© С.С. Кубрин, Е.И. Журавлев, 2011
С.С. Кубрин, Е.И. Журавлев
РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСЧЕТА ДОПУСТИМЫХ НАГРУЗОК НА ПОЛЖПАСТ ПРИ ПОДЪЕМЕ ГРУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ ГИБКОЙ СВЯЗИ
Разработанный инструмент рассчитывает разрывное и усилие с учетом запаса прочности, зависящим от числа полиспастов в системе и их кратности, для различных кранов для проведения последующих испытаний при техническом освидетельствовании грузоподъемного механизма.
Ключевые слова: грузоподъемные механизмы, полиспаст, статические и динамические испытания, техническое освидетельствование.
^Т/'аждый грузоподъемный механизм при техническом осви--ж\детельствовании следует проходить статическое испытание в течение 10 мин грузом, на 25 % превышающим его номинальную грузоподъемность, - с целью проверки прочности механизма и отдельных его элементов. Грузоподъемный механизм, выдержавший статическое испытание, подлежит динамическому испытанию. Динамическое испытание грузоподъемного механизма следует проводить грузом, на 10 % превышающим номинальную грузоподъемность механизма, - с целью проверки действия его тормозов. Коэффициент запаса торможения тормоза, в зависимости от режима работы и рода привода грузоподъемного механизма, должен быть от 1,5 до 2,5. Допускается проводить динамическое испытание рабочим грузом с повторным его подъёмом и опусканием. Во всех случаях при обнаружении дефектов при проведении испытаний грузоподъемного механизма испытание необходимо прекратить и после устранения дефектов провести вновь [1].
Механизмы подъема груза состоят из цилиндрического или червячного редуктора, соединенного муфтой с электродвигателем, и тормозного устройства. Выходной вал редуктора соединяется с барабаном. На барабане закрепляется канат с грузозахватным устройством (крюком, электромагнитом, грейфером).
В грузоподъемных машинах широко применяется полис-паст -устройство для подъема и перемещения грузов посредством гибкой связи, многократно огибающие подвижные и неподвижные блоки. Согласно правилам Госгортехнадзора механизмы подъема груза выполняются так, что опускание груза возможно только двигателем.
В механизмах подъема подвес груза на одной ветви каната применяют только в кранах малой грузоподъемности (1-3 т). В стрелковых (портальных) кранах, имеющих большую высоту подъема груза, подвес на одной ветви применяется при грузоподъемности 5 и даже 10 т.
Для исключения перекоса крюковой подвески обычно применяются полиспасты с четной кратностью in, под которой понимается отношение числа ветвей каната, на которых висит груз, к числу ветвей каната, набегающим на барабан лебедки [2].
Расчет нагрузки механизмов подъема груза мостового крана грузоподъемностью Q = 5 т для перегрузки массовых грузов. Скорость подъема груза гг = 0,2 м /с. Высота подъема Н = 6 м. Режим работы - средний, ПВ = 25 % (группа 4 режима работы по табл. 1).
Принимаем механизм подъема со сдвоенным двукратным полиспастом (рис. 1.).
Усилие в канате, набегающем на барабан:
И=0-,
™пЛа
где Q - номинальная грузоподъемность крана, кг; z - число полиспастов в системе; иг - кратность полиспаста; Ло - общий КПД полиспаста и обводных блоков: г/о = ЛпЛоб; (Лп - КПД полиспаста, Лоб - КПД обводных блоков).
Таблица 1
Режимы работы подъемного крана [3]
Режим работы Высота подъема, м
Низкий До 5
Средний От 5 до 9
Выше среднего От 9 до 15
Высокий От 15 до 21
Таблица 2
Зависимость коэффициента запаса прочности полиспаста от их кратности [4]
Кратность полиспаста (и) Коэффициент запаса прочности
1 1,25
2 5,5
4 11
6 18
Коэффициент полезного действия полиспаста, предназначенного для выигрыша в силе (концевая ветвь сбегает с подвижного блока):
л = .
ип 1 -Лбл
Поскольку обводные блоки отсутствуют, где Лбл = 0,98 , то
1 1 - 0,982 „ 5000 • 9,81
Ло = =-= 0,99, Fб =-= 12386 Н;
2 1 - 0,98 2 • 2 • 0,99
Расчетное разрывное усилие в канате при максимальной нагрузке на канат: F = Fkk; где Fk - наибольшее натяжение в канате (без учета динамических нагрузок), Fк = Fб = 12386 Н; к - коэффициент запаса прочности. к =5,5 из таблицы 2.
F = 12386 • 5,5 = 68123 Н
Инструмент для расчета разрывного усилия полиспас-тов (рис. 1) различной кратности, как отдельно, так и с учетом запаса прочности. А при известном разрывном усилии будет возможно провести статические и динамические испытания.
Работа инструмента по расчету нагрузок на полиспаст осуществляется по следующему алгоритму. Сначала выбираются характеристики грузоподъемного механизма, а именно «тип», «тип привода» и «тип крепления захвата». После этого следует ввести входные характеристики грузоподъемного устройства и нажать кнопку «Рассчитать». Далее произойдет подсчет необходимых показателей и коэффициентов, и затем будут выданы выходные данные.
Выходные данные включают в себя следующие параметры: разрывное усилие на канат (Н); наименование ГОСТа для расчета разрыв-
ного усилия для грузоподъемного устройства с выбранными характеристиками; величина разрывного усилия на канат с учетом
Расчет нагрузок на полиспаст
Выберите тип грузоподъемного устройстве:
м
Экранная форма инструмента «Расчет нагрузок на полиспаст»
запаса прочности и в экстремальных условиях, а также маркировка применяемого каната для выбранного типа полиспаста.
-------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Найдин И.Н., Найдина К.В. Руководство к практическим занятиям по геодезии и маркшейдерскому делу: Учеб. Пособие для техникумов. - М.: Недра, 1981. - 152 с.
2. Методичка по лабораторной работе «Расчет предельных нагрузок грузоподъемных машин и их механизмов» - М.: МГГУ, 2003г., 25 с.
3. Краны грузоподъемные. Режимы работы. ГОСТ 25546-82 М.: Изд-во стандартов, 1992.- 10 с.
4. Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы. ГОСТ 25835-83 М.: Изд-во стандартов, 1985.- 9 с.
5. Платонов П.Н., Куценко К.И. Подъемно-транспортные и подъемноразгрузочные устройства. М., 1972.
6. АлександровМ.П. Подъемно-транспортные машины. М., 1985. иігд=і
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -------------------------------------------------------
Кубрин Сергей Сергеевич - профессор, доктор технических наук,
Журавлев Евгений Игоревич - магистрант,
Московский государственный горный университет,
Moscow State Mining University, Russia, [email protected]