Чуланова О.Л.
доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом Сургутского государственного университета, руководитель студенческого научного кружка «Инновационные технологии в управлении персоналом» кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом Сургутского государственного университета, Сургутский государственный
университет, г. Сургут E-mail: chol9207@mail.ru Chulanova O.L.
Doctor of Economics, Professor of the Department of State and Municipal Administration and Personnel Management of Surgut State University, Head of the Student Scientific Circle "Innovative Technologies in Personnel Management" of the Department of State and Municipal Administration and Personnel Management of Surgut State University, Surgut State University, Surgut
E-mail: chol9207@mail.ru
Колесов О.С.
Магистр менеджмента, Банк ВТБ (ПАО), Россия, г. Сургут Начальник отдела административной поддержки в г. Сургуте, Уральского федерального округа Управления бюджетирования, сопровождения закупок и функциональной координации Административного департамента, соискатель
Kolesov O.S.
Master of Management, VTB Bank (PJSC), Russia, Surgut Head of the Administrative Support Department in Surgut, Ural Federal District of the Budgeting, Procurement Support and Functional Coordination Administration of
the Administrative Department, applicant
Захарова Н.Н.
Студент 4 курса направление «Управление персоналом», член студенческого научного кружка кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом «Инновационные технологии в управлении персоналом» Сургутский государственный
университет, г. Сургут Zakharova N.N.
4th year student of the direction "Personnel Management", a member of the student scientific circle of the Department of State and Municipal Management and Personnel Management "Innovative technologies in personnel management"
Surgut State University, Surgut
РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ КОНЦЕПЦИИ «ЭКОЛОГИЧНЫЙ ОФИС» В ОРГАНИЗАЦИЯХ БАНКОВСКОЙ ОТРАСЛИ
Development of management tools for the implementation of the
"environmental office" concept in organizations of the banking industry
Аннотация. «Зеленые» рабочие места - современный тренд, который постепенно завоевывает признание в корпоративной культуре отечественных компаний. Зеленый офис (или экологический, эко-офис) - комплексная программа, состоящая из технических и мотивационно-образовательных мероприятий, призванных помочь компаниям разработать внутреннюю экологическую политику и научиться бережно относиться к ресурсам предприятия. В статье представлен анализ теоретических источников и практического опыта реализации концепции «экологичный офис» с целью интеграции данного опыта. Представлены результаты авторского исследования применения концепции «экологичный офис» в работе с персоналом организаций города Сургута. Авторами представлены преимущества эко-концепции для жизни и работы персонала компании и методы внедрения «ЭКО-офиса». Представлены этапы реализации Эко -концепции . Разработан алгоритм и программа перехода на концепцию ЭКО-офис Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО).
Ключевые слов: «экологичный офис», преимущества эко-концепции для жизни и работы персонала компании, методы внедрения «ЭКО-офиса», этапы реализации эко -концепции, алгоритм и программа перехода на концепцию ЭКО- офис.
Annotation. Green jobs are a modern trend that is gradually gaining recognition in the corporate culture of domestic companies. A green office (or ecological, eco-office) is a comprehensive program consisting of technical and motivational-educational activities designed to help companies develop internal environmental policies and learn to take care of enterprise resources. The article presents an analysis of theoretical sources and practical experience in implementing the concept of "green office" in order to integrate this experience. The results of the author's study of the application of the concept of "green office" in the work with the personnel of organizations in the city of Surgut are presented. The authors present the advantages of the eco-concept for the life and work of the company's personnel and the methods of implementing the "ECO-office ". The stages of the Eco-concept implementation are presented. An algorithm and a program for the transition to the concept of ECO-office of the Regional Operations Office "Khanty-Mansiyskiy" of VTB Bank (PJSC) was developed.
Key words: "eco-friendly office", the benefits of the eco-concept for the life and work of the company's personnel, methods of implementation of the "ECO-office", stages of the eco-concept implementation, the algorithm and program of transition to the ECO-office concept.
