Научная статья на тему 'Разработка интегративной модели психологического сопровождения физической культуры и спорта'

Разработка интегративной модели психологического сопровождения физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕЛИ / ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ / PHYSICAL EDUCATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / PURPOSE / LIFE FORCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арпентьева Мариям Равильевна

На материале обобщения опыта психологического сопровождения занятий физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых лиц и лиц с хроническими заболеваниями сформулирована диагностико-коррекционная модель сопровождения, позволяющая выявить наиболее важные, угрожающие здоровью и/или вносящие вклад в формирование психосоматических и психических нарушений аспекты: качество отношений с другими людьми («социальный капитал»), ценности и цели личности («человеческий капитал»), психофизиологические ресурсы («телесный капитал»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Арпентьева Мариям Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Integrative Model of Psychological Support of Physical Culture and Sports

The goal of this study of the directions in the diagnosis and correction of human health in the structure of psychological support of physical culture and sports. The material of generalization of experience of psychological support of the physical education of persons with special needs, the elderly and individuals with chronic disease formulated diagnostic-remedial model to support. This model allowing identifying the most important part of the health and / or contributing to the formation of psychosomatic and mental disorders aspects. This three part are the quality of relationships with other people (social capital), values and goals of the individual («human capital»), psychophysiological resources («bodily capital»).

Текст научной работы на тему «Разработка интегративной модели психологического сопровождения физической культуры и спорта»

SPORT PSYCHOLOGY

УДК 159.98 ББК А79

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

М. Р. Арпентьева

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского, Калуга, Россия Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия

На материале обобщения опыта психологического сопровождения занятий физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья, пожилых лиц и лиц с хроническими заболеваниями сформулирована диагностико-коррекционная модель сопровождения, позволяющая выявить наиболее важные, угрожающие здоровью и/или вносящие вклад в формирование психосоматических и психических нарушений аспекты: качество отношений с другими людьми («социальный капитал»), ценности и цели личности («человеческий капитал»), психофизиологические ресурсы («телесный капитал»).

Ключевые слова: физическая культура, психологическое сопровождение, межличностные отношения, цели, жизненные силы.

На социально-психологическом уровне жизнь каждого человека, невзирая на возраст, инвалидность, тяжёлое заболевание, может быть и должна быть возможно более осмысленной, насыщенной и полноценной. Она может быть, по выражению известного проповедника, писателя и специалиста в области помощи лицам с ОВЗ Н. Вуйича (К ^угсю), «жизнью без границ». Наиболее важные, угрожающие здоровью и/или вносящие вклад в формирование психосоматических и психических нарушений аспекты жизни человека — это качество отношений с другими людьми («социальный капитал»), ценности и цели личности («человеческий капитал»), психофизиологические ресурсы («телесный капитал»). Эти три капитала не изолированы: самопомощь и взаимопомощь, добровольческое служение окружающим и достижение личных успехов, уважение к своему телу, к себе и к миру в целом — важные ресурсы исцеления. «Дела любви» в отношении себя и мира—гармонизирующие жизнь, отношения в ней, направленные на реализацию ценностей, развитие жизненных сил/ресурсов и позволяют переживать свою значимость и нужность, компетентность и мудрость,

удивление и жизненный интерес, чувство принадлежности и самостоятельности [7. Р. 60].

Связь работы с важными научными программами или практическими задачами.

Оптимизация жизни человека, больного и здорового, в ОВЗ и без ОВЗ, связана с наличием, сохранением или восстановлением основных «условий» здоровья. Это возможно при выполнении ряда принципов, которые мы, работая с пожилыми людьми и психосоциальными работниками и другими специалистами, оказывающими поддержку семьям инвалидов, тяжелобольных, а также пожилым людям и их семьям в Москве и Московской области, а также Калуге и Калужской области в 2001-2017 гг., выделили в технику исследования и преобразования границ развития (здоровья) личности «Треугольник жизни».

Цель, материал и методы исследования. Цель настоящего исследования—направления диагностики и коррекции здоровья человека в структуре психологического сопровождения физической культуры и спорта. На материале обобщения опыта психологического сопровождения занятий физической культурой лиц с ОВЗ, пожилых лиц и лиц

хроническими заболеваниями сформулирована ди-агностико-коррекционная модель сопровождения,

Результаты исследования. Центральными компонентами и «углами» «Треугольника жизни», отражающего состояние развития (здоровья) личности, продуктивности, полноценности её жизни являются:

1) наличие жизненных сил и ресурсов (физических и материальных, психических и духовных и т. д.;

2) наличие отношений с людьми (близкими и «далёкими»);

3) наличие жизненных целей или перспектив.

