ФАДЕЙКИНА А. В., ПРИМАЧЕНКО Е. И.
РАЗРАБОТКА КАРТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ МАРШРУТА «ЧЕТЫРЕ СКАНДИНАВСКИЕ СТОЛИЦЫ»
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности создания карт познавательного туризма, основной целью которого является изучение культурного наследия страны. Разработанные буклеты являются эффективным способом представления и изучения объектов познавательного туризма, отображают основные достопримечательности городов Хельсинки, Осло, Стокгольма и Копенгагена.
Ключевые слова: туризм, познавательный туризм, туристский маршрут, карты, буклет, значки.
FADEYKINA A. V., PRIMACHENKO E. I.
DEVELOPMENT OF MAPS FOR CULTURAL TOURISM: A STUDY OF THE ROUTE "FOUR SCANDINAVIAN CAPITALS" Abstract. This article considers the features of creating maps for cultural tourism, the main purpose of which is to explore the cultural heritage of a country. The booklets designed by the authors is an effective way of presenting and exploring the objects of cultural tourism. The booklets present the most visited cultural and historical sites, monuments and religious buildings of the cities of Helsinki, Oslo, Stockholm and Copenhagen.
Keywords: tourism, cultural tourism, tourist route, maps, booklet, map symbols.
Познавательный туризм сегодня занимает первые места в статистике мировых туристических агентств. Развитие этого сегмента туризма является приоритетным направлением туристической отрасли. Основой познавательного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Данный вид подразумевает под собой туристские поездки, путешествия, походы для ознакомления с природными объектами и историческими памятниками, знакомства с культурой и достижениями науки и искусства. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить: 1) памятники археологии; 2) культовую и гражданскую архитектуру; 3) памятники ландшафтной архитектуры; 4) малые и большие исторические города; 5) сельские поселения; 6) музеи, театры, выставочные залы и др.; 7) социокультурную инфраструктуру; 8) объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства; 9) технические
1
комплексы и сооружения.
Международный совет по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) приводит своё определение, которое гласит: «Познавательный туризм - это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей» [7].
Планирование и организация путешествий в познавательных, оздоровительных, спортивных и иных целях требует современного информационного обеспечения [2]. Картографические произведения (карты, атласы, туристские схемы, буклеты, рекламные проспекты и др.) являются наиболее наглядным, емким и концентрированным носителем пространственно-организованной информации. Карты, атласы, планы городов и отдельных местностей, различные комбинации карт и фото- и аэрокосмических снимков пользуются популярностью у туристов на разных этапах подготовки и осуществления путешествий, служат эффективным и наглядным средством привлечения потенциальных туристов [9; 10].
Соответственно, на картах познавательного туризма показывают наиболее посещаемые объекты культурно-познавательного туризма, необычные памятники и скульптуры, расположен^ религиозных сооружений.
На картах, предназначенных для туристов, достаточно подробно должна быть разработана общегеографическая основа, точно локализованы природные объекты (озера, водопады, пещеры и др.). Наглядное изображение рельефа имеет большое значение не только для горных местностей, но и для общего ознакомления с любой территорией, для оценки сложности маршрутов. Наличие рельефа повышает наглядность и привлекательность изображения, значительно облегчает восприятие карты [8].
Одним из основных способов изображения на картах туризма остается значковый способ. Для показа исторических, архитектурных, археологических достопримечательностей, а также мест и объектов, которые заслуживают внимания туристов и экскурсантов, разрабатываются самые разнообразные по виду значки - геометрические, буквенные, наглядные. Помимо значкового способа используются и линейные знаки (преимущественно для обозначения водных, велосипедных, пешеходных и прочих маршрутов), ареалы (места разрешенной охоты, обитания животных, сбора грибов и ягод, границы парков и заповедников), картодиаграммы (размещение иностранных туристов), картограммы (количество мест в гостиницах и мотелях на 100 туристов), знаки движения. Возможности улучшения и обогащение содержания карт - в разработке и усовершенствовании условных знаков и способов изображения, в использовании материалов дистанционного зондирования [1, с.6].
Таким образом, подобные карты показывают точную локализацию природных и культурно-исторических объектов, имеющуюся туристскую инфраструктуру, оптимальные маршруты; сопровождаются справочной информацией и иллюстративным материалом. Это позволяет туристу ориентироваться на местности при изучении культуры того или иного региона, страны. Познавательный туризм имеет достаточно широкий спектр. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное. Потому, чаще всего, познавательный туризм подразумевает под собой маршрутные туры посещения нескольких городов и центров достопримечательностей. Для начала изучаются планируемые города и страны с точки зрения туризма и, на основе этого, разрабатывается туристский маршрут.
В качестве примере рассмотрим разработку маршрута для тура «Четыре Скандинавские столицы» - Хельсинки, Стокгольм, Осло, Копенгаген. Программа тура включает:
• 1 день. Санкт-Петербург - Хельсинки.