Эко - офис представляет собой комплексную программу, включающую технические и мотивационно-образовательные мероприятия, которые
96
помогают компаниям разработать внутреннюю экологическую политику и научить их бережно относиться к ресурсам офиса.
Как отмечают в своем исследовании Тажибаева Т.Л., Сальников В.Г., Полякова С.Е. [1], мировое экологическое движение с каждым днем набирает свои обороты. Количество компаний, стремящихся к единению с природой, переходу на экологические стандарты не только в производстве продукции, но и своей повседневной деятельности, постоянно растет. Поэтому и была разработана единая концепция управления организацией, позволяющая снизить негативное влияние на окружающую среду. Она получила название «зеленый офис» и вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого развития общества.
«Зеленые» рабочие места - современный тренд, который постепенно завоевывает признание в корпоративной культуре отечественных компаний. В последнее время современные работодатели озаботились тем, что экологические факторы внутри офисных помещений способны нанести вред здоровью сотрудника - ослабить иммунитет, снизить работоспособность, тем самым уменьшая КПД труда. Именно поэтому «зеленый» офис видится многим бизнесменам эффективным решением в улучшении корпоративного «климата», качественности исполнения бизнес-задач, а так же рациональном распределении энергии, сил и здоровья сотрудников.
Зеленый офис (или экологический, эко-офис) - комплексная программа, состоящая из технических и мотивационно-образовательных мероприятий, призванных помочь компаниям разработать внутреннюю экологическую политику и научиться бережно относиться к ресурсам предприятия.
При формировании эко-среды в офисе важнейшим фактором является вовлечение в процесс сотрудников. Популяризация экологичного образа жизни, проведение тематических семинаров и мероприятий, поощрение за развитие в этом направлении становятся базовыми моментами в корпоративной культуре компании.[2]
По данным опроса Исследовательского центра кадрового холдинга «Империя Кадров», большинство российских компаний (66,7%) знакомо с этим понятием. Однако знать о существовании термина) и участвовать в программе - это разные вещи.[3]
Эко-программ, реализующихся в России не так уж и много. На сегодняшний день таких существует три: первая - «Зеленый офис» Гринпис России, вторая - «Живой офис» WWF, третья - «Эко-офис» бюро эко-решений «GreenUp» (у последней - если реализуется большая часть пунктов, то предлагается пройти процедуру международной сертификации в «Экологическом Союзе» (Санкт-Петербург) и получить эко-маркировку «Листок Жизни. Эко-офис», которая соответствует требованиям ISO 14024 и признана GlobalEcolabellingNetwork (GEN)).[4]
К примеру, в рамках проекта «Зелёный офис» на сайте Гринпис Россия даются рекомендации, которые помогают снизить потребление ресурсов и уменьшить нагрузку на окружающую среду, а заодно и помогают экономить
финансовые средства. Эффективность работы проекта «гринписовцы» проверили на своём московском офисе. В результате, по их оценке, внедрение программы не только помогло природе, но и сократило административные расходы организации на 12%.
Стоит также рассмотреть использование экологичных принципов на примере некоторых крупных корпораций, таких как Google, Yandex, Intel Россия и Coca-Cola. Применение экологичных принципов в офисе таких гигантов как Google и Yandex схожи между собой и заключаются в следующем:
1) Яркий дизайн и натуральные материалы. Google и Yandex отдают предпочтение смелым интерьерным решениям, вроде ярких детских горок, которыми славятся офисы именно Google. Часто уютная атмосфера, сродни домашней, располагает к работе не меньше, чем строгие серые офисные перегородки.
Отделка стен деревом или камнем, натуральные ткани, теплые, сочные летние тона пробуждают положительные эмоции, ощущение единения с природой и чувство свободы.
2) Комнатные растения и животные. Пути озеленения офиса различны: от элементарной закупки комнатных растений в горшках до организации садика с водопадами и диванчиками.
