Разработка концепции молодёжной политики во ВГУЭС
г. Владивосток Балаганская Я. А.
Балаганская Яна Александровна /Balaganskaya Yana Aleksandrovna - студент, направление «Организация работы с молодёжью», кафедра управления,
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток
Аннотация: в статье анализируются понятия: молодёжь, студенческая молодёжь, молодёжная политика. Анализируются проблемы социализации молодых людей в современном обществе и роль высшего учебного заведения в этом сложном и разностороннем процессе.
Abstract: the article analyzes the concept: young, student youth and youth policy. The problems of socialization of young people in today's society and the role of higher education in this complex and multifaceted process.
Ключевые слова: молодёжь, молодёжная политика, государственная молодёжная политика, образование, студенчество.
Keywords: youth, youth policy, the state youth policy, education, student.
Студенты - это социально-дифференцированная группа (как часть молодежи, которая станет интеллигенцией) и в то же время - это группа, стремящаяся к гомогенизации, социальной однородности на основе единства социальных функций. С педагогических позиций гомогенности студенчества способствует единство процесса обучения и воспитания. Студенчество в развитых странах и в России является высокостатусной частью молодежи в силу специфики энергозатратного учебно -научного труда и образа жизни, что определяет высокую социальную роль студентов как интеллектуального ресурса общества; это, в свою очередь, влияет на поведение студенчества, формы и ценности досуга студентов.
В России высшее образование по-прежнему востребовано, но оно не коррелирует с будущим высоким социальным статусом выпускника вуза, богатством, жизненным успехом; студенты относятся к образованию прагматически. В России отношение молодежи к традиционным ценностям и нравственным нормам труда меняется в сторону снижения последних, это происходит в ситуации «кризиса культурной идентичности молодежи и студентов», «революции их притязаний» и «стратификационной революции». Л. П. Ионин, В. Т. Лисовский отмечают, что суть кризиса культурной идентичности - утрата молодежью культурной преемственности, смена ее ценностных ориентаций [1]. Причем, утрачиваются как «сквозные» для любой сферы человеческой деятельности ценности, а именно образованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интеллигентность, так и смыслообразующие основы жизни.
Воспитательная работа охватывает весь образ жизни студентов, в том числе и их досуг. Воспитательно-образовательной работе с российской молодежью и студентами популяризуются общественно активный, развивающий досуг и здоровый образ жизни на основе принятых в России закона о патриотическом воспитании и программ по здоровому образу жизни молодежи. Именно прогностическая педагогическая модель здорового молодежного досуга без вредных привычек является в современных условиях в России наиболее актуальной, поскольку данные социологических исследований свидетельствуют об опасной толерантности молодежи до 21 года к антикультурным формам досуга по сравнению с поколением их родителей. Разрабатывая принципы создания современных воспитательных систем в учебных заведениях, следует учитывать две важнейшие особенности современного воспитания. Во-первых, как показывает практика и научные исследования, она состоит в том, что в настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности. Этот инновационный процесс свидетельствует о влиянии на воспитание расширяющихся демократических процессов в обществе, либерализации экономики, развитии рыночных отношений, об овладении молодежью новыми социальными навыками, практическими умениями в области экономики, науки, техники и образования. Во-вторых, развитие новой воспитательной системы современной России ведет к формированию новой культуры воспитания, которая характеризуется, прежде всего, организацией воспитательного пространства, все более приобретающего гуманитарный характер и представляющего собой профессионально-образовательное и культурное пространство, создаваемое определенной педагогической системой и нацеленное на формирование духовно -нравственных ценностей личности [2].
В связи с этим задачами социального партнерства в воспитательной деятельности вуза являются:
- расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов в сфере воспитательной деятельности;
- поддержка в вузе инициатив общественных молодежных организаций и объединений в области воспитания студенческой молодежи;
- распространение опыта и совместное проведение студенческих конференций, семинаров и других воспитательных мероприятий;
- развитие сотрудничества с социальными партнерами (другими вузами, предприятиями, художественными и творческими учреждениями, некоммерческими общественными организациями (НКО)) с целью повышения психо лого -педагогического мастерства, уровня культуры преподавателей и руководителей воспитательных структур вуза (музеев, историко -патриотических клубов и т. д.).
Студенческая молодежь является лидирующей социальной группой в обществе, влияющей на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие общества и личности. Вуз - это место профессионального и личностного становления молодых людей, имеющих высокий уровень образованности, обладающих богатым творческим потенциалом специалистов, готовых к самореализации в активной деятельности.
Студенческую молодежь по праву можно считать лидирующей группой в молодежной среде. Но современная деструктивная социально-политическая ситуация в нашей стране обусловила молодым людям сложную проблему выбора жизненных приоритетов и способов достижения поставленной цели. Вместе с тем рост интереса молодых людей к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Все это актуализирует проблему воспитания современного студенчества и необходимость ее решения. В системе российского образования в настоящее время только начинает формироваться новая культура воспитания, характеризующаяся такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик, осознание степени свободы всех субъектов учебно -воспитательного процесса, личностно-деятельностная направленность образования, организация среды воспитания, поликультурный характер образования и др. [2].
В основу молодежной политики вуза должен быть положен ряд идей, соответствующих современным тенденциям развития российской национальной образовательной системы. Основной целью воспитательной деятельности в вузе должно являться максимальное вовлечение обучающихся в целенаправленно организованную деятельность, способствующую реализации их интеллектуального, морального, творческого и физического потенциала, содействие формированию комплексно развитой и гармоничной личности обучающегося через создание условий для становления профессионально и социально компетентной личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью. Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большей возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенчества. Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствуют выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов. Немаловажным является комплексный подход к процессу организации воспитательной работы.
Литература
1. Молодежная политика. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.belregion.ru.
2. Ильинский И. М. / Молодежь и молодежная политика. / Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2001.696.