УДК 004.94
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бугаев Виктор Александрович
Студент 1 курса кафедры Агроинженерия Красноярского государственного аграрного университета Ачинский филиал Россия, город Ачинск Зайцева Елена Ивановна Научный руководитель Старший преподователь кафедры Агроинженерия Красноярского государственного аграрного университета Ачинский филиал Россия, город Ачинск
Аннотация: Модель жилищно-коммунальной сферы должна учитывать наиболее значимые факторы и процессы предметной области, быть адекватной предметной области, позволять отслеживать динамику изменения любого показателя во времени.
Ключевые слова: моделирование, индикаторы, подсистема, потоковые диаграммы.
DEVELOPMENT OF THE COMPLEX OF MODELS FOR SUPPORT OF DECISION-MAKING AT THE MUNICIPAL LEVEL
Victor A. Bugaev,
Student of 1 course of the Agroengineering chair Krasnoyarsk state agricultural university Achinsk branch Russia, city of Achinsk Zaytseva Elena Ivanovna Research supervisor Senior teacher of the Agroengineering chair Krasnoyarsk state agricultural university Achinsk branch Russia, city of Achinsk
Russia, city of AchinskAbstract: The model of the housing-and-municipal sphere has to consider the most significant factors and processes of subject domain, to be adequate subject domain, to allow to trace dynamics of change of any indicator in time.
Keywords: modeling, indicators, subsystem, stream charts.
Опыт показывает, что основным препятствием на пути к эффективному использованию (и не только в области демографии) собираемых на территории первичных данных является несогласованность действий различных подразделений органов власти и, как следствие, разрозненность собираемых ими данных. На первой стадии информатизации требовалось навести порядок в процессах повседневной рутинной обработки данных, в связи с чем подавляющее большинство баз данных подразделений органов муниципального управления ориентированы на технологию операционной (транзакционной) обработки данных (OLTP) и не предназначены для обработки комплексной информации об объектах управления. В связи с этим в настоящий момент ведутся работы по интеграции данных о базовых управляемых компонентах города (населении, юридических лицах .фондах, инфраструктуре, финансах и т.д.).
Объектом моделирования является жилищно-коммунальная сфера, включающая отрасль жилищно-коммунального хозяйства и процессы между участниками взаимодействия (государственная власть, органы местного самоуправления, предприятия, население) по поводу жилого фонда и инфраструктуры.
Модель жилищно-коммунальной сферы должна учитывать наиболее значимые факторы и процессы предметной области, быть адекватной предметной области, позволять отслеживать динамику изменения любого показателя во времени. Прогнозирование должно осуществляться на период до 10 лет с шагом моделирования 1 год.
Целями моделирования являются:
Оценка и прогноз состояния жилищно-коммунальной сферы региона при сохранении текущих условий в отрасли (оценка текущей стратегии управления, определяемой набором используемых регуляторов).
Анализ функционирования жилищно-коммунальной сферы — определение возможных путей влияния на ситуацию (подбор потенциальных регуляторов).
Сравнение различных вариантов развития жилищно-коммунальной сферы региона, обусловленных альтернативными управленческими решениями (выбор между несколькими регуляторами и их различными сочетаниями).
Планирование бюджетных расходов в части жилого фонда с целью повышения обеспеченности населения жильем в соответствии с социальной нормой при устойчивом развитии города в целом по основным социально-экономическим показателям.
При анализе предметной области были выделены следующие факторы и процессы, которые необходимо учесть при моделировании:
Формирование доходной и расходной части бюджета. Расходы местного бюджета на жилой фонд и инфраструктуру (расходы на содержание, капремонт и строительство, другие расходы);
Эволюция жилого фонда и инфраструктуры (строительство новых объектов, износ объектов, снос ветхих строений и сооружений);
Выделение категории элитного жилья в общем объеме жилого фонда города;
Продажа жилого фонда в собственность граждан и предприятий путем;
Население (миграция [не маятниковая], рождаемость и смертность населения);
Экономическая активность строительных и обслуживающих предприятий;
Инвестиционные процессы при строительстве жилого фонда и объектов инфраструктуры.
Обеспечение ресурсами населения.
В данной работе рассматривается только один вид ресурсов, занимающий в структуре расходов наибольшую часть: горячая вода и тепло. В качестве объектов инфраструктуры рассматриваются котельные города и тепловые станции и централи.