Также обе компании не забывают о «живых уголках». Общение с животными, будь то игра с кошкой, немой диалог с рыбами или налаживание контакта с рептилией, приносит только положительные эмоции.
3) Отсутствие пластика. Обе компании используют в своих офиса по керамическую посуду, экологичные кулеры и т. д.
4) Экономия ресурсов. Например, обе компании сокращают расход электроэнергии с помощью светодиодных ламп, а воды с помощью специальных кранов.
5) Двухсторонняя печать и бумага из эко-сырья.
6) Раздельный сбор отходов.
Если рассматривать офис компании Intel, то в нем внедрены энергосберегающие лампы, система контроля освещения и система регулирования теплоснабжения, установлены приборы учета расхода воды, принтеры настроены на двухстороннюю печать, в офисе не применяются вредная бытовая химия и предметы из ПВХ, а сотрудники теперь пользуются многоразовыми чашками — одноразовые стаканчики остались гостям. Так что, принципы эко офиса в Intel не сильно отличаются от используемых в Google и Yandex.
Подобные высокие экологические стандарты применяются для многих офисов Intel. Например, недавно открывшийся офис в Хайфе (Израиль) — самое экологичное здание Intel на планете и, пожалуй, одно из самых экологичных зданий в индустрии.
Пятиэтажное здание IDC9, рассчитанное на тысячу сотрудников, стоит на берегу Средиземного моря и снабжено самым крупным датацентром в
Израиле — более 12 тысяч серверов работают на новых энергоэффективных процессорах Intel® Xeon®. Атрий, объединяющий три верхних этажа крыши, позволяет получать офису естественный свет жаркого израильского солнца, которое по дороге затеняется разбитым на крыше садом. Солнечные стороны IDC9 работают как теплоотводы; каждый из сотрудников может регулировать уровень освещенности своего рабочего места при помощи специального приложения, установленного на ноутбук.
На этом архитекторы и проектировщики не остановились: тепло, излучаемое датацентром, используется для нагрева воды в кафетерии, вода из кондиционеров орошает сад на крыше и прилегающие к зданию клумбы, вся сантехника в здании экономит воду. Офис IDC9 оборудован велопарковкой и душами для велосипедистов, неподалеку есть остановки общественного транспорта. Практически 90% мусора, оставшегося от строительства здания, отправлено на повторную переработку. Здание IDC9 уже получило награду LEED Gold, это один из самых престижных экологических сертификатов в мире.
Последней рассмотренной нами компанией является Coca-Cola. В ее экоофисе максимально используется дистанционное общение (электронная почта, IP-телефония, видео и Skype-конференции и т.д.) для снижения количества переездов и перелётов. Здесь внедрена система электронного документооборота (СRM-система), чтобы не тратить ресурсы на печать писем, документов, отчётов.
Для принтеров используются только многоразовые картриджи. Пустые картриджи отправляются на повторную заправку или переработку. При изготовлении рекламной продукции предпочтение отдается электронным и web-форматам. Если что-то печатается в типографиях, то на FSС-бумаге, либо на бумаге из вторсырья, без использования хлора.
В экоофисе Coca-Cola почти нет привычных пластиковых пакетов — их заменяют фирменные тканевые сумки с логотипом компании, которые есть у всех сотрудников. Есть здесь и своё кафе, куда закупаются продукты российского производства (для уменьшения транспортного следа) у натуральных фермерских хозяйств (без химикатов и пестицидов), молочные продукты провозятся в возвратной стеклянной и многоразовой пластиковой таре.
Большое значение придаётся безопасности моющих средств. Предпочтение отдаётся только экомаркированным торговым маркам, таким как Frosch, Ecover, Sonett и др. Они не вызывают аллергию, абсолютно безвредны для кожи рук.