Таким образом, наиболее важные, вносящие

вклад в формирование психосоматических и психических нарушений и выздоровление человека аспекты жизни — это качество отношений с другими людьми («социальный капитал»), ценности и цели личности («человеческий капитал»), психофизиологические ресурсы («телесный капитал»):

Человеческий капитал

Социальный капитал

Телесный капитал

Треугольник жизни

Проблема ограниченности телесного капитала и связанных с ним иных видов отражена А. Адлером в понятии «комплекса недостаточности» (minderwertigkeits komplex), связанного с пониманием ограниченности собственно телесного бытия/капитала любого человека. Для превращения этой недостаточности в неполноценность нужно сочетание трёх условий: 1) возникновения проблемы, вставшей перед человеком;

2) неподготовленности человека к её решению;

3) убеждённости в том, что он не сможет её решить (выученная беспомощность или иные состояния неготовности/неспособности как ограниченности ресурсов/капиталов). При этом «чувство собственной ценности или чувство личности, большая или меньшая степень удовлетворения которого определяет действия индивида в отношении своих индивидуально понимаемых жизненных задач» [2. C. 7]. Как пишет Н. Вуйчич, «Основная проб-

лема — не в моем теле, а в тех границах, которые я ставил для себя, не видя, какие возможности предоставляет мне жизнь... Для начала поверьте в себя и в собственную значимость. Не ждите чуда или "подвернувшейся возможности". вы начнёте путь к принятию самого себя, даже если ваши дары всё ещё не проявились» [7. Р. 45].

Наличие жизненных сил гарантируется тремя основными условиями:

1) бережным и заботливым, уважительным отношением человека к самому себе, своим ресурсам;

2) умением расходовать ресурсы «по назначению», заботой о качестве своей жизни, включая качество душевной и духовной жизни;

3) умением и желанием обмениваться ресурсами с окружающим миром, дарить и принимать помощь, подарки.

Отсутствие или повреждение этого компонента приводит к возникновению и усугублению, вплоть до инвалидизации, различных психосоматических нарушений. Поэтому работа с пожилыми, больными людьми и инвалидами в психосоматической клинике должна в большей мере фокусироваться на восстановлении и укреплении жизненных сил—ресурсов человека, формировании заботы и уважения человека к себе, включая тело и иные ресурсы. Как писал А. Адлер, «.чтобы полностью узнать человека, необходимо понять его также в его отношениях. Мы должны сказать о нём, верно или неверно ведёт он себя в вопросах любви, мы должны понять, почему в одном случае он поступает должным образом, а в другом случае — нет. Таким образом, сама собой добавляется ещё одна задача: найти способ подступиться к тому, чтобы предотвратить те или иные неудачи в отношениях», в том числе — скорректировать «комплекс недостаточности». Он также пишет: «.любовь—совсем не простое дело, и глупо считать, что человек, вступая в жизнь, уже что-то понимает в любви. Каждый, по сути, должен пройти определённую предварительную тренировку, более простую подготовительную школу.» [2. С. 124; 125]. Достигая успехов, «.не следует ждать, пока окружающие это осознают. . Как только вы начнёте этот путь, окружающие заметят это и пойдут вместе с вами» [7. Р. 45].

Наличие отношений и их качество определяются следующими условиями:

1) разнообразие, богатство отношений как наличие контактов с близкими и «дальними» людьми разного возраста, пола, национальности, религиозной принадлежности и т. д.;

2) «нужность отношений» как характеристика умения человека выбирать для построения отношений людей, не только близких «по крови», «по духу» и «душе», но привносящих в его жизнь новизну, творчество, развитие;

3) преобладание отношений любви и дарообмена, отсутствие отношений неприязни и непринятия — себя и мира, независимость как самостоятельность и включённость.