В первой половине дня трансфер на автобусе в Хельсинки, во второй половине - осмотр города, посещение культурных достопримечательностей. Выезд в Турку. Вечером отправление на пароме в Стокгольм. Ночь на пароме.
• 2 день. Стокгольм.
Рано утром прибытие в столицу Швеции. Осмотр города, посещение музеев, главных достопримечательностей. Во второй половине дня выезд в Осло, размещение в отеле.
• 3 день. Осло.
Завтрак в отеле. Осмотр города, посещение памятников архитектуры, достопримечательностей. Во второй половине дня отправление на пароме из Осло в Копенгаген. Ночь на пароме.
• 4 день. Копенгаген.
Прибытие. Осмотр города в первой половине дня, посещение уникальных достопримечательностей. Вечером выезд в Хельсингер. Переправа из Хельсингера (Дания) в Хельсинборг (Швеция). Ночь на пароме.
• 5 день.
В первой половине дня прибытие в Турку, трансфер на автобусе в Санкт-Петербург.
Работа по созданию карт строилась на системном подходе и осуществлялась с помощью геоинформационных технологий, поскольку геоинформационное картографирование характеризуется высокой степенью оперативности и автоматизации, многовариантностью создания карт, системным подходом к отображению и анализу [3-5].
Для проектирования базы пространственных данных карт познавательного туризма использовались ГИС-пакеты MapInfo Professional 12.0, ArcGIS 10, а также дополнительно использовался многофункциональный графический редактор CorelDraw X7. Для создания основы карт использовалась программа MapInfo Professional 12.0.
Особое внимание уделялось выбору источников, необходимых для получения информации о картографируемой территории. На основе изучения данных об исторических и культурных местах крупных городов стран Северной Европы были выбраны объекты, позволяющие туристу удовлетворить одну из наиболее сильных своих потребностей -потребности в познании. Например, для Хельсинки были отобраны такие достопримечательности, как Сенат, Университет-библиотека, Кафедральный собор (Собор Святого Николая), памятник финскому композитору Яну Сибелиусу; для Стокгольма -Королевский дворец, Музей Ваcа; для Осло - средневековая крепость Акерсхус, городская ратуша, где ежегодно проходит вручение почетной Нобелевской премии; для Копенгагена -круглая башня Рундеторн, знаменитая скульптура Русалочки и другие.
На первом этапе создания карт были выбраны элементы математической и географической основ. После определения объектов тематического содержания для них были разработаны условные обозначения, которые далее наносились на подготовленные основы карт. Карты-схемы создавались на разные территории, поэтому для каждой была подготовлена индивидуальная географическая основа. Источниками для создания основ послужили: набор векторных данных NaturalEarthData, снимки навигационной программы SAS.Planet. NaturalEarthData - это набор доступных геоданных, в масштабах 1:10 000 000, 1:50 000 000, 1:110 000 000 и географической системе координат WGS84. Благодаря тесной интеграции векторных и растровых данных в ГИС, на основе NaturalEarth, можно создавать различные карты. В данной работе использовались следующие векторные слои: «admin countries» (полигональный слой стран), «admin boundary lines» (линейный слой границ), «coastline» (береговая линия), «populated» (населённые пункты), «rivers» (реки), «lakes» (озёра, водоёмы), «roads» (автомобильные дороги), «railroads» (железные дороги).
Для изображения рельефа на карте была использована растровая цифровая модель рельефа HYP_HR_SR_W. Для отображения объектов познавательного туризма применялись наглядные натуралистические значки. Они характеризуются тем, что напоминают изображаемый объект. Маршрут тура по Северной Европе показан линиями разного цвета: красным цветом показан маршрут, проходящий по территории суши, синяя пунктирная линия означает то, что маршрут проходит по воде. Специальными условными знаками показаны средства передвижения, достопримечательности. Значки разрабатывались в графическом редакторе CorelDraw. Основой для их создания послужили фотографии и картинки из
4
интернет-ресурсов. Из множества предлагаемых изображений отбирались самые яркие, четкие и понятные. Созданные таким образом условные обозначения представлены на рисунке 1.
Рис.1. Условные обозначения для карт-схем на примере г. Хельсинки
В связи с большим количеством достопримечательностей, возникла проблема наложения условных знаков, поэтому наглядными натуралистическими значками были показаны наиболее значимые и интересные места, а для остальных использовались комбинированные значки, состоящие из геометрической фигуры и цифры (см. рис. 2).
О Троицкая цсркош,
О Церковь Темппелиаукио О Ботанический музей О £ врейское кладбище
Рис. 2. Условные обозначения для карт-схем на примере г. Хельсинки
Созданные условные обозначения имеют преимущества, заключающиеся в наглядности, позволяющей туристу ориентироваться при изучении культурных достопримечательностей того или иного города (см. рис.3).