Туалет — также часть эко-офиса. Туалетная бумага закупается из вторсырья (макулатуры) или неотбеленной бумаги, без ароматизаторов. Не используются аэрозольные и автоматические освежители воздуха, для этого в туалетах и душевых применяются средства на натуральной основе.
В течение дня для всей офисной техники используется функция энергосберегающего режима. Система вентиляции и кондиционирования
включается при необходимости. Также в эко-офисе Coca-Cola большое значение придаётся рациональному использованию воды - для этого установлены приборы учёта. Сантехника здесь работает исправно: без протечек и неполадок в сливных бачках, унитазах, смесителях, кранах. Большинство смесителей имеют сенсорное управление, термостат и максимальный расход воды 10 л/мин. Используются водосберегающие насадки на краны, которые ограничивают расход воды на уровне 6 л/мин.
Таким образом, можно сделать вывод, что на всех рассмотренных нами предприятиях принципы эко-офиса практически совпадают.
В ходе проведения исследования по разработке и внедрении проекта «Экологический офис» авторами было проведено анкетирование внедрения эко-офисов в городе Сургуте. В опросе приняли участие 56 человек. Из них 35 респондентов были женщинами, а 21- мужчины. Поскольку второй этап исследования (а именно, изучения состояния реализации концепции «экологичного офиса» в организациях банковской сферы) еще не завершен ввиду своей масштабности, приведем лишь некоторые результаты опроса первого этапа.
Большинство респондентов 56% респондентов предпочли бы работать в эко-офисе. Также 76% согласны, что он способствует более эффективной работе сотрудников. Практически все респонденты согласились, что эко-офисы нужны для заботы об экологии (96%), но при этом всего 51% опрошенных считает, что Россия в состоянии перейти на данный формат офисов. Также 80% согласны на то, чтобы их офис начал работать в положении эко. При этом на вопрос о применении принципов эко-офиса на их рабочем месте, большинство респондентов затруднились с ответом. 45% заметили, что на их рабочем месте подобных принципов не применяется.
Среди принципов эко-офиса опрошенные выделили основным - отказ от пластика (50%), экономия ресурсов (28%), раздельный сбор отходов (12,5%) и наличие растений и животных (9,5%). Также большинство опрошенных затруднились с определением тех компаний, которые применяют у себя принципы эко-офиса. 15% предположили, что это может быть Гринпис, остальные затруднились с ответом.
Таким образом, становится очевидно, что на современном этапе среди населения признается эффективность и полезность перехода на эко-офисы. Однако ответы большинство респондентов показали, что знаний о подобной программе населению не хватает.
Тезис о том, что забота об окружающей среде помогает повысить производительность труда работников, подтвердился в ходе исследования, проведенного в различных странах в 2015 году европейскими компаниями JLL, LendLease и Skanska. Исследование показало, что зеленый офис увеличивает прибыль компании - продуктивность работы персонала возрастает на 10%. Однако общая выгода значительно больше: конкурентоспособность предприятия повышается за счет снижения издержек на обслуживание офиса и сокращения числа отгулов, вызванных
больничными. Если рассматривать приведенные выше компании, такие как Google, Yandex, Intel Россия и Coca-Cola, то стоит обратить внимание на то, как применение экологичного офиса влияет на работу их персонала.[5]
Применяемое в этих офисах качественное белое (нейтральное) освещение оказывает позитивное влияние на эффективность работы- офисные работники, сидящие у окна, получают на 173% больше света и лучше спят. По оценкам исследователей, ночной сон работников, сидящих у окна на 46 минут больше. На эффективность работы важнейшее влияние оказывает чистый воздух, который возможен только при грамотном проектировании и монтаже системы вентиляции.
Система вентиляции (например, как у Coca-Cola) позволяет значительно сократить заболеваемость персонала в периоды эпидемий, а также насытить воздух кислородом. Наиболее предпочтительны гибридные системы вентиляции, предполагающие организацию работы по принципу рекуперации тепла, позволяющему использовать тепло уходящих теплых масс воздуха и обеспечивать постоянную температуру за счет подогрева приточного воздуха (как в офисе Intel).