Динамика денежных доходов населения. Население должно рассматриваться как совокупность семей;
Тарифная политика стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения;
Доступность приобретения жилья для семьи;
Условия проживания, что включают в себя ряд факторов, главный из которых износ жилого фонда и инфраструктуры, а также обеспеченность ресурсами;
Адресные субсидии социально-незащищенным слоям населения на приобретение жилья; Дотации из бюджетов всех уровней предприятиям ЖКХ на покрытие убытков; Уровень неплатежей населения; Ограниченность свободной для застройки земли;
Дифференциация жилого фонда по форме собственности: муниципальный и немуниципальный Разрабатываемый модельный комплекс должен помогать решать следующие задачи: оценка состояния жилого фонда с детализацией по степени износа, оценка среднего износа жилого фонда в целом по городу;
оценка состояния жилого фонда с детализацией по категории: элитное жилье, простое жилье; анализ стратегии строительства элитного жилья; прогнозирование доходов в бюджет от продажи жилого фонда каждой категории;
оценка состояния жилого фонда с детализацией по форме собственности: муниципальное и немуниципальное жилье;
прогнозирование обеспеченности населения жильем с учетом доступности приобретения жилья и условий проживания.
оценка доступности приобретения жилья для бедных семей и семей среднего класса, а также в целом по городу;
оценка экономической эффективности жилищно-коммунального хозяйства; прогнозирование доходной и планирование расходной части местного бюджета с ориентацией на жилищно-коммунальную сферу: расходы в части жилого фонда (строительство, капремонт и содержание), на дотации предприятиям отрасли, на субсидии населению на приобретение жилья;
прогноз численности и структуры населения по классу с учетом рождаемости, смертности и миграции населения;
оценка обеспеченности населения ресурсом «тепло и горячая вода»; планирование средств на строительство, капремонт и содержание инфраструктуры для данного ресурса;
оценка экономической активности предприятий, анализ структуры предприятий с выделением строительных и обслуживающих предприятий;
выработка тарифной политики с учетом дифференциации тарифов для богатых семей; оценка доли квартплаты в совокупном доходе семьи; прогнозирование уровня неплатежей населения; оценка доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг; разработка нормативов по жилищно-коммунальной сфере.
В соответствии с поставленными целями и задачами в городской системе выделяются следующие подсистемы:
Бюджет (финансы и денежные средства) Предприятия (экономика) Жилой фонд и инфраструктура (ЖКХ) Население (социальный блок)
К подсистеме «Бюджет» относятся местный (муниципальный) бюджет. В работе будет рассмотрено формирование доходной части местного бюджета и расходование бюджетных средств с акцентом на жилой фонд. В качестве отдельных уровней можно выделить другие фонды денежных средств, имеющие характер финансов. Т.е формируемые на законодательной основе и расходуемые по различным направлениям. Можно выделить отдельные уровни, включающие средства банков и предприятий, потому что ссуды банков и предприятий часто используются при строительстве и приобретении жилья. Предлагаю назвать эту подсистему «Финансы» или «Денежные средства».
К подсистеме «Предприятия» относятся коммерческие юридические лица, частные предприниматели, муниципальные и государственные предприятия и организации. При моделировании будут более подробно рассмотрены строительные предприятия, имеющие непосредственное отношение к возведению нового жилого фонда, а также инвестиционные процессе в строительстве. Инвестиции могут быть от государства (из бюджета и внебюджетных фондов), от предприятий и банков, а также от населения.
К подсистеме «Жилой фонд» относятся все здания, пригодные для постоянного проживания граждан. При моделировании эта подсистема будет детализирована на несколько подсистем для учета факторов старения жилого фонда и перехода муниципального жилого фонда в частную собственность граждан и предприятий путем его продажи и приватизации. Так как от продажи муниципального жилого фонда совершаются значительные поступления в местный бюджет, то этот фактор необходимо учесть при моделировании. Детализация жилого фонда по разным критериям не обязательно может присутствовать в одной модели. Возможно создание комплекса взаимосвязанных моделей, каждая из которых нацелена на решение определенного круга вопросов. Подсистема жилой фонд также включает инфраструктуру, а именно коммунальное хозяйство. Это необходимо, так как от этого напрямую зависит качество жилой среды для населения. Коммунальные платежи являются одной из основных частей в квартплате и являются одним из самых острых вопросов, требующих решения при реформировании ЖКХ.
