы структурообразующих отраслей промышленности может быть принята ФЦП «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», утвержденная Правительством Российской Федерации.
Реализация Концепции предусматривает три этапа, каждый из которых характеризуется своими целями, задачами и технологиями продвижения продукции отечественной промышленности на рынке средств производства.
Первый этап (2010-2012 гг.) предусматривает повышение уровня конкурентоспособности оборудования российского производства, пользующегося стабильным спросом, а также расширение сегментов рынка средств производства за счет активного продвижения новых технологий и образцов техники.
Решение большинства задач первого этапа должно осуществляться с наименьшими затратами, прежде всего за счет оптимизации производственных цепочек и модернизации отдельных технологий на предприятиях промышленности, увеличения загрузки оборудования при одновременном повышении его технологического уровня, усиления контроля и внедрения современных систем качества, сертификации продукции и производств, совершенствования организационноэкономических механизмов государственной политики в научно-технической сфере.
Второй этап (2013-2015 гг.) предусматривает:
❖ рост возможностей российской промышленности, производящей конкурентоспособное оборудование;
❖ разработку и внедрение перспективных технологий в соответствии с результатами ФЦП «Национальная технологическая база» и укрепление кон-
курентных позиций предприятий промышленности, а также в отдельных наукоемких секторах рынка средств производства;
❖ формирование новых сегментов на рынке средств производства, с закреплением ведущей роли отечественной высокотехнологичной продукции;
❖ создание совместных предприятий с транснациональными корпорациями по производству базовых видов оборудования, с перспективой длительного сотрудничества в научно-технической области;
❖ завершение реструктуризации промышленного комплекса, отвечающей критериям функционирования и управления в условиях мирового разделения труда и вступления России в ВТО;
❖ поэтапное внедрение автоматизированных систем проектирования.
Третий этап (2016-2020 гг.) предусматривает:
❖ сохранение позиций на рынке средств производства отечественными предприятиями, создание конкурентных преимуществ в производстве оборудования по новым технологиям;
❖ создание научно-производственных кластеров, отвечающих потребностям развития структурообразующих отраслей промышленности с учетом российских национальных особенностей — экономических, социальных, географических, климатических;
❖ занятие устойчивых рыночных сегментов в системе мирового разделения труда;
❖ развитие совместных предприятий и лицензионных производств, организация полного производственного цикла в рамках территориальных кластеров;
❖ оптимизация товаропроводящей сети и увеличение экспорта продукции отечественной промышленности в страны ближнего зарубежья.
Данная этапность предполагает параллельно-последовательную реализацию, что требует последовательных и адекватных мер по поддержке технологической модернизации соответствующими инфраструктурными и технологическими решениями. Основными среди них являются:
❖ вопросы стандартизации и сертификации;
❖ обеспечение современной производственной базой;
❖ внедрение систем автоматизированного проектирования;
❖ оптимизация социально-кадровой политики.
Главными средствами реализации Концепции являются:
■ структурная перестройка — технологическая и организационная;
■ создание благоприятного инвестиционного климата территориальноотраслевых комплексов;
■ стимулирование инвестиционной активности нерезидентов за счет создания совместных предприятий по ряду критически важных направлений производства оборудования;
■ прямое участие государства в реализации ключевых направлений создания высокотехнологичных производств.
В Концепции предлагаются направления совершенствования рынка средств производства, включая:
❖ приоритетные направления государственной поддержки отечественного производителя;
❖ основные рубежи по импортозамещению промышленной продукции, поставляемого оборудования, а также по развитию его экспорта;
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 2)
• комплекс мер по стимулированию внутреннего спроса на российскую продукцию.
Для реализации данной Концепции необходимо разработать следующие документы:
• основные принципы научно-технической политики в области промышленного производства;
• программу технологического перевооружения предприятий промышленности, уточнение приоритетов ФЦП «Национальная технологическая база»;
• направления реструктуризации и модернизации системы управления предприятиями с государственной формой собственности;
• совершенствование стандартизации и сертификации, в том числе внедрение комплекса стандартов по сопровождению продукции по всему жизненному циклу и поэтапному внедрению САПР-технологий (системы автоматизации проектных работ);
• основные направления совершенствования нормативной правовой базы в области регулирования рынка средств производства с целью достижения приемлемого уровня его экономической безопасности.
Последовательная реализация предложенных мер позволит добиться создания и развития конкурентоспособного национального производства высокотехнологического оборудования. Конечной целью государственной политики в сфере поддержки национального производства должно стать создание экономических условий, при которых производство современных конкурентоспособных программных продуктов и телекоммуникационного оборудования будет осуществляться преимущественно на территории Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / под ред. проф.
А.Н. Петрова. Ч. 1. — СПб.: Знание, 1999.
2. Инновационно-технологическое развитие экономики России / под ред. В.В. Ивантера. —
М.: МАКС Пресс, 2005.
3. Смирнов,А.А. Национальные экономические интересы в обеспечении экономической
безопасности России / А.А. Смирнов. — СПб.: Знание, 1999. — С. 83.