Для удобства пользования созданной картографической информацией целесообразно было представить её в виде буклетов. Буклет представляет собой непериодическое листовое издание, напечатанное с двух сторон. Одно из главных достоинств - удобство восприятия содержания. По функциональному назначению буклеты могут быть: рекламные, имиджевые, информационные, почтовые. Разработанные буклеты являются информационными. Они содержат информацию об объектах познавательного туризма крупных городов стран Северной Европы. Основной целью является получение новых знаний о культурных и исторических местах того или иного города.
Рис. 3. Фрагмент карты г. Хельсинки
При разработке и оформлении картографических буклетов существуют свои особенности: 1) проектирование формата; 2) разработка художественной композиции внутренней и внешней сторон буклета; 3) выбор шрифтового оформления основного текста и заголовков; 4) выбор иллюстраций, их количество, порядок следования и способ связи с текстом; 5) печать буклета и фальцовка.
Важнейшим моментом является выбор формата. Его устанавливают в зависимости от масштаба основных карт и занимаемой площади на листе. Формат данных буклетов - A4 (210 х 297 мм). Основным отличием буклетов от иной полиграфический продукции является фальцовка, т.е. складывание листа. Существуют различные виды фальцевания буклетов: книжка, евро, улитка, гармошка, окошко и др. В данном случае, для буклета тура по Северной Европе применяется фальцовка «окошко», а для буклетов карт-схем крупных городов стран Северной Европы - перпендикулярная» фальцовка. «Перпендикулярная» или комбинированная фальцовка, чаще всего, применяется для карт-схем и путеводителей. Удобство заключается в том, что из одного большого листа бумаги можно получить издание компактного формата, которое легко и удобно разворачивать и сворачивать. Фальцовка «окошко» - не менее интересный вид фальцевания, который обычно применяют для рекламных материалов, может быть выполнен в два или три фальца. На внутренней и внешней сторонах буклетов присутствуют текстовая и графическая информация. Все надписи выполнены шрифтом Franklin Gothic Heavy; начертание присутствует как обычное, так и курсив; способ заливки - сплошной (белый и черный цвета); размер шрифтов от 8 до 24. В качестве фона используется рисунок старинной карты мира. Таким образом, буклеты не
6
перегружены лишней информацией, всё компактно и лаконично. Надписи, фотографии, рисунки и карты легко читаются, подобранные цвета хорошо сочетаются друг с другом.
Стремительное развитие туризма сопровождается разработкой и созданием огромного числа карт туристско-рекреационной тематики, которые могут использоваться в путешествии для ознакомления с территорией, изучения наиболее интересных мест. Разработанные карты познавательного туризма позволяют ориентироваться в программе путешествия, поскольку содержат информацию о маршруте и описание каждого дня пребывания в том или ином городе; узнать о размещении многочисленных исторических и культурных объектов, памятников архитектуры.
Созданные картографические произведения могут использоваться в качестве наглядного и информационного материала, а также применяться в различных сферах туризма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова А. Ю., Калашникова Л. Г. Создание туристских карт на территорию Германии и разработка натуралистических условных знаков // Картография и геодезия в современном мире: сб. матер. второй Всеросс. научно-практ. конф., Саранск, 8 апр. 2014 г. / редкол.:В. Ф. Манухов (отв. ред.) [и др.]. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014.- С. 99-106.
2. Жулина М. А., Карасев А, С., Манухов В. Ф. Использование информационных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта // Геодезия и картография. - 2013. - № 2. - С. 32-36.
3. Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. О построении картографических изображений средствами ГИС-пакетов // Педагогическая информатика. - 2015. - № 1. - С. 55-63.
4. Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф. К вопросу построения картографических изображений на основе визуализации атрибутивных данных в ГИС // Геодезия и картография. - 2015. - № 2. - С. 31-38.
5. Ивлиева Н. Г., Манухов В. Ф., Примаченко Е. И. О разработке картографо-информационного обеспечения массового спортивного мероприятия // Геодезия и картография. - 2018. - Т. 79. - № 10. - С. 32-36.
6. Калашникова Л. Г., Тесленок С. А. Создание краеведческих карт и атласов регионального уровня // Структура, динамика и функционирование природно-социально-производственных систем: наука и практика: Межвузовский сборник научных трудов. - Саранск, 2018. - С. 99-104.
7. Межрегиональная общественная организация «Национальный комитет международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест»
7
(ИКОМОС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://icomos.org.ru/index.php/ru/ (дата обращения 19.07.2019).
8. Примаченко Е. И. Использование современных методов картографического дизайна при создании туристских карт // Вестник Мордовского ун-та. - 2008. - № 1.-С. 108-111.
9. Примаченко Е. И. Разработка картографических произведений нового типа для туристской индустрии // География и туризм: сб. науч. тр. / Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2010. - Вып. 9. - С.49-54.
10. Примаченко Е. И., Ивлиева Н. Г., Калашникова Л. Г., Манухов В. Ф. Разработка содержания и оформления «Карты достопримечательных мест Республики Мордовия» // Картография-туризму: Материалы научно-практической конференции. - СПб., 2008. - С. 128-132.