Отсутствие или повреждение второго компонента приводит к возникновению и усугублению психических нарушений разного типа и интенсивности: чем больше повреждение системы отношений, тем более выражено нарушение. Работа с пожилыми людьми в психиатрической клинике в связи с этим моментом должна в большей мере быть обращена на восстановление и укрепление гармонии отношений человека с собой и миром, принятие существующих отношений и их проблем, а также дифференциацию отношений как отказ от разрушающих человека связей и наполнение отношений с людьми любовью и уважением, в том числе и особенно с теми людьми и отношениями, с которыми принято решение о завершении.

А. Адлер писал: «Течение жизни, в том числе и в её психических проявлениях, представляет собой движение, направленное к финалу ... под давлением конечной цели каждое отдельное душевное движение упорядочивается в единую линию поведения и подготавливает каждое следующее за ним действие ... любой шаг на жизненном пути представляет собой одновременно планомерное осуществление стремления к дополнению, компенсация же имеет задачу возместить минус, "снизу" попасть "наверх".» [2. С. 6]. При этом такое «.компенсаторное движение, глубочайший смысл человеческой жизни, представляет собой творческую силу. Она создала культуру как средство сохранения человеческого рода, и точно так же она создаёт все формы выражения я жизненный стиль индивида как. средства безопасности и как неустанные попытки установить баланс во взаимодействии ... конечной целью всех душевных стремлений является достижение уравновешенности, безопасности, приспособления, целостности» [2. С. 6]. Н. Вуйчич, имеющий серьёзные «особенности» здоровья, описывая собственный опыт «безграничности», пишет, что «.преодолевая трудности, мы становимся сильнее и должны быть благодарны за открывающиеся перед нами новые возможности. Важно то, какое влияние человек

оказывает на окружающих», и то, как он живёт свою жизнь, как заканчивает свой путь [7. Р. 5, 6].

Наличие и «достаточность» жизненных целей и перспектив можно оценить по следующим параметрам:

1) наличие у человека нескольких значимых целей и мечтаний в жизни;

2) реалистичность целей и мечтаний человека, стремление воплотить мечты и цели в реальность;

3) «нефиктивность», значимость целей, организующая роль жизненных целей как ценностей и планов жизнедеятельности. Отсутствие или повреждение третьего компонента приводит к возникновению и усугублению и физических и психических нарушений: этот тип нарушений особенно типичен для пожилого и старческого возраста и, как правило, «запускается» нарушениями системы отношений и «запускает» потери и деформации жизненных сил. Как в психосоматической, так и психиатрической клиниках работа, направленная на восстановление жизненного интереса, целей жизни и построение жизненных планов — одна из центральных. В работе этого направления ведущим является вопрос фиктивности-истинности целей жизни: согласно А. Адлеру и другим специалистам, изучавшим деформации жизненного пути человека, нефиктивной, истинной и общей целью людей является любовь, её практическая реализация в отношениях с окружающими людьми: в семье и вне её [1-3].

Как интегративный компонент жизнестойкости и здоровья человека, наличие жизненных целей с успехом формируется в процессе новых форм психосоциальной поддержки: групп взаимопомощи и волонтёрской помощи страдающих людей другим группам и индивидам, находящимся в разных по характеру и степени трудности жизненных ситуациях, в процессе психологического сопровождения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта — и инициируемым этим сопровождением пересмотром пожилыми, болеющими людьми, инвалидами ценностей и целей своей жизни, в трудовой деятельности—по специальности, которую человек приобрёл ранее или— в процессе обучения и переподготовки и т. д.

В целом, выраженность нарушений коррелирует с большим или меньшим «поражением» одного или всех компонентов «треугольника жизни»: отсутствие или повреждённость одного из компонентов означает, что человек становится уязвим по отношению к разного рода заболеваниям; от-

сутствие или повреждённость двух «гарантирует» хроническое заболевание и/или инвалидизацию; отсутствие трёх, их поврежденность — показатель терминальной угрозы, начиная с суицидов, связанных с резкой потерей жизненных целей, отношений и сил, и заканчивая медленным умиранием в домах престарелых, хосписах или одиноких квартирах. Отсутствие каждого из условий — отдельная проблема, на которой специалист может и должен сфокусироваться, помогая ребёнку, взрослому, пожилому человеку с теми или иными ограничениями и его семье.