Что же касается мотивации персонала в части продвижения концепции «зеленых» офисов, то, по мнению подавляющего большинства HR-менеджеров (85,4%), сотрудников компаний необходимо мотивировать к активному участию в программах «эко-офиса». [3] Стоит обратить внимание на систему мотивации, принятую в рассмотренных компаниях. В Google и Yandex делают ставку на корпоративные мероприятия. В Intel считают, что должна быть завязка мотивационных схем на экономном использовании ресурсов. В Coca-Cola рассчитывают на установление комфорта во всём.
Таким образом, использование принципов экологичности на предприятиях оказывает благотворное воздействие на персонал. Оно улучшает лояльность работников и клиентов, а также способствует повышению уровня работоспособности. Экологически ответственный имидж компании среди своих клиентов и партнёров становится реальным рыночным преимуществом конкретной компании и помогает экономить на содержании офиса. И, наконец, мероприятия программы эко-офиса повышают эффективность системы управления персоналом и, в свою очередь, увеличивают работоспособность персонала и его сплочённость.
Разработка инструментов управления реализацией концепции «экологичный офис» в организациях банковской отрасли
Методы разработки и внедрения проекта «Экологический офис» в организациях банковской отрасли.
Рассмотрим основные методы внедрения «ЭКО-офиса»: 1. Закупка продукции
• приобретение товаров с экологической маркировкой, включая канцтовары;
• приобретение офисной техники и оборудования с энергосберегающими свойствами (принтеры для повторной заправки картриджа) и др.
В целом, основными преимуществами эко-концепции для жизни и работы персонала компании представлены на рисунке 1:
1) Здоровая рабочая атмосфера.
2) Социальная ответственность.
3) Статус компании.
4) Сознательность персонала/ответственность.
5) Разумный подход к жизни и к работе.
6) Здоровая окружающая среда.
7) Хороший микроклимат в коллективе.
8) Развитие личности.
9) Сплочённость персонала.
10) Тренд.
11) Новые стандарты жизни.
12) Переключение внимания на важные вопросы, не связанные с —работой_
13) Экономия.
14) Дополнительная ценность для сотрудников.
15) Развитие культуры.
16) Лояльность персонала.
17) Бережное отношение к природе.
Рисунок 1 Преимуществами эко-концепции для жизни и работы персонала компании
2. Экономия ресурсов при использовании: электр оснабжения:
• Использование системы автоматического контроля освещения: фотореле, датчики движения, датчики присутствия и т.п
• Максимальное использование естественного освещения;
• Установка энергосберегающих приборов (лампочки, датчик движения и т.п.);
• Выключение приборов, если они не используются в работе;
• Выключение из розетки зарядных устройств;
• Выключение света, даже если в офисе никого нет непродолжительное время;
• Автоматический перевод ПК на режим энергосбережения, в частности отключение дисплея - 15 мин. и меньше, режим ожидания - 30 мин. и меньше и тому подобное. [1]
водоснабжения:
• Установка приборов учета (счетчика);
• Плотное закручивание крана;
• Закручивание крана, когда вода не используется;
• Установление качественного фильтра и системы подачи воды, вместо приобретения бутилированной воды;
• Срочная ликвидация протечек кранов и туалетных бачков и тому подобное.
теплоснабжения:
• Установка прибора учета (счетчика);
• Использование терморегуляторов на батареях отопления;
• Утепление окон и дверей;
• Использование теплоотражающих экранов за батареями отопления;
• Для максимального сохранения тепла в помещении на ночь закрывать окна шторами или жалюзи и т.
печать:
• двусторонняя печать;
• Перед началом печати - уменьшение шрифта и размеров полей документа;
• Замена в шаблонах документов черного цвета на более светлый;
• Бумага, использованная с одной стороны, может служить черновиком для печати рабочих документов;
• введение системы электронного документооборота между сотрудниками организации и т. д.