К подсистеме «Население» относятся жители города, постоянно в нем проживающие. Население является главным потребителем жилого фонда, для которого он и создается. Население может являться инвестором при строительстве жилья. Население также оплачивает определенную часть стоимости коммунальных услуг и квартплаты. Для социально-незащищенных слоев населения могут быть предоставлены различные льготы, компенсации квартплаты, субсидии на строительство и приобретение жилья.
Эти подсистемы взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга следующим образом, как показано на рис. 1. ___
Бюджет (финансы) Предприятия (экономика)
ч
г * ущ к к 1 Г
Население Жилой фонд и инфраструктура
л
Рисунок 1 - Взаимосвязь подсистем города В бюджет совершаются налоговые и неналоговые поступления от населения, предприятий и жилого фонда. Бюджетные средства используются на социальное обеспечение населения, на содержание и развитие жилого фонда, на создание городского заказа строительным предприятиям. Население проживает в жилом фонде, создает спрос на услуги и продукцию предприятий, приобретает в собственность объекты жилого фонда Предприятия оказывают услуги населению, строят новый жилой фонд, обслуживают население и жилой фонд, приобретают в собственность объекты жилого фонда.
Подсистема "Бюджет"
<Время>
<Население> Налоговые и неналоговые
бюджета >
Рисунок 2 - Системные потоковые диаграммы подсистемы «Бюджет»
Уровень Бюджет отражает текущий уровень средств в муниципальном бюджете. Входящие потоки - это доходы бюджета, исходящие - расходы. Доходы бюджета:
налоги с предприятий (налог на прибыль и др.);
налоги с населения (подоходный налог и др.);
доходы от продажи жилого фонда;
прочие доходы.
Расходы бюджета:
расходы на жилой фонд;
дотации предприятиям жилищно-коммунальной сферы; адресные субсидии населению для приобретения жилья; прочие расходы.
Расходы бюджета на жилой фонд детализируются по трем направлениям: строительство нового жилого фонда, содержание существующего жилья и капитальный ремонт изношенного жилого фонда.
Для примера покажем, как проводился анализ чувствительности от изменения долей распределения бюджетных средств на жилой фонд.
Функцией отклика при анализе чувствительности являлся показатель «Номинальная обеспеченность населения жильем» наблюдаемый на конечный момент периода моделирования.
В таблице 1 приведены исходные данные для двух экспериментов. В эксперименте №2 по сравнению с экспериментом №1 увеличена доля бюджетных средств, выделяемых на строительство жилого фонда, и уменьшена доля на капитальный ремонт изношенного жилого фонда.
Таблица 1 - Исходные данные для анализа чувствительности по регулятору №1
Доля бюджетных средств, Доля бюджетных средств,
выделяемых на строительство выделяемых на капремонт
на момент времени 0 5 10 0 5 10
Эксперимент №1 0.02 0.02 0.02 0.06 0.06 0.06
Эксперимент №2 0.06 0.06 0.06 0.02 0.02 0.02
Ниже на рис 3 приведен график изменения функции отклика при различных исходных да
Н омин обе спеченно сть нас епенил жиль ем (6 ез 6 огатых) 40
32.5 -
25
17.5
10__________
0123456789 10 Тшой (^огО
"Нотин обеспеченность населения жильем (1без болтик)" : 2 - м2Л£еп
"Ншшн обеспеченность населенна зкипьет (без бапгщх)" : 1 - м2Л£еп
Рисунок 3 - Динамика номинальной обеспеченности жильем при двух экспериментах
Значения функции отклика по результатам двух экспериментов отличаются на 12% или в абсолютном выражении на 2,32 м2/чел. Такое расхождение для обеспеченности населения жильем признается значительным, в результате чего был сделан вывод о том, что по данным факторам модель является чувствительной.
Аналогичным образом был проведен анализ чувствительности по другим факторам. По результатам анализа чувствительности факторы, по которым модель была нечувствительна, были исключены из модели. По остальным факторам модель является чувствительной, поэтому имеет смысл варьирование значений этих параметров для достижения целей моделирования.
Список литературы:
1. http://www.mista.ru/gorod
2. Совертков П.И. Занимательное компьютерное моделирование в элементарной математике: Учебное пособие. - М.: Гелиос АРВ, 2004.
3. Тарасевич Ю.Ю. Математическое и компьютерное моделирование: Учебное пособие. - М.: Либроком, 2013.