Борьбу с ограничениями помогающий человек должен начинать с самого себя: нельзя искоренить проблемы, только улучшая внешние условия, пытаясь изменить других, необходима внутренняя и внешняя работа человека над собой. Без принципа личной ответственности никакая профилактическая работа не будет достаточно эффективной. Ведущий аспект продуктивного осмысления болезней и иных проблем физического и психологического здоровья, их продуктивного преобразования — важный компонент общего оздоровления и исцеления человека и его отношений с собой и миром. Глубокое и всестороннее понимание себя и окружающего мира, позволяющее правильно и точно определять суть нарушений и, таким образом, выбирать пути исправления ошибок жизнедеятельности. Неприятие и непонимание себя и мира является основной психологической причиной болезней и иных ограничений. Оно приводит к возникновению острых и, при неумении человека понимать себя и мир, хронических нарушений психического и соматического здоровья.

Поэтому профилактическая и реабилитационная работа с больными должна быть направлена на помощь в осмыслении себя и мира как развивающихся, гармоничных и имеющих множество возможностей, а не только ограничений. Непонимание себя и мира является причиной, характеристикой и следствием болезненных состояний, острых и хронических нарушений психического и соматического здоровья, а реализация своих потенциалов и полноценное функционирование — основа крепкого здоровья, полного и быстрого выздоровления, исцеления человека. Отказ от развития и реализации своего предназначения, принимающего осмысления себя и мира вызывают латентную агрессию, которая, в свою очередь, вызывает смысловые искажения в отношениях собой и миром, переживания беспомощности

и самонеэффективности. И, таким образом, ведёт к хроническим и терминально опасным болезням, которые ряд субъектов использует для дальнейших отказов от развития, формируя «замкнутый круг болезней», поддерживаемый общей «социальной ипохондрией» как страхом и желанием нарушений, защищающих от необходимости и свободы быть самим собой, изменяться, творить себя и мир вокруг.

Выводы. Продуктивная работа с психически и психосоматически здоровыми, как и с психическим и психосоматически больными людьми, людьми в ОВЗ и их семьями, пожилыми и умирающими людьми, нуждается в том, чтобы быть направленной на коррекцию и развитие «внутренних картин» себя самого и окружающего мира клиента — как развивающихся, сложных, внутренне гармоничных взаимодействующих систем, а также изменение образа его жизни в целом. На внешнем уровне основные трудности специалиста в общении с данным классом клиентов касаются преимущественно тенденций к сегрегации и отсутствию сформулированных гуманных, человеческих ценностей [1; 2; 4-7]: «не живи» выражается в несоблюдении этических принципов, проблемы, возникающие при их нарушении, например, в ходе консилиума и т. д., при рассуждениях о том, что может и что не может данный «пациент, какова его "неизбежная" с точки зрения медицинских, педагогических, социальных и иных работников «судьба» (профессиональные «приговоры», уничтожающие веру человека в себя и жизнь, надежду и доверие к мирозданию и самому себе); «не люби» — проблемы взаимодействия с семьёй и межпрофессионального взаимодействия и возможностей комплексной помощи (например, дистанции как непринятия, столкновение позиций специалистов, назначение заведомо вредоносных процедур и лекарств и иные проявления конфликта интересов «системы помощи» и человека); «не будь собой» — инвалидизм специалиста, профессиональные деформации и психологическое выгорание (сгорание) в общении с «неполноценными» пациентами/клиентами (неискренности как неконгруэнтности и неаутентичности); «не понимай» — замена понимающей деятельности немотивированными внутренней логикой работы интервенциями попытки насильственного преодоления сопротивления клиентов и их семей изменениям, которые являются практически универсальной реакцией, одной из причин нарушений в развитии и восста-

новлении (оценочное понимание вместо эмпатиче-ского); «не развивайся» — стремление специалиста выработать «общую теорию», неучёт индивидуальности клиентов и случаев (неконкретность). Таким образом, ведущими, определяющими моментами в формировании и развитии психосоматических и психических нарушений, а также в развитии и исцелении человека аспекты жизни — это качество отношений с другими людьми («социальный капитал»), ценности и цели личности («человеческий капитал»), психофизиологические ресурсы («телесный капитал»). Исцеление — пересмотр важности и содержания, обогащение каждого из компонентов, их внутренняя и внешняя гармонизация. Заболевание — истощение, ригидность и дисгармоничность личностного, социального и телесного «капиталов» человека.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. В процессе подготовки и переподготовки специалистов необходимо обращать особое внимание на то, что разногласия пациента, его семьи и членов консилиума по поводу человека с теми или иными ограничениями, его особенностей, способов преодоления проблем, направлений консультирования и сопровождения в целом являются предметом совместной работы, в которой семья и коллеги выступают как собеседники, партнёры, а не помехи или объекты при-

Поступила в редакцию 6 сентября 2018 г.

