Научная статья на тему 'Разработка композиционных материалов на основе древесины'

Разработка композиционных материалов на основе древесины Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / COMPOSITE MATERIALS / ДРЕВЕСНО-МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / WOOD-METAL MATERIALS / АНТИФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ANTIFRICTIONAL MATERIALS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Шевелева Е. В.

Рассмотрены способы создания и использование композиционных древесно-металлических материалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMPOSITE MATERIALS ON THE BASIS OF WOOD

Ways of creation and use of composite wood-metal materials are considered

Текст научной работы на тему «Разработка композиционных материалов на основе древесины»

УДК 674.812

РАЗРАБОТКА КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ

ДРЕВЕСИНЫ

DEVELOPMENT OF COMPOSITE MATERIALS ON THE BASIS OF WOOD

Шевелева Е.В. (Брянский государственный инженерно-технологический

университет, г. Брянск, РФ) Sheveleva E.V. (Bryansk state engineering and technological university)

Рассмотрены способы создания и использование композиционных древесно-металлических материалов

Ways of creation and use of composite wood-metal materials are considered

Ключевые слова: композиционные материалы, древесно-металлические материалы, антифрикционные материалы

Key words: composite materials, wood-metal materials, antifrictional materials

Модифицированная древесина является одним из конструкционных материалов. По своим свойствам прессованная древесина является не только заменителем металлов, но и новым конструкционный материал, обладающим некоторыми ценными свойствами, которых не имеют металлы. Полученные результаты говорят о том, что свойства вкладышей подшипников скольжения из модифицированной прессованной древесины не уступают таким материалам как текстолит, древесно-слоистые пластики, пластмассы, бронза, чугун, сталь, баббит и др.

Преимущество прессованной древесины перед другими видами модифицированной древесины заключается в том, что для ее изготовления не требуется химических дополнителей и сложного оборудования, ее производство не токсично. Важным является низкая стоимость и не дефицитность исходного материала. Сырьем для ее изготовления может быть древесина любых пород, а также тонкомерные стволы, остающиеся от санитарных рубок в лесу или кусковые отходы деревообрабатывающей промышленности.

Более высокая износостойкость прессованной древесины по сравнению с другими материалами объясняется следующими причинами.

Чем разнороднее подшипниковые материалы, составляющие пару трения, тем эффективней работа такой пары. Прессованная древесина по физико-механическим свойствам и структуре более удалена от стали, сопряженно работающей с ней, чем другие материалы.

Способность прессованной древесины работать в абразивной среде является важнейшим преимуществом ее перед другими конструкционными подшипниковыми материалами. В конструктивном отношении прессованная древесина является материалом сложного пористого строения, которое обеспечивает ей упругие свойства. Если абразивные частицы оставляют на поверхности трения повреждения, то они вследствие внутренних упругих свойств прессованной древесины и свойств разбухания во влажной среде, быстро восстанавливаются, заполняясь древесным веществом. Абразивные частицы оказываются уже не на поверхности, а под некоторым слоем древесины и в дальнейшем не являются опасными, поэтому износ пары трения оказывается минимальным.

Процесс трения сопровождается электризацией поверхностей контакта, что способствует увеличению износа. По сравнению с другими материалами древесина не вызывает или вызывает в незначительной степени электрические явления.

Прессованная древесина - это материал с хорошими демпфирующими свойствами, ее применение в этом случае предупреждает или уменьшает вероятность появления вредных колебаний. Опасные вибрации часто появляются за счет изменения жесткости упругой связи деталей. Применение в этих случаях деталей из прессованной древесины, обладающей меньшей жесткостью, чем металл, положительно влияет на работу узла или машины. Прессованная древесина как конструкционный материал вследствие своего строения хорошо поглощает энергию удара и вибрации.

Работа машин часто сопровождается шумом. Одним из способов его уменьшения является применение материалов с особым внутренним строением. Таким конструкционным материалом, обладающим повышенным звукопоглощением, является прессованная древесина.

Однако ограничивающими факторами широкого применения прессованной древесины являются низкая грузоподъемность и относительно небольшие допустимые скорости скольжения.

Решение задачи повышения теплопроводности материалов на основе древесины может быть достигнуто за счёт создания древесно-металлических композиционных материалов, представляющих собой композит, сочетающий прессованную модифицированную древесину с металлическими антифрикционными и высокотеплопроводными включениями. Благодаря тому, что коэффициент теплопроводности металлической вставки гораздо больше, чем у древесины, основное тепло, образующееся при трении, будет выходить через металлические вставки на вал, что значительно снижает вероятность термического разложения древесной поверхности и, тем самым, увеличивает долговечность подшипника.

При использовании древесины в качестве матрицы для изготовления антифрикционных материалов существенный эффект достигается в результате наполнения ее легкоплавкими металлическими материалами, оксидами и т.д. Материалы, создаваемые таким образом, имеют повышенные физико-механические и антифрикционные характеристики, по сравнению с каждым из исходных материалов. Для повышения эксплуатационных характеристик вкладыша предлагается металлическую фазу выполнять в виде сферических элементов различной дисперсности и располагать их послойно по толщине вкладыша.

Таким образом, использование композиционных материалов позволяет в существенной степени снизить недостатки отдельных структурных составляющих, при этом получение повышенных механических, теплофизических и триботехнических характеристик достигается путем комбинирования различных по природе материалов.

Достаточно перспективным также выглядит предложенный теплоаккумулирующий материал, который может быть выполнен на основе различных полимеров, как искусственных, так и растительных, в частности -древесины [1].

Использование теплоаккумулирующего эффекта применяемых

наполнителей способствует дополнительному улучшению теплофизических свойств создаваемых композиционных материалов. Такой эффект достигается как за счет увеличения количества теплоотводящих металлических компонентов, так и за счет обеспечения возможности аккумулирования тепловой энергии структурными составляющими вследствие теплопоглощения, происходящего при фазовых превращениях эвтектоидного или эвтектического характера.

Древесно-металлические вкладыши подшипников могут применяться для узлов трения с повышенными экологическими требованиями. При их работе замечено снижение шума по сравнению с металлическими, что обеспечивает улучшение условий труда. Производство подшипников практически не загрязняет окружающую среду, что особо важно при их изготовлении в черте города. По результатам выполненных исследований установлена перспективность использования в различных машинах и механизмах древесно-металлических подшипниковых опор скольжения.

Список использованных источников

1 Памфилов, Е.А. Применение композиционных антифрикционных материалов для повышения работоспособности узлов скольжения деревоперерабатывающего оборудования [Текст]/ Е.А. Памфилов, Е.В. Алексеева, Е.В.Шевелева// Качество и жизнь. Научно-производственный и культурно-образовательный журнал.- Москва: «Вива-Экспресс», 2014.-С.427-432.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.