реклама:
• Осуществление рекламы через Интернет, вместо использования печатных объявлений, плакатов, баннеров и др .;
• Проведение презентаций, в отличие от раздачи печатных брошюр;
• Рассылка через Интернет, вместо индивидуальных звонков клиентам или отправки бумажной почты и т.
3. Утилизация
На этапе утилизации продукции, «зеленый офис» придерживается принципов 5-R: reduce, remake, redesign, reuse, recycle (сократить, переделать, переоформить, повторно использовать, утилизировать).
Авторами исследования был разработан проект по внедрению концепции «Экологического офиса» в Региональный операционный офис
«Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО) Филиала 6602 в г. Екатеринбурге , этапы которого представлены в таблице 1.
_Таблица 1 - Этапы внедрения «Экологического офиса»_
1 этап- Распределение ответственности
Ресурсы Риски Мероприятия по минимизации рисков
1. Человеческие: руководство, сформированная команда из персонала организации. 2. Материальные: заработная плата всем участникам + Минимальные -средства на поощрение сотрудников 3. Нормативно-правовые акты: руководство о введение ЭКО-офиса, руководство о введение ЭКО-офиса, инструкция по экологизации организации с результатами предварительного аудита, замерами и экономическими расчетами, с разработанными политиками, руководствами и шаблонами для ведения экологичных процессов в организации (ахо-процессы, эксплуатационные процессы). Неэффективная работа команды или нежелание сотрудников выполнять внедрение Организация встреч со специалистами и другими сотрудниками ЭКО-офисов для обсуждения преимуществ
Негативное отношение некоторых сотрудников к внедрению ЭКО-офиса Система мотивации и поощрений (премирований и благодарностей в виде грамот и благодарственных писем), а также наказаний и штрафов за неэффективную работу
Препятствия по внедрению по независящим от работников причинам или невозможность внедрения в организацию из-за разных обстоятельств (недостаточное техническое оснащение, форс-мажеры и т. д) Приглашение экспертов в области внедрения ЭКО-офиса
Неудачное формирование команды из персонала Анализ опыта внедрения ЭКО-офиса крупных компаний, которые публикуют свой опыт в открытом доступе или готовы им поделиться на коммерческой или не коммерческой основе
Отсутствие достаточных средств на внедрение Составление сметы для направленного выделения денежных средств
Нарушение сроков перехода на ЭКО-офис Установление четких и конкретных дедлайнов и закрепление
ответственных лиц за выполнением задач
2 этап - Провести аудит потребления ресурсов компании
Ресурсы Риски Мероприятия по минимизации рисков
1. Человеческие: руководство, команда специалистов занимающихся аудитом. 2. Материальные: заработная плата всем работникам и участникам занимающимся аудитом 3. Нормативно-правовые Некачественный аудит Закрепление ответственных лиц за выполнением задач
Неучтение всех необходимых элементов Закрепление ответственных лиц за выполнением задач
акты: руководство о введение ЭКО-офиса, веб- сайты, руководство о введение ЭКО-офиса, инструкция по экологизации организации с результатами предварительного аудита, замерами и экономическими расчетами, с разработанными политиками, руководствами и шаблонами для ведения экологичных процессов в организации (ахо-процессы, эксплуатационные процессы), отчеты компаний (при наличии). Неверное составление акта анализа Возможность учета погрешности в анализе
3 этап - Составление сметы
1. Человеческие: руководство, команда специалистов занимающихся аудитом, бухгалтерия, оценочная компания. 2. Материальные: оплата труда оценочной компании. Нормативно-правовые акты: руководство о введение ЭКО-офиса, веб- сайты, руководство о введение ЭКО-офиса, инструкция по экологизации организации с результатами предварительного аудита, замерами и экономическими расчетами, с разработанными политиками, руководствами и шаблонами для ведения экологичных процессов в организации (ахо-процессы, эксплуатационные процессы), отчет о затратах. Неверная оценка стоимости затрат на внедрение Приглашение экспертов в области внедрения ЭКО-офиса и резерв материальных ресурсов на случай нехватки денежных средств.