ложения диагностических, коррекционных и «руководящих» усилий специалиста. Дальнейшим направлением нашей работы в связи с этим является разработка технологий и методов обучения технологиям взаимодействия специалистов разного профиля в контексте системной модели профессионального медико-психолого-педагогического сопровождения физической культуры и спорта.

Список литературы

1. Адлер, А. Очерки индивидуальной психологии / А. Адлер. — М. : Когито-центр, 2002. — 219 с.

2. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова: алгоритм здоровья / Н. М. Амосов. — М. : АСТ ; Донецк : Сталкер, 2003. — 380 с.

3. Арпентьева, М. Р. Жизнеутверждающий потенциал взрослой личности в профилактике психических расстройств / М. Р. Арпентьева // Международна научна школа «Парадигма». Лято-2015 : сб. науч-ни статии в 8 томах / под ред. А. В. Берлова, Л. Ф. Чу-прова. — Варна : Парадигма, 2015. — С. 22-32.

4. Виилма, Л. Прощаю себе : в 2 т. / Л. Виилма. — Екатеринбург : У-Фактория, 2004; 2007.

5. Лэнгле, А. Жизнь, наполненная смыслом / А. Ленгле. — М. : Генезис, 2014. — 144 с.

6. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Мас-лоу. — СПб. : Евразия, 1999, 2001. — 478 с.

7. Vujicic, N. Life without limits: inspiration for a ridiculously good life / N. Vujicic. — Random House, Crown Publishing Group, 2010. — 288 p.

Для цитирования: Арпентьева, М. Р. Разработка интегративной модели психологического сопровождения физической культуры и спорта / М. Р. Арпентьева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 3. — С. 109-114.

Сведения об авторе

Арпентьева Мариям Равильевна — доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии развития и образования, Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского. Калуга, Россия; ведущий научный сотрудник кафедры теории и методики физического воспитания, Югорский государственный университет. Ханты-Мансийск, Россия. [email protected], [email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2018, vol. 3, no. 3, pp. 109-114.

Development of Integrative Model of Psychological Support of Physical Culture and Sports M.R. Arpentieva

K.E. Tsiolkovskiy Kaluga State University, Kaluga, Russia Ugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia [email protected], [email protected]

The goal of this study of the directions in the diagnosis and correction of human health in the structure of psychological support of physical culture and sports. The material of generalization of experience of psychological support of the physical education of persons with special needs, the elderly and individuals with chronic disease formulated diagnostic-remedial model to support. This model allowing identifying the most important part of the health and / or contributing to the formation of psychosomatic and mental disorders aspects. This three part are the quality of relationships with other people (social capital), values and goals of the individual («human capital»), psychophysiological resources («bodily capital»).

Keywords: physical education, psychological support, interpersonal relationships, purpose, life force.

References

1. Adler A. Ocherki individual'noy psikhologii [Essays on individual psychology]. Moscow, 2002. 219 p. (In Russ.)

2. Amosov N.M. Entsiklopediya Amosova: algoritm zdorovya [Encyclopedia Amosova: Algorithm of health]. Moscow; Donetsk, 2003. 380 p. (In Russ.)

3. Arpentieva M.R. Zhizneutverzhdayushchiy poten-tsial vzrosloy lichnosti v profilaktike psikhicheskikh ras-stroystv [Life-affirming potential of an adult personality in the prevention of mental disorders]. Mezhdunarodna nauchna shkola «Paradigma». Lyato-2015: sbornik

nauchni statii v 8 tomakh [In the collection: International scientific school «Paradigm». Lato-2015 collection of scientific articles in volume 8]. Varna, 2015. Pp. 22-32. (In Russ.).

4. Viilma L. Proshchayu sebe [I forgive myself: in 2 vol.]. Yekaterinburg, 2004, 2007. (In Russ.).

5. Langle A. Zhizn', napolnennaya smyslom [Life, filled with meaning]. Moscow, 2014. 144 p. (In Russ.).

6. Maslow A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. St. Petersburg, 1999, 2001. 478 p. (In Russ.).

7. Vujicic N. Life without limits: inspiration for a ridiculously good life. Random House, 2010. 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.