4 этап - Дедлайн
Ресурсы Риски Мероприятия по их минимизации
1. Человеческие: руководство, сотрудники, ответственные за сроки выполнения программы. 2. Материальные: заработная плата сотрудникам ответственным за сроки Нормативно-правовые акты: руководство о введение ЭКО-офиса, руководство о введение ЭКО-офиса, инструкция по экологизации организации с результатами предварительного аудита, замерами и экономическими расчетами, с разработанными политиками, руководствами и шаблонами для ведения экологичных процессов в организации (ахо-процессы, эксплуатационные процессы), отчет о выполнении. Неисполнение программы или халатное отношение к ней со стороны сотрудников Система мотивации и поощрений (премирований и благодарностей в виде грамот и благодарственных писем), а также наказаний и штрафов за неэффективную работу.
5 этап - Обучающие мероприятия для сотрудников
Ресурсы Риски Мероприятия по их минимизации
1. Человеческие: руководство, сотрудники, специалисты в области ЭКО-офиса, специалисты по установке оборудования и технического оснащения ЭКО-офиса. 2. Материальные: оплата работы сотрудников и специалистов, занимающихся обучением и техническим оснащением ЭКО-офиса. 3. Нормативно-правовые акты: презентации, семинары, вебинары, личные консультации специалистов, руководство о введение ЭКО-офиса, инструкция по экологизации организации с результатами предварительного аудита, замерами и экономическими расчетами, с разработанными политиками, руководствами и шаблонами для ведения экологичных процессов в Нежелание сотрудников посещать обучающие мероприятия. Система мотивации и поощрений (премирований и благодарностей в виде грамот и благодарственных писем), а также наказаний и штрафов за неэффективную работу.
Плохая работа сотрудников, непосредственно задействованных в организации внедрения ЭКО-офиса. Сотрудники организации, которые учувствуют в обучении могут не успевать выполнять свои прямые обязанности. Должное распределение обязанностей на время внедрения ЭКО-офиса и распределение обязанностей задействованных сотрудников между другим персоналом организации, которые менее задействованы или вовсе не задействованы в других мероприятиях.
организации (ахо-процессы, эксплуатационные процессы). 4. Рабочее время сотрудников организации
6 этап - Оценка внедрения ЭКО-офиса
Представим разработанный алгоритм перехода на концепцию ЭКО- офис Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО):
1. Разработка плана мероприятий по внедрению и совершенствованию ЭКО - офиса Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО)
2. Определение ресурсов и рисков на всех этапах реализации концепции ЭКО-офиса в Региональном операционном офисе «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО)
3. Разработка плана по минимизации рисков при внедрении ЭКО-офиса в Региональном операционном офисе «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО)
4. Согласование плана мероприятий по внедрению концепции ЭКО-офиса с руководством Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО)
5. Реализация плана мероприятий по внедрению концепции ЭКО-офиса в Региональном операционном офисе «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО)
6. Мониторинг реализации плана мероприятий по внедрению концепции ЭКО-офиса в Региональном операционном офисе «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО)
7. Оценка эффективности проведенных мероприятий по внедрению концепции ЭКО-офиса в Региональном операционном офисе «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО), составление отчета.
На основе интеграции исследований Быстрова А.В., Бойковой И.В., Борового Е.А., Вахина А.А. Суходольской Л.В., Моховой Л.А. [6,7] разработан план мероприятий по внедрению ЭКО-офиса в Региональный операционный офис «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО) Филиала 6602 в г. Екатеринбурге:
1. Проведение аудита в Региональном операционном офисе «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО) Филиала 6602 в г. Екатеринбурге соответствия критериям "ЭКО" стандартов.
• расположение Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО),
• энергоэффективность и энергосбережение Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО);
• рациональное водопотребление в Региональном операционном офисе «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО);
• качество среды Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО) (соответствие нормам, химическая и биологическая безопасность);
• наличие системы раздельного сбора отходов в Региональном операционном офисе «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО) ;
• наличие системы экопросвещения сотрудников Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО) (мотивационное просвещение для поддержания необходимых "эко-процессов" и экологические проекты организации);
• эко-ответственные закупки Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО) ;
• эко-ответственное ведение рекламной и полиграфической деятельности Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО);
• эко-уборка офиса.
2. Оценка направлений в офисе наиболее актуальных и возможных к изменениям, создание стратегии и политики ЭКО - офиса Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ( ПАО) .
3. Разработка плана повышения экологичности выбранных направлений Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ (ПАО).
4. Включение в план отдельным проектом разработку системы экопросвещения (как мотивации) сотрудников.
5. Составление пошагового плана с краткосрочными целями и отслеживание достиженных целей Регионального операционного офиса «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ (ПАО).
6. Добавление направлений, по мере достижения успехов в предыдущих, корректирование действия и решения для достижения наилучшего результата.
Таким образом, при выполнении перечисленных этапов можно будет считать внедрение проекта «Экологический офис» в Региональном операционном офисе «Ханты-Мансийский» Банка ВТБ (ПАО) успешным, что будет способствовать сокращению расходов компании, а также улучшит эффективность управления системы персоналом и его работоспособность.
В нашей стране полный переход на «зеленое» производство и, соответственно, «зеленые» рабочие места ожидается еще нескоро. Прежде всего потому, что нормативно-правовая база, регулирующая отношения между работодателем, государством и работниками, только еще формируется, налаживается и подвержена постоянным изменениям. Тем не менее, помимо уже принятой системы оценки условий труда, в этом направлении предпринимаются и другие шаги.
При этом, нельзя не отметить, что использование принципов экологичности на предприятиях оказывает благотворное воздействие на
персонал. Оно улучшает лояльность работников и клиентов, а также способствует повышению уровня работоспособности. В ходе проведенного исследования было выявлено, что на современном этапе среди населения признается эффективность и полезность перехода на эко-офисы.
Список литературы
1. Тажибаева Т.Л., Сальников В.Г., Полякова С.Е. Зеленый офис -основа устойчивого развития современного университета / Электронное научное издание «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление» www.rypravlenie.ru том 12 № 4 (33), 2016, ст. 4 URL: http://www.rypravlenie.ru/?p=3070&lang=en (дата обращения 12.03.2021)
2. Ткаченко П.В. «Зеленые» рабочие места: на стыке экологии и охраны труда [Электронный ресурс] URL: https://trudpravorf.com/sovmeschenie-ohrany-truda-i-ekologii/ (дата обращения 11.03.2021)
3. Империя кадров [Электронный ресурс] URL: http://www.imperia.ru/client/research/ (дата обращения: 29.01.2021)
4. Сайт Гринпис [Электронный ресурс] URL: https://greenpeace.ru/ (дата обращения: 20.02.2021)
5. Ковальчук А. Как зеленые технологии влияют на персонал [Электронный ресурс] URL: https://hr-tv.ru/articles/kak-zelenye-tehnologii-vliiaiut-na-personal.html (дата обращения 16.03.2021)
6. Быстров А.В., Бойкова И.В., Боровой Е.А., Вахин А.А. Особенности внедрения высоких социальных технологий в строительную деятельность на примере освоения инноваций "зеленого" проектного менеджмента/ В сборнике: Современные проблемы управления проектами в инвестициионно-строительной сфере и природопользовании. материалы VIII Международной научно-практической конференции кафедры управления проектами и программами. 2018. С. 333-339.
7. Бойкова И.В., Суходольская Л.В., Мохова Л.А. Особенности внедрения «зеленого» проектного менеджмента в сферу капитального строительства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/63EVN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.